Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Развитие философской мысли в Украине




Древнерусское государство возник-

Основные философские

ло в результате длительного, многопла-

Источники времен

нового процесса. В VI в. восточные сла-

Киевской Руси

вяне, которые обитали в районе среднего

течения Днепра и его притока — реки Рось, объединяются в мощный союз, принявший название одного из племен. Область их расселения, центром которой стал Киев, закрепив за собой название «Русь», и яви-


лась местом, откуда пошла русская земля. Это был первый этап в исто­рии становления Киевской Руси.

Примерно в VIII — начале IX вв. наступает второй этап. Он ха­рактеризуется подчинением киевскому князю нескольких племен­ных союзов местных князей. Их объединение под властью киевско­го князя способствовало процессу становления феодальных отношений. Завершается образование древнерусского государства, как принято считать историками, объединением Киева и Новгоро­да, которое явилось результатом военного похода князя Олега из Новгорода в Киев в 882 году.

Третий этап становления Киевской Руси (911–1054 гг.) — это рас­цвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом произво­дительных сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами. В этот период Ки­евская Русь объединяла почти все восточно-славянские племена.

Четвертый этап (1054–1093 гг.) связан с появлением первых ощу­тимых элементов распада Киевской Руси. Одновременно происходит рост производительных сил, связанных с прогрессивной ролью фео­дальной формации в это время.

Пятый этап (1093–1132 гг.) — это усиление феодальной монархии, так как князья в связи с натиском половцев в конце XI в. стремились консолидировать свои силы. Снова создается более или менее единое государство, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 г. Киевская Русь распалась на 15 относительно самостоятель­ных княжеств. Начался период феодальной раздробленности.

Киевская Русь — первое восточно-славянское государство, в кото­ром в пределах духовной культуры осуществлялось становление оте­чественной философской мысли.

До утверждения на Руси христианства религиозные верования сла­вян были многослойными. На них лежал рельефный отпечаток различ­ных эпох. Как и у многих народов, у славян эпохи первобытного обще­ства были распространены анимистические, тотемистические и фе­тишистские религиозные представления. Тотемизм и культ предков был пройден восточными славянами к VI веку. Эволюция религиозных представлений привела к появлению у них культа антропоморфных богов. Из них наиболее молодым по возникновению был бог грома и молнии Перун, ставший главой языческого пантеона, покровителем князя и его дружины. Помимо Перуна, почитались такие божества, как Хорс-бог — светило; Даждь-бог — бог света и солнца, податель всех благ;


Стрибог — бог ветров; Семаргл — божество низшего порядка, священ­ный крылатый пес, охранявший семена и посевы; Мокошь — богиня, олицетворяющая женское начало природы и женских работ (мать уро­жая). Кроме этого, упоминаются Велес (Волос) — скотоводческий бог, Сварог — небесный и др.

Торжество христианства в конце X в. имело своим следствием про­никновение античных и средневековых феодальных идей на Русь при посредстве Византийской империи и соседней Болгарии. С этого вре­мени и начинает развиваться философская мысль в Древней Руси.

Другой важной предпосылкой возникновения, распространения и развития философских идей в Киевской Руси является письменность.

Каким же временем следует датировать начало этого процесса применительно к истории древнерусской культуры? Историки утвер­ждают, что сразу же после создания славянской азбуки Кириллом и Мефодием, во всяком случае с начала X в., письменность получает раз­витие на Руси, а с середины X в. мы можем говорить о широком ее рас­пространении.

Конечно, самих по себе свидетельств о распространении письмен­ности на Руси недостаточно для вывода о зарождении философской мысли. Важным этапом в этом направлении является формирование литературно-письменного языка. Широкое распространение традиций письменной культуры: массовый перевод книг, создание литературно­го языка, становление философского мышления — началось после вве­дения христианства.

В складывающейся древнерусской литературе XI–XII вв. можно выделить три направления: переводная, общая для славянских наро­дов и оригинальная литература. Переводились прежде всего библей­ские тексты, творения отцов церкви и богослужебная литература, нуж­ные для практического функционирования новой идеологии. Библия переводилась по частям. В XIII–XIV вв. был переведен Новый Завет и несколько книг Ветхого Завета. Полный же перевод Библии был осу­ществлен лишь в конце XV в.

На первое место среди распространенных в Древней Руси перевод­ных сочинений следует поставить произведение богослова VII в., идео­лога восточно-христианской церкви, «Источник знания». Широко был известен в древней Руси славянский просветитель Иоанн Экзарх Болгарский (864–927 гг.). Он перевел с греческого творение Иоанна Дамаскина, написал несколько собственных сочинений и составил сла­вянский «Шестиднев», т. е. толкование библейского рассказа о шести днях творения мира (по Библии).


В 70-х годах XI в. для киевского великого князя Святослава Яро-славича были переписаны с болгарского языка два сборника «Избор­ник 1073 г.» и «Изборник 1076 г.». Эти сборники носят энциклопеди­ческий характер, имеют обучающую направленность, ориентированы на воспитание патриотизма. Здесь разъясняются такие философские понятия, как «сущность», «естество», «различие», «количество», «ка­чество», «отношение», «противоречие» и ряд других.

Широкое распространение в Киевской Руси получили сборники изречений древнегреческих и римских философов. Одним из таких сборников была «Пчела». Здесь помещены выдержки из философских сочинений Платона, Аристотеля, Сократа, Пифагора, Демокрита, Эпи­кура, Диодора, Анаксагора и многих других. Центральное место в «Пче­ле» занимают проблемы нравственности, общественного долга, всяко­го рода наставления и поучения о дружбе и целомудрии, о правде и мужестве и т. д. Судя по таким произведениям, как «Повесть о цареви­че Иосафе» и «Повесть об Акире Премудром», можно сделать вывод, что Древняя Русь была знакома также и с философской мыслью сред­невекового Востока.

В XI–XII вв. появляются и оригинальные сочинения древнерус­ских авторов. На первое место по своему философско-мировоззренчес-кому значению следует поставить «Слово о законе и благодати», напи­санное первым русским по происхождению митрополитом Иларионом. В своем «Слове» Иларион с помощью метода символического толко­вания Ветхого Завета построил богословско-историческую концепцию, показывающую место «русской земли» в общемировом процессе, по­беду божественного света (т. е. Христа, называемого «благодатью» и «истиной») над «тьмой» язычества.

В формировании мировоззренческих идей большое значение име­ли такие произведения, как «Послание к Фоме» Климента Смоляти-ча (сер. XII в.), «Слово о терпении и любви» Феодосия Печерского (ок. 1036–1074 гг.), «Златоуст» и «Торжественник» Кирилла Туров­ского (ок. 1130–1182 гг.), а также его «Притча о человеческой душе и теле», «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (конец XII — нача­ло XIII вв.). В основе почти всех русских летописей, рассказывающих о начальной истории Руси, лежит летописный свод, называющийся «Повестью временных лет». Его составителем считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Необходимо назвать также и «Слово о полку Игореве». Это не только выдающийся литературный памят­ник, но и источник философских взглядов этапа становления государ­ственности восточных славян.


Мыслители, писатели, публицисты были не только среди лиц ду­ховного звания, хотя они и преобладают в средневековый период. Зна­чительным культурным деятелем Киевской Руси из мирян (если не считать неустановленного автора «Слово о полку Игореве», который скорее всего был нецерковным писателем) несомненно был князь Киев­ский Владимир Мономах. Он является автором «Поучения». Это один из немногих текстов, где дан этический кодекс поведения мирян. Вла­димир Мономах исходит из убеждения, что праведная жизнь любого человека достигается «добрыми делами», «покаянием», «слезами» и «милостыней». Для того чтобы заслужить божью милость, не требу­ется «одиночество» (затворничество), монашество, голод (пост), полу­чить божью милость можно и «малым делом» — помощью сиротам, вдовам, убогим.

Мы перечислили основные памятники письменной культуры Ки­евской Руси, но далеко не все. До нас дошло 424 рукописи XI–XIII вв., а общее число рукописных книг, имевшихся в Киевской Руси, может быть определено цифрой от 31,5 до 130–140 тыс. томов.

Завершая рассмотрение этого периода развития отечественной культуры, который иногда называется «домонгольским», необходимо сделать следующие выводы. В Киевской Руси в качестве мировоззрен­ческих основ выступало как христианство, так и язычество. На фило­софское мышление преобладающее влияние оказывало христианство как более развитая в теоретическом отношении концепция мирозда­ния. Именно христианство явилось важнейшим источником форми­рования отечественной философской мысли.

Разнообразие имен, произведений, жанров в духовной культуре Киевской Руси начального периода породило и разнообразие философ­ской мысли: исторические взгляды летописцев, патриотические идеи Илариона, этику монашествующих Феодосия Печерского и светскую этику Владимира Мономаха, толкование библейских текстов Климен­та Смолятича, учительское красноречие Кирилла Туровского, афориз­мы Даниила Заточника и многое другое, что невозможно описать и тем более раскрыть в кратком очерке древнерусской мысли начального ос­новополагающего периода.

Древние русичи пытаются ответить

Философские идеи

на вопрос: «Что есть философия?». Их

Киевских книжников

волнует комплекс проблем, касающийся

мироустройства, «о бытие всего живого». Они стремятся уяснить глу­бинные истоки человеческой истории, «откуда есть пошла русская зем­ля?». Их привлекают загадки человеческого бытия, «что есть человек,


яко понимаша ся?». Напряженный поиск ответов на эти и подобные им вопросы составляет содержание философской мысли Киевской Руси.

Как же отвечали древние русичи на волновавшие их предельные проблемы бытия?

На первое место выдвигалась проблема роли философии. Термин «философия» и его толкование в древнеславянских сочинениях встре­чается часто. Однако первоисточником следует считать работу Иоан­на Дамаскина «Источник знания». В первой части труда, условно на­званной «Диалектикой», даются определения философии, которые вырисовывают многозначное, полисемантичное понимание данного термина. Философия понимается как «познание сущего, поскольку оно сущее, т. е. понимание природы сущего»; «философия есть познание вещей божественных и человеческих, т. е. видимых и невидимых»; «фи­лософия есть уподобление Богу…»; «философия есть искусство ис­кусств и наука наук, ибо философия есть начало всякого другого ис­кусства…»; «философия есть любовь к мудрости: истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу — истинная философия» и др.

Кроме развернутой и наиболее авторитетной классификации фи­лософского знания, предложенной Иоанном Дамаскиным, существо­вали и другие определенные философии. С самого раннего периода в славянской письменности распространялось определение, приписыва­емое Константину-Кириллу (ок. 827–869 гг.), великому славянскому просветителю, прозванному философом. В популярном на Руси «Про­странном житии Константина-Кирилла Философа» рассказывается, что однажды придворный Феоктист, бывший регентом при малолет­нем византийском императоре Михаиле ІІІ, обратился к Кириллу с вопросом: «Философ, хочу узнать, что есть философия?». И как сооб­щает автор «жития», Кирилл «скорым умом», т. е. не задумываясь, от­ветил: «Философия есть знание божественных и человеческих вещей. Она учит, насколько человек может приблизиться к Богу и как с помо­щью дел своих стать образом и подобием того, кто его сотворил».

Это определение может послужить отправной точкой для уясне­ния понимания философии в культуре Киевской Руси.

Следует отметить сходство данного определения с определением философии, данным Дамаскиным. В первой части ее Кирилл уясняет онтологический статус философии, предполагающий ответ на вопрос: «Что собственно изучает философия?». Вторая часть определения, рас­сматривающая теологический статус философии, предполагает ответ на вопрос: «Во имя чего, ради какой цели осуществляется познание предельных оснований бытия?». Философия, по Кириллу, служит при­ближению, в меру возможного, человека к Богу.


Согласно христианскому миропониманию, человек был создан подобно Богу. Однако богоподобным существовал он недолго. После того, как Адам и Ева совершили грехопадение, человек утратил богоподобие и был низвергнут на землю. Поэтому в дальнейшем смысл жизни людей, которые вслед за своими прародителями несут ответ­ственность за их грех, состоит в том, чтобы искупить его. Это позволит людям вернуться к своему исходному состоянию, т. е. к богоподобию. В этом и состоит смысл выражения: «Стать образцом и подобием того, кто его сотворил». Но если из приведенного определения устранить религиозный оттенок, то под философией следует понимать такое знание, которое необходимо для формирования и развития истинно человеческого начала. Здесь акцент делается на нравственной, обуча­ющей направленности философии. Философия предстает не просто как знание предельных оснований бытия, это прежде всего наука о пра­вильной жизни.

Понимание философии, присутствующее в житии Кирилла, не сводится только к данному определению. Оно расшифровывается и как любовь к мудрости. А под мудростью понималось знание о мире в це­лом. Но не просто знание, а знание, «нацеленное» на деятельность. Отсюда и вошло в древнерусскую культуру понятие «любовь к муд­рости» (философия), которая является знанием, направленным на высокоморальное поведение. Любой философ теоретического склада — обязательно «книжник», т. е. образованный человек, который глубоко освоил «книжные» знания. Однако не каждый «книжник» достоин звания философа. Им считался не тот, кто просто обладает знаниями, почерпнутыми из книг, а тот, кто воплощает их в качестве руководства в процессе жизнедеятельности. Философия, таким об­разом, мыслилась как знание и поучение на основе знания. Она тол­куется не просто как абстрактное теоретизирование, но и как практи­ческая мораль. Причем именно практической стороне в широком смысле этого слова отводится первенствующая роль. В соотнесении «истин­ного слова» и «доброго дела» при всем почтении к первому приоритет принадлежит второму.

Итак, распространение определения философии не исчерпывает всего богатства различных о ней представлений, распространенных в древнерусском обществе. Однако их вполне достаточно для того, что­бы сделать вывод о несомненном существовании в Древней Руси фи­лософского знания, о многообразных путях его развития.

Зачинает философствование как таковое постановка проблемы единства мира. Что представляет собой мир, в котором живет и с кото­рым взаимодействует человек?


Существующее в духовной культуре Киевской Руси противобор­ство пережитков мифологических представлений восточных славян о христианском мировоззрении, с одной стороны, и неоднозначность позиций христианства по вопросу соотношения духа и тела, земного и небесного — с другой, обусловливает множественность подходов к про­блеме единства мира, неоднозначность представлений о характере вза­имодействия основных компонентов структуры мира. В толковании проблемы единства мира, как она представлена в древнерусских памят­никах письменности, многообразие интерпретаций определяется не­однозначным пониманием соотношения «божественного» и «земного».

Однако из этого многообразия подходов к решению проблемы един­ства мира можно выделить три основные позиции. Первая позиция состоит в том, что мир един по своей природной сущности. Корни этой позиции заложены в языческом мифологическом мировоззрении. Здесь не существует еще отдельно мира божественного и мира земного. Бо­жественное признается, но оно существует в самой природе.

Вторая позиция противоположна первой. Здесь уже признается наличие мира божественного и мира земного. При этом мир земной воспринимается как мир зла, противостоящий божественному началу. Истинный мир — это мир божественный. Поэтому перед человеком всегда должна стоять цель: разрыв с миром земным и слияние с миром божественным. Таким образом, проблема единства мира в этой пози­ции решается за счет максимального отрицания мира земного.

Преобладающей на Руси была третья позиция, ее сторонники стре­мились максимально смягчить постулируемую разорванность мира. Акцент переносится на идею причастности земного мира к сотворив­шему его божественному началу. Благодаря этому возникает возмож­ность в сотворенном усматривать отображение творящего начала, а посредством этого представить мир как гармоничное целое. Тем самым мир земной предстает не столько пристанищем «зла», противополож­ным сотворившему его доброму началу, сколько причастным добру, объединяющему его со своим творцом. Такие идеи развиты в «Поуче­нии» Владимира Мономаха, «Шестидневе» Иоанна Экзарха Болгар­ского и других работах.

Особое значение деятели древнерусской культуры уделяли уста­новлению тех опосредующих звеньев, которые обеспечивают комму­никацию сотворенного мира с божественным. С этой целью интенсив­но разрабатывалась идея о «среднем слое», который «заполнялся» персонажами, непосредственно причастными к божественному и обес­печивающими его связь с миром земным. В этом отношении в первую


очередь необходимо отметить подчеркнутый культ Богоматери, кото­рый прослеживается в духовной жизни Киевской Руси. Она выступает как покровительница и заступница, представляющая мир земной и за­щищающая его перед лицом грозного божества.

С представлением о «среднем слое» связано и интенсивно разраба­тываемое во многих произведениях учение о роли ангельского чина. Смысл учения состоит в том, что весь мир, вся земля, все природные стихии, каждая вещь и каждый человек попадают под опеку определен­ного ангела. Тем самым все сущее на Земле представляется ангело-охранимым и благодаря этому приобщенным к божественному.

К числу персонажей «среднего слоя», обеспечивающих единство мира, относился и культ святых. Святой — это человек, который рож­ден в мире земном, но своими деяниями добился того, что стал, по су­ществу, гражданином мира божественного. В Киевской Руси в роли святых выступали и юродивые.

В аспекте разработки представлений о «среднем слое», обеспечи­вающем единство мира, следует рассматривать и культ слова. Его зна­чение в этом плане будет понятно, если вспомнить, что мир земной Бог создал словом. Следовательно, слово является той опосредующей сре­дой, через которую человеку дано постичь смысл божественного.

Таким образом, «средний слой» был призван служить связующим зве­ном между двумя мирами и тем самым являлся своеобразным подходом к решению проблемы единства мира. Конечно, в результате таких уси­лий проблема единства мира не находит окончательного разрешения. В лучшем случае удавалось навести мостики, позволяющие хотя бы час­тично связать компоненты, слагающие мир, с противостоящим ему Богом.

«Образ истории» раскрывают многие древнейшие памятники пись­менности, и видное место среди них занимает «Повесть временных лет», которая имеет пространное название «Се повести времянных лет, от­куда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжети, и откуда Русская земля стала есть». В особом сочинении, известном под условным названием «Речь философа» и вставленном в «Повесть вре­менных лет», вся мировая история рассматривалась как единый про­цесс, началом которого считалось изложенное в Библии сотворение мира в шесть дней. Факты древнерусской истории изображаются здесь как бы с «высоты птичьего полета», на фоне исторического бытия все­го мира. В этом одна из характерных особенностей взглядов на исто­рию древнерусских книжников, обусловливающая своеобразное «па­норамное» видение истории, отмеченное стремлением созерцать мир человеческого бытия как бы со значительного удаления.


Панорамное видение истории можно обнаружить и в другом заме­чательном памятнике древнерусской культуры — «Слове о законе и благодати» Илариона. Здесь автор дает философское объяснение все­му ходу всемирной истории с точки зрения победившего христианства. Согласно Илариону, история развития человечества имеет два этапа. Первый этап — это эпоха Ветхого Завета, основанная на законе. По мысли Илариона, на этом этапе закона процветал иудейский народ, противостоящий всем иным народам. Взаимоотношения между ними складывались по принципу господства и рабства, а это не истинное со­стояние человечества.

Второй этап развития истории — это эпоха Нового Завета. Здесь господствует истина, благодать, христианство: «Отошел свет луны, когда воссияло солнце. Так и закон уступил место благодати. И ночной холод исчез, когда солнечная теплота согревала землю». Ночной хо­лод — старый, отживший закон — иудейство, а солнечная теплота — это новый закон — христианство. На этом этапе христианства не существует отдельно богоизбранных народов. Все народы равны перед Богом. Сле­довательно, уравнивание всех народов — это и есть высший этап раз­вития человеческой истории.

Такое осмысление истории в контексте отношений Киевской Руси с Византией приобрело конкретное политическое значение. Выступая против гегемонистских устремлений Византии, Иларион своим учением подчеркивал, что нет избранных народов, а есть равные, выражал убежде­ние в том, что народ Киевской Руси никогда не будет рабом иноземцев.

Итак, представление об истории как процессе, где на смену отжив­шему неодолимо приходит новое, где движение осуществляется по вос­ходящей линии — одна из ведущих историософских идей киевских «книжников».

В кругу вопросов, к разрешению которых была устремлена древне­русская мысль, проблема человека является центральной. Философ­ская мысль древней Руси — это прежде всего философия человека, ведь в истории философии всегда проблема человека выдвигается на пер­вый план, когда проблематичным становится реальное бытие самого человека. Эпоха формирования Киевской Руси в этом плане не исклю­чение. И здесь во всей остроте стоял вопрос о том, что же представляет собой человек, что может и что должен он совершить в этой исполнен­ной сложных противоречий жизни, каков смысл и призвание его каж­додневного бытия?

Эпоха становления Киевской Руси вызывает принципиальные сдвиги в самосознании человека. Он постепенно освобождается от


взгляда на себя как на «вещь» среди «вещей» природы. Осознание соб­ственной сущности человек этого периода уже не завершал телом, он открывает в себе мир духовности и именно на духовность переносит центр внимания во время осмысления сущности человека. Человек мыслится как сочетание двух субстанций — тела и души. В отличие от тела душа считалась сущностью неразложимой, бестелесной, бессмерт­ной. Она невидима и недоступна чувственным восприятиям. Душа как высшее начало в человеке сообщает жизнь телу. Тело и его органы слу­жат тем инструментом, посредством которого приводятся в исполне­ние идеи, рождающиеся в душе. Однако соединение с низшей, матери­альной субстанцией — телом — не проходит душе даром: тело отягощает душу и огрубляет ум. Душе передаются плотские страсти и происходя­щие из них «болезни» и страдания. В этой связи все свои философские рассуждения о душе древнерусские мыслители связывают с этически­ми наставлениями, окрашенными в религиозные тона.

Образ человека в древнерусской культуре вырисовывается слож­ным и противоречивым. С одной стороны, он близок Богу, создавшему его, он — образ Бога. С другой стороны, он неизмеримо далек от своего Творца. Как и Бог, человек обладает волей и способен к творчеству. Но в этом он не только подобен, но и принципиально отличен от Бога. Для творчества, как известно, человек нуждается в материалах, орудиях производства. Бог же творит из ничего. Человека от Бога отличает свое­образие диалектики творчества и воли, «творения» и «хотения». Людям легче захотеть, чем сотворить. Они безграничны в «хотении», но огра­ничены в возможностях «творения». Бог как Творец всемогущ. Он мог бы создать во много раз больше, но творит не все, что хочет, а лишь то, что нужно.

Обращаясь мысленным взором к Богу, человек ощущал себя беско­нечно униженным, ничтожным. Но он же мыслил себя и бесконечно великим, ибо безгранично верил в свое спасение в иной жизни и в этой надежде сохранял высокое человеческое достоинство.

Таким образом, уже в эпоху развития Киевской Руси были заложе­ны основы философского мышления, сформулированы понятия и ка­тегории, усвоены и творчески приспособлены к славянской действи­тельности элементы византийской, а через нее греческой и восточной философской культуры.

Особенностями функционирования философских идей в Киевской Руси было то, что философия и мудрость воспринимались преимуще­ственно как главные основы для индивидуального самоуглубления, самоусовершенствования и поисков святости, высшей истины. Такое


восприятие философии способствовало появлению своеобразного фи­лософствования, когда высшие духовные ценности считались неотъем­лемыми от жизни и становились главными смысловыми основаниями жизни. Вопросы абстрактно-теоретического построения системы наук интересовали мыслителей того времени только в плане осмысления жизни, а потому вся философия была склонна к моральному поуче­нию и жизненному наставлению.

Распад Киевской Руси на враждую-

Философско-

щие между собой удельные княжества,

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...