Русская земля. Немецкая земля. Расийская земля. Города. Иерусалим. Ииулан. Колонь. Цареград. Сионска. Иордан. Смородина
РУСЬ = (Святая) Русь: ркп. из Арх. г., Забыл., 307, 312; Ефим. 2, 202-203. ( 3 упоминания. ( См: Россия®. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ = Русская земля.: Арх. г., Ефим. 2, 140; Святорусская земля: Волог. г., Срезн. 03, 154. ( 2 упоминания. ( См: Россия®. ( По Святорусской земле расплывается грозовая туча. В Русской (и Немецкой®) земле есть огненный царь, который высушил реки, озера и источники; ср. многочисленных царей с той же функцией, выступающий в заговорах: Агаф®, Ахав®, Агарян®, Агей® и др. НЕМЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ = Немецкая земля: Арх. г., Ефим. 2, 140. ( 1 упоминание. ( В эпическом заговорном вступлении, где отсутствует упоминание о море, выступает в качестве первого круга магического пространства (вместе с Русской®). ( В ней (и Русской®) есть огненный царь, который высушил реки, озера и источники; ср. многочисленных царей с той же функцией, выступающий в заговорах: Агаф®, Ахав®, Агарян®, Агей® и др. РАСИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ = Расийская земля: б. м., Тих. Лет. 5, 112. ( 1 упоминание. ( См.: Россия®. ГОРОДА ИЕРУСАЛИМ = Иерусалим: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2751; Волог. г., Вин. 1, 15-16; ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 10-11; ркп. из Новг. г., Майк., 530-539; Симб. г., Майк., 521-522; Ерусалим: Перм. г., Майк., 480; б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ерусалем: Ворон. г., Майк., 504; Селиванов, 99. ( 11 упоминаний. ( В соответствии с иудео-христианской моделью мира, обычно выступает в качестве последней сакральной области, окружающей центр мировых координат. ( Постоянный мотив крепости: как утвержден Иерусалим на земле, так утвердится земля на месте клада; сколь крепко в нем стоит на воздусе гроб Господень, столь бы крепко стадо держалось заговора и т. п. В Иерусалиме на лобном месте под листом, под манистом - 3 гробницы, в которых Михаил архангел®, Гавриил Хранитель® и св. Симон®. Встречается мотив убийства в Иерусалиме св. Макария.
( О месте и функции Иерусалима в иудаистской модели мира см.: Бубер 1989, 300. Для модели мира русского фольклора Иерусалим - пуп (центр) земли (см.: Никитина 1993, 107). ( См.: Кондратьева 1967, 193-l94. ИИУЛАН = У горыди, у Iiуланi: Смол. г., Добр., 170. ( 1 упоминание. ( В нем стоит святая яблонька, под которой лежит три листа (письма) от трех апостолов: святога Кузьме, святога Михайли, святога Исимана®. КОЛОНЬ = Колонь: б. м., Сах., 33. ( 1 упоминание. ( Едва ли от французского названия Кёльна Cologne; ср.: колонь (тверск. ) -' стеклянная посуда' (Даль, т. 2, 142). Впрочем, учитывая ненадежность опубликованных Сахаровым текстов (он подвергал их произвольной редакторской правке), эта форма вообще не вызывает доверия. ( Туда ведет правая (восточная) из трех дорог в поле. ЦАРЕГРАД = Цареград: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6665. ( 1 упоминание. ( Выступает в качестве последней сакральной области, окружающей центр мировых координат. В тексте отождествляется с Иерусалимом, который мыслился православным народом как " всем городам отец", т. е. своего рода " царь-город". ( Цариград упоминается в болгарских заговорах, но в качестве места, куда ссылается болезнь (см.: Маджаров 1978, 54). УЛИЦА СИОНСКА = Улица Сионска: ркп. из Симб. губ., Щапов, 56-57 (то же: Майк., 476-477). ( 1 упоминание. ( На нее смотрит ограждающий себя крестом субъект заговора. РЕКИ ИОРДАН = Иордан: Арх. г., Забыл., 333, 351; ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; Орл. г., Попов, 225; Симб. г., Майк., 521-522; б. м., Вин. 1, 35-36; Сах., 20; И(рдан (Р. п. - Иердани): ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 500; Ирдань: Смол. г., Попов, 234; Ердан: ркп. из Волог. г., Вин. 1, 15-16; б. м., Тих. Лет. IV, 78; Ярдан: б. м., Тих. Лет. 4, 78; Ордан: Курск. г., Майк., 486, 489. ( 14 упоминаний.
( На берегу Иордана чаще всего находятся волшебные помощники и защитники. Посреди него - белый камень, в нем находится белая рыба, которой отдают ключи от заговора. Нередко упоминается, что в Иордане крестился Христос. Мотив реки в зачинах заговоров часто сопряжен с мотивом города, в частности, Иордан (более точная транскрипция ивритского слова - Ярден ) - с Иерусалимом. ( Иорданью во многих регионах называли прорубь, особенно освящаемую на Крещение. В связи с этим было распространено поверье о целительной Иорданской воде. См. также: Кондратьева 1967, 223-225. ( В западноукраинском (угорскорусском) заговоре (Петров, 129) в Иордане купаются 3 ангела: первый черпает воду, второй омывает раба Божия, третий молится Господу Богу за раба Божия. Ср. также " вода Ярданица" в белорусском заговоре: Романов 1891, 26. ( В румынском любовном заговоре Мариора отправляется по дороге Траяна к реке Иордану набрать холодной воды и смыть с себя тоску (Яцимирский 1897, 197), а синонимом слов " чистый" и " святой" является выражение " мытый Иорданской водой" (там же, 201-202). СМОРОДИНА = Смородина (Черна-Смородина): Костр. г., Вин. 1, 96; Смол. г., Попов, 243. ( 2 упоминания. ( Речку Смородину сближали с одноименной реальной рекой недалеко от г. Карачева (Брянская о. ), были указания на распространенность гидронима на Русском Севере; из памятников известны старинные русские гидронимы Смердя, Смерделя, Смердица и др. И. Д. Квашнин-Самарин, считая первичной предположительную форму *Самородина, объяснял Смородину как реку саму собой рождающуюся, первообразную, " самородную", небесный или подземный мифический прообраз всех рек (Квашнин-Самарин 1871, 86-87). Выводили название из смуры - 'темный' в связи с инфернальной символикой черного цвета. А. Е. Крымский предлагал объяснение названия Смородины из распространенного тюркского гидронима Самурдон - 'соболья река' (Кримський 1973, 349-351). Но чаще всего название Смородина выводят из корня " смрад" (" смород" ) - 'сильный, неприятный, удушливый запах'. Мифотопоним, таким образом, истолковывается как " смрадная, зловонная река". Эту точку зрения высказывали В. Н. Мансикка (1909, 10), Н. И. Коробка (1910, 199), В. И. Еремина (1967, 145), Т. Н. Кондратьева (1967, 212-213), Л. В. Доровских (1977, 42).
( Выступает в качестве водного рубежа " мира иного". ( В заговорах от крови она связана с мотивом перевозчика, " старого, матерого человека" в лодке, секущего саблей синее мертвое тело, причем синяя кровь не течет. На ней калиновый мост, на нем дуб Мильян®. ( Смородина широко известна в русском фольклоре. По былинным данным, она впадает в Волгу. В. Н. Мансикка и Н. И. Коробка описывали ее как огненную (черную) реку, отделяющую потусторонний мир (ад) от мира живых, реку серную, следовательно - смрадную. (Впрочем, былинные богатыри хотят иногда напиться из Смородины свежей воды. ) Через огненную реку в духовном стихе Михаил Архангел перевозит души умерших. Она - рубеж мира иного, преграда, которую вынужден преодолеть отправляющийся в путешествие фольклорный герой. Отсюда связанный с ней в былинах, сказках и заговорах мотив калинового (каленого) моста (см. о нем: Калашник 1992; Хроленко 1997; Юдин 1997), иногда - двух-трех мостов или перевоза, у которых богатырь сражается со змеем, Соловьем-разбойником, чудом-юдом и т. п. В сказках на берегах Смородины лежат кости человеческие (см. № 137 в собрании Афанасьева), переправа смертельно опасна. Заваленная " дубьем да колоденькам", Смородина оказывается третьей заставой на пути былинного Ильи Муромца из Чернигова в Киев (первая - темные леса, вторая - черные грязи), она встречается на пути и у отправляющейся тем же маршрутом жены Ставра Годиновича Василисы (Настасьи) Никулишны. Фольклорная Смородина опасна для живого человека (" черная речка грозна Смородинка" ). В песнях река смородна губит молодца за похвальбу, " говорит человеческим голосом, душой красной девицей, за слова ласковые и поклоны низкие пропускает молодцев, других же за обиды топит". Для переправы ее необходимо укротить, усмирить. В народной балладе князь Роман, убив и растерзав свою жену, бросает ее в реку Смородинку; в другом варианте князь Демьян правую руку своей жены с золотым кольцом бросил " во Неву-реку самородную". На Смородине останавливаются на отдых былинные богатыри (Добрыня Никитич, Алеша Попович) и сказочные герои (Иван Быкович с братьями); у нее Саул Леванидович убивает царя Кунгура, а Добрыня настигает богатыря Кузьму Семерцянинова, племянника-врага Ильи Муромца. Здесь Алеша Попович находит убитого Добрыню Никитича. На реке Смородине останавливаются во время набега на Русь королевичи Левики, племянники Политовского короля, через нее переправляется в облике волка князь-оборотень Константин (Роман) Дмитриевич, чтобы навредить им и подать сигнал к битве.
Известие Готлиба Зигфрида Байера, немецкого историка, работавшего с 1725 г. в Санкт-Петербургской Академии Наук, о том, что древнее название Москва реки было Смородина, основано, вероятно, на неверном понимании устойчивых фольклорных сочетаний типа " Москва-река Смородина". См. также: Юдин 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|