Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Названия второго круга мифологического мира




ДУНАЙ

= Дунай Арх. о.: Аст., 73

( 1 упоминание.

( ( Река на восточной стороне, через которую - калинный мост (о нем см.: Смородина, а также Юдин 1997).

( ( ( Самое распространенное название реки в фольклоре славянских народов, обычно означающее не конкретный Дунай, а реку вообще, своего рода мифологический прообраз реки (ср. в польском тексте для каравая берут " z trzech dunajow wodenkea" [Baczkowska 1988, 90]). Об отождествлениях типа Дон = Дунай, Волга = море, Черное море = Каспийское в песнях и вообще о семантике лексемы дунай в славянском фольклоре см.: Хроленко 1992, с. 31-33. О Дунае в представлениях древних славян, лексеме Дунай в славянских языках и фольклоре см.: Иванов, Топоров 1995. О Дунае в польском фольклоре см.: Bartminski, Majer-Baranowska 1996.

ЕФРАТ

= Ефрат река: Амур, Азад., 014.

( 1 упоминание.

( Расположена в подвосточной стороне.

ПОРАЗЛИВ

= Река Поразлив: Орл. г., Попов, 237.

( 1 упоминание.

( На ней (под дубом Подливом®) сидят святые, изгоняющие лихорадок.

СИЯ

=. .. На Сiя реку: Арх. г., Мансик., 134.

( 1 упоминание.

( Очевидно, искаженное Сиян®.

( " По Сiя реке анделы Господни на Страшном Суде вострубят в трубы золотые... " (в заговоре на оберег скота).

СИЯН

=. .. На тэй речки на Сiяни: Смол. г., Добр., 193. Ср. гору Сион®.

( 1 упоминание.

( На ней лежит камень Латырь®, на котором две сестры Марьи, третий брат Микифыр® (в заговоре от грыжи).

НАЗВАНИЯ ВТОРОГО КРУГА МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРА

ОСТРОВА

Следующим, последним перед центром кругом, областью мифологического пространства, следующим после моря, чаще всего оказывается остров (или сразу камень).

БУЯН

= Буян: Амур, Влад., Ворон., Волог. г., Вятск. о., Енис., Костр., Олон., Орл., Ряз., Сарат. г., Сибирь, Симб., Смол., Тамб., Тульск. г.

( Значительно более 100 упоминаний.

( А. Н. Афанасьев в 1851 г. выводил название острова из буй в значении 'буйный' (1996, 24). В 1893 г. Н. И. Барсов сопоставлял слово с древнерусским бq" ти, которому приписывал значение 'похотствовать греховно', и потому видел в Буяне остров свободной любви (Барсов 1893, 215). В начале XX века В. Мансикка выводил название Буян из морского термина " буй", связывая это с известной символизацией Церкви в виде корабля (cм.: Mansikka 1909, 182-184). Буян сближали с о. Березань в устье Днепро-Бугского лимана (Болтенко 1947) и с о. Руян (Ругия, позднее нем. Рюген), древним религиозным центром балтийских славян (Вилинбахов 1965 и 1967), но этимологически подобные параллели не доказаны, а сама возможность существования реального прототипа Буяна представляется сомнительной. Сегодня название обычно сближается с диалектным буян - 'высокое место, горка' из древнего буй - 'гора, холм, высокое открытое место'. Ср. древнерусское боуи 'кладбище', пск. буй, арх. буево, олон. буево, буевка, буява, твер., олон. буйвище со значениями 'погост, огороженное место у церкви, кладбище', хотя, по Б. А. Ларину, это - поздний эвфемизм (см.: Ларин 1977, 83-100), а также буян в значении 'пристань, где причаливают суда с товарами' (Бурнашев 1843, т. 1, 66).

( На нем, как и на прочих заговорных островах, часто находится камень (напр., Алатырь®) церковь (с железным тыном от земли до неба и медной крышей, запертая 30-ю замками), дом (каменная изба), светлица, дуб (ни наг, ни одет, под дубом липовый куст, под ним златой камень, на нем черное руно), столб, ракитовый куст (3 куста: ракитовый, липовый, черемуховый), а также гробница с волшебными помощниками, сами эти помощники и защитники: Христос®, Богородица®, святые, бесы, змеи, птицы (в частности, свят морской петух), мертвецы и т. д.; три кузницы, где куют бесы; меч-кладенец, осиновый пень, доска, на которой тоска, сундук с булатными ножами, которые посылаются мучить вора, и мн. др. На нем люди не ходят, птицы не летают (этот же мотив может быть связан с сырой землей: Аст., 50). На него изгоняется ночной крик младенца.

( А. Н. Афанасьев считал Буян метафорой весеннего неба, плавающего в воздушном океане, раем, островом вечного лета, местом пребывания усопших праведников (см.: Афанасьев 1996; он же 1868, т. 2, 131-142). А. С. Пушкин упоминает этот остров в " Сказке о царе Салтане".

( В фольклоре Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, как известно, лежит через водное пространство. В сказке на нем " стоит бык печеный, возле него лук толченый", остров может служить ареной сказочного действия. См. о нем также: Кондратьева 1967, 225; Горбаневский 1987.

КУРГАН

= Курган: Волог. г., Вин. 1, 63; Кал. г., Майк., 485; Орл. г., Майк., 488; Пенз. г., Майк., 479-480; б. м., Щапов, 52-54.

( 6 упоминаний.

( См. Буян®.

( Ср. наименование овина Курган и Курган Курганович в русских загадках (см.: Загадки 1968, № 2279, 2280).

ОКЕАН

= Океан: Арх. о., Аст., 51, 72.

( 2 упоминания.

( См. Буян®.

( В первом тексте лежит в синем море, на нем стоит 40 церквей, между ними жидовья Христа распинали. Во втором на нем бел шатер, в котором Богородица зашивает раны.

БОЖИЙ

= Божий: Южн. Сибирь, Майк., 499-500.

( 1 упоминание.

( См. Буян®.

( На нем бел горюч камень Алатырь®.

БУЕВОЙ

= Буевой: б. м., Щапов, 60.

( 1 упоминание.

( См. Буян®.

( См. Буян®.

БУЕЛАН

= Буелан: Волог. г., Вин. 1, 63-64.

( 1 упоминание.

( См. Буян®.

( См. Буян®.

ГОРЫ

Эквивалентна острову и часто заменяет его в заговорных текстах гора (или горы).

СИОН

= Гора Сион-матушка: Олон. г., Вин. 1, 31; гора Сионя: Волог. г., Шерем., 43; Сеян гора: Амур, Азад., 010; матушка Сыянь гора: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; Сионская гора: Волог. г., Попов, 228; Костр. г., Вин. 1, 93-94; Перм. г., Майк., 500-501; Сарат. г., Попов, 233; Сионские горы: Курск., Симб. г., Майк., 518; Тульск. г., Майк., 505-506; 7 гор Сiонских: Симб. г., Майк., 522-523; Осiон гора: Олон. г., Мансикка, 199; Осеон гора: Олон. г., Мансикка, 199; Осионска гора: Новг. о., Власова, 195; Сиянска гора: Новг. г., Майк., 504-505; Арх. о., Ив., 21. В старинной рукописи из Архангельской губ. упомянута гора Симойская: Забыл., 362

( 14 упоминаний.

( От библейского Сиона. Названия типа Осионская, Сиянска - явное переосмысление под влиянием глагола " сиять".

( Чаще всего встречается мотив восхождения на гору Сион субъекта (того, кто произносит заговор) или мифического персонажа. С нее по золотой лестнице может спускаться Пресвятая Богородица. На ней может стоять дуб, церковь или другой эквивалент мировой оси. На ней лежит Адамова голова® (смешение с Голгофой).

( По словам М. Бубера, Сион - имя древней крепости евусеев, превращенной царем Давидом в столицу. " Это имя поэты и пророки перенесли на весь Иерусалим, причем имеется в виду не Иерусалим как царская резиденция, а Иерусалим Храма - Сионом нередко называют Храмовую гору. В древности название " Сион" символизировало сияние святого места, и это сияние, это освящение неотъемлемы от него. В молитве и в песне звучат тоска по Сиону и скорбь народа в изгнании; в названии " Сион" воплотилось представление о святости родной земли, а Каббала отождествляет Сион с одной из эманаций Бога" (Бубер 1989, 259-260). Интересно, что созвучие русского глагола " сиять" и названия Сион возродило на славянской почве древнее символическое значение имени.

( Ср. Осиянскую гору украинских заговоров (Иванов 1885, 740; Драгоманов 1876, 434), а также Сионскую (Мансикка 1909, 11), Сияньскую (Романов 1891, 48 и др. ), Сиянскую (Толстой 1986, 137) горы в белорусских заговорах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...