Ние категории «бытие»
проблему. Главным условием понимания бытия были категории «все» и «ничто», которые осмысливаются уже в древнеиндийских «Ведах», античными софистами («Все мое — со мной», «Ничего сверх меры», «Все обдумывай заранее»). Натурфилософия выдвинула категорию «архэ» как первопричину всего, а потом в истории философии разработка категории бытия шла путем оформления представлений о неизменном, абсолюте, принадлежности, иерархии, субстанции, атрибуте, модусе, духе и материи. Понятие бытия ввел в философский оборот Парменид: «То, что выражается и мыслится, должно быть сущим, так как бытие есть, а ничто не есть…». Платон считал источником бытия лишь идею, которая в наивысшем способе бытия предстает как Единое вечное, неизменное. Понимание идей, по Аристотелю, требует исследования строения вещей, выявления их причин и функций. Гераклит же признавал лишь изменчивое бытие в вечном становлении, единство бытия и небытия. В средние века бытие предстает в очертаниях Абсолюта. Бог как абсолютное бытие противостоит миру, природе. Подчеркивается единство процессов эманации (творения, «выливания» божественной энергии) и эволюции — восхождения от простого к высшему. В новое время бытие предстает как системно-процессуальное, энергетически-действенное единство. Спиноза, Лейбниц, Декарт, Локк под атрибутами субстанции понимали качественные характеристики, под акциденцией — изменчивые проявления субстанции, под модусами — конкретные речи, процессы, состояния реальности. В немецкой классической философии к атрибутам мировой субстанции добавились активность, движение, развитие. В неклассической философии подчеркивается, что мы можем говорить о бытии не самом по себе, как оно дается в контактах с действительностью. Гуссерль и Бергсон выявили, что, кроме интенции, бытие предстает и во времени, Хайдеггер сравнивает бытие с горизонтом, который очерчен конкретными предметами, но во время движения оказывается всегда тем, что за предметами. Таким образом, бытие — это длительность, непрерывность, нацеленность сознания на содержательное отношение.
Общей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остается постановка вопросов о существовании мира «здесь и теперь», о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, имеется «здесь и сейчас», т. е. наличествует в пространстве и времени, опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояний природы, общества, человека. Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство. Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность. Эта реальность выступает как совокупная (нерасчлененная) целостность, как единое бытие, обладающее собственной логикой существования и развития. Частью этой реальности является жизнедеятельность людей. Особо необходимо отметить, что не только природное, но и духовное, идеальное следует рассматривать как наличное, данное, как имеющее характер особой (субъективной) реальности. Философия трактует категорию бытия как сложную связь всеобщего характера, которая объединяет все существующее в мире. Иными словами, под бытием в философии понимается достоверность существования всего того, что и кто есть. Бытие — это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок.
Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее анализ, отметим основные формы бытия: 1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека — на «первую природу»; б) на «вторую природу» — вещи, произведенные человеком. 2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя при-194 родно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты. 3. Бытие духовное. Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Индивидуализированное духовное — это прежде всего сознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Объективированное духовное бытие также имеет свои особенности. Его отдельные фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки и т. п.) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени. 4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. 5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации. В этой среде человек может осуществлять любые превращения и действия, не обременяя себя заботой о последствиях своих поступков. Теоретическое отражение общего Понятие материи
в явлениях — это не фиксация сходных признаков. Теория проникает в сущность явлений, обнаруживая единство в их многообразии. Не в фиксации общности, сходства внешних признаков заключается смысл теоретического общения, а в раскрытии их сущностного единства. Так, единство таких внешне не связанных явлений, как отклонение магнитной стрелки и преломление света, было обнаружено лишь в результате построения теории электромагнетизма-электродинамики и доказательства электромагнитной природы света. Карл Поппер так представлял структуру бытия: 1) «первый мир» — мир физики, химии и биологии, т. е. мир живой и неживой природы; 2) «второй мир» — психологический мир ощущений, субъективного опыта с его подсознательными проявлениями, состояния сознания; 3) «третий мир» — мир творений человеческого разума (идеи науки, моральные ценности, правовые нормы и др.). Важнейшими характеристиками бытия в современной науке выступают такие: во-первых, бытие предстает в динамическом, а не статическом виде; во-вторых, бытие системно очерчено, существует связь всего со всем; в-третьих, выделяются процессы субатомарного уровня, уровня тел и уровня звездных и галактических процессов; в-четвертых, многоуровневость бытия демонстрирует себя и с точки зрения эволюции, оценочного подхода; а в-пятых, человек как субъект предстает органической частью мира как объекта. Бытие в современной научной картине мира динамичное /.—-~ системно-иерархизированное ^ многоуровневое (микро-, макро-, мегауровень) единство объекта и субъекта эволюционно-демонстративное Бытие представляет собой сложноорганизованную, иерархично построенную и энергетически самосконцентрированную систему. Противоречивость этой системы проявляется в том, что она есть единственной и множественной, прерывной и непрерывной, конечной и бесконечной, такой, какая в своих проявлениях приобретает формы пространственно-временных соотношений. Таким образом, бытие — это предельное широкое общее понятие, которое фиксирует характеристики и проявления мира, признаки бытия через сопоставление с небытием. Бытие предстает как фактор смыс-лообразования, наивысшая ценность для человека, как мера его моральной ответственности.
Сущность фиксирует то, что присуще каждому явлению в отдельности, она фиксирует основания существования рода, а не индивида. Поэтому теоретическое определение материи было найдено материализмом не путем выделения свойств, общих всем многообразным материальным явлениям, а путем обнаружения основания всего многообразия материальных явлений. В качестве предметного аналога понятия материи в античности рассматривались вещи — первовещества (вода, огонь, воздух). Многообразие было сведено к единству. Трудности выведения многообразия из единства античными философами не осознавались. Их подметил Аристотель и наделил формообразующими способностями идею, предоставив материи роль субстрата. Вообще различие между материализмом и идеализмом состоит не в признании телесности материи (даже субъективные идеалисты рас- сматривают телесность как чувственность). Идеалисты оценивают материю как субстрат, неспособный к самоформированию, а формируемый идеей. Материалисты характеризуют материю как способную к самоформированию субстанцию. Эта линия развития материи материализмом представлена именами Дж. Бруно и Б. Спинозы. Бруно писал, критикуя средневековую схоластику, ориентированную на Аристотеля: «Вульгарная философия не признает за материей ничего, кроме способности быть субстратом формообразования, на самом же деле материя находится в действии и неизмеримо богаче, чем аристотелевские формы и энтелехии». Спиноза рассматривал материю как субстанцию, являющуюся причиной самой себя (causa sui) и имеющую в себе достаточные основания для своего существования. Протяжение и мышление являются атрибутами (неотъемлемыми свойствами) субстанции. Таким образом, Спиноза подходит к вопросу о способе существования материи, снимает жесткое противопоставление материи и сознания. Вторая линия развития понятия материи — материя как совокупность свойств. Она проводилась метафизическим материализмом ХVII–XVIII вв. Обычно имелись в виду особые пространственно-геометрические свойства (Локк, Гельвеций). В качестве предметного аналога материи рассматривались свойства. Гольбах пытался соединить спинозовскую субстанцию и материю как совокупность свойств. Материя — субстанция, а ее источник самопорождения, способ существования — движение. Однако речь идет не только о механическом движении. У Гольбаха есть и гносеологическое определение материи — все то, что дано в «ощущении». Это определение уже на уровне всеобщего, но носит собирательный характер. Главное то, что связь материи и сознания не дана еще генетически, поскольку за пределами материи, отождествляемой с природой, оставалось общественное бытие (идеализм в истории).
Вплоть до конца XIX в. под материей понималось вещество, состоящее из неделимых атомов — последних «кирпичиков» мироздания. Открытия в физике на рубеже ХІХ–ХХ вв., особенно обнаружение радиоактивности и свободного электрона, не оставили сомнений в сложном строении атома. В.И. Ленин, проанализировав назревший кризис в физике, показал, что новые открытия обнаруживают крах старого, метафизического материализма, но подтверждают диалектический материализм. Этот анализ потребовал четкого определения материи. В.И. Ленин развил учение о материи в борьбе с субъективным идеализмом. Он дал определение материи как объективной реальности через отношение к сознанию как к субъективной реальности: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В признаках ленинского понятия материи выражено решение основного вопроса философии, обеих его сторон, причем материалистическое понимание объективной реальности дает только единство этих сторон. Действительно, если для противопоставления материалистической точки зрения на материю субъективному идеализму достаточно первого признака понятия материи (существования вне сознания), то противопоставить объективному идеализму понимание объективной реальности (существующей независимо от сознания субъекта) как материи можно, лишь указав на данность ее в ощущении (т. е. на ее познаваемость). Идеалистически понятая объективная реальность — Бог, абсолютная идея не обладает возможностью быть данной в ощущении. Ленинское определение материи имеет важное мировоззренческое значение именно в силу последовательности материалистического взгляда, четкого размежевания с идеализмом, т. е. создания основы научной картины мира. Понять материю как субстанцию — значит раскрыть способ ее существования как самодвижения, как сущностного единства вещей, возникающих и развивающихся по законам, не зависящим от сознания.
Движение и материя неразрывно связаны друг с другом. Этого требует принцип первичности материи (попытка мыслить материю без движения или движение без материи приводит к идеализму). В частности, энергетизм (разновидность субъективного идеализма), который возник во второй половине XIX в., утверждал, что все явления в мире можно описать как превращение одного вида энергии в другой. Поборники этой разновидности идеализма понимали энергию как «чистое» движение, как движение без какого-либо материального носителя. В конечном итоге энергетизм сводил энергию к ощущениям, а превращение энергии — к смене ощущений. Несотворимость и неуничтожимость материи, следующая из ее первичности, распространяется и на движение как способ ее существования. Соответственно, материальное движение бесконечно. Движение является единством устойчивости и изменчивости, а покой — относительный момент движения. Но категория «покой» фиксирует такие важные черты устойчивости движения, как законосообразность и системность. Ф. Энгельс выделял в соответствии с разными законами движения, отражаемыми различными отраслями науки, формы движения, являющиеся предметом этих наук. В основу систематизации этих форм он положил генетическую связь (принцип развития). Абсолютное движение как способ существования материи проявляется в развитии бесконечно разнообразных материальных систем. Находясь во взаимодействии друг с другом, материальные системы являются элементами более общих систем и в себе содержат в качестве элементов другие материальные системы. Законы движения и взаимодействия разных уровней этой структурной организации различны и сами находятся во взаимодействии. Разные науки выделяют в качестве своего предмета различные стороны существования материальных объектов. Так, человека можно изучить как члена общества, биологический организм, конгломерат химических процессов и соединений и, наконец, как физическую систему. Энгельс, рассматривая предметы наук, выделил следующий ряд форм движения: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную (схема 9). Схема 9. Формы движения, носителя и уровни организации материи ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ
Читайте также: I. Вид для категории «Молодежь». Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|