Грыжа. Идвига Грыжа, съедуга рыба. Кривота, сухота и Ломота сестры. Оспа ивановна. Притошница, тиханица, смирнаница. Хохорь и хохориха
ГРЫЖА = Грыжа: Вин. 2, 39-40. ( 1 упоминание. ( Из контекста ясно, что перед нами имя собственное персонифицированной болезни. ( В заговоре от грыжи. ИДВИГА ГРЫЖА, СЪЕДУГА РЫБА = Грыжа Идвига, рыба Съедуга: Волог. г., Адон., 35 (ср. Грыжа®). ( 1 упоминание. ( Название рыбы образовано от глагола съедать при помощи типичного " рыбьего" форманта - ср. белуга. ( В заговоре от грыжи младенца. ( Рыба Съедуга съедает грыжу - Идвигу у младенца. КРИВОТА, СУХОТА И ЛОМОТА СЕСТРЫ = Три сестры Кривота, Сухота и Ломота: Вятск. о., Иван., 40. ( 1 упоминание. ( Ср. имена персонифицированных лихорадок-трясавиц®. ( Отнимают красоту у девушки. ОСПА ИВАНОВНА = ОспаИвановна: Олон. г., Черепан., 82. Ср. Воспинка Осиповна®. ( 1 упоминание. ( ОтчествоИвановна здесь является как бы " универсальным" женским отчеством (ср. Иванов Иван Иванович), как и в форме полуночница Анна Ивановна®. ( В заговоре от оспы. ( См. Воспинка Осиповна®. ( По белорусским данным, оспа представляется в виде злой, безобразной старухи " с блещущими очами и выступающим наружу одним крепким зубом", которая брызгает своей ядовитой слюной в намеченную жертву (Ляцкий 1892, 33-34). ПРИТОШНИЦА, ТИХАНИЦА, СМИРНАНИЦА = ПрЕтошная Притошница, тихая Тиханица, смирная Смирнаница: Новг. о., Черепан. 82. ( 1 упоминание. ( Первая олицетворяет притку, т. е. сглаз; вторая и третья, видимо, связаны с усмирением плачущего ребенка (см.: Демоны детской бессонницы®). ХОХОРЬ И ХОХОРИХА = Хохорь да Хохориха: Арх. г., Черепан. 82. ( 1 упоминание. (М. б., от корь; ср. также созвучные: хорхоры - ' нечистые отрепья, висящие на поношенном платье' - курск, ООВС, 250; хохряк - вятск. 'мерзлый скотский кал', пермск. 'неопрятный', новгор., симб., 'малорослый, слабый здоровьем', а также хворь и польск. choroba, chorze(, chory.
( В источнике не указано, какая болезнь имеется в виду. ДЕМОНЫ ДЕТСКОЙ БЕССОННИЦЫ АННА ИВАНОВНА ПОЛУНОЧНИЦА = Полуночница АннаИвановна: Арх. г., Черепан., 82. ( 1 упоминание. ( В заговоре от бессонницы младенца. ( Полуночница (ночница, ночнуха, щекотуха и т. п. ) - женское демоническое существо, щекочущее ребенку подошвы, отчего тот не спит и кричит. КАТИЦА, ПОЛУНОЧНИЦА, БЕСПОКОЮЦА = Катица, Полуночница, Беспокоюца: Арх. г., Черепан., 82; см. также Черепанова 1983а, 37, 43. ( 1 упоминание. ( В заговоре от бессонницы младенца. ( Тождественные полуночнице женские демонические существа, щекочущие ребенку подошвы, отчего тот не спит и кричит. КРИКСА-ВАРАКСА = Крикса-варакса: Олон. г., Черепан., 82. ( 1 упоминание. ( Ср. диал. криксы - 'плач младенца', крикса - 'рева, плакса', а также Плаксу и Криксу ® извезду Криксу (Звезды®), защищающую от бессонницы младенца; также круг значений слова варакса - 'пачкун, халтурщик' (Фасмер, т. 1, 273); 'худой писец' - волог. - ООВС, 21; также варакоса - Олон. - 'пустомеля, врун, болтун' (там же; Куликовский 1898, 8). ( В заговоре от бессонницы младенца. ( Тождественное полуночнице женское демоническое существо, щекочущее ребенку подошвы, отчего тот не спит и кричит. ПЛАКСА И КРИКСА = Плакса и Крикса: Петербуржск. о., Черепан., 82. ( 1 упоминание. ( Ср. диал. криксы - 'плач младенца', крикса - 'рева, плакса', а также Криксу-Вараксу® извезду Криксу (Звезды®), защищающую от бессонницы младенца (интересно, что и звезда-защитница, и существо, от которого она защищает, могут носить одно имя, что, возможно, свидетельствует о древнем синкретизме, неразделении этих персонажей). ( В заговоре от бессонницы младенца.
( Тождественные полуночнице женские демонические существа, щекочущие ребенку подошвы, отчего тот не спит и кричит. РЕВУН, ВОПУН, ЩЕКОТУН, ПОЛУНОЧНИК, ТИХОНЬКИЙ, КРИКЛИВЕЦ, ПЛАКСИВЕЦ = Ревун, Вопун, Щекотун, Полуночник, Тихонький, Крикливец, Плаксивец: б. м., Черепан., 82. ( 1 упоминание. ( Имена воспроизводят основные функции демона - вызывать рев, крик, плач; способ действия - щекотка; время появления - полночь. Имя Тихонький может быть истолковано двояко - как обозначающее тихий приход демона и как способ магически нейтрализовать его действие, утишить младенца. Ср. номенклатурный перечень названий двенадцати родимцев (судя по контексту - все же прилагательных, хотя вполне способных при других условиях онимизироваться) из архангельского заговора (Бог., 76): " дв±нат'ц'ыть родимц'ев Помливый ревливый Опухливый, Дрисливый Зажымц'ивой денной ноц'ной, полуноц'ной утренней вецёрный полуденной, часовой временной". ( В заговоре от бессонницы младенца. ( Демоны детской бессонницы. ЛИХОРАДКИ-ТРЯСАВИЦЫ Лихорадки обычно именуются в заговорах диалектным словом трясавицы ( трясовицы ). Согласно народным воззрениям, их существует 12 (7, 9, 77 и т. д. ). Это то ли различные " варианты" этого заболевания (различные номенклатурные типы болезни, выделявшиеся народом), то ли персонифицированные симптомы. Обобщенно их всех представляли как простоволосых безобразных дев-сестер, одетых в неподпоясанные лохмотья или нагих (на лубочных картинках разноцветных), чахлых, голодных, иногда слепых или безруких, появляющихся обычно из моря (озера). Одна из них (последняя по порядку) - старшая и повелевает другими. Для человека она смертельна. Местом постоянного обитания трясавиц считалось подземелье ада, откуда они изгоняются зимой, после чего ищут пристанища в человеческом жилье, нападая на людей (см: Афанасьев 1869, т. 3, 81). По данным источника XVIII в. (Чулков 1786, 230 37), крылаты, содержатся под землей на цепях, а будучи спущены, голодные бродят по земле, нападая на людей. Сводки сведений о них и заговорах от их воздействия см.: Демич 1894, 3-16; Зеленин 1991, 285; Попов 1903, 16-17; Осокин 1856, 3; Торэн 1935, 107-109; Юдин 1994в. Для защиты от трясавиц и излечения лихорадки применялись бытовавшие в списках заговоры и апокрифические молитвы. В большинстве известных их восточнославянских текстов воспроизводятся вариации общего сюжета: в сакрализованном месте, обычно связанном с событиями Писания, часто на берегу водоема один или несколько святых (по преимуществу и в наиболее архаичных текстах - св. Сисиний) встречаются с трясавицами, спрашивают их об именах и цели пути, а затем самостоятельно или призывая на помощь небесные силы, заклинают и изгоняют дев, избивая их при этом железными прутьями или жезлами-палками.
Эти тексты в течение более чем тысячи лет были широко распространены во всем христианском мире. И западная, и восточная Церковь не разрешала их, но терпела (ср. относительно ситуации на Западе: Гуревич 1990, 300). Молитвы от лихорадки издавна входили в списки (индексы) т. н. отреченных книг. Так, в списке " О книгахъ истинныхъ и ложныхъ, и о суеверияхъ" сказано: " вопросы Iеремiа къ Богородици о недузh естественhмъ, и еже именуютъ трасавици, басни суть Iеремiа попа Болгарьскаго... " (Калайдович 1824, 210), или, как сказано в другом списке того же текста, " кануновъ много лживыхъ, и молитвы составлены лживые отъ трясавицы, Еремея попа болгарского басни" (Громыко 1975, 94). Оправдываясь против звучавших, видимо, в его адрес обвинений в авторстве апокрифических молитв от трясавиц с упоминанием св. Сисиния и сваливая все грехи на некоего попа Иеремию, " великiй же Сисениiй, Патриархъ Костянтина града, во своих ему словесhхъ, сице глаголаше: немните мя оного Сисенiа лживаго, егоже написа Iеремiа попъ неразумный на соблазн людемъ, и о нежитhхъ, сирhчь изъ пустыня исходятъ, и о древh крестнhмъ (здесь исключено несколько слов), то все попъ Iеремiа изглаголалъ" (Калайдович 1824, 210). Цареградский патриарх Сисиний жил между 969 и 999 гг. (см.: Соколов 1888, 113). Заметим, что многовековые обвинения в богомильском характере этих молитв едва ли верны (см.: Ляцкий 1893, 121-122). Цитированные же тексты можно воспринять как свидетельство широкого распространения интересующих нас молитв-заговоров в православных землях уже в X-XI веках, когда они, вероятно, и начали вместе с христианской книжностью проникать на Русь.
Генезис трясавичных молитв достаточно изучен еще в XIX в. И. Д. Мансветов (1881), А. Н. Веселовский (1883а, 40-53; 1883б, 87-90 и мн. др. ), М. И. Соколов (1888 [тут же, с. 23, библиография прочих работ А. Н. Веселовского по данному вопросу], 1889, 1894; Ляцкий 1893; Миллер 1896) и др. обнаружили источники этого цикла: византийские легенды о Гилло ('488г, 'L8@Ш), похитительнице детей, побежденной братьями Сисинием и Сисинодором (обычно называются 12 с половиной имен Гилло), и известный апокриф " Завещание Соломона" (" Testamentum Salomonis" ), содержащий заклинания многочисленных названных по именам астральных духов. Текст его, по В. Ф. Миллеру (1896), восходит к традиции магии и астрологии древнего Междуречья, сохраненной магами-" халдеями" античных времен. Из новых работ см.: Черепанова 1977, 1983а; Топоров 1993, 91-92.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|