Гуманистическая мысль
неоднократное разрушение Киева в меж- Украинского Ренессанса доусобных войнах привели к заметному XV–XVI вв. ослаблению политического значения исторического центра восточных славян. В конце XII в. возникают, по сути, два самостоятельных политических ядра, к которым начинают тяготеть киеворусские земли: Галицко-Волынское и Владимиро-Суз-дальское княжества. Первое, охватывая основные земли Киеворусской метрополии (особенно Русь, Малую Русь), становится центром формирования украинской нации. Другое, занимая земли на северо-востоке, явилось основой формирования «великороссийского» народа. Но процесс развития киеворусской культурной традиции не только не был уничтожен, но и, учитывая культурную толерантность Литвы, уже с начала XIV в. начал постепенно набирать новую силу. Следующим важным этапом развития философско-гуманистичес-кой мысли в Украине стал этап Возрождения, или украинского Ренессанса XV–XVI вв. Украинский Ренессанс в целом и оживление философско-гуманис-тической мысли в частности приходятся на литовско-польскую эпоху в истории Украины. Возрождение пришло на землю Украины с севера Европы, где оно проходило прежде всего в форме Реформации как социально-политического движения конца XV–XVI вв. в Западной Европе, возникшего на почве борьбы крестьянства и нарождавшейся буржуазии против феодального строя и вылившегося в форму религиозной борьбы против католической церкви — опоры феодализма. Ослабление духовного диктата католицизма в Украине дало толчок развитию науки и культуры, появлению светского образования. В этот исторический период возрастает интерес к социально-политической и гуманистической тематике. Одновременно книжники возвращаются к раннехристианской богословской литературе, активно переводят некоторые светские произведения. Речь идет, в первую очередь, о таких произведениях, как «Аристотелевы врата». Основной идеей этих
произведений была идея силы человеческого разума, в них доказывалось, что человек может не только познавать окружающий его мир, но и приспосабливать его к своим потребностям. Проявлением такой тенденции было стремление к математическим, астрономическим и другим естественнонаучным знаниям, дающим человеку власть над природой. Вместе с тем не угасает интерес к античной философии. Появляются новые переводы произведений классиков античной философии: Платона, Аристотеля, Демокрита, Эпикура. Распространяются и известные еще во времена Киевской Руси сборники апокрифических работ писателей Византии — «Пчела», «Прологи» и другие, а также оригинальные работы Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Феодосия Печерского, первых киевских митрополитов. Все эти ренессансные явления в культуре Украины конца XV–XVI столетий имели ярко выраженный наднациональный характер. Объясняется это в первую очередь тем, что носители духовной культуры опирались прежде всего на общие идеи, ставили своей целью возрождение античной культуры, использовали древние языки (прежде всего латинский), ориентировались на создание единого международного «государства ученых». Положение в Украине заметно изменяется во второй половине XVI столетия. Захват Речью Посполитою (после подписания с Литвою Люблинской унии в 1569 г.) украинских земель привело к усилению социального и религиозного гнета. Одной из форм борьбы украинского народа против его полонизации и окатоличивания стали организации православного населения городов в конце XVI — начала XVII столетий, которые получили названия «братства». Старейшим из них было Львовское братство, созданное в 80-е годы XVI в. Затем возникают братства в Киеве (1615 г.), Луцке (1617 г.) и других городах (Остроге, Галиче, Виннице, Могилеве, Люблине и т. д.).
Огромное значение для возрождения украинской культуры имело появление книгопечатанья на старославянском языке, развитие типографского дела в Украине. Большая заслуга в этом принадлежит Франциску Скорине (ок. 1490 — ок. 1551 гг.) — великому славянскому просветителю. Скорина перевел с латинского и греческого на понятный для простых людей старославянский язык ряд богословских книг и выпустил их в 1517–1519 гг. в Праге. Среди них «Псалтырь», «Библия русска», «Апостол» и др. В начале 20-х годов он основал первую в Великом княжестве Литовском типографию. Франциск Скорина был не только основателем книгопечатанья на славянском языке, но и незаурядным мыслителем своего времени. В то же время в его философских взглядах элементы нового рационалистического мышления сочетались с религиозно-схоластическим мировоззрением, пафос исследователя природы - с почитанием Священного Писания. В своих работах Ф. Скорина ут- LWfcw3lЈ*?2iB4 ' I верждал, хотя и непоследователь- Т но, принципы равенства людей пе- Рис. 53. Франциск Скорина ред законом, мечтал о всеобщем экономическом равенстве, не отрицая основ феодальных порядков. Высоко ценя и пропагандируя ученость и просвещение, он с гуманистических позиций возлагал большие надежды на конечную победу человеколюбия над злом. Позднее просветительское дело Ф. Скорины продолжил Иван Федоров (ок. 1510-1583 гг.), основатель книгопечатанья в России и в Украине. Именно он в 1564 году в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол», а в 1573 году во Львове вышла первая славянская «Азбука» и новое издание «Апостола». В 1580-1581 гг. Федоров работал в Остроге, где и издал первую полную украинскую Библию («Острожская библия»). К середине же XVII в. в Украине уже действовали 24 типографии. Появление в Украине значительного числа высокообразованных людей, формирование книгопечатной базы создали предпосылки к осуществлению следующей задачи украинского Ренессанса - продвижению образования, науки и культуры в широкие слои простого народа. И эта задача стала успешно решаться во второй половине XVI столетия. Началось активное основание новых народных школ как в городах, так и в селах.
Наряду с созданием народных школ перед просветителями Украины стояла еще одна важная задача - создание высшей школы Украины. Основателем первого высшего учебного заведения в Украине является князь, киевский воевода Константин Острожский (1526-1608 гг.). Оно было основано в 1576 году и получило имя своего основателя - Острожская коллегия. Мировоззренческими ориентирами Острожских просветителей были: во-первых, защита украинского народа как этнической общности от ополячивания и окатоличивания; во-вторых, гражданские и личные права граждан; в-третьих, природное равенство людей независимо от социальной и религиозной принадлежности; в-четвертых, ориентация на внутреннюю, духовную жизнь человека, которая согласовывалась с философско-мировоззренческими влияниями Византии. О содержании преподаваемой в коллегии философии сведений осталось немного. Известно лишь, что эта дисциплина пользовалась в ней особым почетом, что в Острожской высшей школе работал астролог, математик и философ Ян Лятос, что бежавший из Москвы противник Ивана Грозного князь Андрей Курбский знакомился в школе с античной и западноевропейской философией. Именно здесь им были написаны философские работы «Сказ о логике светлейшей науки…», «Толкование…», сделаны переводы работ Цицерона, Аристотеля и других классиков философии. Философские идеи встречаются в трудах и у одного из первых украинских религиозных полемистов Герасима Смотрицкого (ум. 1594), первого ректора Острожской школы. В его работе «Ключи царства небесного» (1587) можно найти характеристику круговорота событий в мире. Выдающимся украинским писателем и религиозным мыслителем был младший современник Г. Смотрицкого Иван Вышинский (1550– 1620 гг.). Свой пылкий темперамент И. Вышинский в полной мере проявил в борьбе против усиления в Украине католических и униатских влияний. Монах-аскет всем сердцем болел за свое отечество, пламенно выступал против эгоизма, продажности правящих классов, бичевал надменность панов, невежество владык, злоупотребления городских патрициев, заступался за угнетенные народные массы, но лекарство от всех бед он видел в повороте к старым обычаям и решительно выступал против реформ в обществе, против светской философии. Мыслителю принадлежит более 20 полемических произведений, первым из которых стала книга «Открытие дьявола» (1600). Бичуя «поганские хитрости и руководства» в виде «грамматик, риторик, диалектик и прочих коварств», которым учили в иезуитских школах католические проповедники, Вышинский призывал читать Священное Писание и богослужебные книги: «Псалтырь, Евангелие и прочее, что церкви принадлежит, и быть простым богоугодником и жизнь вечную сдобыть, чем постичь Аристотеля и Платона, философом мудрым в этой жизни зваться и дойти до геенны — подумай!». Обличая «злое бытие» дворян,
их тунеядство и праздность, Вышинский пропагандировал идею равенства всех людей. Его философско-религиозные идеи изложены в сочинениях «Писание до всех обще в Лядской земле живущих», «Загадка философам латинским», «Писание к утекшим от православной веры епископам» и др. К блестящей плеяде религиозных полемистов принадлежат также Захарий Копыстенский (ум. 1627) и Стефан Зизаний (ок. 1570 — ок. 1621 гг.) — страстные проповедники и защитники украинского православия. Своими горячими выступлениями в церквях и мещанских домах, на ярмарках и дорогах они привлекали на свою сторону простых людей. В борьбе против наступавшего католицизма Зизаний использовал даже протестантскую теорию о «папе-антихристе», за что был осужден униатским собором, но оправдан православием. Приверженцы католицизма и униатства видели в нем серьезного противника и даже покушались на его жизнь. Крупным религиозным философом того времени в Украине был Кирилл Ставровецкий (ум. 1646), перу которого принадлежат сочинения: «Зерцало богословия», «Учительское Евангелие», «Перло многоценное». В них просматривается целостное мировоззрение и попытка его научного изложения. Взгляды Ставровецкого дуалистичны. Он резко противопоставляет невидимый мир (Бога) и видимый мир. По его мнению, видимый мир состоит из четырех элементов, каждому из которых, как и у Аристотеля, отведено свое собственное место в мире; в центре располагается земля, вокруг нее воздух и вода, внешнюю сферу занимает огонь. Тело людское также устроено из четырех элементов видимого мира, а бессмертная и невидимая душа живет в теле, как Бог в мире. Как в небе живет Бог, так в верхней части человека живет ум, являющийся невидимым, бессмертным, вечным. Двойственна и психическая жизнь человека, ибо людские душевные способности: воля, радость, любовь, разум и прочее — подчинены уму. Разум берется человеком извне, а ум сам из себя порождает жизнь и разум.
В этом мировоззрении Ставровецкого есть и зародыш ряда учений, которые встречаются позже у многих украинских мыслителей. Здесь и представление о человеке как микрокосме, здесь и мысль о двойственности психического существа человека, и представление о том, что знание порождается душой из самой себя. Разумеется, источник этих мыслей — Священное Писание и античная философия. В других своих работах Ставровецкий развивает основные идеи христианской этики. Его идеи были признаны неправославными как в Украине, так и в России, однако это не помешало их влиянию на духовную жизнь Украины XVI–XVII вв. Таким образом, в конце XVI — в начале XVII ст. в ситуации сложных социально-политических и духовных процессов в Украине проявляются реформаторские, гуманистические и просветительские процессы и тенденции: в этих обстоятельствах усиливается интерес к жизненной реальности человека, его этнической и культурной самоидентификации, а соответственно, и интерес к гуманитарным знаниям. На базе братских школ возникает профессиональная философия, а позже — и высшие учебные заведения. Однако, по мнению исследователя истории философии в Украине Д. Чижевского: «…самостоятельного философского творчества этот период не дал. Но само освоение хоть каких-то основ философской науки, традиций философского обучения, философского мышления само по себе есть ценность». Таковы основные черты украинского Ренессанса XV–XVI вв.
Важным событием в истории Украины была борьба против польского угнетения. В результате восстания 1648 года под руководством Богдана Хмельницкого было образовано казац- кое государство. К началу XVIII в. в Украине появились элементы капиталистических производственных отношений, что неизбежно повлияло и на духовную жизнь общества, обусловив развитие идей Просветительства. Просветительство — это антифеодальная идеология периода становления капитализма, согласно которой преодоление феодальных отношений и установление нового общественного строя возможно с помощью реформ и образования. Выделяют раннее и зрелое Просветительство. В Украине раннее Просветительство зарождается как синтез двух предыдущих социально-политических движений: гуманизма и Реформации. Для раннего Просветительства характерны: во-первых, возникновение и укрепление одной из ведущих идей — зависимости общественного прогресса от роста образования, во-вторых, разграничение сфер осмысления и духовного влияния философии и религии и, в-третьих, усиление интереса к познанию природы, развитие натурфилософии. Формирование мировоззрения Просветительства в Украине началось во второй половине XVII в. Это время активного осмысления западноевропейской культуры, когда многие просветители считали необходимым приобщить к «свету разума» и активному научному творчеству трудовой народ и тем самым стимулировать прогресс. Важную роль в развитии образования, культуры в Украине должны были сыграть появившиеся здесь типографии, которые в то время были самостоятельными научными центрами. Крупнейшими из них были киевская, черниговская и львовская. В этот период также происходит активное развитие живописи, архитектуры и музыки. Главным центром науки и культуры после закрытия Острожской коллегии стала открывшаяся в 1632 году высшая Киево-Могилянская коллегия, преобразованная в 1701 году в Киевскую академию. Основатель академии — настоятель Печерской лавры Петр Симеонович Могила. Перу митрополита П. Могилы принадлежат следующие произведения: «Служебник» (1629 и 1639), «Литос альбо камень» (1644), «Теребник» (1646). Петр Могила отстаивал идею развития науки и образования под эгидой церкви, призывал распространять образование в народной среде, настаивал на приоритетности духовной власти над государством, очертил образ желанного властителя — «философа на троне», гуманного относительно собственных подданных, твердого к врагам, образованного и мудрого, верного Богу и подотчетного ему. Киево-Могилянская академия сыграла важную роль в истории фило В период наивысшего расцвета в академии обучалось одновременно свыше 2000 студентов ежегодно. Читавшиеся в академии философские курсы носили, естественно, теологический и схоластический характер. Традиционно они разбивались на три части: логику, физику, метафизику. Содержание этих курсов до конца XVIII в. было преимущественно аристотелевским. Позднее, в конце XVIII в., в академию пришло новое веяние - влияние одного из самых радикальных последователей Декарта- Пурхоция, учебником которого и пользовались в академии. Постепенно, вопреки исходным теологическим установкам, на философских курсах академии пробивает дорогу определенная материалистическая тенденция. Она выражалась в аллегорическом толковании Библии, деизме и пантеизме. Феофан Прокопович в своем философском курсе пропагандировал философские идеи Бэкона, Декарта, Спинозы, системы Галилея и Коперника. Иннокентий Гизель (1600-1683 гг.) впервые ознакомил студентов с гелиоцентрической системой Коперника. В работе «Мир с Богом человеку» он показывает, что созданный Богом человек имеет совесть и разум, право на счастье. Иоаникий Галятовский ( 1620-1688 гг.) призывал изучать природу во всех проявлениях; человека рассматривал как единство души и тела. В целом, ученые Киево-Могилянской академии проповедовали следующие идеи: • философия - это система дисциплин или всех наук, призванных отыскать истину, причины данных Богом вещей; философия - это исследовательница жизни и доброчестности; • истину надо искать на пути исследования плодов Божьей деятельности по созданию природы; • достижение истины - это результат сложного процесса познания, которое осуществляется на двух уровнях: чувственном и рациональном; • пространство неотъемлемо от предметов и среды, а время - это последовательная длительность каждого предмета; пространство и время неотъемлемы от природных сил; • приоритетное значение имеет разум; он осуществляет значительное влияние на волю, давая ей разные варианты выбора между добром и злом; • решающее значение для успеха познания имеет метод, который использует исследователь. Научный метод - это способ организации процесса познания, который позволяет перейти от уже известного к неизвестному; • смысл жизни - в творческом труде, направленном на собственное и общественное добро; при этом достичь счастья можно компромиссным соединением желаний и потребностей разных частей души- телесной и духовной. Благодаря тому что философию читали профессора, которые получили образование и научные степени докторов философии в престижных европейских университетах, преподавание философии велось на высоком профессиональном уровне. Кроме Киево-Могилянской академии, в эпоху Просветительства в Украине возникают коллегии в Чернигове, Переяславе, Харькове и других местах. Это способствовало распространению знаний. Прежде чем раскрыть вторую черту раннего Просветительства в Украине, т. е. процесс разграничения сфер влияния философии и религии, необходимо выяснить, что же является предметом философии этого периода. Философия в Украине в XVII в. была тесно связана с религией и имела схоластический характер. Центральным же принципом схоластической философии является идея о том, что всякое знание имеет два уровня: надприродное знание, которое дается в откровении, и природное, полученное человеческим разумом. К нормативному тексту первого уровня относится Библия, ко второму - произведения выдающегося мыслителя Древней Греции Аристотеля. Считалось, что потенциально в тех и других нормативных текстах уже дана вечная истина. Чтобы ситуализировать ее, необходимо вывести из текстов полноту их логических последствий с помощью цепи правильно построенных умозаключений. Отсюда понятно то большое значение, которое имел аристотелизм в философии XVII в. Просвещение с его стремлением открывать истину через анализ опыта и научных фактов выступает как антипод схоластике. Передовые ученые Киево-Могилянской академии и других учебных заведений стремятся освободить философию от схоластики, создают предпосылки для выработки у своих студентов способности делать самостоятельные философские выводы. Первым в этом направлении стал работать Иосиф Кононович-Гор-бацкий (ум. 1653). В своих трудах он ссылается не столько на церковные авторитеты, сколько на античные источники и гуманистов эпохи Возрождения. В начале XVIII в. многие преподаватели начинают излагать идеи Коперника, Галилея, Декарта. В академии вводится расширенный курс физики, осуществляется освобождение от авторитета схоластически интерпретированного Аристотеля. Георгий Щербацкий (род. 1725), Георгий Конисский (1717–1795 гг.) четко разводили функции науки и религии, значительное внимание уделяли экспериментальному исследованию природных процессов. В трактате «О душе» (1697) Стефан Яворский анализирует «внешние ощущения» (зрение, слух, осязание и др.), развивая идею об образах как отображении действительных вещей. Материя, согласно Яворскому, наделена активностью, но гармонию в ней поддерживает Бог. Таким образом, тенденция отделения философии от религии была характерной для украинского Просвещения. Формирование автономности философии способствовало сближению ее с естествознанием, стимулировало развитие натурфилософии. Заметное место в натурфилософии Украины XVII в. отводилось проблемам космологии и космогонии. Если космология рассматривала происхождение и эволюцию Вселенной в целом, то космогония изучала происхождение космических объектов и систем. В то же время ученые увлекались и астрологией, т. е. предсказанием судьбы человека по положению звезд. С астрологией были знакомы и философы Киево-Могилянской академии, однако Феофан Прокопович и другие ученые отрицали это учение. Особенностью натурфилософии рассматриваемого периода было отрицание дуализма Аристотеля во взглядах на природу, когда земное вещество противопоставлялось небесному эфиру, а эфир считался более совершенным, божественным. Опровергая натурфилософский дуализм, украинские ученые Гизель, Прокопович, Крановский в своих философских курсах обосновывали родственность земной и небесной материй, подчеркивая свое расхождение в этом вопросе со взглядами схоластов. В своих работах «Логика», «Натурфилософия или физика», «О риторическом искусстве», «О папском приговоре Галилею» и др. Феофан Прокопович указывал, что Бог как творец мира, гарант его стабильности ограничен в своих действиях теми закономерностями, которые он придал природным вещам в момент творения. Благодаря этому природа очерчивается как самодостаточная система, которая существует благодаря внутренним потенциям и их постепенной реализации. Ф. Прокопович рассматривал человека как малый мир, отражающий большой окружающий мир. В натурфилософии Украины развиваются взгляды античных философов на материю как первооснову мира. Так, Прокопович в своих лекциях приводит определение материи, сделанное Аристотелем, вспоминает учение Фалеса, Анаксимена, Гераклита, атомистическое учение Левкиппа и Демокрита. Он считал, что материя — это вещество, которое имеет ширину, длину, высоту. Вместе с тем у философов Киево-Могилянской школы можно обнаружить непоследовательность в вопросе о природе материи. В их работах есть утверждение о творении материи Богом и идеи о ее несо-творимости. Это свидетельствует о процессе поиска, формировании определенной позиции. Важным моментом в натурфилософии Украины была идея о постоянном движении, развитии Вселенной. Большое значение для осмысления Вселенной как процесса развития целостной системы имело распространение учения Коперника. С ним знакомили своих слушателей почти все авторы философских курсов Киево-Могилянской академии. Натурфилософии эпохи Просветительства присущ также принцип познаваемости мира. Во многих произведениях ученых того периода прослеживается пафос овладения законами мироздания. Его основная идея — могущество разума, который изучает законы природы. Вместе с тем деятельность просветителей развивается в условиях, когда разграничение науки и теологии было далеко от завершения. Это значительно сдерживало развитие философии познания. В натурфилософии рассматриваемой эпохи важное место занимало учение деизма. В истории философии существует три основных учения о взаимосвязи божественного и природного: теизм, деизм и пантеизм. Первое защищает идею о том, что Бог создал природу и руководит ею. Деизм признает существование Бога как первопричины мира, отрицает его дальнейшее вмешательство в явления природы и общественной жизни. Это учение в натурфилософии Украины давало возможность в то время соединить христианские убеждения и возрастающий интерес к познанию природы. Деистические высказывания встречаются в произведениях почти всех ученых Киево-Могилянской академии. Что же касается пантеизма, то это учение отождествляет Бога и природу. Оно также оказало определенное влияние на философов академии, однако пантеизм у них выступает не как целостная концепция, а как определенная тенденция, зачаток новых идей. Такова кратко характеристика раннего Просветительства в Украине. Эпоха зрелого Просветительства приходится на вторую половину ХVIII в. Ему присущи следующие черты: во-первых, развивается идея о внесословной ценности человека; во-вторых, пробуждается самосознание и достоинство личности; в-третьих, развивается чувство патриотизма, переживание за судьбу Украины. Эти черты свидетельствуют о том, что в эпоху зрелого Просветительства проблема науки уступает первенство проблеме человека. Подтверждением этому является хотя бы тот факт, что в первой половине ХVIII в. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики. Этика — это учение о морали, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу, к обществу, к Родине, к государству. В тот период этика становится самостоятельной отраслью знаний в украинской философской мысли. В трудах киево-могилянцев по вопросам этики утверждает себя новое учение о человеке, о его отношении к природе и обществу, понимание его земного предназначения. Гуманистические идеи раскрепощения личности, утверждение достоинства человека стало определяющим в лекциях профессоров Киево-Моги-лянской академии. Этика стала важным инструментом формирования свободы личности. В философских курсах академии четко прослеживается мысль о том, что познание законов природы дает хотя и не универсальную, но вполне реальную силу в мире. Этика в академии берет на себя обязательства вести человека до морального совершенства и земного блага. Знание становится высшим этическим принципом, который определяет предназначение человека. Таковы основные идеи Просветительства в Украине XVII–XVIII вв. Носителем новых веяний в филосо- Философско- фии и социологии в Украине во второй Поэтическое половине ХVII в. был выдающийся ори- Мировосприятие гинальный мыслитель, поэт и просвети- Г. Сковороды тель Григорий Саввич Сковорода. Родился Г.С. Сковорода в селе Чернухи на Полтавщине 22 ноября 1722 года в семье казака. Начальное образование он получил в сельской школе, а в 1738 году был принят в Киево-Могилянскую академию, где учился до 1741 года, возвратившись к учебе в ней в 1744–1750 гг. В 1742–1744 гг. будущий философ Г. Сковорода служил певцом в придворной капелле в Петербурге, а затем (1750–1753 гг.) в составе посольской миссии был в Венгрии, путешествовал по Австрии и Германии. С 1753 года Сковорода — учитель поэтики в Переяславской духовной семинарии, а затем домашний учитель помещика Степана Тамары. С 1759 по 1764 год, а также в 1768 году он преподавал в Харьковском коллегиуме, откуда был изгнан за прочитанный им курс «Христианского добронравия». Последующие 25 лет Сковорода вел образ жизни странствующего философа. Это был наиболее плодотворный период его деятельности: он пишет свои философские диалоги, устно и письменно распространяет свои идеи в народе. Умер Сковорода 29 октября 1794 года в селе Ивановка (ныне Сковородиновка) Харьковской области. Каковы же основные философские идеи Г.С. Сковороды?
Как выпускник Киево-Могилян-ской академии Сковорода был продолжателем ее просветительских традиций. Из академии он вынес хорошее знание языков, античной философии, идей средневековья и Ренессанса. Здесь он научился любить человека и его свободомыслие. Однако Сковорода не догматически, а критически воспринимает философию в академии. Так, если ведущей тенденцией философских курсов академии был аристотелизм, то у Сковороды наблюдается четкая на- клонность к учению Платона. Если в центре внимания профессоров академии был внешний мир и проблема его познания, то у Сковороды на первом месте — человек, этико-гуманистические проблемы. Сковородой было написано 18 произведений, сделано 7 переводов с латинского на русский и украинский языки. К основным философским произведениям Сковороды относятся следующие: «Начальная дверь по христианскому благонравию» (1766); «Диалог о древнем мире» (1772); «Дружеский разговор о душевном мире» (1775); «Алфавит мира» (1775); «Борьба архистратика Михаила с сатаною» (1783). Именно в этих работах и изложена философская система Сковороды. В этой системе четко выделяются следующие основные учения: 1) о «двух натурах»; 2) о «трех мирах»; 3) о человеке; 4) о познании; 5) социологическое учение. Сущность учения о «двух натурах» заключается в том, что все существующее в мире, по мнению Сковороды, имеет две стороны (натуры): внешнюю — видимую и внутреннюю — невидимую. Этот тезис Сковорода повторяет в своих произведениях десятки раз с различными оттенками. Причем, видимая натура изменчива, преходяща, а невидимая — существует вечно. Это духовное начало или Бог, который является неизменной первопричиной всего существующего и самого себя. Бог есть истина, природа в природе, живое в живом, человек в челове- ке — закон глас сущего. Такое миропонимание носит четко выраженный пантеистический характер. Противоположную Богу видимую натуру Сковорода определяет как «тварь», как равнозначные употребляются также понятия «вещество», «материя», «стихия», «природа» и др. С учением о «двух натурах» тесно связано учение о «трех мирах», согласно которому вся окружающая действительность — это три взаимосвязанных мира: «макрокосм», «микрокосм» и «мир символов». Макрокосм — это большой мир или мир природы. Анализируя его, Сковорода делает следующие важные философские выводы: 1. Природа бесконечна. Она состоит из огромного количества миров. По примеру античных философов Сковорода выделяет как первооснову всех вещей четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. 2. Природа (материя) вечна. Все предметы природы временны, преходящи, они возникают и исчезают, но природа в целом бессмертна. Невозможность исчезновения чего-либо Сковорода выводит из учения о «двух натурах». «Исчезнуть ничего не может, оно лишь теряет свою тень». Философ объясняет это следующей аналогией: «Художник нарисовал оленя и павлина. Затем он стер краски. Рисунки исчезли, но образы их остаются. Они не погибают. Они существуют». В природе происходит нечто подобное, изменяется только «тень». 3. Природа, мироздание подчиняется естественным законам. Сковорода полагал, что религиозное учение о природе несостоятельно, так как идет вразрез с законами природы. Второй мир, согласно учению Сковороды, это «микрокосм», или человек. Философ полагал, что естественная природа «макрокосма» преломляется и продолжается в «микрокосме». Общие закономерности всей природы свойственны также и человеку. Другими словами, человек — это малый мир, копирующий большой мир. Специфическим миром в учении Сковороды является «мир символов». Символы — это образы, воплощающие какую-либо идею. Например, Сковорода за символ единого брал кольцо или солнце, выводил символы опасности, зависти, самопознания, вечности, истины, благодарности и т. д. Наивысшей тайной символа у Сковороды обладает слово. Оно является «...истиной и единым началом, есть зерном и плодом, центром и гаванью, началом и концом...» человеческого духа. В Библии записано: «Вначале было слово». Воистину оно начало и конец человеческой культуры и духовности. А поэтому книга книг для Сковороды есть Библия. Это совершенный образ мира символов. Благодаря этим символам невидимый мир, т. е. естество Божье, превращается в видимый и достижимый для восприятия. Другими словами, Библия является средством познания «духовного начала», внутренней натуры «макро-» и «микрокосма», т. е. Бога. Таково в общих чертах учение Сковороды о «трех мирах». Это учение, как и учение о «двух натурах», выступало в качестве отправных моментов для разработки учения о человеке. В нем можно выделить следующие основные положения: 1. Идея «внутреннего человека». Это положение вытекает из уче Следовательно, идея «внутреннего человека» направлена на то, чтобы доказать, что счастье отдельного человека достигается путем морального усовершенствования. В этом отношении велика роль другого положения учения Сковороды о человеке. 2. Идея «сердца» человека. Этому положению Сковорода уделяет довольно много внимания. Вот почему его учение часто называется «философией сердца». «Сердцем» в философии Сковороды обозначается сфера духовной жизни человека. Оно охватывает много значений: «сердце» — это душевное состояние человека, которое руководит его поступками и принуждает его жить добром или злом; «сердце» символизирует также индивидуальность человека как существа духовного; «сердце» — это целостный мир человека, к нему относятся не только моральные переживания, чувства, пристрастия, но и познание. Только проникнув в сердце, знание может быть освоено. Сковорода утверждает, что сердцем могут овладеть как добрые, так и злые силы. Первые возвышают человека, вторые приводят его к падению. Поэтому человек должен стремиться к очищению своего сердца. Но этой основе философ развивает свою новую идею — идею «очищения» сознания от воли. 3. Идея устранения воли человека. Сущность этой идеи заключается в том, что чистое сердце укрепляется в человеке через борьбу. Человек должен «очистить», освободить свое сознание от «воли», потому что воля человека (его своеволие) уничтожена, единым руководителем человека становится воля Божья. Однако это не означает, что индивидуальность человека исчезает: она сохраняется. Сковорода аргументирует это, используя следующее положение своего учения. 4. Идея «неравного равенства». Смысл этой идеи состоит в том, что все люди как «тени» истинного («внутреннего») человека равны перед Богом, но вместе с тем они все разные. Свою мысль Сковорода раскрывает через образ фонтана, который заполняет большие и малые посудины. Посудины разные, однако они все равны между собой потому, что они все полные. Идеал «неравного равенства» — основа и внутренний смысл этического учения Сковороды. Он обусловливает этический плюрализм философа, который предполагает для каждого человека его собственный жизненный путь. Что же является критерием выбора жизненного пути? Ответ на этот вопрос дает следующее положение. 5. Идея сродности человека с типом жизни. У каждого человека, утверждает Сковорода, своя природа. Ее невозможно изменить. Возможно лишь, познав ее, избрать себе занятие и жизненный путь, «сродные» с этой невидимой природой. Вот почему Сковорода повторяет снова и снова: «познай себя», «слушай себя», «посмотри в себя». Это дает человеку возможность открыть свою божественную сущность. Из этих рассуждений Сковороды следует, что счастье человека не зависит «ни от высоких наук, ни от почетных должностей, ни от обеспеченности». Оно зависит от «сердца», а «сердце» — от Бога, т. е. от невидимой натуры. Таково в общих чертах учение Сковороды о человеке. С ним тесно связано учение о познании. Исходным пунктом теории познания Сковороды было признание познаваемости мира и непреодолимая вера в неограниченные познавательные способности человеческого разума. Но наряду с этим мыслитель связывал теорию познания с самопознанием. Как уже указывалось, он считал, что в человеке преломляются и продолжаются законы всей природы, поэтому достаточно познать себя, и можно раскрывать естественные законы и «микрокосма», и «макрокосма». Большое внимание Сковорода уделял развитию учения об обществе. Он считал, что устойчивость общества зависит не от внешних форм общежития, а от его внутренней сущности. На этой основе Сковорода формулирует свой идеал общественного устройства, который он назвал «Горней Республикой». Его суть он видел в образе идеальных отношений между людьми, которые формируются в соответствии с духовной природой человека. Духовная республика должна строиться в соответствии с началами любви, равенства, коллективной собственности. Такой духовный мир противоположен миру зла. Он не потусторонний, куда душа переселяется после смерти человека, а реальный, высокоморальный, идеальный мир. Идеи «духовной республики»: любовь, равенство, коллективная собственность есть те моральные императивы (настоятельные требования), которыми необходимо руководствоваться как божественными или природными установками, что для Сковороды одно и то же. Такова в общих чертах философская система Григория Саввича Сковороды. Его философия — это явление органично целостное, проникнутое едиными темами, настроениями и идеями. Это тот особенный тип философствования, который философию рассматривает как прямые духовные концентрации собственной жизни, а саму жизнь не мыслит себе иначе, как построенной в соответствии с принципами своей философии. Философия Григория Сковороды — это философия слияния жизни и духовного прозрения, поступка и моральности. А отсюда вытекает, что Сковорода был философом особенного культурно-исторического типа.
В Украине в начале XIX в. продол- жался процесс разложения феодально-крепостнических отношений, усиливался новый, капиталистический уклад в экономике, завершался процесс формирования украинской нации. С одной стороны, эти новые явления в обще- ственно-политической, экономической жизни страны, рост связей с другими государствами, народами способствовали распространению в Украине достижений западноевропейской науки и культуры, в том числе и философии. С другой стороны, дальнейшее развитие капитализма вело к усилению эксплуатации и угнетению народных масс. Народ, подверженный и национальному, и экономическому гнету, все чаще стал переходить к открытым выступлениям против крепостничества и царизма. Только в первой половине XIX столетия таких выступлений в Украине было более 120. В связи с утратой во II половине XVIII в. остатков своей государственной автономии (территория Украины была поделена на части: до 80 % входило в состав Российской империи, а Галичина, Закарпатье и Северная Буковина были включены в империю Габбсбургов), не имея возможности проявлять внешнюю активность, украинские мыс- лители выявляли глубокий интерес к самоосмыслению, к собственной истории Украины, к этнической самоидентичности. Все это в совокупности обусловило в Украине интерес к социально-политической тематике, к вопросам теоретического обоснования революционной, национально-освободительной борьбы украинского народа, идейным вдохновителем которой выступала интеллигенция того времени — люди с широким образованием, увлеченные идеями демократии и романтизма. В это время основными регионами культурной жизни становятся Киев, Слобожанщина (Харьков и Полтава), Львов, юг (Николаев и Одесса), Закарпатье. В мировоззренческом плане это был период разработки и углубления идей просветительства и ознакомления с новыми веяниями западноевропейской философии. В условиях отсутствия автономного культурного развития философия не могла развиваться свободно и самостоятельно. Несмотря на то, что преподаватели Киевской духовной академии и других учебных заведений работали в русле классической философской проблематики, философская мысль в Украине XIX в. выражала себя и через литературу, общественно-политические взгляды и в программах различных партий. В начале XIX столетия на Украине значительное распространение получают просветительско-материалистические, антимонархические и антиклерикальные идеи участников Южного общества декабристов, которое возникло в начале 20-х годов в Тульчине Подольской губернии под руководством П.И. Пестеля (1793–1826 гг.), С.И. Муравьева-Апостола (1795–1826 гг.), М.П. Бестужева-Рюмина (1801–1826 гг.) и др. В 1823 году в Новограде-Волынском было создано Общество объединенных славян, во главе которого стояли братья П.И. Борисов (1800– 1854 гг.) и А.И. Борисов (1798–1854 гг.), а также Ю.К. Люблинский (1798–1873 гг.). Программа общества (в 1825 году оно объединилось с Южным обществом), ставившая своей целью создание федерации славянских республик, оказала значительное влияние на Кирилло-Мефо-диевское общество. Тайное Кирилло-Мефодиевское общество (братство) было основано в 1845 году в Киеве. В его состав входило 12 человек, около 100 человек поддерживали с ними связь и дружеские взаимоотношения. Среди участников общества были: адъюнкт Киевского университета, позднее известный историк, этнограф, писатель и культурный деятель Н.И. Костомаров (1817–1885 гг.); учитель, позднее известный писатель, историк и культурный деятель П.А. Кулиш (1819–1897 гг.) и выдающийся украинский поэт и художник Т.Г. Шевченко (1814–1861 гг.). Основной целью общества его участники считали освобождение Украины от социального и национального гнета, объединение всех славянских народов на основе христианской веры. Мировоззрению кирилло-мефодиевцев характерны черты религиозно-схоластических настроений. Счастье Украины, считали они, возможно лишь при выполнении заповедей Христа Спасителя, а история — это начертанный Богом для людей путь к спасению. Этими религиозными идеями пронизаны их основные труды. Основной программный документ членов братства — «Книга бытия украинского народа» — предназначал Украине мессианскую роль в новой истории Европы: «И встанет Украина из своей могилы и снова обратится ко всем братьям своим славянам и услышат крик ее, и встанет Славянщина, и не останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни пана, ни боярина, ни крепостного, ни холопа — не в Москов-щине, не в Польше, не в Украине, не в Чехии, не в Хорватии, не у сербов, не у болгар. И Украина будет независимой Речью Посполитой в союзе Славянском. Тогда скажут все языки, показывая рукой на то место, где на карте будет нарисована Украина: вот камень, которому быть во главе угла». Но Кирилло-Мефодиевское общество не смогло осуществить своих намерений. Организаторы этого тайного братства, не успев выйти из круга теоретических дискуссий, были по доносу арестованы и высланы. Философские и социально-политические взгляды «братчиков» не были едиными. Тарас Григорьевич Шевченко, вступив в братство, отстаивал в нем свои особые, самостоятельные, взгляды. Он не разделял полностью религиозно-идеалистичес литическую реальность с ее порядками и законами, но в то же время это отрицание не ставит целью утверждение какого-то иного порядка, законов и т. д. В шевченковских работах нет никакой программы изменения общественного бытия, кроме самой общей мечты о «семье великой, семье вольной, новой», о мире, в котором лишь «будет сын и будет мать, и будут люди на земле». Идеальное общество шевченковской мечты есть царство творческого человеческого духа, а не буквы, точно «распланированной», зафиксированной в системе четко очерченных законов. Что же касается философско-религиозных взглядов Шевченко, то они проявляются прежде всего в его этической оценке человеческой жизни. Высшим критерием оценки жизненных явлений у него выступает «правда», которая приобретает в мировоззрении поэта роль над-природного принципа. Она является для него синонимом закона Божьей воли, к которой он апеллирует. Такая правда не абстрактная философская категория, а живая норма конкретно-индивидуального переживания собственной жизни. Видную роль в Кирилло-Мефодиевском обществе играл также Николай Иванович Костомаров — автор программного документа братства — «Книги бытия украинского народа», написанного своеобразным «библейско-пророчес-ким» слогом.
В своих более поздних работах Костомаров подвергает резкой критике современную ему историографию, которая, по его выражению, «ползала по поверхности прошлой жизни», проявляя интерес к случайным явлениям, увлекаясь описанием царских дворов, законодательства, дипломатической жизни. Определяя цель исторической науки, Костомаров писал: «История, занимаясь народом, имеет целью изложить движение жизни народа, следовательно, предметом ее должны быть способы и приемы развития им народной деятельности во всех сферах, в которых проявляется жизненный интерес человеческих обществ». Костомарову были хорошо известны материалистические учения прошлого, в частности, французских материалистов ХVIII века. Более того, в некоторых его трудах чувствуется определенное влияние их взглядов. Так, в работе «Мысли о федеративном начале в древней Руси» он высказывает соображение о влиянии условий географической среды на жизнь народа. В 1861 году Костомаров публикует в журнале «Основа» большую статью «Две русские народности», в которой делает попытку сравнительного анализа украинской и русской ментально-сти. Причем, по его мнению, различия между двумя ментальностями окончательно формируются уже в ХІІ в. Другим видным деятелем Кирилло-Мефодиевского общества был Пантелеймон Александрович Кулиш (1819–1897 гг.), который на основе теории «философии сердца» Г. Сковороды развивал свое «украинско-центристское» мировоззрение. Для Кулиша «сердце», «внутренний человек» связаны с Украиной, с родным краем, с отечеством. Забыть про это можно лишь, если внешнее в человеке берет верх над внутренним. На внутреннем в человеке, считал он, на его «сердце» можно и требуется построить идею независимости Украины, а внешнее в человеке следует отбросить как враждебное и ненужное. Более того, у Кулиша все люди на свете делятся на две группы в зависимости от своего отношения к Украине. Кулиш — последовательный защитник самобытной украинской культуры и языка. Основная идея его борьбы за чистоту языка — первичность украинского языка, языка «старорусского». Он и украинцев предлагал называть «староруссами». В очерке «Призывное письмо к украинской интеллигенции» (1883) Пантелеймон Кулиш призывал образованные слои населения выполнять функцию национальной элиты. По своей мировоззренческой направленности Кулиш был человеком глубоко религиозным, фаталистом, он обвинял урбанизацию в разрушении первичной моральности народа, развивал так называемую «хуторскую философию», призывая вернуться к природе и простым формам жизни. Значительную роль в развитии философской культуры Украины второй половины XIX столетия играл Михаил Петрович Драгоманов (1841–1895 гг.) — выдающийся украинский мыслитель, историк, этнограф. Являясь доцентом кафедры античной истории Киевского университета, Драгоманов вместе с В. Антоновичем, П. Чубинским, Н. Лысенко и другими принимает активное участие в работе киевской «Громады» — организации, которая проводила большую культурно-просветительскую работу среди простого народа. Идеи этой организации активно пропагандировались в журнале «Основа», издававшемся в 1861–1862 гг. в Петербурге Н. Костомаровым, П. Кулишом и другими. Подобные «громады» (общества) возникли также в Полтаве, Харькове, Одессе, Чернигове, других городах Украины. В 1876 году после указа Александра ІІ, в котором не только запрещался украинский язык, но и все связанное с украинской культурно-просветительской деятельностью, «громады» были распущены, многие из участников арестованы. Драгоманов, уволенный с работы в Киевском университете, эмигрирует за границу. В Женеве он начинает выпускать украинский общественно-политический журнал «Громада», в котором критикует царское самодержавие и буржуазно-помещичьи порядки в России. В некоторых случаях он поднимался до требований насильственного уничтожения царизма: «Нигде и никогда коренные изменения общественной жизни не делались только мирным прогрессом. На Украине этого, может быть, меньше чем где-либо в другом месте можно ожидать, чтобы начальство и панство по своей воле отреклись от своего господства, и поэтому простому народу на Украине не обойтись без вооруженного боя и восстания (революции)». Женевский кружок Драгоманова, в котором, кроме него, активно работали С. Подолинский (1850–1891 гг.) и М. Павлик (1853–1915 гг.), был первым украинским социалистическим центром. Центральной в мировоззренческой позиции Драгоманова являлась идея общественного прогресса, ориентированного на соединение идеалов либерализма и социализма. Поэтому идеалом общественного устройства он считал общины, к которым, по его мнению, может привести развитие земского движения. Рассматривая централизм в России как средство политического и национального угнетения народов, Драгоманов пришел к полному отрицанию государственного централизма и к пропаганде теорий федеральной автономии, которую он понимал как добровольную организацию гармонически развитых личностей («безначальство», по его выражению). В то же время идея «бездержавности» приводит Драгоманова к отрицанию необходимости национально-политической самостоятельности Украины. Он прямо указывает, что не видит основы для украинского национального сепаратизма. Понимая национальность лишь как «форму», «контур», который должен быть заполнен интернациональным содержанием, Драгоманов выступает за связь «украинского дела с российскими процессами». В своей философской позиции Драгоманов — последователь О. Конта, Г. Спенсера, П. Прудона, т. е. мыслителей позитивистско-натуралистического плана. Во второй половине XIX в. в Украине получили распространение идеи марксизма. Изучением и пропагандой отдельных положений марксизма (особенно его экономической теории) занимались некоторые
представители либеральной интеллигенции, в частности, профессор Киевского университета Н.И. Зибер, магистр Харьковского университета И.И. Кауфман. Значительную роль в распространении революционной идеологии в Украине, в ознакомлении с философскими идеями марксизма представителей украинской научной интеллигенции и студенчества сыграли народники: А.И. Желябов, Я.В. Стефанович, Л.Г. Дейч, И.Ф. Фесенко и др. Ознакомившись с работами К. Маркса и Ф. Энгельса, некоторые украинские писатели — Иван Франко (1856–1916 гг.), Леся Украинка (1871–1913 гг.), Павел Грабовский (1864–1902 гг.) — также ощутили на себе влияние их социально-политических идей, прежде всего идеи социального освобождения трудящихся от эксплуатации. В то же время они негативно относились к идее диктатуры пролетариата и не соглашались с марксистским пониманием национального вопроса как второстепенного по отношению к классовому и подчиненного ему. Иван Яковлевич Франко, который в 1893 году защитил докторскую диссертацию в Вене, в центр своих размышлений ставил человека во всех проявлениях. Народ он считал творцом истории и своей судьбы, в прогрессе науки и техники видел фактор серьезных производственных и социальных прорывов к лучшему. Франко критически относился к марксизму, от которого «уж очень часто пахнет государственным деспотизмом и уни-формизмом, он может стать тормозом развитию и источником новых революций». Национальная проблематика Ле Значительное влияние на развитие философской мысли в Украине оказали не только теории Маркса о прибавочной стоимости и социальной революции, зародившиеся на немецкой земле, но и идеи немецкой классической философии. Так, большой популярностью пользовались лекции приглашенного в Харьковский университет профессора Йен-ского университета И.Б. Шада (1758–1834 гг.), который в своем курсе объединял кантовскую этику, фихтеанскую идею о тождественности субъекта и объекта и «философию откровения» Шеллинга. Вокруг Шада, который с 1806 по 1816 гг. был деканом философского факультета Харьковского университета, сплотилась группа талантливых учеников, многие из которых оставили заметный след в истории украинской философии. Это — профессора А.И. Дудрович, Н.Г. Белоусов и др. Свою философскую школу в Харькове создал и один из лучших знатоков и популяризаторов творчества Шеллинга профессор классической философии, выпускник Галльского и Йенского университетов И.Х. Кронеберг (1788–1838 гг.). К его основным работам можно отнести «Минерву», «Об изучении словесности», «О ходе искусства у древних народов» и др. В этих работах он не только анализирует эстетические взгляды немецких мыслителей, но и пробует создать систему культуры, в которой центральное место занимала бы философия. Последователем Шеллинга был и известный украинский ученый, ботаник по образованию, первый доцент Киевского университета М. Максимович (1804–1873 гг.). Увлекшись философией, Максимович утверждал, что, будучи «любовью к мудрости», философия не может базироваться исключительно на разуме, она должна включать в себя «сердце». Максимович интересовался проблемами истории, литературы и особенно украинским песенным фольклором. В Киевском университете творили «гегельянцы» — профессора О.М. Новицкий (1806–1884 гг.) и С. Гогоцкий (1813–1889 гг.). Являясь авторами фундаментальных философских трудов (Гогоцкий, например, автор первой в России философской энциклопедии, четырехтомного «Философского лексикона»), они ценили главным образом историко-философскую концепцию Гегеля, в которой, по словам Гогоцкого, «...наконец сводятся к одной системе все знания прошедшего». В то же время оба философа критиковали Гегеля за рационалистическое направление его философской системы, поскольку богатое содержание духовного мира «живет в убеждениях сердца», а не в «понятиях разума». Сильвестр Гогоцкий рассматривал историю философии как единственно возможную систему логически согласованного знания, полученного благодаря интенсивному диалогу двух альтернативных позиций, одна из которых считает приоритетным мыслящий дух, а вторая — бытие во всем реальном многообразии. Профессор Киевского университета Орест Новицкий изложил историю философии в четырехтомном труде «Постепенное развитие древних философских учений», который признан наивысшим философским достижением тех лет. Он утверждал, что философская мысль развивается от углубления в природу через собственное самоосмысление, к отысканию абсолютов (Бога), открытию истины и ее внедрению в практику. Национальная философия должна взять все ценное в сокровищнице философии мира и построить собственную философию единства идей и жизни. В своей работе «Философские предложения» Яков Козельский (1728–1794 гг.) относил к теоретической философии логику, онтологию и психологию, а к практической — этику, право, политику и указывал, что цель философии состоит в раскрытии причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Петр Лодий (1764–1829 гг.) в духе кантовской философии определял круг основных мировоззренческих проблем, а именно: что такое человек? Что человек может знать? Что он должен делать? На что он может надеяться? По мнению Лодия, именно философия освободила человека от рабства, победив фанатизм и деспотию. Он делал акцент на известной еще в античности мысли о том, что хорошо живется народу в тех государствах, где философы являются правителями или правители — философами. Украинские просветители С. Десницкий (1740–1789 гг.) и В. Капнист (1758–1823 гг.) стремились осмыслить социальные процессы, искали пути разрешения общественных противоречий, считая оптимальным способом оздоровления общества развитие национального самосознания. Говоря о влиянии немецкой классической философии на русских и украинских мыслителей, Д. Чижевский настаивает на том, что эти влияния не были «простым использованием идей и настроений». «Последние» выбирались из широкой гаммы европейских духовных направлений, использованные же так переделывались и перерабатывались, что часто трудно было отождествлять те же явления на Западе и у славян. Даже «влияния» отдельных западных писателей и мыслителей проявляются в таких формах, что мы можем говорить о специфической славянской интерпретации Канта или Шиллера, Шеллинга или Гегеля. Тот «Шиллер», который был таким любимым у российских, а также отчасти и украинских писателей, не так уж много имеет общего с настоящим Шиллером. Крупным украинским философом XIX в. был Памфил Данилович Юркевич (1826–1874 гг.) — сын священника с Полтавщины. Прекрасный лектор, писатель, профессор, блестяще начавший свою карьеру в Киевской духовной академии, он в возрасте 33 лет возглавил кафедру Московского университета. Прожил Юркевич лишь 47 лет, но его вклад в развитие философской мысли неоспорим. Главная сфера философских интересов Юркевича — антропология. В своей работе «Сердце и его значение в духовной жизни человека» (1860) он развивает «философию сердца» Сковороды и Кулиша. В русле, близком славянофилам, Юркевич продолжает христианское учение о сердце как глубочайшей основе человеческого существа и духовно-нравственном источнике деятельности. В жизни сердца — переживаниях, чувствах, а не в мысли с ее формой всеобщности — выражается индивидуальность личности. С этих позиций Юркевич выступает против идеи самозаконченности разума, лежащей в основе немецкой классической философии, против интеллектуализма новых времен, видящих в рациональном начале сущность человека. Юркевич подчеркивал, что ум лишь вершина, а не корень духовной жизни человека. В соответствии с антропологическим учением развивается Юрке-вичем и гносеология. Знание, по мысли Юркевича, рождается в результате деятельности души, связано с ее целостным настроением, духовно-нравственным стремлением, только проникнув в сердце, знание можетбыть усвоено. Эти мотивы роднят ход мысли Юркевича с некоторыми исходными позициями более поздних философских направлений — с экзистенциализмом и персонализмом. «Философия сердца» Юркевича оказала существенное влияние и на русскую религиозную и экзистенциалистическую мысль конца ХIХ — начала XX в. В статье «Из науки о человеческом духе» Юркевич выступил против материализма в целом и антропологического материализма Фейербаха и Чернышевского в частности. Юркевич настаивал на невозможности в процессе познания отвлечения познаваемого объекта от познающего субъекта и рассматривал понятие материи как чистую абстракцию ума: «...изъять духовное начало из материального нельзя, потому что самое это материальное начало только во взаимодействии с духом есть таково, каким мы его знаем в наших опытах». Против материализма Юркевич выдвигает свидетельства самонаблюдения, демонстрирующие, по его мнению, реальность духовного начала. Отказывать последнему в существовании, основываясь на том, что его «нигде не видно», значит, согласно Юркевичу, игнорировать показания внутреннего опыта. Памфил Юркевич стоял у истоков русской религиозной философии, развиваемой в дальнейшем его учеником В. Соловьевым, братьями Трубецкими, Н. Бердяевым, С. Франко, П. Флоренским и др. «Философия сердца» Юркевича оказала существенное влияние на русскоязычную школу «киевского гуманизма», видным представителем которой был основоположник современного экзистенциализма Лев Шестов. Нельзя не отметить и влияние философии Юркевича на формирование философии «космизма», выдающимися представителями которого были К. Циолковский, В. Вернадский, О. Чижевский и др. Представителями академического философского течения были И. Тимковский (1772–1873 гг.), И. Рижский (1775–1811 гг.), А. Дуд-рович (1728–1830 гг.), В. Каразин (1773–1842 гг.), которые в основном популяризовали в научной среде идеи немецкой философской школы. Во второй половине ХIХ — начале XX столетия, как отмечает Д. Чижевский, наблюдается определенный «спад» в развитии украинской научной философии, что наиболее четко проявляется в ко
Читайте также: Б. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОВЕСТЬ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|