Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Выбор направления дальнейшего образования»




240


 

 

Рис. 7. 1. Возможные пути получения профессионального образования

При выборе образовательной организации профессионального об- разования учитывают следующие основные критерии:

— уровень профессионального образования (среднее, высшее);

— форма обучения (очная, очно-заочная, заочная);

 


 

 

— вид учредителя образовательной организации (государственная, муниципальная, частная);

— престижность конкретного учебного заведения, его оснащён- ность современными средствами обучения, оборудованием, а также местоположение (близость к дому, удобство подъезда и др. ).

Каждый путь получения профессии имеет свои преимущества и не- достатки.

Трудовая деятельность сразу по окончании 9 класса (основного об- щего образования), т. е. получение рабочей квалификации на произ- водстве (или на краткосрочных курсах), как правило, сводится к выра- ботке профессиональных навыков без системного изучения специаль- ных наук по избранной профессии. Человека учат работать на простей- шем в эксплуатации оборудовании конкретного предприятия. Он рано начинает зарабатывать, но заработная плата такого рабочего невелика. При сокращении штатов предприятия такой работник из-за низкой квалификации — первый кандидат на увольнение.

Образовательные организации среднего профессионального об- разования — профессиональные колледжи занимаются подготовкой высококвалифицированных рабочих, служащих и специалистов из чис- ла выпускников 9 и 11 классов.

Современный рабочий — это не тот человек, который изготовляет детали с помощью ручных инструментов и механических станков во вредных для здоровья условиях.

Современное высокотехнологичное автоматизированное произ- водство предъявляет к рабочим новые требования, так как физический характер труда сменился на умственный, связанный с наладкой обору- дования, заданием и контролем на нём параметров, обеспечивающих качество будущего изделия. Современный рабочий трудится на автома- тизированных линиях, станках с ЧПУ, промышленных роботах и дру- гом оборудовании, работающем на основе достижений инженерных, информационных и химических технологий. При этом все трудовые операции требуют буквально стерильных условий во избежание полом- ки оборудования и для достижения качества выпускаемой продукции. Чтобы работать на современном оборудовании, недостаточно уметь

«нажимать на разные кнопки». Современный рабочий должен владеть компетенциями в области технологий выпуска изделий и обработки ма- териала на применяемых инструментах и оборудовании, знать основы программирования для программного обеспечения изготовления изде- лия. Труд рабочего на современном производстве носит творческий,

 

242


 

 

а не монотонный характер. Недалёк тот день, когда обслуживание со- временного высокотехнологичного автоматизированного производства потребует от рабочего высшего профессионального образования.

Квалифицированные универсальные в рамках профессии рабочие (токарь, переплётчик, швея, портной, парикмахер и др. ) очень востре- бованы на рынке труда и профессий, заработная плата таких рабочих выше средней заработной платы по стране. Рабочий высокой квалифи- кации никогда не останется без работы. Срок обучения по рабочим профессиям составляет три года на базе 9 класса и один год на базе 11 класса.

Специалистов (медицинских сестёр, страховых агентов, конструк- торов-модельеров, библиотекарей, визажистов и др. ) обучают от двух с половиной до пяти лет. Они также очень востребованы и редко стано- вятся безработными. Заработная плата специалистов бюджетной сферы невысока, но стабильна. Доход специалистов, работающих в сфере сер- виса, занимающихся частным предпринимательством, выше среднего по стране. Они имеют большие возможности для дополнительного за- работка в свободное от основной работы время. Выпускники организа- ций среднего профессионального образования могут продолжить обу- чение в вузе по сокращённой программе обучения.

Время обучения в образовательных организациях среднего профес- сионального образования засчитывается в общий трудовой стаж, что очень важно при выходе на пенсию.

Специалистов с высшим образованием (инженеров, педагогов, вра- чей, юристов, экономистов, программистов, дипломатов, переводчиков и др. ) на базе полного общего 11-летнего образования для различных отраслей промышленности, сервиса готовят образовательные органи- зации высшего профессионального образования — институты, универ- ситеты, академии.

В Российской Федерации установлены следующие уровни высшего профессионального образования:

— высшее профессиональное образование — бакалавриат, под- тверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр», — от четырёх лет обучения;

— высшее профессиональное образование — специалитет, ма- гистратура, подтверждаемые присвоением квалификации «дипло- мированный специалист» или «магистр». Специалитет — традицион- ное высшее образование в России, постепенно исчезающее в связи

 


 

 

с вступлением России в единое европейское образовательное про- странство (Болонская конвенция предполагает двухступенчатое выс- шее образование «бакалавриат — магистратура»). Срок обучения спе- циалиста — от пяти лет, магистра — от шести лет.

Квалификация «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома магистра. По закону она даёт полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмо- трено наличие высшего профессионального образования. В России этот уровень подготовки введён в 1993 г. Квалификация бакалавра даёт право на поступление в магистратуру. С 31 декабря 2010 г. квалифика- ции «бакалавр» и «магистр» стали основными квалификациями для по- ступающих в российские вузы.

Степени «магистр» и «специалист» позволяют в дальнейшем по- ступить в аспирантуру. Большинство работодателей предпочитают брать на работу дипломированных специалистов и магистров.

По истечении первых четырёх лет обучения в вузе необходимо опре- делиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать. Ес- ли у вас нет возможности продолжать обучение или вы в дальнейшем не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам можно остановиться на дипломе бакалавра или специалиста.

Диплом магистра можно получить, только имея диплом специали- ста или бакалавра, на основе конкурсного отбора (вступительных экза- менов) не в каждом учреждении высшего профессионального образова- ния, а также не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования по каждой специ- альности можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в при- ёмной комиссии вуза.

В нашей стране высшее образование является самым престижным. Высококвалифицированные программисты, инженеры, врачи, юристы востребованы как в нашей стране, так и за рубежом. Их труд очень вы- соко оплачивается. Все члены правительства имеют высшее образова- ние. Уровень развития общества, престиж государства определяются в том числе уровнем развития производства, техники и технологий. А это заслуга учёных, стать которыми невозможно без получения выс- шего образования.

Выбирая будущую профессию, тщательно проанализируйте свои способности и возможности, проконсультируйтесь с психологами, учителями, родителями, врачами. Подробно изучите понравившуюся

 

244


 

 

вам профессию, оцените возможности (пути) её получения. Выбирай- те учебное заведение, выпускники которого (по выбранной вами про- фессии) пользуются спросом у работодателей. Выбрав профессию, будьте настойчивы в стремлении стать в ней лучшим!

 

Полезная информация

• При выборе учебного заведения любого уровня образования (шко- лы, колледжа, вуза) следует убедиться в наличии у него аккредита- ции и лицензии на конкретную профессиональную деятельность (получение конкретной профессии), проверить сроки действия этих документов. В противном случае аттестат или диплом могут быть признаны недействительными, а деньги и время будут потра- чены впустую.

• В соответствии со статьёй 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в государственные вузы за счёт бюджетных ассигнований ряд ка- тегорий граждан (победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, чемпионы и призёры Олимпийских игр, инвалиды I и II групп и др. ) имеют льготы: при- ём без вступительных испытаний и преимущественное право зачис- ления.

 

Практическая работа № 27

«Выбор направления дальнейшего образования»

Цель работы: определить возможные пути получения образования по выбранной профессии.

Оборудование и материалы: учебник, компьютер с доступом в сеть Интернет.

Порядок выполнения работы

1. Разберите по рисунку 7. 1 возможные варианты вашего жизнен- ного пути после получения основного общего образования (окончания 9 класса).

2. Оцените достоинства и недостатки каждого из вариантов по следу- ющим позициям: сроки обучения, предполагаемые качество и уровень профессиональных знаний и умений, возможности и вариативность при трудоустройстве, уровень заработной платы, престижность, карьерный рост. Для этого воспользуйтесь сетью Интернет.

 


 

 

3. На основе полученной информации заполните таблицу и сделай- те аргументированный вывод о возможных и оптимальных (наилучших) вариантах получения вами профессии.

Таблица 7. 1. Пути и варианты получения профессии                                                  

Критерии выбора профессии

Варианты получения профессии

9 классов, работа на пред­ приятии (в органи­ зации) 9 клас­ сов, кол­ ледж 11 клас­ сов, кол­ ледж 11 клас­ сов, ОО ВПО (бакалав­ риат) 11 клас­ сов, ОО ВПО (специа­ литет)
Сроки обуче­ ния          
Предпола­ гаемые каче­ ство и уро­ вень профес­ сиональных знаний и уме­ ний          
Возможности и вариатив­ ность при трудоустрой­ стве          
Уровень заработной платы          
Престижность          
Карьерный рост          
Вывод:          

246


 

 

 ?   Вопросы и задания

1. Какие требования предъявляют к современным рабочим кадрам и почему? 2. Как вы думаете, повышается ли профессионализм человека, если он совмещает учёбу в учреждении профессионального образования и работу (в учебном заведении, на предприятии, надомную) по профилю обучения? Докажите своё мнение. 3. Какие формы обучения вы знаете? Какая из них ка- жется вам лучшей и почему? 4. Назовите пути получения профессионального образования, доступные в вашем регионе. 5. Перечислите профессии, с кото- рыми вы познакомились в процессе трудового обучения. Какие профессии пользуются популярностью на рынке труда в месте вашего проживания? 6. Ка- кие документы следует просить предъявить в негосударственном вузе перед поступлением для получения качественного образования и юридически леги- тимного диплома? 7. Перечислите, что должен уметь делать квалифициро- ванный рабочий в условиях современного автоматизированного производ- ства?

 Задание 1

Посетите предприятие швейной или пищевой промышленности, выстав- ку современного оборудования, политехнический музей и напишите, какая профессия вам показалась интересной.

 Задание 1

Используя ресурсы Интернета, изучите, люди каких профессий нужны ва- шему городу (посёлку) сегодня, будут нужны через 5—10 лет. Нужна ли будет там, где вы живёте, выбранная вами профессия? Если нет, то где вы предпо- лагаете трудоустроиться по профессии?

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...