Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Принципы организации занятий с элементами тренинга для лиц по- жилого возраста




3. Принципы организации занятий с элементами тренинга для лиц по- жилого возраста

3. 1. Подбор группы и методика проведения занятий с элементами

тренинга

Абсолютным показанием к занятиям является желание, наличие мотива- ции у лиц пожилого возраста. В остальных случаях любой специалист центра (врач, медсестра, социальный работник) может выявить начальные наруше- ния психических процессов, уточнив у самого пожилого человека, беспокоит ли его забывчивость и рассеянность внимания, есть ли желание заняться их тренировкой. Для более точного выявления нарушения функций памяти, внимания и мышления или в сложно диагностируемых случаях пожилой че- ловек может быть направлен на консультацию к психологу (для диагностиче- ского тестирования) и к психотерапевту (для постановки диагноза).

Тренер (специалист, занимающийся проведением занятий с элементами тренинга) должен иметь, как минимум педагогическое или психологическое образование.

Учитывая возраст пациентов, ограничение их социальных связей, пси- хологические особенности мы рекомендуем групповые методы работы. Ко- личественный состав группы не должен превышать шесть-восемь человек. Это обусловлено тем, что тренер (психолог), проводящий занятие, должен наблюдать за любым изменением состояния каждого члена группы. Состав участников группы является постоянным от начала до конца курса занятий, так как задания усложняются от занятия к занятию. Набор упражнений вы- бирается тренером в зависимости от данных тестовой диагностики. Время проведения занятия – 60 минут. Курс рассчитан на 6-10 посещений 2 раза в неделю. Для пациентов, находящихся на амбулаторном лечении, курс – 10 посещений.


При формировании группы тренер предварительно беседует с каждым участником. Целью беседы является знакомство, формирование мотивации к групповым занятиям. Большинство пациентов, как правило, осознают имею- щиеся у них трудности, связанные с запоминанием и положительно реагиру- ют на предложение быть включенным в группу. Если в ходе предваритель- ной беседы не удается сформировать достаточно высокую мотивацию к заня- тиям, пациенту предлагается посетить одно групповое занятие, после чего он делает самостоятельные выводы о возможности своего дальнейшего участия.

Рекомендуемое время для проведения занятий – утренние часы.

По окончании цикла занятий дается домашнее задание индивидуально для каждого участника, а также рекомендуется повторное прохождение курса 2 раза в год.

Показания для проведения занятий:

С целью профилактики.

Неврозы позднего возраста.

Любые заболевания, сопровождающиеся снижением памяти, внимания, мышления.

Противопоказания для проведения занятий:

Неудовлетворительное общее состояние. Острые психозы.

Отсутствие мотивации к занятиям.

Относительные противопоказания:

Прием транквилизаторов, нейролептиков, других седативных средств, приводящих к выраженной заторможенности, сонливости.


3. 2. Трудности проведения занятий с элементами тренинга

Успешная работа тренера с группой во многом зависит от его способно- сти находить взаимопонимание, как с каждым участником, так и с группой в целом. Максимально доброжелательная теплая атмосфера поддержки уча- стия позволит всем чувствовать себя более комфортно в непривычной обста- новке, быстрее адаптироваться. Тренер обращается ко всем группы по имени и отчеству, поощряя любой ответ на предложенное задание. Следует обра- щать внимание на свое поведение: жесты, мимику, позы, интонации.

Позитивное влияние на участников группы оказывают: улыбка, одобри- тельное кивание головой, контакт глазами, реплики одобрения. Желательно использовать следующие фразы: «правильно», «хорошая работа», «какие еще у вас будут идеи», «как бы вы могли…».

Нарушить работу занятия могут следующие негативные поведенческие реакции тренера:

- плохой контакт глазами;

- скучающий вид;

- проявление раздражения;

- «барабанящие» пальцы;

- перелистывание бумаг;

- частые взгляды на часы.

Нежелательно пользоваться следующими фразами: «очевидно», «давай- те решим это позже», «у нас мало времени».

При формулировке задания тренеру необходимо четко, громко, члено- раздельно произносить инструкцию. Стараться не использовать длинные, сложные слова, сохранять простоту и краткость, не использовать профессио- нальные термины. После занятия пациенты должны приобрести уверенность в себе и положительный настрой на следующие встречи.


Очень важно, чтобы тренер адекватно оценивал любые трудности или проблемы, которые могут возникать у участников группы, не вовлекаясь в них эмоционально.

Работая с людьми, тренер постоянно сталкивается с разнообразными типами личности. Каждый участник группы уникален своей неповторимо- стью, но число поведенческих моделей, которыми участники чаще всего пользуются, более ограничено. На начальном этапе работы (первые 2-3 заня- тия) у пациентов может возникнуть психологическое сопротивление, являю- щееся естественной реакцией на трудности, с которыми они сталкиваются во время работы в группе, и чувство неловкости из-за невозможности выполне- ния задания в полном объеме. Как правило, выявляется несколько типов та- кого сопротивления. Поэтому тренеру необходимо научиться развивать уме- ние взаимодействовать с разными людьми и типами личности.

Со стороны пожилых людей могут возникнуть следующие поведенче- ские реакции, которые тренер должен уметь сглаживать:

- отказ от выполнения задания («я так никогда не повторю», «у меня ни чего не получится», «я уже не в том возрасте»…);

- смех или шутки, направленные на членов группы. Чаще всего это явля- ется признаком сильного напряжения, переживаемого пациентом в ходе группового занятия. В таком случае необходимо поддержать пациента, найдя слова одобрения;

- молчание или стремление находиться в стороне от группы в момент общего обсуждения, что связано со сниженной самооценкой, страхом быть осмеянным, с трудностями выражения своих мыслей. Необходимо выяснить причины, которые вызвали подобные реакции. Желательно найти приемле- мые пути выхода из сложившейся ситуации. Можно изменить задание или задать наводящий вопрос, с которыми участник занятия, справится легче;

- частная дискуссия – общение с одним или несколькими участниками без внимания к тому, что происходит в группе. Встречается при рассеянном внимании, неспособности концентрироваться на формулировке задания. Ес-


ли тренеру удалось преодолеть перечисленные трудности, то ко второму за- нятию участники себя чувствуют свободно среди членов группы и активно участвуют в тренингах.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...