Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция религиозной




философия принадлежат к традициона-

Философии XX в.

листскому, догматическому типу мышле­ния. Это, однако, не означает, что в русле религиозной мысли не рождают­ся философские учения, оказывающие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Выражая устремления религиозного сознания

той или иной эпохи, во­оружая его идеями, аргу­ментами, ценностными представлениями, рели­гиозные философы ста­новились влиятельными мыслителями. Примером могут служить Августин и Фома Аквинский.

Рис. 44.Адам и Ева

Это относится не толь­ко к эпохам, когда рели­гия была доминирую­щей духовной силой. И в XX в. предлагали свои учения крупные мыслители. Это, например, католические философы Ж. Маритен (1882–1973 гг.), Э. Жильсон (1884–1978 гг.), Тейяр де Шар-ден (1881–1955 гг.), философ иудаизма М. Бубер, протестантские авто-


ры К. Барт (1886–1968 гг.), П. Тиллих (1886–1965 гг.), Р. Нибур (1892– 1971 гг.). В исламском мире хорошо известны имена Джемела ад-Дина ал-Афгани, поэта и философа Мухаммада Икбала. Наконец, отечествен­ные религиозные философы конца XIX — первой половины XX вв.: В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк и др.

Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего сущего лежит единство чистого божественного бытия, порождающего много­образие творения от единого к многообразному. Божественное бытие трактуется как невыразимое при помощи понятий и категорий. Боже­ственное бытие фиксируется лишь специфическими надкатегориаль-ными определениями — трансценденталиями. Это различные «лики» Бога, к числу которых относятся: единство, истина, благо, красота. Таким образом, исходному пункту — Богу — присуща ценностная ориентация.

В Боге имеет место совпадение сущности и существования. Един­ство Бога в том и состоит, что он есть и сущность, и существование. По-иному обстоит дело в сфере сотворенного бытия. Существованию сотворенного бытия предшествует сущность, дарованная свыше. Еще Фома Аквинский полагал, что в разуме Творца присутствуют сущност­ные образцы — формы вещей. Современные сторонники томизма на­следуют этот тезис, но придают ему экзистенциальную окраску. Бог, создающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенци­альную полноту и одновременно строит его сообразно с определенны­ми сущностными образцами.

Экзистенциальная интерпретация связи божественного бытия и царства творения была предпринята Жильсоном и Маритеном. Эта интерпретация становится сегодня общепринятой в неотомизме. Имен­но такое толкование связи Творца и творения играет роль средства об­новления креационистских идей, где говорится о творении мира сверхъестественным существом.

Многообразие сотворенного бытия интерпретируется при помощи идеи гилеморфизма: каждое конкретное образование — субстанция — рассматривается как состоящее из материи и духовной формы. Мате­рия предстает как некое пассивное начало, как возможность, которая требует для своей актуализации наличия формы (вспомним учение Аристотеля!).

Важнейшей чертой многообразного сотворенного мира является его иерархическая упорядоченность. Важнейшие ступени иерархии творе­ния: первоматерия, неорганическая природа, мир растений, мир жи­вотных, человек и царство «чистых духов», ангелов.


Неотомизм провозглашает существование аналогии Бога и его тво­рения: Творец противоположен миру, но его творение позволяет в не­которой степени судить о нем самом. Принцип аналогии бытия служит опорой традиционных доказательств бытия Бога. Еще Фома Аквин-ский доказательства бытия Бога свел к пяти главным доводам.

1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как меха­ническое движение, нельзя не прийти, заявляет Фома, к «перводвига-телю», т. е. к Богу.

2. Сходен довод, касающийся причинности. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» — Бог.

3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т. е. Богом.

4. Для измерения степени совершенства (красоты, блага, истинно­сти) всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т. е. Бог.

5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообраз­ности, значит, должна существовать «последняя» и главная цель — Бог.

Дальнейшее движение религиозной философии современные кос­мологи связывают с более тщательной, чем у Фомы Аквинского, рабо­той над космологией, теорией познания, логикой. Другие, возражая «космологам», стремятся в данном вопросе выдвинуть на первый план проблему человека и тем самым актуализировать философско-антро-пологические моменты классического томистского наследия. Сегодня весьма популярны доказательства, опирающиеся на экзистенциальный опыт личности, на идею изначальной теономичности человека, его не­искоренимой сопряженности с Абсолютом. Этот «антропологический переворот» в неотомизме наблюдается уже в философии Маритена, а в послесоборный (после ІІ Ватиканского собора 1962–1965 гг.) пери­од — у большинства теоретиков, реформирующих неотомизм в антро­пологическом ключе. Новации в онтологии находят свое естественное выражение и в гносеологии неотомизма.

В неотомизме различаются две истины: онтологическая истина и логическая истина. Онтологическая истина — результат соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога. Логическая истина связана с познавательной деятельностью человека, обладающего свойством субъективности.

Познание в неотомизме характеризуется как процесс дематериали­зации содержания, полученного субъектом при отображении реально­сти. Задача познания — очистить познаваемое от материального. Це­лостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма


как обладающая неким иерархическим строением и отнюдь не проти­воречащая откровению веры. Выделяются два типа познавательной деятельности: умозрительно-теоретическая и практически-познава­тельная.

В современном неотомизме тенденции антропологизации получи­ли довольно широкое распространение и пользуются поддержкой Папы Иоанна Павла II, профессионального философа, который еще в 70-е го­ды, будучи кардиналом К. Войтылой (род. в 1920 г.), написал книгу «Действующая личность».

Человек в антропологии неотомизма понимается как сложная суб­станция, состоящая из двух простых — души и тела. Душа — формооб­разующий по отношению к телу принцип. Душа — основа личности. Универсальной целью и смыслом своего существования человек имеет созерцание общественного блага. Человек направляется в своих дея­ниях неким «естественным законом».

Вопрос о творческой активности человека, созидающего культур­но-исторический мир, привлекает особое внимание теоретиков транс­цендентального неотомизма (Войтыла, Корет, Лотц, Мюллер, Ранер и др.). Источник культуросозидающей деятельности человека, источник творческой активности человека, его постоянного самоопределения, самопревосхождения — трансценденция, т. е. изначальная устремлен­ность человека к божественному Абсолюту.

Общество («град земной») и церковь («град небесный») находятся в диалогическом взаимодействии. Диалог церкви и общества понимает­ся как способ снесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Философия неотомизма признает фунда­ментальную ценность «мирской истории», наличие в ней имманент­ной цели, связанной с совершенствованием человечества, развитием культуры.

Таким образом, основными ориентациями современной религиоз­ной философии являются следующие:

1) поворот от теоцентризма к антропоцентризму;

2) попытка примирить религиозную философию и науку;

3) опора теории познания на такие течения, как герменевтика, структурализм и др.;

4) признание важности сохранения гуманистической ориентации культуры;

5) внимание к проблемам социального развития;

6) сближение религий как способ смягчения трагических противо­речий современности.


Психоанализ — разработанный Зиг- Психоанализ

мундом Фрейдом (1856–1939 гг.) в кон­це XIX — начале XX вв. метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательно­го в жизни человека и развитии человечества.

Творческую эволюцию Фрейда можно разделить на три периода:
ранний период (1895–1905); период первой психоаналитической сис­
темы (1905–1920); период второй пси­
хоаналитической системы (1920–
1939). Среди многочисленных работ
Фрейда отметим следующие: «Исследо­
вание истерии» (1895), «Толкование
сновидений» (1900), «Лекции по вве­
дению в психоанализ» (1910), «Тотем
и табу» (1913), «Психология масс
и анализ человеческого Я» (1921), «По
ту сторону принципа удовольствия»
(1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее од­
ной иллюзии» (1927), «Неудовлетво­
ренность в культуре» (1930) и др.
Рис. 45. Зигмунд Фрейд Заслуга Фрейда — в открытии сфе-

ры бессознательного, специальном его изучении, широком философ­ском толковании бессознательного. Дофрейдовская философия и пси­хология также имели дело с бессознательным, но классическая философская традиция рассматривала бессознательное как такое, ко­торое не имеет принципиального отличия от сознательного. Бессозна­тельное, по Фрейду, это то, что человек пока не осознает, это всего лишь смутное, но все равно сознание. Чтобы пробраться в мир бессознатель­ного, нужно использовать те состояния человека, когда психологичес­кая защита ослаблена: во время сна, в состоянии гипноза, в различных ситуациях расслабления. Именно в таких ситуациях бессознательное как бы прорывается наружу в виде оговорок, описок, забывания имен, неожиданных действий (человек бесконтрольно для самого себя пря­чет, переставляет предметы).

Предметом психоаналитической философии является исследова­ние психической реальности, выявление закономерностей функциони­рования человеческой психики, изучение внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубине бытия.

Психика понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознательное), «Сверх-Я» (формы


общественного сознания: мораль, право, религия и др.). Бессозна­тельное «Оно» представлено Фрейдом в качестве унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого ко­пошатся скрытые душевные движения, напоминающие страх де­монов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное «Я» — посредник между «Оно» и внешним миром. «Я» предназна­чено для оказания влияния внешнего мира на бессознательную деятель­ность индивида. «Сверх-Я» — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и различные запреты социокультурно­го характера.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Если это не удается, то «Я» само подчиняется «Оно», но при этом создает видимость своего пре­восходства над «Оно». Над «Я» может властвовать и «Сверх-Я», вы­ступая в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге «Я», т. е. сознание человека, оказывается в тисках различных противоречий, является «несчастным сознанием». Опасности подстерегают «Я» с трех сторон: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений «Оно», со стороны строгого «Сверх-Я». Учение Фрейда о «несчастном Я» направ­лено против светских и религиозных иллюзий о человеке как внутрен­не непротиворечивом существе.

Человек — существо самовлюбленное. Научное развитие, полагал Фрейд, нанесло, по крайней мере, три значительных удара по самодо­вольству и самовлюбленности человека. «Космологический» удар на­нес Коперник. Он сокрушил представления человека о Земле как цен­тре Вселенной. «Биологический» удар нанес Дарвин. Он показал, что человек является лишь ступенькой в эволюции животного мира. Тре­тий удар, «психологический», нанес сам Фрейд. Его учение о «несчаст­ном Я» показало, как полагал сам Фрейд, что человек не является хо­зяином даже в своем собственном доме, в своем духовном мире. Душевная жизнь человека постоянно потрясается конфликтами. Раз­решение конфликтов связано с защитными механизмами, позволяю­щими приспосабливаться к внешнему миру.

Человек руководствуется в своей жизни двумя принципами. Пер­вый из них — «принцип удовольствия» — внутренне присущая каждо­му индивиду программа функционирования психических процессов, в рамках которой бессознательные влечения автоматически направля­ются в русло получения максимального удовольствия. На основе «прин­ципа удовольствия» функционирует «Оно». Второй принцип — «прин­цип реальности» — корректирует ход протекания психических про­цессов, т. е. корректирует «принцип удовольствия» в соответствии


с требованиями внешней реальной ситуации. «Принцип реальности» задает ориентиры, способствующие избежанию потрясений человека, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удов­летворения влечений. На основе «принципа реальности» функциони­рует «Я».

«Оно» стремится… по «принципу удовольствия»… реализовать свои вожделения «здесь» и «сейчас». «Я» (учитывая «принцип реальнос­ти») вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эротические, асоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Нереализованные желания сохра­няют активность и находят «окольные» пути проникновения в созна­ние. Они маскируются и «обманывают» цензуру «Я». К числу таких «обманных» путей Фрейд относит сновидения, называя их «королев­ской дорогой в бессознательное», грезы, случайные ошибочные действия, шутки и обмолвки, а также явления психической патологии, симпто­мы невроза. Природа всех этих феноменов, считал Фрейд, одинакова: они выступают в качестве компромисса между бессознательным и со­знательным. В них удовлетворяются как желания бессознательного, так и цензурные требования «Я».

Психика человека, по крайней мере, потенциально всегда находит­ся в конфликтной ситуации, разрешение внутренних конфликтов мо­жет достигаться тремя путями. Первый — непосредственное удовлет­ворение желаний. Второй — удовлетворение желаний посредством вытеснения их в сферу бессознательного. Затем сублимация, т. е. пре­образование энергии бессознательных влечений и переключение их на «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творче­ства. Здесь имеет место символическая реализация влечений. Третий — сознательное овладение желаниями.

Третий путь как раз и разворачивается в психоаналитической сис­теме Фрейда. Психоанализ ведь и предназначен для оказания помощи нуждающимся в переводе бессознательного в сознательное. Техничес­кими средствами психоанализа служат выявление и анализ патогенно­го материала, полученного в результате расшифровки «свободных ас­социаций», толкование сновидений, изучение ошибочных действий (описки, оговорки и т. д.) и тех «мелочей жизни», на которые, как пра­вило, не обращается внимание.

Каково «ядро» бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд предлагает два варианта решения проблемы первичных влече­ний: первую психоаналитическую систему (1905–1920) и вторую пси­хоаналитическую систему (1920–1939).


Первоначально, в начале XX в., в результате многолетней кли­нической практики и размышлений над ее результатами Фрейд при­ходит к выводу, что в основе «Оно» лежит сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Это открытие поразило самого Фрейда, его сторонников и противников. Ведь оказывалось, что роль сексуаль­ности в человеческой культуре несравненно больше, чем считалось ранее. Фрейд назвал сексуальный инстинкт «либидо» (лат. — половое влечение).

Вторая психоаналитическая система покоится на двух началах: инстинкте жизни (Эрос) и инстинкте смерти (Танатос). Действующие в психике инстинктивные импульсы трактуются как проявление двух космических «первичных позывов» — Жизни и Смерти. Инстинкт жизни (Эрос) является основой конструктивного поведения человека. Он обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей, продолже­ние рода. Сексуальный инстинкт входит в инстинкт жизни лишь как одно из его проявлений. Инстинкт смерти (Танатос) — это обратная сторона проявления первичной жизненной активности. Танатос лежит в основе деструктивного поведения, имеющего целью разрушать все «чужое». Во взаимодействии Эроса и Танатоса и рождается первичная жизненная активность человека. Естественно, взаимодействие Эроса и Танатоса разворачивается, реализуется через взаимодействие «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Созданная Фрейдом модель «трехслойной» психики челове­ка была использована многочисленными психоаналитиками (как сторонниками, так и противниками Фрейда) для выявления раз­ных аспектов «несчастного сознания». К. Юнг, А. Адлер, В. Райх, К. Хорни, Э. Фромм значительно модифицирова­ли теорию Фрейда.

Альфред Адлер (1870–1937 гг.) —
австрийский психолог и психиатр, со­
здал так называемую «индивидуальную
психологию». Согласно его концепции,
психическая болезнь, в основе которой
лежала идея компенсации комплекса не­
полноценности
, есть результат неосоз­
нанного стремления к превосходству,
разжигаемого чувством неполноценнос­
ти, которое связано с какой-либо телес­
ной слабостью или недостатком. Рис. 46. Альфред Адлер


Вильгельм Райх (1897–1957 гг.) — австрийский психолог и пси­хиатр, испытал влияние Фрейда, Бергсона, Маркса, Адлера, буддизма и явился одним из родоначальников фрейдо-марксизма. Непосред­ственной причиной невроза человека служит, считал Райх, невозмож­ность разрядить сексуальную энергию. Способность к разрядке сексу­альной энергии и переживанию наслаждения («оргастическая потенция») является главным атрибутом психического здоровья. Райх вводит представление о характере человека, основное содержание кото­рого составляют три потенции: любви, работы, самосохранения. Это здо­ровое ядро человека. Ввиду ограничений, которые ставит общество на пути реализации этих потенций, это ядро обрастает вторым слоем, кото­рый состоит из деструктивных сексуальных импульсов, представляю­щих собой реакции на социокультурные запреты. Наконец, третий слой образуется из потребности адаптировать реактивные деструктивные по­зывы к стандартам общежития. Третий слой — это своего рода защит­ный панцирь, состоящий из фальшивых приспособленческих черт. Та­кое устройство личности Райх определил как «невротический характер». Изучение социальных причин неврозов привело Райха к марксизму.

Рис. 47.Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг (1875– 1961 гг.) — швейцарский психолог и культуролог, основатель анали­тической психологии. Он дал ши­рокую энергетическую трактовку либидо как потока витально-пси­хической энергии. Неврозы и дру­гие психические расстройства ока­зываются результатом либидо, способности оборачиваться вспять, назад под влиянием непреодоли­мых жизненных препятствий. К чему приводит такое оборачива­ние, ретроспекция либидо? К тому, что в сознании больного репроду­цируются, воспроизводятся некие архаические образы и пережива­ния. Именно они, по мысли Юнга, являются первичными формами адаптации человека к окружающему миру. Человек укоренен в настоя­щем посредством прошлого. В связи с этим предложена и новая трак­товка бессознательного. У Фрейда бессознательное — это, в первую оче-


редь, индивидуальное бессознательное. Юнг ищет в бессознательном прежде всего коллективное, безличное психическое содержание, ухо­дящее корнями в глубокую древность.

Во время своей психиатрической практики Юнг установил сход­ство между, во-первых, мифологическими мотивами древности, во-вто­рых, образами сновидений у нормальных людей, в-третьих, фантазиями душевнобольных. Эти образы — носители «коллективного бессознатель­ного» — были названы Юнгом архетипами. Понимались архетипы Юнгом по-разному: то как психический коррелят инстинктов; то как результат спонтанного порождения образов некими инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга; то как чистый, формообразующий элемент восприятия, обусловлива­ющий саму возможность восприятия.

Архетипы, эти образы-символы, принципиально противостоят со­знанию. Они бессознательны и их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственное, что может психологичес­кая наука,— это описание, толкование и незначительная типизация архетипов. Этим и занимался сам Юнг. Аналитическая психология, которую создал Юнг, должна представлять некое единство науки и ис­кусства.

Одним из крупнейших представителей неофрейдизма был Эрих Фромм (1900–1980 гг.) — немецко-американский философ, социолог и психолог. В центре внимания Фромма — противоречивость челове­ческого существования, взятая не в качестве субъективно-личностной деятельности индивида, а как факт онтологический. У Фромма психо­анализ приобретает экзистенциальное звучание.

К числу основных противоречий Фромм относил следующие дихо­томии человеческого существования: 1) патриархальный и матриархаль­ный принципы организации жизни людей; 2) авторитарное и гуманис­тическое сознание; 3) эксплуататорский и рецептивный (послушный) типы характера; 4) обладание и бытие как два способа жизнедеятель­ности индивида; 5) экзистенциальное и историческое существование человека; 6) негативная «свобода от» и позитивная «свобода для» в процессе развития личности.

Фромм отвергает биологизм Фрейда. Он пересматривает формы символического проявления бессознательного, пытаясь вскрыть социо­культурные причины. Связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества является вводимое Фроммом по­нятие «социальный характер». Устранение исторических противоре­чий, зависящих от социальных условий жизни людей, связывается


Фроммом с построением общества, основанного на принципах гума­нистической этики, активизации индивида посредством гуманистичес­кого управления, распространением психодуховных ориентаций, яв­ляющихся эквивалентом религиозных систем прошлого. Частичное разрешение экзистенциальных дихотомий Фромм связывает с раскре­пощением внутренних способностей человека к любви, вере, размыш­лению. В конечном счете осознание человеком неподлинности своего существования в обществе тотального отчуждения, возрождение и мо­ральное обновление человека возможно на основе «гуманистического психоанализа», предлагаемого Фроммом.

Подлинной ценностью человека Фромм считает способность к люб­ви, ибо любовь, в его понимании, служит критерием бытия и дает от­вет на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера, в ре­зультате чего уважение к жизни, биофилия, чувство идентичности, по­требности в привязанности к миру, в заинтересованности в единении с миром становятся превалирующими над некрофилией, тем самым спо­собствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от «кибернетической религии» к новому, гуманистическому духу.

Сейчас возрождение психоанализа в мире соотносится с выдви­жением различных теорий в рамках многочисленных философских школ, представители которых пытаются совместить психоаналитичес­кий метод исследования человека и культуры с философско-антропо-логическим, экзистенциальным, структуралистическим, герменевтичес­ким, феноменологическим видением бытия человека в мире. Интерес к психоанализу проходит под знаком философского осмысления его основных идей, о чем свидетельствует разработка таких новых концеп­ций, как «психоаналитическая философская антропология» (Бинсван-гер), «экзистенциальный психоанализ» (Сартр, Фромм), «синтетичес­кие» представления о человеке, основанные на сочетании идей психо­анализа с феноменологией Гегеля (Рикер) или феноменологическим учением Гуссерля (Л. Раухала), «психоаналитическая герменевтика» (А. Лоренц, Хабермас), «структурный психоанализ» (Леви-Строс, Лакан) и др.

Позитивизм — философия опыта,

Неопозитивизм,

философия так называемого «позитив-

Постпозитивизм

ного», т. е. в первую очередь естествен­нонаучного знания, знания, подтверждаемого в опыте, эксперименте. Он особенно популярен в среде научно-технической интеллиген­ции, поскольку занимается проблемами, остро их интересующими.


Позитивизм прошел ряд этапов в своем развитии. Можно говорить о «первом» позитивизме, «втором» позитивизме, неопозитивизме и пост­позитивизме. Позитивизм, как философское направление, возник в 30-е годы XIX в. Основоположники позитивизма — Огюст Конт (Франция), Герберт Спенсер (Англия). О. Конт формулирует основ­ной принцип позитивизма, его платформу: ученый должен ограничи­ваться лишь описанием собственных ощущений. Формулируемые же на основе ощущений понятия, законы — это лишь удобный способ опи­сания ощущений. Они не имеют никакого отношения к объективному миру, а если и имеют, то мы никогда не сможем этого проверить. Зада­чу философии «первые» позитивисты видели в систематизации и обоб­щении специально-научного знания (схема 8).

Схема 8. Основные этапы развития позитивизма

Позитивизм О. Конта (30-е гг. ХІХ в.)

Махизм (80-е гг. ХІХ в.- начало ХХ в.)

I

Неопозитивизм (20-е гг. ХХ в.— до наших дней) Логичный позитивизм

Философия лингвистического анализа


«Венский кружок» (М. Шлик, Г. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат)


«Аналитика» (Англия — А. Айер, Б. Рассел)


«Общество эмпирической философии» (Г. Рейхенбах)

«Второй» позитивизм формируется во второй половине XIX в. Наиболее значительными представителями являются Э. Мах и Р. Авена­риус. Второе поколение позитивистов часто называют махистами или эмпириокритиками. Эмпириокритицизм — философия критического опыта. Эрнст Мах (1836–1916 гг.), австрийский физик и философ, утверждает, что не тела вызывают ощущения, а комплексы разных элементов, комплексы ощущений образуют тела (аналогично учению Беркли). Мах считает «элементы» (т. е. ощущения) нейтральными, не относя их ни к физической (объективной), ни к психической (субъектив­ной) сфере. Исходя из этих основоположений, Мах пытался переосмыс­лить основные категории науки. Такие понятия, как сила, масса, простран­ство, время, причинность и т. д., он считал обозначениями комплексов ощущений и их функциональных связей, соответствующих определен­ным органам, сформированным биологическими потребностями.


Познание человека подчиняется принципу «экономии мышления». Целью науки является «чистое описание» фактов чувственного вос­приятия, к которым приспосабливается мысль. Мах и Авенариус, счи­тая осмысленной постановку вопроса о существовании объективной реальности и отношения сознания к этой реальности, дали психологи­ческий вариант позитивизма.

Неопозитивизм как «третья» историческая форма позитивизма сло­жился в начале 20-х годов XX в. почти одновременно в Австрии, Анг­лии, Польше. Неопозитивизм представляет собой разветвленное фи­лософское течение. Он включает различные логико-философские школы, подходы, позиции. Неопозитивизм представляют такие вид­ные школы и философы XX в., как М. Шлик (1882–1936 гг.), основа­тель «Венского кружка», его последователи Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах; представители Львовско-Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич; логик, математик, философ Б. Рассел (1872–1970 гг.), основатель философии лингвистического анализа австрийский фило­соф Л. Витгенштейн (1889–1961 гг.); течение «общей семантики» (А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайякава).

Неопозитивизм возник как течение, претендующее на анализ и ре­шение актуальных философско-методологических проблем, выдвину­тых в ходе научной революции начала века. Особо острыми были про­блемы роли знаково-символических средств научного мышления,

отношения теоретического аппара­
та и эмпирического базиса науки,
природы и функции математиза­
ции и формализации знания и др.
Основные идеи неопозити­
визма сформировались в рамках
деятельности Венского кружка.
Венский кружок — это группа
интеллектуалов (в основном фи­
зиков), возникшая в 1922 г. на базе
семинара, организованного руко­
водителем кафедры философии
индуктивных наук Венского уни­
верситета Шликом. Именно здесь
были сформулированы идеи, став­
шие особенно популярными
в 1930–1940 гг. в кругах научной
Рис. 48. Бертран Рассел интеллигенции. Что это за идеи?


Во-первых, сведение философии к логическому анализу языка науки. Во-вторых, принцип верификации. В-третьих, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки и др. В со­ответствии с основным положением позитивизма необходимо ограни­читься лишь описанием ощущений, непосредственно чувственно дан­ного. Все научные положения необходимо подвергать верификации, т. е. сравнению с фактами опыта. Любое положение, понятие, идея имеют смысл лишь постольку, поскольку их можно верифицировать.

Вся предшествующая философия, по мнению неопозитивистов, за­нималась научно-бессмысленными проблемами, т. е. псевдопроблема­ми. Метафизические проблемы — это и есть псевдопроблемы. Поэтому всю прежнюю, ставившую метафизические проблемы философию сле­дует упразднить. Бессмысленной неопозитивисты считают и всю тео­ретическую часть (теории, идеи, гипотезы и т. д.) любой науки: и хи­мии, и физики, и математики, и др.

Все имеющиеся предложения делились неопозитивистами на три группы в зависимости от того, выдерживают ли они проверку на ис­тинность: первая — это те, которые вообще не имеют смысла (к ним относятся метафизические философские проблемы); вторая — это предложения, обладающие каким-либо смыслом, но не научным; тре­тья — это предложения, имеющие научный смысл. Только последние можно исследовать на истинность и ложность, а способом их проверки может быть только верификация.

Невозможно «уложить» проблему научной истины в прокрустово ложе чисто эмпирической проверки и чисто формального анализа предложений науки. Это и заставило неопозитивистов перейти от тре­бования прямой верификации к более мягкому варианту, к принципу подтверждаемости, а затем к частичной верификации. К. Поппер пред­ложил верификацию «наоборот», выдвинув принцип фальсификации: если найдены, например, условия, при которых хотя бы некоторые ба­зисные предложения теории ложны, то и вся теория опровержима.

С точки зрения неопозитивизма, есть смысл говорить лишь о том, что можно непосредственно наблюдать, говорить можно лишь о фак­тах. Мир вообще есть совокупность фактов. Ощущения — единствен­ная реальность, единственный достоверный источник знания, един­ственная основа познания. Ощущения дают нам атомарные (т. е. самые простейшие) факты. Будучи выражены в языке, атомарные факты превращаются в логические атомарные факты. Логические атомарные факты — это простые грамматические предложения, не имеющие час­тей, например, «это белое», «это ближе», «это твердое». Логические


атомарные факты фиксируют в языке наши ощущения. Знание, счита­ют позитивисты, и начинается с этих простейших логических атомов.

Далее из логических атомов строятся так называемые протоколь­ные предложения. Например: Я, такой-то, в таком-то месте, в такое-то время видел такое-то явление. Из протокольных предложений строит­ся вся наука. Познавательная деятельность состоит в комбинации и перекомбинации протокольных предложений. В этом процессе порож­даются, выводятся все новые и новые протокольные предложения. Они являются истинными, если непротиворечиво входят в уже имеющую­ся систему. Критерий истинности — формально-логический. Отража­тельная природа знания отрицается. Знание и познавательная деятель­ность сводятся к исследованию логической структуры знания, его непротиворечивости, полноты.

Понятия науки, законы, категории (то, без чего наука невозможна, ее скелет) мыслятся в неопозитивизме как результат негласного договора между учеными, результат соглашения, конвенции. Объективная истин­ность — это бессмысленная псевдопроблема. Поведение ученого ничем не обусловлено. Ученые свободно, произвольно, в соответствии с дого­воренностью приписывают определенный смысл, значение исходным понятиям. И не только исходным понятиям, но и вообще знакам, прави­лам оперирования с ними. Все эти знаковые «игры» основаны на конвен­ции и не имеют никакого отношения к миру, к содержанию мышления.

На первых порах существования неопозитивизма особенно под­черкивалась свобода выбора. Считалось, что естествоиспытатель, математик, особенно логик и лингвист, способны свободно выбрать, по­строить самые разнообразные искусственные языки и логико-лингви­стические системы. Р. Карнапп сформулировал «принцип терпимос­ти» (1934), согласно которому всякий логик может построить «собственную логику», т. е. выбрать такую форму языка, такую систе­му «аксиом» и правил построения, какую только пожелает. Ибо вся деятельность не более чем языковая «игра» по произвольно выбирае­мым правилам. Можно даже отвлекаться от значения и смысла соот­ветствующих выражений, ограничиваясь выявлением отношений меж­ду языками. Такой подход был назван «логическим синтаксисом». В основе его лежит принцип конвенционализма, т. е. согласованности, договоренности.

Постепенно неопозитивисты склоняются к мысли, что одного синтаксического анализа недостаточно. Их все более привлекает содержательно-смысловое истолкование языковых форм. Такой подход был назван «логической семантикой». Но и логическую семан-112


тику не выводили за пределы модифицированного логического анали­за языка. Дух неопозитивизма хорошо выражают слова Л. Витген­штейна: «Границы моего языка означают границы моего мира». Нео­позитивисты утверждают: мир всегда дается не иначе, чем «пре­ломленным» через язык. Они отстаивают идею о неустранимости, т. е. постоянной дополнительности языка по отношению к результатам по­знания мира.

Задачей философии, считают неопозитивисты, является логичес­кий анализ языка науки. Философия должна, оставив в стороне нераз­решимые надуманные проблемы, изучать, как правильно и непротиво­речиво строить вывод, как производить исчисления высказываний, какова логическая структура научной системы. Философия — это те­рапия языка, философ — это «врачеватель» языка науки.

Четвертая историческая форма позитивизма — постпозитивизм. Постпозитивизм — общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену тем, которые были привержены методологии логического по­зитивизма или неопозитивизма. Постпозитивизм не представляет со­бой особого философского направления, течения или школы, это этап в развитии философских наук, этап в осмыслении философских проб­лем, возникавших в связи с развитием научного знания.

Формирование постпозитивизма, его появление связано с выходом в 1959 г. английского варианта основной методологической работы К. Поппера «Логика научного открытия», а также в 1963 г. книги Т. Куна (род. 1922) «Структура научных революций». Характерная черта постпозитивистского этапа — значительное разнообразие методологи­ческих концепций и их взаимная критика. Постпозитивизм — это фаль-сификационизм К. Поппера; концепция научных революций Куна; ме­тодология научно-исследовательских программ Лакатоса; концепция неявного знания Полани; концепция Тулмина; концепция Агасси; кон­цепция У. Селлараса и многих других. Постпозитивисты создают весь­ма различающиеся образы науки и ее развития, обсуждают специфи­ческие проблемы, встающие в рамках той или иной концепции, предлагают различные (часто противоположные) решения методоло­гических проблем.

Вместе с тем вполне четко просматриваются общие черты, свой­ственные постпозитивизму как определенному этапу в эволюции фи­лософии науки.

Постпозитивисты отходят от ориентации на символическую логи­ку и обращаются к истории науки. Если в период господства логи-


ческого позитивизма образцом для методологических построений слу­жили формально-логические конструкции, а основным орудием мето­дологических исследований был логический анализ языка науки и по­строение формальных моделей (так называемая «экспликация»), то постпозитивизм заботится не столько о формальной строгости своих построений, сколько о соответствии их реальному научному знанию и его истории.

В постпозитивизме происходит существенное изменение пробле­матики исследований: если логический позитивизм основное внима­ние обращал на анализ структуры научного знания, то постпозитивизм главной проблемой философии науки делает понимание развития на­учного знания.

Для постпозитивизма характерен отказ от жестких разграничи­тельных линий, установлению которых неопозитивизм уделял большое внимание. Постпозитивизм смягчает дихотомию эмпирического — те­оретического; исчезает противопоставление фактов и теорий, контекста открытия и контекста обоснования. Вместо резкого противопо­ставления эмпирического знания как надежного, обоснованного, неизменного теоретическому знанию (ненадежному, необоснованно­му, изменчивому) постпозитивисты говорят о взаимопроникновении эмпирического и теоретического, о плавном переходе от одного уровня знаний к другому и даже об относительности самой этой дихотомии.

Неопозитивисты резко отделяли факты науки как надежный, устойчивый базис научного познания от теорий, которые могут изме­няться и часто служат лишь инструментами для получения новых фак­тов. Постпозитивисты говорят о «теоретической нагруженности» фак­тов. Они показывают, что для установления фактов всегда требуется определенная теория, поэтому факты в определенной мере зависят от теории или даже детерминируются ею. Факты, установленные на осно­ве одной теории, могут отличаться от фактов, открытых другой теорией. Смена теорий часто приводит и к смене фактического базиса науки.

Логические позитивисты отделяли процесс выявления нового зна­ния от его обоснования. Процесс появления нового знания они счита­ли психологическим и оставляли за рамками методологического ана­лиза. Постпозитивизм показал, что открытие нового знания и его обоснование — это единый процесс: возникновение и развитие новой, научной теории является в то же время и ее обоснованием.

Постпозитивизм постепенно отходит от идеологии демаркациониз-ма, исповедуемой логическим позитивизмом. Если неопозитивизм по­лагал, что можно и нужно установить четкую демаркационную линию


между наукой и ненаукой, в частности философией (метафизикой), то логические позитивисты, опираясь на верификационную концепцию, обосновали тезис о бессмысленности метафизических утверждений и одну из главных своих задач видели в устранении метафизики как науки.

Постпозитивисты отказываются видеть жесткие границы между ненаукой и философией. Они признают осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания. Парадигма Куна опирается на ряд фундаментальных положений, неопровержимых по определению и, следовательно, носящих метафизический характер. «Жесткое ядро» научно-исследовательской программы Лакатоса так­же состоит из метафизических утверждений. Более того, такие пред­ставители постпозитивизма, как Фейерабенд, вообще отказываются видеть какое-либо различие между наукой, мифом и философией.

Представители постпозитивизма главным объектом своего внима­ния сделали развитие знания, поэтому они вынуждены были обратиться к изучению истории возникновения, развития и смены научных тео­рий и идей. Постпозитивизм признал, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пе­ресмотр значительной части ранее признанного и обоснованного зна­ния — не только теорий, но и фактов, методов, фундаментальных ми­ровоззренческих представлений.

Современная философия науки занимается рассмотрением отдель­ных методологических проблем. Среди наиболее важных проблем, вол­нующих философов постпозитивистского периода, можно отметить следующие: проблема фальсификации, проблема правдоподобия науч­ных теорий, проблема соизмеримости научных теорий, проблема ра­циональности, проблема понимания, проблема социологии знания.

Герменевтика — теория и практика

Герменевтика

истолкования, интерпретации, понима­ния. Предметом исследования в герменевтике чаще всего является текст, поэтому основной проблемой выступает проблема истолкования и интерпретации текста. Основной вопрос герменевтики имеет, по край­ней мере, два варианта формулировки: гносеологический (как возмож­но понимание?) и онтологический (как устроено то бытие, существо которого состоит в понимании?). Главная мысль разнообразных ва­риантов герменевтики может быть выражена примерно так: суще­ствовать — значит быть понятым. Фундаментальными понятиями в герменевтике являются понятия герменевтического круга и герменев­тического треугольника. Посредством понятия герменевтического треугольника выясняются сложные взаимоотношения, существующие


между автором текста, самим текстом и читателем, интерпретатором текста. В понятии герменевтического круга выражается особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером. Для понимания всего текста необходимо понимание его части, но само по­нимание частей невозможно без понимания целого. Предлагаются раз­ные пути решения проблемы круга.

Герменевтика возникла, очевидно, вместе с появлением так назы­ваемых герменевтических ситуаций, связанных с пониманием, истол­кованием. Такие ситуации возникали в процессе формирования язы­ка. Появление письменности, актуализировавшее проблему понимания, естественно, стимулировало и формирование, и развитие герменевтики.

Свое название герменевтика получила от имени одного из действу­ющих лиц древнегреческой мифологии Гермеса — «прислужника бо­гов», одна из функций которого быть посредником между богами и людьми, толковать волю богов людям, а желания людей — богам.

Церковь монополизирует право истолкования священных текстов, играя, таким образом, роль Гермеса. Возникает монопольная теологи­ческая герменевтика. Один из крупнейших герменевтов этого перио­да — Фома Аквинский (ХІІІ в.).

В эпоху Возрождения благодаря деятельности Лютера и других лидеров Реформации возникает немонопольный вариант теологичес­кой герменевтики. Ранние гуманисты Возрождения (Э. Роттердамский, Дж. Манетти и др.) выдвинули задачу «исторического анализа» самой веры, «исторического анализа» письменных религиозных текстов с целью их очищения от искажений. Гуманисты искали светское содер­жание Библии, ее реально-исторический смысл. Возникает светская филологическая герменевтика.

В Новое время продолжается процесс развития герменевтики из монополии узкого круга грамотных богословов в вопрос, затрагиваю­щий большое число людей (и верующих, и неверующих). Свой вклад вносят Э. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ж. Мелье, М. Вольтер. Этот про­цесс завершается в начале XIX в., когда Шлейермахер создает собствен­ную философскую герменевтику.

Ф. Шлейермахер (1768–1834 гг.) начинает с признания наличия «специальных» герменевтик: филологической, теологической, юриди­ческой и т. д. Признавая понимание само собой разумевшимся, они со­средотачивают свое внимание на ситуациях непонимания. Ф. Шлейер-махер строит свой вариант общей герменевтики.

Основным условием понимания является сходство и различие ав­тора текста и читателя. Если автор и читатель абсолютно «родствен-116


ны», то всякая герменевтика излишня, если же они абсолютно различ­ны — она невозможна. Для того чтобы понимание было возможным, необходима определенная мера «чужеродности» и «родственности» между автором и читателем.

Понимание происходит в процессе языкового общения. Человек связан с языком двояко. Во-первых, он зависит от языка, находится под «властью языка». В языке человек себя «преднаходит» в мире. С помощью языка учится говорить, мыслить. Любая индивидуальная мысль определена той языковой общностью, к которой принадлежит человек. Общее (язык) определяет индивидуальное (человека). С дру­гой стороны, сам язык зависит от человека. Язык создается человеком, им же модифицируется и развивается. Индивидуальное (человек) оп­ределяет общее (язык). Поэтому между человеком и языком существу­ет отношение напряженности. Сочинение (или речь) создается в ре­зультате напряженной «борьбы» между общностью языковых норм и творческой индивидуальностью автора.

Существует два метода понимания: грамматический и психологи­ческий. Грамматический метод раскрывает понимание, исходя из «духа языка», как связанное и обусловленное этим духом. Психологический метод раскрывает понимание, исходя из «души говорящего», как его уникальный своеобразный способ мышления и чувствования. Пони­мание заключается в проникновении, с одной стороны, в «дух языка», а с другой — «в душу автора». Грамматический и психологический ме­тоды неразрывно связаны.

Понимание — это искусство, в котором огромную роль играет и интерпретатор. Искусство понимания имеет сложную структуру, в которой можно выделить два полюса: дивинационный и сравни­тельный. Дивинационный (субъективный, пророческий, интуи­тивный, внелогический, непосредственный, спонтанный) момент возникает в результате непосредственного постижения индивиду­ального путем «вчувствования», «вживания» в другого (т. е. автора произведения). Сравнительный момент (объясняющий, объектив­ный, исторический) имеет место тогда, когда понимание основыва­ется на фактах, исторических данных. Дивинационный и сравнитель­ный моменты — два полюса единого процесса понимания и их нельзя отрывать друг от друга. Понимание начинается с понимания целого произведения. Делается это посредством дивинации, затем — пере­ход к сравнительному моменту, потом — снова дивинация. Понима­ние есть взаимодействие «дивинации» (интуиции) и «сравнения» (объяснения).


Понимание можно считать успешным тогда, когда позиции автора и читателя «уравниваются». Читатель и в знании языка (объективная сторона), и в знании внутренней жизни автора (субъективная сторо­на) должен сравниться с автором. Следовательно, по Шлейермахеру, необходимой предпосылкой понимания является устранение истори­ческой дистанции между автором и читателем, забвение читателем сво­ей собственной личности, своей духовно-исторической ситуации. Гер­меневтика Шлейермахера имеет, следовательно, внеисторический характер. Настоящее как бы «растворяется» в прошлом. Читатель по­нимает произведение так же хорошо, как и автор.

Этим процесс понимания, однако, не завершается. Шлейермахер утверждает, что можно не только так же хорошо понимать произведе­ние, как автор, но и лучше автора. Более того, можно не только пони­мать лучше, чем автор, но и бесконечно лучше. Интерпретатор, следо­вательно, имеет превосходство над автором. Интерпретатор вынужден стремиться к осознанию многого из того, что для самого автора остава­лось неосознанным (и до конца непонятным). Критиковать — значит понимать автора лучше, чем он сам себя понял.

Рис. 49.Мартин Хайдеггер

Проблемой истолкования, по­нимания занимались также Шле-гель, Новалис, Шопенгауэр, Диль-тей, Ницше и другие мыслители. Большое внимание этой проблеме уделял Мартин Хайдеггер (1889– 1976 гг.) — немецкий философ, сы­гравший решающую роль в развитии экзистенциализма, давший новую постановку проблеме герменевтики. В своей программной работе «Бы­тие и время» (1927) Хайдеггер от­казывается от традиционных после-декартовских понятий: субъект, объект, познание, дух, материя. Хайдеггер применяет феноменологический метод Гуссерля (с которым он многие годы работал) для выяснения предпосылок человеческого существования. Герменевтика для Хайдеггера — это феноменология че­ловеческого бытия.

Именно герменевтика выявляет те условия, благодаря которым человеческое бытие может быть тем, чем оно есть. Экзистенциалы че­ловеческого бытия — положенностъ и понимание. Факт присутствия


человека в мире, наличие человека и есть его «положенность». Человек вначале есть (положен), а потом мыслит. Человек изначально вовле­чен в бытие. Это его вовлеченность в бытие и есть его «положенность».

Вовлеченный в бытие («положенный») человек обнаруживает себя, «преднаходит» себя в мире, в данном месте, в данное время. Человек обнаруживает, что он есть. Каков способ обнаружения себя в бытии? Этот способ — понимание. Человек первоначально обнаруживает себя в мире через понимание. Бытийствующий, т. е. существующий в мире человек, становится понимающим. Понимание реализуется через ис­толкование и интерпретацию? Человек истолковывает свое бытие в мире определенным образом, и это истолкование и есть понимание человеком своего места в мире, смысла своего бытия.

В 1930 г. происходит «поворот» во взглядах Хайдеггера. Он пишет работу «О существе истины» (1930). Предметом исследования стано­вится феномен человеческой свободы.

Ученик Хайдеггера Ганс Гадамер (род. 1900) продолжил создание онтологического варианта герменевтики. Философская герменевтика — это философия понимания, которое трактуется как универсальный способ бытия человека в мире. Философия, по его мнению, должна иметь онтологическую ориентацию.

Существование человека неразрывно связано с переживанием чело­веком своего бытия, что выражается в наличии у человека «опыта мира». Гадамер отмечает, что основные механизмы формирования «опыта мира» заложены в языке. Только в языке открывается человеку истина бытия. Язык — это та среда, где «Я» и «мир» выражаются в изначаль­ной взаимопринадлежности. Язык является тем, что конструирует мир человека. Именно язык определяет способ человеческого в мире бы­тия. Высказать себя в языке не значит обрести какое-то второе суще­ствование. Высказать себя в языке — значит обрести первое существо­вание. Гадамер делает вывод, что бытие человека есть бытие в языке.

Язык обеспечивает человеку предварительное понимание, «пред-понимание», которое реализуется в таких формах освоения мира, как «предмнение», «предусматривание», «предвосхищение» и т. п. Между этими формами нет никакой иерархии.

Главной формой дорефлекторного освоения мира является предрас­судок. К важнейшему виду предрассудков Гадамер относит авторитет (традиция). От предрассудков, утверждает Гадамер, избавиться просто невозможно. Предрассудки имеют две стороны: негативную и позитив­ную. Например, что такое авторитет? С одной стороны, это подчинение другому, отречение от своего разума (негативная сторона). С другой —


осознание того, что эта личность превосходит вас умом и остротой сужде­ний (позитивная сторона). Человек всегда свободно избирает себе авто­ритет. Авторитет лежит в основе традиции. Вывод Гадамера следующий: человеческая деятельность, в том числе и теоретико-познавательная, уклонена в предрассудочную деятельность и без этого невозможна.

Следующая фундаментальная особенность бытия человека в ми­ре — историчность. Человек всегда определен местом и временем, т. е. той ситуацией, в которой он себя застает. Невозможно стать на по­зиции внеисторического субъекта.

Истина — это характеристика не познания, а характеристика самого бытия человека. И как такая, т. е. бытийственная характеристика чело­века («небезразличная человеку», укорененная в его предрассудках), она есть его правда. Правда неотчуждаема от человека, ибо она есть необходимый момент его бытия. Человек не может без правды. Пока человек бытийствует, он бытийствует в правде. Наиболее подходящий способ обнаружения «истинного бытия», т. е. правды,— искусство.

Что же такое понимание? Понимание — экзистенциал реального человека, форма самообнаружения и самоосмысления индивида. По­нимание укоренено как в предрассудке субъекта понимания, так и в предрассудке объекта понимания.

Интерпретация текста — это не воссоздание первичного (автор­ского) смысла текста, а создание смысла текста заново. Текст живет, передаваясь от поколения к поколению. Каждый акт интерпретации — это момент жизни текста, звено осуществления традиции. Традиция транслируется в жизни текста.

Понимание культурной традиции (т. е. истории) — это диалог про­шлого и настоящего. Историзм XIX в., основанный на гносеологизме, пытался изучить историю, а ее надо понимать. Главная задача, кото­рую необходимо решить, пытаясь понять историю, состоит в том, что­бы устранить противоположность между, с одной стороны, самой ис­торией (онтологией), а с другой — знанием истории (гносеологией). Как это сделать? Историку не следует стремиться переместиться в про­шлое, к чему призывал Ф. Шлейермахер. Это просто невозможно, ведь нельзя отрешиться от самого себя, от настоящего. Настоящее имеет свой «горизонт», в т. ч. «горизонт» предрассудка, определяющего понима­ние. Прошлое также имеет свой «горизонт». Для понимания прошлого необходимо сближение, «переплавление» горизонтов, настоящего и прошлого. Это «переплавление» и есть переход от гносеологии к онто­логии, их слияние. В результате формируется некий «третий горизонт», общий, превосходящий и горизонт настоящего, и горизонт прошлого.


Совершается «восхождение»; историк понимает прошлое лучше, чем понимали сами авторы истории, и наоборот, прошлое помогает исто­рику лучше понять настоящее. Понять прошлое — значит услышать его в том, что оно желает сказать нам как истину. Понять прошлое — зна­чит понять его правду.

Свой вариант герменевтики предлагает французский философ, представитель религиозно-феноменологического направления Поль Рикер (род. 1913). Центральное понятие в философии Рикера — лич­ность. Именно личность — место рождения значений, дающих начало культурным смыслам, именно личности творят мир культуры. Задача философии — разработать метод анализа человеческой субъективно­сти. Рикер старается объединить в герменевтике онтологию и гносео­логию, он старается разрабатывать герменевтику как методологию по­нимания. За конфликтом интерпретаций кроется различие способов экзистенции. Единой и единственной теории интерпретации нет и быть не может. Задача философской герменевтики — критический анализ всех возможных методов интерпретации. Задача философской герме­невтики — очертить сферы применимости различных методов интер­претации, сферы применимости различных «герменевтических систем».

Рикер предлагал метод анализа человеческой субъективности, назы­вая его регрессивно-прогрессивным методом. Этот метод позволяет мыслить явления человеческого бытия в трех временных измерениях: прошлом, настоящем, будущем. Ведь сегодняшний (т. е. настоящий) человек связан и с прошлым, и с будущим. Задача состоит в том, чтобы высветить «археологию» человека, его укорененность в прошлом и по­нять его «телеологию», мотивы и направления его движения в будущее.

«Археология» субъекта исследуется при помощи регрессивного ме­тода, «телеология» — при помощи прогрессивного. Регрессивный метод выясняет источник смысла человеческой деятельности, который лежит «позади» объекта, в прошлом. Человек — существо телеологическое. Задача состоит в том, чтобы раскрыть телеологию субъекта. Прогрес­сивный метод включает в себя феноменологию духа и феноменологию религии. Феноменология духа раскрывает телеологию человеческой субъективности, а феноменология религии — устремленность челове­ка к священному.

Какова роль языка в исследовании археологии и телеологии субъекта? Рикер (как и Гадамер, Фрейд) считает, что язык — изначальное условие человеческого опыта. Все желания человека (восприятие, воображение, ощущение и т. п.) «проговариваются», т. е. с неизбежностью обнаружи­вают себя в языке. Экзистенция человека и язык связаны неразрывно.


В 70-х годах XIX в. в США сложи-

Прагматизм

лось новое философское направление —

прагматизм, сущность которого может быть выражена следующим об­разом: человеку приходится действовать в иррациональном и непозна­ваемом мире; попытки достигнуть объективной истины бессмыслен­ны, потому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т. д. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей; то, что по­лезно, что приносит успех, то и истинно.

Рис. 50.Чарльз Пирс

Родоначальник этого тече­ния Чарльз Пирс (1839–1914 гг.) разработал две теории: теорию сомнения — веры и теорию зна­чения. Пирс утверждал, что единственная функция мышле­ния — это преодоление сомне­ния и выработка устойчивого верования, под которым он по­нимал осознанную готовность или привычку действовать при соответствующих обстоятель­ствах. Все содержание или зна­чение наших идей и понятий, по мнению Пирса, исчерпывается теми практическими послед­ствиями, которых мы можем от них ожидать. Субъективно-иде­алистическая сущность его концепции выражена в тезисе «Существо­вать — значит иметь практические последствия». Теоретический фун­дамент прагматизма составили три идеи, выдвинутые Пирсом:

1) понимание мышления как достижения субъективного психоло­гического удовольствия;

2) определение истины как того, что ведет нас к цели;

3) фактическое отождествление вещей с совокупностью их нрав­ственных или практических последствий.

Уильям Джемс (1842–1910 гг.) разработал фидеистический вари­ант прагматизма. Он выдвинул тезис о «воле к вере», поскольку человек имеет право верить на свой собственный риск в любую гипотезу, если она способна принести удовлетворение. Поскольку вера в Бога дает удов­летворение и покой, она получает полное прагматическое оправдание.


Джемс считал, что все вещи — реальности, с которыми мы имеем дело в опыте, являются продуктами нашего произвольного постулиро­вания. Усилием внимания и воли мы выделяем из непосредственного потока сознания или «чистого опыта» отдельные сгустки, которые ста­новятся вещами окружающего мира. Они существуют лишь постольку, поскольку в них верят. Достаточно напряжения воли, и реальность при­обретает ту форму, которую мы пожелаем ей придать. «Радикальный эм­пиризм» Джемса оказывается субъективным идеализмом и волюнтариз­мом: «опыт» охватывает сны, галлюцинации, религиозный экстаз, спиритические видения и все то, что может переживаться человеком.

Наши идеи, теории лишены объективного содержания, считает Джемс, а поэтому их истинность — это работоспособность, полезность идеи. Единственной заповедью морали прагматики также считают «де­лать то, что окупается», что дает платежи.

Разрабатывая «логику науки», теорию научного исследования, Джон Дьюи (1859–1952 гг.) использовал две основные идеи, близкие американцам,— науку и демократию. Науку и научный метод Дьюи считает не средством познания объективного мира, а лишь методом, обеспечиваю­щим успешное поведение человека в мире, о котором объективное знание, по сути дела, невозможно.

Рис. 51.Джон Дьюи

Дьюи утверждает, что познание предполагает энергичное вмешательст­во познающего субъекта в познаваемое явление, активное экспериментирова­ние, которое приводит к преобразова­нию познаваемого предмета. При этом он настолько абсолютизирует актив­ный характер познавательного процес­са, что предмет утрачивает свою реаль­ность и исчезает, остается только сам волюнтаристски понимаемый «процесс верования». Быть для Дьюи — значит быть объектом научного исследования.

Задача мышления — преобразовать «проблематическую» ситуацию в решенную. Для этой цели человек создает различные идеи, понятия, за­коны, которые служат ему инструментами в этой ситуации. Наука в пони­мании Дьюи — это своего рода ящик с инструментами (понятиями, тео­риями), из которых чисто эмпирическим путем выбираются полезные.



В начале XX в. Эдмунд Гуссерль Феноменология

(1859–1938 гг.) попытался, не покидая

Гуссерля

исходных позиций субъективного идеа­лизма, внести в них известный момент объективизма.

Суть учения Гуссерля можно свести к трем главным идеям: 1) философия не имеет никакого отношения ни к окружающему нас

Рис. 52.Эдмунд Гуссерль

миру, ни к изучающим его наукам; ее предмет — это исключительно лишь явления (феномены) со­знания, рассматриваемые как единственно и непосредственно данное; 2) эти феномены понима­ются не как психические явления, а как некие абсолютные сущнос­ти, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но и в то же время на­ходящиеся только в нем и необла-дающие существованием вне его; 3) указанные сущности не по­знаются путем абстрагирующей деятельности рассудка, а непо­средственно переживаются и затем описываются так, как они созерцают­ся в акте интуиции.

Критикуя релятивизм и скептицизм и настаивая на существовании абсолютной истины, Гуссерль доказывал, что законы логики истинны совершенно независимо от тех психических процессов, которые про­исходят в сознании людей. Содержание и смысл истинного суждения не зависят от того, что о них говорят или думают. По мнению Гуссерля, необходимо отрешиться от того, что связывает нас с внешним миром, переключить наше сознание на внутренний мир, на само сознание. Та­кое изменение установки сознания Гуссерль называет «феноменологи­ческой редукцией». Осуществляя ее, мы исключаем из рассмотрения или «заключаем в скобки» весь окружающий материальный мир, отбрасы­ваем все существующие взгляды, теории и учения, наконец, снимаем вопрос о существовании того, что представляет собой предмет иссле­дования. После того, как вся эта операция произведена, в качестве пред­мета познания остается «феноменологический остаток», область чис­того сознания, свободного, по мнению Гуссерля, от отношения к внешнему миру, но сохраняющего каким-то образом все богатство сво-


его содержания. Идеалист Гуссерль формально не отрицает существо­вания материального мира, он «только» утверждает, что этот мир не может быть источником истинного знания.

В 60-е годы как реакция на экзистен-

Структурализм

циализм и персонализм оформилось но­вое направление в социогумани

Поделиться:





Читайте также:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...