2. Типичные нарушения основных познавательных процессов в пожилом возрасте
2. Типичные нарушения основных познавательных процессов в пожилом возрасте 2. 1. Нарушение памяти в пожилом возрасте Память – это форма психического отражения действительности, заклю- чающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забывании ин- формации. Выделяют произвольную и непроизвольную; опосредованную и логиче- скую, зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную, вкусовую и ося- зательную, долговременную и оперативную, ассоциативную память. Память принято делить на четыре вида: - память на давно прошедшие события; - память на недавние события в прошлом; - память на текущие события; - удержание и воспроизведение только что предъявленного материала. Особое внимание необходимо обратить на нарушения процессов запо- минания, воспроизведения, хранения и забывания информации. Нарушение процесса запоминания характеризуется неспособностью узнавания ранее полученной информации или невозможностью воспроизве- дения информации, неоднократно повторяемой. Нарушение процесса воспроизведения характеризуется неспособностью воспроизводить информацию без дополнительного стимула. Нарушение процесса хранения информации характеризуется неспособ- ностью длительного удержания полученной информации в памяти. При психотических состояниях встречаются следующие расстройства памяти: Конфабуляции – обманы памяти, при которых неспособность запечатле- вать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышлен- ных, не имевших места событий. Псевдореминисценции – нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее.
Криптомнезия – расстройство памяти, при котором больной присваивает чужие мысли, действия себе. При выявлении приведенных выше расстройств памяти необходима консультация психотерапевта, психиатра.
2. 2. Нарушение внимания в пожилом возрасте Внимание – простейший вид саморегуляции. Созерцаемый предмет или мысль, на которую направлено внимание, начинает занимать все поле созна- ния целиком. Таким образом, достигается устойчивость процесса, и создают- ся оптимальные условия для обработки этого объекта или мысли в данный конкретный момент. Внимание характеризуется направленностью и сосредо- точенностью психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности, сознательным или бессознательным отбором одной информа- ции, поступающей через органы чувств при одновременном игнорировании другой. Ограниченный объем внимания характеризуется концентрацией, рас- пределением, переключаемостью, предметностью, устойчивостью, сосредо- точенностью. - При нарушении устойчивости внимания человек не в состоянии дли- тельно удерживать свое внимание на одном и том же объекте, т. е. внимание рассеивается. - При нарушении концентрации внимания страдают функции выделения самого главного в данный момент, будь то чтение литературы или любая жизненная ситуация. Теряется возможность правильно оценить временные промежутки. - При нарушении переключаемости становится невозможными быстрый переход от одного вида деятельности к другому. В идеале это реализуется волевым усилием, которое ощущается как некоторое нервное напряжение. Следовательно, чем слабее функция переключаемости, тем выше нервное напряжение. - Нарушение предметности внимания характеризуется отсутствием воз- можности абстрагироваться от дополнительных раздражителей в момент со- средоточения внимания на чем-либо конкретном (мысли, действия). Челове- ку может мешать жужжание мухи, негромкий шум в соседней комнате, зво- нок трамвая за окном.
- Нарушение концентрации внимания характеризуется увеличением времени на выполнение задания или любого бытового процесса. - Нарушением сосредоточенности внимания является отсутствие спо- собности концентрировать внимание на одних объектах при игнорировании других.
2. 3. Нарушение мышления в пожилом возрасте Мышление – психический процесс опосредованного и обобщенного по- знания объективной реальности. Это процесс в поной мере можно назвать высшим познавательным, поскольку именно мышление способствует приоб- ретению знаний, творчеству. Наряду со снижением памяти и внимания у пожилых отмечается нару- шение процесса мышления (анализа, синтеза, обобщения, конкретизации). Каждая из перечисленных операций способствует более глубокому проник- новению в суть вещей, пониманию внутренних связей, а значит более точно- му познанию реальности. 1. При нарушении анализа наблюдается невозможность расчленения предмета на составные элементы (не дается анализ увиденного и вос- принятого). 2. Нарушение синтеза характеризуется невозможностью обрабатывать воспринимаемую информацию. 3. Нарушение обобщения характеризуется невозможностью соединения предметов и явлений в определенный класс. 4. Нарушение конкретизации характеризуется отсутствием проведения логических операций. Отмечается скудность творческого (креативного) мышления и нарушается построение логических цепочек, появляется стереотипное, тугоподвижное мышление. Все перечисленные нарушения памяти, внимания, мышления связаны с процессами старения, органическими поражениями головного мозга, тяже- лыми соматическими заболеваниями. Они также встречаются при различных психоэмоциональных состояниях, сопровождающихся тревогой, нервным напряжением. Немаловажную роль играет и изменение социального статуса при выходе на пенсию. Возникает дефицит общения, снижается интерес к познавательной деятельности. Часто пожилые люди погружаются в домаш- ние дела и живут лишь воспоминаниями. Снижение при этом физической ак- тивности ведет к ограничению общения. Для полноценной жизни необходимо следить не только за физическим здоровьем, но и за интеллектуально-мнестической сохранностью. Рекомен- дуются походы в театр, просмотр телепередач, чтение новой литературы и перечитывание старой, посещение выставок, лекций, клубов по интересам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|