Донской, морской, водяной дедушка
ДОНСКОЙ, МОРСКОЙ, ВОДЯНОЙ ДЕДУШКА = Дедушко Донской, дедушко Морской, дедушко водяной: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2733 (из контекста ясно, что все три воспринимаются как один персонаж). Ср. Донской царь®. ( 1 упоминание. ( " Дедушкой" обычно эвфемистически называлидомового. Донской в таком случае может восходить к слегка искаженному в результате табуирования слову дом, превратившемуся в Дон. Ср. обычное обращение к домовому дедушка или дядя. С другой стороны, общий " водяной" ряд заставляет предполагать здесь все же водяного: перед нами своеобразная контаминация домового дедушки и морского царя. О последнем в русском фольклоре см.: Афанасьев 1868, т. 2, 211(213. ( Исцеляет людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. ДОНСКОЙ ЦАРЬ = Чарь (т. е. 'царь') Донской, зверь морской, дедушка водяной: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-11: 2776. Ср. Донской, морской, водяной дедушка®. ( 1 упоминание. ( См. комментарий к Донской, морской, водяной дедушка®. ( Исцеляет людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. ( Просьба дать водицы ключевой на уроки и пр. ОТАМАНУШКО ДЕДУШКА ДОМОВОЙ = Дедушка Отаманушко: Арх. г., Ефим. 2, 158. ( 1 упоминание. ( Защищает: скот от всех несчастий. РОМАН ДЕДУШКА, РОМАНОВНА БАБУШКА = Дедушка Роман, бабушка Романовна: Волог. о., Адоньева, 19 (ср. Романушка, Доманушка® и др. подобные пары). ( 1 упоминание. ( Об имени дедушки и бабушки см.: Романушка, Доманушка®. ( Защищают: скот от всех несчастий. ( Приговор при оставлении дворовому подарка - кусочка холста. ( Очевидно, дворовой с женой, практически отождествлявшийся с домовым. РОМАНУШКА ДЕДУШКА, АТАМАНУШКА БАБУШКА = Дедушка Романушка, бабушка Атаманушка: Арх. о., Адоньева, 34.
( 1 упоминание. ( Об имени дедушки см.: Романушка, Доманушка®. ( В приговоре, когда приведешь в дом новую скотину. ( К дедушке обращаются с просьбой поить, кормить, гладить корову, не бить ее и не давать жене и детям делать этого. ( Очевидно, домовой и его жена. РОМАНУШКА ДЕДУШКА, ДОМАНУШКА БАБУШКА ДОМОВЫЕ = Домовые дедушка Романушка и бабушка Доманушка: Арх. о., Аст., 47-48 (ср. Романушка, Ософья Соломитьевна®). ( 1 упоминание. ( Имя бабушки явно отсылает к слову дом, но и к христианскому имени Домна, а имя дедушки оказывается по сути тем же, но слегка замаскированным при помощи обычного для образования табуистических и заместительных (например, в загадках) номинаций изменения начального консонантизма. Ср. диал. нарицательное название домового на Русском Севере доможил, доможир и т. п. (напр., обращение дедушко-доможирушко в приговоре при входе в новый дом: Арх. о., Адоньева, 22), а также Домоведушка®. ( Защищают: скот от всех несчастий. Пускают во двор корову, опекают и холят ее, не дают обидеть. ( Очевидно, домовой и его жена. РОМАНУШКА ДЕДУШКА, ОСОФЬЯ СОЛОМИТЬЕВНА БАБУШКА = Дедушка Романушка, бабушка ОсофьяСоломитьевна: Арх. о., Адоньева, 38 (ср. Романушка, Доманушка®). ( 1 упоминание. ( Об имени дедушки см.: Романушка, Доманушка®. ( Защищают: скот от всех несчастий. ( Очевидно, домовой и его жена. ЧУДА ВОДЯНОЙ = ЧудаВодяной: б. м., Сах., 22. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от зубной боли. ( Берет больной зуб у заговаривающегося. ПРОТИВНИКИ ИРОД ЦАРЬ (ЕГО ЦАРИЦА СОЛОМИЯ) = Царь Ирод: Арх. о., Майк., 133; МГУ-59, ФЭ-03: 3997 (12 Иродов); Ворон. г., Майк., 468; Забайк. о., Майк., 468; Костр. г., Вин. 1, 72-74; Вин. 2, 6-7; Новг. г., Гер., 164, 174; Попов, 239; Олон. г., Вин. 1, 31-32; Сарат. г., Майк., 467, 563; Свердл. о., Остр., 138; Тамб. г., Майк., 465-466; Яросл. г., Балов, 425-426; Бусл., 1596-1597; Попов, 236; б. м., Вохин, 490; Забыл., 313, 331, 359, 361; Cax., 23-25, 29; Тих. Лет. 4, 79; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 56; Щуров, 164-167; " царица Ирода царя, во имя Соломiя", Влад. г., Майк., 437-438; Ирод-муж: Арх. о., Адоньева, 117.
( 38 упоминаний (1 раз Соломия). ( Вариантов имени не обнаружено. ( В большинстве случаев он не выполняет каких-либо функций, но несколько раз упомянут в функциях: вызвать (присушить) чью-либо любовь (в " черных" присушках) и защищает людей от врагов (мотив мертвеца). Ирод-муж помогает от ураза (ушиб, рана): как исчезают его жены, так бы и " это место". К Соломие обращаются в " черном" тексте с просьбой послать своих 12 дочерей-лихорадок® разбить и распилить белый Латырь® камень, чтобы " выпять" из него огонь для присушивания любви. ( Повелитель бесов, отец (брат, дядя) 12 лихорадок (Соломия - их мать). У Ирода-мужа 9 жен, количество которых постепенно уменьшается (исчезают по одной). Ворон, мешающий охотнику, ссылается " за синее море ко Ироду царю; там Ирод царь бьется, дерется, кровь проливает" (Майк., 133). ( Как указывал еще В. Мансикка (1909, 15), в народных представлениях в один образ соединились два Ирода: Ирод Великий, царь Иудейский, сын Антипатра, брат Саломии, погубивший 14 тысяч вифлеемских младенцев, и Ирод Антипа, его сын, тетрарх Галилеи и Пореи, отнявший у брата Филиппа его жену Иродиаду и казнивший из-за ее коварства Иоанна Крестителя. Кроме того, известны внук Ирода Великого Ирод Агриппа и сын последнего Ирод Агриппа II (см.: Солярский 1881, 88-92). ПИЛАТ ИГЕМОН = Бес ПилатИгемон: Яросл. г., Черепан., 81; почтенный демон ПилататИгемон: ркп. XVIII в., Тих. Лет. 3, 92-93. ( 2 упоминания. ( Титул игемон здесь явно воспринимается как имя собственное. ( Во втором тексте (черная присушка) во имя его и сатаны действует субъект заговора. ( Понтий Пилат, благодаря упоминаниям в Новом Завете и " Символе веры", стал в народных воззрениях полуфольклорным персонажем-злодеем, а то и, как мы видим, бесом, демоном. Ему может приписываться инициатива казни Христа (беседа автора со старообрядцем-липованином Измаильского р-на Одесской обл. летом 1991 г. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|