Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помогите ребенку хорошо себя чувствовать. Создайте условия.




q Третий закон обучения - ЗАКОН ЯЗЫКА.

· Язык - средство передачи мысли. Он как кабель передает телеграммы в виде сигналов телеграфисту, которому необходимо вновь расшифровать услышанные звуки.

· Язык, используемый в процессе обучения, должен быть общим для учителя и ученика. Говори на языке ребенка! Помни, что его словарный запас ограничен.

· Язык - это система искусственных знаков и символов, предназначенная для взаимного обмена мыслями и чувствами.

· Он может состоять из наскальных картинок первобытных племен, алфавитных систем цивилизованных народов, жестов глухонемых, воспринимаемой на слух устной речи.

· Степень языкового общения определяется не тем, что говорящий пытается выразить в рамках своих представлений, а восприятием и осмыслением слушающего.

· Слово имеет для нас смысл, если мы знаем, что оно означает. В противном случае, без осмысленного восприятия слух улавливает слово как пустой звук, ничего не значащий знак.

· Наши языковые возможности ограничены изученным материалом. Словарный запас учителя может быть во много крат больше, чем у ученика, но идеи ребенка представлены его словарным запасом, поэтому учитель должен войти внутрь детской сферы степени знания языка, если он хочет быть понятым. За пределами этой сферы язык учителя будет воспринят без должного значения или даже превратно, по мере возрастания соотношения незнакомы слов к знакомым.

· Слова могут притягивать или отталкивать в зависимости от той идеи, которую они несут.

· Многие слова в нашем языке имеют больше чем одно значение. Во многих случаях ученик будет добавлять странные, ошибочные и превратные значения к обычным словам, таким образом, ошибочные представления могут оставаться не исправленными на протяжении многих лет.

· Урок успешен, когда ребенок может пересказать его своими словами, а не повторять чьи-то сформулированные определения, состоящие из полностью незнакомых слов.

· «Уста преображают мысли». Умея ясно выражать мысль, мы постигаем истину. Но чтобы преобразовать разговор в мышление, необходимо прилагать самостоятельные усилия, а не бездумно цитировать чужие слова. Ученик должен учиться выражать свои мысли вслух.

· Язык ребенка определяется не только прогрессом его развития, но и обогащением его познаний.

· Новые слова следует вводить с появлением новых предметов или новых идей; но мысль должна предшествовать слову, уже ставшему знакомым, чтобы оно вело и освещало, а не заслоняло восприятие ребенка.

· Слова - не единственный способ выражения мысли. Глаза, голова, руки, ноги могут использоваться в речи, говоря сами за себя. У племен дикарей, чей язык слишком беден, язык жестов часто заменяет обычную речь.

 

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Постоянно и внимательно изучайте язык учеников, чтобы узнать их словарный запас и тот смысл, который они вкладывают в эти слова. Говорите просто, используйте обычный разговорный язык, знакомые детям слова и примеры. Не говорите Библейским языком, которого дети не понимают. А употребляя новые слова, объясняйте их значение, чтобы ребенок возрастал в словарном запасе.

2. Добивайтесь от них наиболее полного знания материала, старайтесь понять их идеи и способы выражения, чтобы суметь исправить допущенные ошибки.

3. Старайтесь изъясняться на языке, понятном ученикам, поправляя их каждый раз, если они неправильно поняли смысл ваших слов.

4. Используйте как можно меньше слов и самые простые из них для дачи материала. Ненужные слова добавляют ребенку работы и могут стать причиной непонимания.

5. Делайте предложения простыми и короткими. Длинные предложения ослабляют внимание и смущают учеников.

6. Если ученику явно не удается вас понять, повторите свою мысль, делая ее как можно проще для восприятия.

7. Используйте иллюстрации для объяснения смысла слов; маленьким детям будут понятнее объекты природы и картинки. Приводите примеры из жизни ваших учеников.

8. Если нужно выучить новое слово, сначала давайте идею этого слова. Лучше всего это может быть сделано через простые примеры, тесно связанные с жизнью детей.

9. Пытайтесь увеличить словарный запас детей, но в то же время помогайте сделать значение слов понятным. Настоящий рост словарного запаса ребенка обозначает рост его знаний и силы.

10. Так как приобретение знания языка является одной из самых главных целей обучения, не позволяйте своим ученикам просто слушать вас долгое время, старайтесь вовлечь их в беседу.

11. Здесь, как и везде при обучении маленьких детей, умерьте спешку. Перед тем как добавить новое слово, необходимо хорошо выучить старые слова.

12. Чаще проверяйте, понимает ли ученик слова, которые он использует, чтобы убедиться, что он не придает им неправильный смысл.

13. Хорошие учителя не используют слова, непонятные классу или которые могут быть истолкованы неправильно.

14. Единственный, необычный или неправильно понятый термин часто нарушает понимание, и учитель, заметив это, должен восстановить его. Дети не всегда просят объяснить им непонятные слова, иногда их останавливает страх перед учителем, иногда смущение перед собственным невежеством.

15. Если не давать детям говорить, их словарный запас никогда не увеличится.

16. Много изучаемых в школе тем лежит за рамками привычной жизни и языка детей; причем каждая наука имеет свой язык, который должен освоить ученик. В этом заключена одна из проблем и для учителя воскресной школы, так как факты и истины Библии легко могут быть неправильно поняты из-за тех полу понятных терминов, которыми они были описаны.

 

q Четвертый закон обучения - ЗАКОН ОБУЧЕНИЯ НОВОМУ.

Изучайте новое через уже известное старое.

· Процесс обучения должен продвигаться в определенном направлении. Этим направлением должен быть поход за знаниями.

· Обучение должно идти постепенно. Шаг за шагом, связывая один факт или концепцию с другим, чтобы конкретные вещи плавно переходили в более общие и абстрактные, так же как предпосылки ведут к выводам, а понимание явлений природы - к законам. Каждая понятная идея становится частью знаний ребенка и служит отправным моментом для следующего продвижения. Перед каждым новым шагом вперед нужно четко усвоить информацию старого, иначе ученики обнаружат себя в абсолютно незнакомом месте без соответствующей подготовки.

· Ученик, знающий один урок, наполовину продвинулся в следующем.

· Знание состоит из фактов, собранных вместе с управляющими ими законами и связями. Факты объединены в системы, согласно различным признакам. Каждый факт ведет к следующему и объясняет его. Старое открывает новое, новое подтверждает и поправляет старое.

· Перед тем как полностью раскрыться и занять свое место в круге знаний ученика, новые элементы знания должны быть рассмотрены во взаимосвязи с другими, уже известными ему фактами и истинами.

· Уже имеющиеся в распоряжении ребенка знания должны помогать ему в осмыслении новых фактов и законов, или они останутся непонятыми.

· Новый материал должен объясняться на языке, черпающем свои значения из уже знакомого и известного.

· Облако непонимания, повисшее над вчерашним уроком, бросает тень и на сегодняшний урок. Наоборот, всесторонне понятый урок помогает пролить свет на последующий.

· Полное овладение материалом - вещь относительная. Существует большая разница в понимании разных детей. Что для одних детей ясно как день, другим представляется темным лесом. Беседа помогает выявить эти различия.

 

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

1. Выясните, что ваши ученики знают о предмете, который вы собираетесь им преподавать; это должно стать вашим отправным моментом.

2. Постарайтесь определить знания и жизненный опыт большинства учеников; дайте им почувствовать их значимость и ценность.

3. Помогайте вашим ученикам четко излагать свои мысли, что явится средством лучшего понимания ими изученного материала.

4. Начинайте с фактов и идей, которые ученик может понять, сделав всего один шаг от знакомых ему вещей; так, география начинается с родного города ребенка, история - с его собственных воспоминаний, нравственность - с его сознания.

5. Старайтесь связывать каждый урок с предыдущим, а также со знаниями и опытом учеников.

6. Представляйте материал урока таким образом, чтобы один его раздел легко и естественно переходил в другой.

7. Соотносите шаги урока с возрастом и знаниями ваших учеников. Не утомляйте детей слишком длинными уроками или упражнениями, и наоборот, не обманывайте ожиданий более старших учеников, предлагая им слишком легкий материал.

8. Приводите в качестве примеров самые распространенные и знакомые объекты, подходящие для этих целей.

9. Давайте самим ученикам возможность приводить примеры из собственного опыта.

10. Как можно более доходчиво разъясняйте ученикам каждый новый факт или принцип; пытайтесь сделать его настолько понятным и привычным, чтобы он мог быть использован при объяснении нового материала.

11. При любом удобном случае предоставляйте детям возможность использовать их собственный опыт и полученные знания для приобретения и понимания нового. Учите их, что знания - это сила, показывая, как оно действительно помогает решать проблемы.

12. Уделяйте достаточно времени каждому новому разделу урока, чтобы последующие объяснения основывались на хорошо усвоенном предыдущем материале.

13. Старайтесь выбирать те задачи, которые вы ставите перед своими учениками из их повседневной жизни, таким образом, увеличивая шансы того, что это будут реальные, а не искусственные проблемы.

14. Помните, что дети учатся думать, а чтобы думать правильно, им необходимо научиться решать проблемы, с которыми они сталкиваются в школе и за ее стенами.

 

q Пятый закон обучения - ЗАКОН ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ЗАКОН УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА).

Возбуждайте и направляйте самостоятельные действия ученика и возьмите себе за правило не говорить ему ничего, что он может познать сам.Или другими словами, сделайте вашего ученика исследователем истины - заставьте его самого искать ее.

· Фактически, работа учителя заключается в пробуждении и подключении к работе сознания ученика, побуждении его к самостоятельным действиям.

· Мы можем учиться без педагога. Все мы в разной степени самоучки (задолго до того, как дети попадают в школу, они узнают сотни фактов, иногда с помощью родителей или других людей, иногда своими собственными усилиями). Истинной задачей учителя является создание наиболее благоприятных условий для самообучения.

· Зачем же нужны школы и учителя? Знание в своем естественном состоянии разбросано и запутано. Школа выбирает для своего курса обучения то, что она считает наиболее полезным из опыта человечества, обрабатывает и предлагает это ученикам вместе с возможностями обучения. Книги и учебные пособия могут служить картой территории для освоения и тропами, ведущими через поля знаний. Успешным обучением будет называться не то, которое дает знания, а то, которое стимулирует учеников к их приобретению. Лучше учит тот, кто учит меньше.

· Настоящим руководителем является тот учитель, чье знание преподаваемого предмета дает ему возможность направлять усилия ученика, экономить его время и силы, избавлять от бесполезных трудностей. Никакая помощь школы или учителя не может заменить работу ума или забрать у ученика жажду к необходимым ему знаниям.

· Чем быстрее учитель откажется от идеи, что он может сделать своих учеников умными, путем тяжелой работы над их пассивным сознанием, тем скорее он станет хорошим педагогом.

· Ученик должен учиться для себя или его знание будет лишь названием. Ученик, которого обучают, но который не учится сам для себя, напоминает человека, которого кормят с ложечки, не давая ему есть самому; очень скоро он потеряет как аппетит, так и силы.

· Уверенность в наших собственных силах является необходимым условием их успешного использования. Эта уверенность может быть приобретена только с помощью самостоятельного, добровольного и независимого использования способностей.

· Самостоятельные действия разума не приводят сами себя в работу. Необходимо побуждение или стимул, чтобы включить их в работу. В раннем периоде жизни на нас сильнее действуют внешние стимулы, а в более зрелые годы внутренние возбудители вызывает более охотный отклик.

· Ян Амос Коменский: «Большинство учителей сажает растение, вместо семян; вместо того чтобы начинать с элементарных вещей, они сразу помещают ученика в хаос книг и разнообразных исследований».

· Разница между учеником, работающим для себя и тем, который работает только по указке, очевидна. Один представляет собой свободную личность, другой - машину. Первого работа привлекает и, подстегиваемый своим интересом, он работает, пока не столкнется с какой-то проблемой или не выполнит задание до конца. Второй же двигается, если только его подталкивают и останавливается там же где останавливается учитель. Одного движет собственная активность, другого - заимствованный импульс. Первого можно сравнить с горным потоком, питаемым живыми источниками, второго - с канавой, которую чья-то рука наполнила из насоса.

· Работа разума практически ограничена областью требуемого ему знания (у ботаника возникнет сильнейший интерес при извести о находке неизвестного науке растения, но, возможно, ему буде все равно, узнай он о новом камне или звезде).

· Сила мысли углубляется и растет еще больше с увеличением приобретенных знаний.

· Двумя главными источниками интереса, посредством которых может быть пробужден разум, является любовь к знанию ради него самого и желание знания, чтобы использовать его как орудие в решении проблем или для получения другого знания.

· В зависимости от склонностей и достижений учеников, умственный аппетит будет менять свою форму и характер.

· Как пищеварительные органы должны выполнять свою работу, переваривая независимо от того, какую пищу они получают, усваивая ее и таким образом строя различные ткани и органы тела, так же и разум должен уметь выполнять свою функцию без внешней помощи, строя, насколько это у него получается, концепции, веру, цели и все проявления ума и характера.

· Только плохой педагог предпочтет бесконечно говорить сам, вместо того, чтобы наблюдать и направлять ход мысли своих учеников.

· Живым и научным является тот разум, который никогда не прекращает задавать вопросы и искать ответы. Образование ребенка начинается сразу же, как он начинает задавать вопросы.

· Объяснение, которое ставит все на свои места и прекращает все вопросы, обычно останавливает и мыслительный процесс.

· Знание приходит через размышление, а не потому, что так было сказано.

· Если необходимо запомнить какие-то факты или принципы, то внимание должно быть сконцентрировано на них все время и приложено сознательное усилие для запоминания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...