Имена демонизированных и демонических персонажей
ИМЕНА ДЕМОНИЗИРОВАННЫХ И ДЕМОНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ДЕМОНИЗИРОВАННЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПОМОЩНИКИ БАБА-ЯГА = Баба-Яга: Арх. г., Ефим. 2, 142-143; б. м., Сах., 19 (как отвлеченно враждебный персонаж); 77 яги-баб: Арх., Забыл., 309-310. Ср. ее трех сыновей Вези, Пузи, Сини®. ( 3 упоминания. ( " " Яга" (варианты в русских, украинских и белорусских сказках - Ега, Ига, Ягая, Юга, Баба-Язя и др. ) восходит к праслав. *ega / esa, родственному лит. engti и латыш. igt с общим значением " зло", " кошмар", " болезнь", " ведьма" и т. д. " (Чистов 1997, 56). ( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в " черном" тексте. ( Широко распространенный в славянском фольклоре, прежде всего сказочном, персонаж. См. о ней, в частности: Топоров 1963; Черепанова 1983а, 100-110; Чистов 1997. УСЫНЯ, БОРОДЫНЯ, НИКИТА МАМЕНТИЙ БРАТЬЯ = Три брата: Усыня, Бородыня да НикитаМаментий: Влад. г., Майк., 424-425. ( 1 упоминание. ( Связь двух имен с волосами отсылает, возможно, к табуированному имени языческого бога Волоса. Ср. также враждебного " мамонта насыльного" в заговоре от нечистого духа (ркп. из Арх. г., Майк., 577-580; Ефим. 2, 159-162). О происхождении и широких фольклорных связях названия беса мамонт см.: Черепанова 1983а, 98-99. ( Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Идут " леса зажигати, болота высушати, реки затворяти" (ср. безымянные огненные стрелы и огненных змеев, которые делают в заговорах то же самое), а субъект отправляет их зажигать сердце девушки. Близки также к персонифицированным ветрам® ( Ср. также в сказке: " птица Усыня - змей о двенадцати головах" (об этом персонаже см.: Успенский 1982, 145, 181; о возможной связи волос с культом Волоса (Велеса) - там же, с. 67 и др. ), а также троицу Горыня, Дубыня и Усыня из восточнославянских сказок типа 301 по указателю А. Аарне (см. о ней: Иванов, Топоров 1976, 113; СМ, 143-145).
ХОРОВЕЙ ЛЕШАК = Лешак Хоровей: Вятск. о., Иван., 46. ( 1 упоминание. ( Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. ( Вместе с 77 лешаками и лешачихами стоит в дубе-дубище на Сиамских® горах. ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) КАИН И АВЕЛЬ = Каин и Авель: Арх. о., Песк., 79 (из материалов экспедиции МГУ 1972 г. ); б. м., Рыбн., 262; Тих. Лет. 4, 77; Каин и Авиль: Смол. г., Добр., 197; Кавель и Авель: Арх. о., Ив., 21. (из материалов экспедиции МГУ 1972 г. ); те же, 2 брата на месяце: Арх. г., Майк., 454; Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1366; Каин и первый человек Абель: Олон. г., Мансикка, 211; МесяцКаин и его брат Авель: б. м., Щуров, 163. Ср. Месяц Месяцович®, Каер и Лаер®, Афис-Кафис®. ( 9 упоминаний. КАЯН = Бесица, горящие глаза, железные руки, верблюжьи волосы - Каяна виденье: б. м., Новомб. 07, 223. Ср. Каин и Авель®. ( 1 упоминание. ( Братья исцеляют: людей от зубной боли ( преобладает); людей от грыжи; людей от кровотечения из ран; людей от ураза (ушиб, рана). ( В заговорах от зубной боли частый мотив диалога с мертвым братом (или с Месяцем®). В текстах от кровотечения из ран мотив колотья и резания ножами, отсутствия раны, крови и опухоли после убийства. Зафиксирован инверсионный мотив " Авель Кавеля убил". ( Мотив помещения Каина, убившего брата, на Луну восходит, по-видимому, к апокрифической богомильской книжности. Например, в болгарском " Сказании из [книги] Бытия", являющемся фрагментом т. н. Беловского сборника (конца XVII в. ), дается такой ответ на вопрос " Ради чего Бог поставил Каина на Луне? ": " Дабы видел блага, которых лишился, и дабы видел зло, оставшееся после него" (цит. по: Бадаланова 1997, 44; там же см. другие книжные источники поверья и его отражения в болгарских народных представлениях).
( ( У восточных славян было широко распространено воззрение, что Каин и Авель видны на лунном диске (см., напр., украинские данные в: Чубинский 1872, 7 [Чубинський 1995, 1, 16-17]); о том же говорят и архангельские сведения: Ефименко 1877, ч. 1, 171, 185. ( Поляки считали, что на луне видны Kain i Abel: первый убил второго за то, что тот " skladal lepsze snopy" (Relacje... 1989, 114); см. также: Slownik 1996, 166. Болгары полагали, что на луне два брата (Каин и Авель), один из которых убил другого и носит на спине. Называется и причина убийства - неспособность разделить имущество (см.: Бадаланова 1997, 44-45). Поверье о том, что на луне видны Каин и Авель, известно и у румын; см.: Свешникова, Цивьян 1979, 170. АДАМИЙ ДЕДУШКА, БАБУШКА АДАМУШКА = Дедушка Адамий, бабушка Адамушка: Арх. о., Адоньева, 36; там же, 37; дедушка Адам и бабушка Адамушка: там же, 37; дедушка Адамушка: там же, 23 (ср. Адам®, Романушка®, Доманушка®, Отаманушко®). ( 4 упоминания (1 раз без бабушки). ( В приговоре, когда приведешь в дом новую скотину. Только дедушка Адамушка - в приговоре при переходе в новый дом. ( К ним обращаются с просьбой: " примите вновь прибывших скотинок". К дедушке: " пусти с серой кошечкой пожити" ( Очевидно, домовой и его жена ДЕДУШКО-ДОМОВЕДУШКА, БАБУШКА-СЕРАФИМУШКА = Дедушко-Домоведушка(о), бабушка-Серафимушка: Арх. о., Адоньева, 24, 35. ( 2 упоминания. ( В принципе нарицательная номинация Домоведушка рядом с антропонимом Серафимушка как бы " подтягивается" до статуса имени собственного. ( При переезде в другой двор их приглашали специальным приговором с собой. Во втором тексте заботятся о скотине. ( Очевидно, домовой и его жена ВЕЗИ, ПУЗИ, СИНИ СЫНОВЬЯ БАБЫ-ЯГИ = Три сына Бабы-Яги: Вези - вяжет килу, Пузи - пузит ее, Сини - синит: судное дело 1728 г., Барсов 1893, 218 (ср. Баба-Яга®). ( 1 упоминание. ( Имена их, вероятно, представляют собой онимизированные императивы (хотя не исключен и обратный вариант). ( Исцеляют: людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|