Правила для учителей
1. Сообразуйте уроки и задания с возрастом и знаниями учеников. Самые маленькие дети будут больше интересоваться тем, что относится к области чувств, и особенно к действиям; более взрослых привлекут рассуждение и проблемы, требующие размышлению. 2. Выбирайте уроки, которые относятся к окружающей действительности и склонностям учеников. 3. Тщательно продумывайте материал предмета и урока, находя в нем точки соприкосновения с жизнью учеников. 4. Возбуждайте интерес учеников к уроку вопросом или утверждением, которое может пробудить интерес. Намекните, что можно найти что-то стоящее, если внимательно изучить урок, а позже обязательно узнайте, какую истину они обнаружили. 5. Чаще ставьте себя на место учеников и присоединяйтесь к поиску какого-либо факта или принципа. 6. Подавляйте ваше нетерпение и позвольте ученику самому объяснить. Иногда ученики обижаются, чувствуя, что могли бы ответить, если бы вы ему дали достаточно времени для этого. 7. Во время всех классных упражнений постоянно возбуждайте новый интерес и активность учеников. Начинайте с вопросов, чтобы исследование исходило от класса. Урок обязательно должен заканчиваться новыми вопросами. 8. Наблюдайте за каждым учеником, чтобы заметить, насколько он любознателен, с целью пробуждения его активности к восприятию. 9. Считайте своей главной обязанностью пробуждать разум своих учеников и не успокаивайтесь, пока каждый ребенок не проявит свою умственную деятельность, задавая вопросы. 10. Подавляйте желание рассказать все, что вы знаете или думаете об уроке или предмете. Если вы рассказываете что-то в качестве иллюстрации или объяснения, дайте этому начаться с нового вопроса.
11. Давайте ученику время подумать после того, как убедились, что его разум активно работает, и воодушевляйте его задавать вопросы, если он зашел в тупик. 12. Не отвечайте слишком быстро на заданные вопросы, если он зашел в тупик. 13. Учите детей задавать вопросы: Что? Почему? Как? Где? Когда? С помощью кого? Что из этого следует? 14. Опросы не должны быть изнурительными, но они должны предоставлять полную возможность для стимулирования мысли и усилий учеников.
q Шестой закон обучения - закон процесса изучения (обучения). Изучение (познание) - осмысление новой идеи или мысли, а также нового навыка или мастерства или, другими словами, сознание ученика должно четко представлять себе изучаемую истину. · Простая демонстрация учителем своих знаний перед учениками не является обучением. Настоящее изучение - это не просто заучивание и повторение слов и идей учителя. Процесс образования заключается больше в работе ученика, чем учителя. · Различие между подлинным открытием истины и узнаванием ее от других: - Открытие происходит в процессе настоящего исследования и поиска, которые включают в себя пробы и ошибки, поэтому обычно медленны и трудоемки. - Изучение же идет через разъяснение, и этот процесс может быть легким и скорым. · Ни одно настоящее изучение не является целиком повторением мыслей других. · Перед учеником должна стоять цель - стать независимым искателем в море знаний, а не просто пассивным учеником в руках других. Как подлинный исследователь, ученик должен постоянно искать новые факты и принципы. Учитель и ученик должны поставить себе за правило добиваться их полного понимания и усвоения.
Стадии процесса обучения: 1.Ученик заучивает материал, чтобы потом повторить или процитировать книгу слово в слово; учитель требует дословного воспроизведения материала, 2.Ученик понимает смысл материала. Учитель заботится о том, чтобы донести смысл урока до учеников.
3.Ученик может точно пересказать мысль своими словами, не искажая ее смысла. Тот, кому это удается, продвинулся от работы простого изучения, превратившись в исследователя. Он научился обращаться с собственными мыслями так, как и с мыслями других. 4.Ученик начинает искать доказательства изучаемых утверждений. Тот, кто может обосновать причину, по которой он верит во что-то, является лучшим учеником и более сильным верующим, чем тот, кто верит, но не знает почему. Даже самые маленькие дети будут больше привязаны к истине, если сумеют понять ее причину. 5.Ученик ищет применение полученных знаний. Каждый факт тесно связан с жизнью, а каждый принцип имеет свое применение, и пока они не найдены, все эти факты и принципы бесполезны. Ребенок, который находит применение тому, что он узнал во время урока, становится вдвое заинтересованным и добивается двойных успехов в школьной работе. То, что когда-то было бесполезным знанием, становится житейской мудростью. · Помочь ученику могут следующие вопросы: О чем говорит урок? Какой смысл заложен в этом? Как я могу передать урок своими словами? Верю ли я тому, что говорит мне урок, и почему? Что хорошего я узнал, и как я могу применять и использовать те знания, которые содержатся в нем? Ограничения закона: 1. Возраст учеников. Умственная деятельность маленьких детей опирается на их чувства. Их знание урока будет в большей степени сведено к фактам, которые привлекают глаз или могут быть проиллюстрированы чувствами. Чуть позже стремление учеников к выполнению каких-то активных мероприятий может быть выгодно использовано при их обучении. Когда время близится к зрелости, молодые люди все больше думают о причинах, и их заинтересует больше всего тот материал, который содержит в себе вопросы о причинах и дает выводы. 2. Отличия разных областей знания. В каждом отделе знания имеются определенные доказательства и применения, и, следовательно, работа закона процесса изучения будет меняться, чтобы отвечать этим условиям.
Практические советы учителям: 1. Помогите ученику ясно сформулировать идею предстоящей работы. 2. Предупредите его, что слова для урока были тщательно выбраны, что они имеют определенное значение, которое важно выяснить.
3. Дайте ему понять, что обычно подразумевается больше, чем говорится. 4. Попросите его рассказать своими словами смысл урока, как он его понимает, и не отступайте, пока он не выразит свою мысль. 5. Позвольте вопросу «Почему?» звучать так долго, пока ученик чувствует, что ему необходимо знать причину каждого утверждения. 6. Старайтесь сделать ученика независимым исследователем, искателем истины. 7. Постоянно ищите возможность развивать в учениках глубокое уважение к истине как к чему-то благородному и постоянному.
Нарушения закона: 1. Спешка при продвижении вперед не дает времени на обдумывание материала. 2. Учитель слишком настаивает на повторении языка учебника, так что у ученика нет никакого побуждения, пытаться использовать свои слова для выражения мысли. Таким образом, он чувствует, что слова - это все, а смысл - ничто. Учащиеся часто заучивают наизусть какие-то определения, не подозревая, что в них скрыт какой-то смысл. 3. Неумение настоять на подлинном осмыслении учениками пройденного материала. 4. Часто не задаются вопросы о причинах изучаемой темы на уроке, или причина не указывается. Ученик верит тому, что говорит книга, потому что там так написано. 5. То, что знания, полученные на уроке, можно как-то использовать, является последним, что приходит в голову многим ученикам.
q СЕДЬМОЙ ЗАКОН ОБУЧЕНИЯ - ЗАКОН АНАЛИЗА И ПРИМЕНЕНИЯ Завершение, проверка и подтверждение работы обучения должны быть сделаны через повторение (пересмотр) и применение.
Главные цели пересмотра: 1. Усовершенствовать знание. 2. Подтверждать знание. 3. Поддерживать знание в готовности к применению.
· Пересмотр больше, чем механическое повторение. Механическое повторение в точности воспроизведет образец; повторение разумом представляет собой переосмысление усвоенного. · Пересмотры бывают разные, от простого повторения слов урока, или быстрого взгляда, брошенного назад на какой-то факт или фразу, до самого тщательного переобследования новой области. Полное овладение тем материалом, изучение которого было только разведкой. Каждый из видов пересмотра имеет свое место и применение.
· Новый урок или свежая тема никогда не открывается вся сразу. Она отвлекает внимание, и ее новизна может ослепить разум. Когда мы входим в незнакомый дом, мы не знаем, на что обратить внимание в его комнатах, и задерживаем свой взгляд на каких-то предметах мебели или интерьера. Мы должны возвращаться снова и снова и вновь рассматривать окружающие нас предметы, чтобы глаза привыкали к месту, пока весь план здания и назначение всех комнат и их меблировки не будут полностью известны. Нужно снова и снова возвращаться к материалу урока, чтобы рассмотреть в нем все и прийти к настоящему и четкому пониманию его смысла. Все мы замечали, как много нового и интересного можно найти, перечитывая старую и знакомую книгу. Даже в самой хорошо знакомой книге мы часто с удивлением находим свежие мысли и новый смысл в тех отрывках, которые мы, возможно, читали и перечитывали. Настоящий пересмотр всегда добавляет что-то к знанию ученика, который делает его. · Пересмотр не делается в один час. Ход времени меняет точку зрения. При каждом последующем пересмотре мы рассматриваем урок под новым углом зрения. Когда альпинист поднимается на гору, с каждой новой высоты глаз снова возвращается к тому же ландшафту, но позиция наблюдателя все время меняется. Черты ландшафта видны в разной перспективе, и каждый открывающийся вид больше, всесторонне и завершеннее, чем предшествующий. · Человеческий разум не достигает свих вершин одним единственным усилием. Существует что-то вроде умственного роста, в результате которого часто проявляются замечательные открытия. Какое-то свежее выражение или вновь приобретенная идея служат ключом к новому уроку, и что было непонятным во время первого изучения, становится четким и светлым при пересмотре. · Берегись «человека одной книги» - человек, который без конца перечитывает свою единственную книгу, достигает полного овладения предметом, что делает его опасным противником в этой области. · Частые повторения помогают лучшему запоминанию того, что готово забыться. Каждый пересмотр устанавливает новые связи идей и в тоже время все больше осваивает и укрепляет старые. Урок, который изучался только один раз, изучался для того, чтобы быть забытым. Но тот, который подробно и с повторами пересмотрен, становится частью нашего снаряжения знания. Не то, что ученик однажды выучил и ответил, но то, что он постоянно вспоминает и использует, является верным показателем его достижений.
· Цель настоящего изучения - владеть знанием, как деньгами для ежедневных затрат. Такое овладение знаниями не может быть достигнуто единственным обращением к изучаемому материалу. · Тексты Писания, которые оказывают на нас самое большое влияние, обычно являются для нас привычными в использовании, и которые при необходимости возникают в уме автоматически. · Процессы пересмотра должны изменяться в зависимости от предмета изучения, а также от возраста и знаний учеников. · Любое упражнение, которое вызывает в памяти материал для пересмотра, может служить для пересмотра. Вызывая в памяти какой-то факт или изученную истину и пытаясь найти им применение, мы занимаемся самым практичным и лучшим пересмотром.
Практические советы для учителей: 1. Устраивайте пересмотры всегда по порядку. 2. Назначайте время для пересмотра. В начале каждого урока пересмотрите предыдущий. 3. При окончании каждого урока бросайте быстрый взгляд в обратном направлении на пройденный материал. Почти каждый хороший урок заканчивается подведением итогов. Хорошо, чтобы ученики знали, что любого из них могут вызвать для этого в конце урока. 4. После пяти или шести уроков или при завершении темы сделайте пересмотр с самого начала. Лучшие учителя отводят для этой цели около трети урока. Этим они делают спешку медленной, а прогресс верным. 5. Когда бы ни делалась ссылка на прошлые уроки, не упускайте возможности рассмотреть старые задания под новым углом зрения. 6. Все новые уроки должны быть построены таким образом, чтобы провести пересмотр и найти применение материала предыдущих уроков. 7. Старайтесь провести пересмотр только что изученного материала при первой возможности. 8. Чтобы легко и быстро проводить пересмотры, учитель должен держать в памяти изученный материал большими частями или блоками, готовыми к мгновенному использованию. Таким образом, он сможет в любое время экспромтом начать пересмотр любой части материала. Ученики, видя, что учитель считает необходимым помнить материал и легко воспроизводит в памяти изученное, захотят последовать его примеру, и из честолюбия будут готовиться к его вопросам. 9. Новые вопросы к старому материалу, новые иллюстрации к старым текстам, новое доказательство старых утверждений, новое применения старых истин часто будут отправлять учеников назад с новым интересом к старым урокам, позволяя таким образом провести успешный пересмотр. 10. Окончательный пересмотр, которого никогда не следует пропускать, должен быть всесторонним и нацеленным на поиск нового, группируя разные темы предметов, как на карте, и ведя учеников к овладению уже ставшим знакомым материалом, который он изучил. 11. Найдите столько применений изученному, сколько сможете. Каждое новое применение включает в себя полезный и эффективный пересмотр.
Нарушения и ошибки 1. Полное отрицание пересмотра. 2. Недостаточный пересмотр. Такого рода ошибка допускает торопливый и нетерпеливый учитель, который часто более обеспокоен тем, как успеть пройти весь объем материала, чем заставить учеников включиться в работу. 3. Перенос работы по пересмотру на конец семестра или четверти, когда материал курса уже порядком забыт и пересмотр равносилен слабому повторению с малым интересом к нему и меньшей ценностью. 4. Превращение пересмотра в обычный процесс безжизненного и бесцветного повторения вопросов и ответов, зачастую тех же самых вопросов и ответов, которое использовались первоначально.
Вопросы проверочной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|