Океан. Хвалынское. Города. Лукорье. Арарат. Сиамские. Острова. Содом и Гомор. Тивериадское. Болота. Сиянско. Названия объектов, не связанных с локусами мифологического мира
ОКЕАН Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике " Названия первого круга мифологического мира " ®. ХВАЛЫНСКОЕ Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике " Названия первого круга мифологического мира " ®. ГОРОДА ЛУКОРЬЕ = Град Лукорье: Симб. г., Майк., 577. ( 1 упоминание. ( Очевидно, вариант слова лукоморье. ( В заговоре от огненного змея, летающего к девице. ( В нем " летел змей по поморию, града царица им прельщалася, от тоски по царе убивалася, с ним, со змеем, сопрягалася, белизна ея умалялася, сердце тосковалося, одному утешению предавалася - как змей прилетит, так ее и обольстит". Сюжет позволяет рассматривать город как антилокус. ГОРЫ АРАРАТ = Гора Арарат: Орл. г., Попов, 245; Араратские горы: Смол. г., Добр., 206; б. м., Сах., 19, 28. ( 4 упоминания. ( Источником послужило, вероятно, как представление о библейском Арарате, так и о реальной г. Арарат. ( Горы Араратские чаще всего служат местом отсылания враждебного существа или вора, представляясь границей преисподней, что связано, видимо, с положением реальной г. Арарат - на далеком юге (а южное направление связано, как известно, со смертью), на границе враждебного мусульманского мира. ( Гора может стоять на о. Буяне®, на ней - заповедный камень. СИАМСКИЕ = Сиамские горы: Вятск. г., Иван., 46. ( 1 упоминание. ( Вероятно, переосмысление Синайских гор (см.: Синай®) под влиянием названия Сиам. ( На них дуб-дубище, в котором " сидят 77 лешаков, 77 лешачих, стоит сам лешак Хоровей®". АФОН Все упоминания, в том числе в качестве антилокуса, рассмотрены в рубрике " Названия второго круга мифологического мира " ®.
ОСТРОВА ЯОСТ = Яост: Арх. г., Ефим. 2, 202-203. ( 1 упоминание. ( Полный людей остров, на котором, находится Архан-царь®, угрожающий Руси. ОЗЕРА СОДОМ И ГОМОР = Озеро Содом и Гомор: б. м., 3абыл., 324. ( 1 упоминание. ( Ср. в белорусском заговоре бесы-дьяволы ссылаются " идз± Содом и Гомора стряблена" (Романов 1891, 8); возможно, в результате многократных ошибок при переписке и переосмыслений предлог переосмыслился как существительное " озеро". ( Туда - как в своего рода " место греха", " антиместо" (и в бездну преисподнюю) - ссылается огненный змей, летающий по ночам к девице. ( Историю уничтожения Содома и Гоморры см.: Быт. 18. 16. -33.; 19. 1. -28. ТИВЕРИАДСКОЕ = Озеро Тивериадское: б. м., Попов, 18. ( 1 упоминание. ( ( Несмотря на новозаветные ассоциации, выступает в функции, тождественной обычной функции Черного моря: из него выходят 12 дев-лихорадок. ( Озеро в Палестине, оно же в Писании Генисаретское оз. и Галилейское море. БОЛОТА СИЯНСКО = Сиянско болото: Новг. г., Майк., 507. ( 1 упоминание. ( В чистом поле - место игрищ темных сил, где дожидаются изгоняемых из человека болезней. НАЗВАНИЯ ОБЪЕКТОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛОКУСАМИ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА РЕКИ-ПОМОЩНИЦЫ Реки в заговорах могут не только выступать в качестве эквивалентов границы или периферийных локусов мифологического пространства, но и быть помощницами, как и антропоморфные персонажи, звезды, змеи и пр., сохраняя при этом свойства географического объекта, как бы полуперсонифицируясь. В качестве ИС рек-помощниц в заговоры часто вводились реальные гидронимы (потамонимы), названия местных рек (об этом и вообще о названиях заговорных рек см.: Агеева 1988). ВОЛГА = Волга: Алтай, Майк., 543 (вместе с Камой); Арх. о., МГУ-73, ФЭ-09: 7526; Волог. г., Иванов, 140; Новг. г., Сах., 35; ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 484; б. м., Сах., 23.
( 7 упоминаний. ( ( Обычно выступает, как и прочие реальные реки, в качестве волшебной помощницы: помогает в охоте, не дает расходиться пасущемуся скоту (по принципу симпатической магии: как река течет - так бы текли звери или скотина), смывает болезни и сглаз, порчу, тоску. Кроме того, за ней и на ней могут находиться различные волшебные персонажи: девица - повелительница пуль; лебедь княжая с княжева двора; муж ведун, заговаривающий раны. ( Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море в песнях см.: Хроленко 1992, с. 31-33. ЛЕДЬ = Матушка Ледь река: Арх. г., Мансик., 131; пойду на Ледь реку: Арх. г., Мансик., 132. ( 2 упоминания. ( Реальная река в Арх. о. ( Смывает тоску и печаль; во втором тексте по ней плывет кокора (дерево с корнем - см.: Даль, т. 2, 134), на которой дерутся два чертенка (заговор на отворот любви). МЕЗЕНЬ = Матушка-Мезень: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6647. ( 2 упоминания. ( Реальная река в Арх. о. ( Смывает тоску. НЕПРЬ = Непрь (Р. п. - Напр(): ркп. из Костр. г., Вин. 2, 35. ( 2 упоминания. ( От Днепр, о чем см.: Соколов 1912; ср. также русские потамонимы Непра, Непрушка и др., а также многочисленные балтийские гидронимы с тем же корнем, приводимые в работе: Топоров 1977б, 71. См. также: Гин 1997. ( Из нее выносит осенний лед - так бы выносило тоску по такой-то. САЛАМАНИДА (ИРДАНЬ, ВУТЯ) = Сла(на рика Ирдань Саламанида: Смол. г., Добр., 176; сла(на рика Вутя, сла(на рика Саламанида: Смол. г., Добр., 175. Ср. р. Иордан®, бабушку Соломониду® и церковь Салманиду®. ( 2 упоминания. ( Смывает сглаз (уроки). ( В первом тексте " ишла па святым гарам, па жа(тым пискам, пу крутым бирижкам, пу зяленым лужкам, пу махам, пу балотам, па гнилым калодам" и смывала их - так бы и уроки. Во втором " выхадила з вастока, с биластока и са (сих четырех старон, атмывала крутыи биряги, аткрывала жа(ты пяски".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|