Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ние категории «бытие»




проблему.

Главным условием понимания бытия были категории «все» и «ничто», которые осмысливаются уже в древнеиндийских «Ведах», античными софистами («Все мое — со мной», «Ничего сверх меры», «Все обдумывай заранее»). Натурфилософия выдвинула категорию «архэ» как первопри­чину всего, а потом в истории философии разработка категории бытия шла путем оформления представлений о неизменном, абсолюте, при­надлежности, иерархии, субстанции, атрибуте, модусе, духе и материи.

Понятие бытия ввел в философский оборот Парменид: «То, что выражается и мыслится, должно быть сущим, так как бытие есть, а нич­то не есть…». Платон считал источником бытия лишь идею, которая в наивысшем способе бытия предстает как Единое вечное, неизменное. Понимание идей, по Аристотелю, требует исследования строения ве­щей, выявления их причин и функций. Гераклит же признавал лишь изменчивое бытие в вечном становлении, единство бытия и небытия.

В средние века бытие предстает в очертаниях Абсолюта. Бог как абсолютное бытие противостоит миру, природе. Подчеркивается един­ство процессов эманации (творения, «выливания» божественной энер­гии) и эволюции — восхождения от простого к высшему. В новое время бытие предстает как системно-процессуальное, энергетически-дей­ственное единство. Спиноза, Лейбниц, Декарт, Локк под атрибутами субстанции понимали качественные характеристики, под акциденци­ей — изменчивые проявления субстанции, под модусами — конкретные речи, процессы, состояния реальности.

В немецкой классической философии к атрибутам мировой суб­станции добавились активность, движение, развитие.

В неклассической философии подчеркивается, что мы можем го­ворить о бытии не самом по себе, как оно дается в контактах с действи­тельностью. Гуссерль и Бергсон выявили, что, кроме интенции, бытие предстает и во времени, Хайдеггер сравнивает бытие с горизонтом, ко­торый очерчен конкретными предметами, но во время движения ока­зывается всегда тем, что за предметами. Таким образом, бытие — это длительность, непрерывность, нацеленность сознания на содержатель­ное отношение.


Общей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остает­ся постановка вопросов о существовании мира «здесь и теперь», о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, име­ется «здесь и сейчас», т. е. наличествует в пространстве и времени, опи­рается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире не вытекает из непосред­ственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с осмысле­нием противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояний природы, общества, человека.

Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что суще­ствует. Мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство.

Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность. Эта реальность выступает как совокуп­ная (нерасчлененная) целостность, как единое бытие, обладающее соб­ственной логикой существования и развития. Частью этой реальности является жизнедеятельность людей.

Особо необходимо отметить, что не только природное, но и духов­ное, идеальное следует рассматривать как наличное, данное, как имею­щее характер особой (субъективной) реальности.

Философия трактует категорию бытия как сложную связь всеоб­щего характера, которая объединяет все существующее в мире. Иными словами, под бытием в философии понимается достоверность суще­ствования всего того, что и кто есть. Бытие — это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок.

Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную струк­туру. Не вдаваясь в ее анализ, отметим основные формы бытия:

1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделя­ется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека — на «первую природу»; б) на «вторую природу» — вещи, про­изведенные человеком.

2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие сторо­ны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человечес­ком организме. Собственно человеческое бытие включает в себя при-194


родно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.

3. Бытие духовное. Оно включает в себя бытие индивидуализиро­ванного и объективированного духовного. Индивидуализированное ду­ховное — это прежде всего сознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Объективиро­ванное духовное бытие также имеет свои особенности. Его отдельные фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусст­венные языки и т. п.) способны сохраняться, совершенствоваться и сво­бодно перемещаться в социальном пространстве и времени.

4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного чело­века в обществе и бытие общества.

5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной ре­альности. Эта реальность представляет собой синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (ком­пьютера) и соответствующей информации. В этой среде человек мо­жет осуществлять любые превращения и действия, не обременяя себя заботой о последствиях своих поступков.

Теоретическое отражение общего

Понятие материи

в явлениях — это не фиксация сход­ных признаков. Теория проникает в сущность явлений, обнаруживая единство в их многообразии. Не в фиксации общности, сходства внешних признаков заключается смысл теоретического общения, а в раскрытии их сущностного единства. Так, единство таких внешне не связанных явлений, как отклонение магнитной стрелки и пре­ломление света, было обнаружено лишь в результате построения теории электромагнетизма-электродинамики и доказательства элект­ромагнитной природы света. Карл Поппер так представлял структуру бытия:

1) «первый мир» — мир физики, химии и биологии, т. е. мир живой и неживой природы;

2) «второй мир» — психологический мир ощущений, субъективно­го опыта с его подсознательными проявлениями, состояния сознания;

3) «третий мир» — мир творений человеческого разума (идеи на­уки, моральные ценности, правовые нормы и др.).

Важнейшими характеристиками бытия в современной науке вы­ступают такие: во-первых, бытие предстает в динамическом, а не стати­ческом виде; во-вторых, бытие системно очерчено, существует связь всего со всем; в-третьих, выделяются процессы субатомарного уровня,


уровня тел и уровня звездных и галактических процессов; в-четвертых, многоуровневость бытия демонстрирует себя и с точки зрения эволю­ции, оценочного подхода; а в-пятых, человек как субъект предстает орга­нической частью мира как объекта.

Бытие в современной научной картине мира

динамичное


/.—-~ системно-иерархизированное

^ многоуровневое (микро-, макро-, мегауровень)


единство объекта и субъ­екта


эволюционно-демонстративное

Бытие представляет собой сложноорганизованную, иерархично построенную и энергетически самосконцентрированную систему. Про­тиворечивость этой системы проявляется в том, что она есть единствен­ной и множественной, прерывной и непрерывной, конечной и беско­нечной, такой, какая в своих проявлениях приобретает формы про­странственно-временных соотношений.

Таким образом, бытие — это предельное широкое общее понятие, которое фиксирует характеристики и проявления мира, признаки бы­тия через сопоставление с небытием. Бытие предстает как фактор смыс-лообразования, наивысшая ценность для человека, как мера его мораль­ной ответственности.

Сущность фиксирует то, что присуще каждому явлению в отдель­ности, она фиксирует основания существования рода, а не индивида.

Поэтому теоретическое определение материи было найдено мате­риализмом не путем выделения свойств, общих всем многообразным материальным явлениям, а путем обнаружения основания всего мно­гообразия материальных явлений.

В качестве предметного аналога понятия материи в античности рас­сматривались вещи — первовещества (вода, огонь, воздух). Многообра­зие было сведено к единству. Трудности выведения многообразия из единства античными философами не осознавались. Их подметил Ари­стотель и наделил формообразующими способностями идею, предо­ставив материи роль субстрата.

Вообще различие между материализмом и идеализмом состоит не в признании телесности материи (даже субъективные идеалисты рас-


сматривают телесность как чувственность). Идеалисты оценивают ма­терию как субстрат, неспособный к самоформированию, а формируе­мый идеей. Материалисты характеризуют материю как способную к самоформированию субстанцию. Эта линия развития материи мате­риализмом представлена именами Дж. Бруно и Б. Спинозы. Бруно пи­сал, критикуя средневековую схоластику, ориентированную на Арис­тотеля: «Вульгарная философия не признает за материей ничего, кроме способности быть субстратом формообразования, на самом же деле материя находится в действии и неизмеримо богаче, чем аристотелев­ские формы и энтелехии». Спиноза рассматривал материю как субстан­цию, являющуюся причиной самой себя (causa sui) и имеющую в себе достаточные основания для своего существования. Протяжение и мыш­ление являются атрибутами (неотъемлемыми свойствами) субстанции. Таким образом, Спиноза подходит к вопросу о способе существования материи, снимает жесткое противопоставление материи и сознания.

Вторая линия развития понятия материи — материя как совокуп­ность свойств. Она проводилась метафизическим материализмом ХVII–XVIII вв. Обычно имелись в виду особые пространственно-гео­метрические свойства (Локк, Гельвеций). В качестве предметного ана­лога материи рассматривались свойства. Гольбах пытался соединить спинозовскую субстанцию и материю как совокупность свойств. Ма­терия — субстанция, а ее источник самопорождения, способ существо­вания — движение. Однако речь идет не только о механическом дви­жении. У Гольбаха есть и гносеологическое определение материи — все то, что дано в «ощущении». Это определение уже на уровне всеобщего, но носит собирательный характер. Главное то, что связь материи и со­знания не дана еще генетически, поскольку за пределами материи, отож­дествляемой с природой, оставалось общественное бытие (идеализм в истории).

Вплоть до конца XIX в. под материей понималось вещество, состо­ящее из неделимых атомов — последних «кирпичиков» мироздания. Открытия в физике на рубеже ХІХ–ХХ вв., особенно обнаружение ра­диоактивности и свободного электрона, не оставили сомнений в слож­ном строении атома. В.И. Ленин, проанализировав назревший кризис в физике, показал, что новые открытия обнаруживают крах старого, метафизического материализма, но подтверждают диалектический материализм. Этот анализ потребовал четкого определения материи.

В.И. Ленин развил учение о материи в борьбе с субъективным иде­ализмом. Он дал определение материи как объективной реальности через отношение к сознанию как к субъективной реальности: «Материя


есть философская категория для обозначения объективной реальнос­ти, которая дана человеку в ощущениях его, которая отображается на­шими ощущениями, существуя независимо от них». В признаках ле­нинского понятия материи выражено решение основного вопроса философии, обеих его сторон, причем материалистическое понимание объективной реальности дает только единство этих сторон.

Действительно, если для противопоставления материалистической точки зрения на материю субъективному идеализму достаточно пер­вого признака понятия материи (существования вне сознания), то про­тивопоставить объективному идеализму понимание объективной ре­альности (существующей независимо от сознания субъекта) как материи можно, лишь указав на данность ее в ощущении (т. е. на ее познаваемость). Идеалистически понятая объективная реальность — Бог, абсолютная идея не обладает возможностью быть данной в ощу­щении.

Ленинское определение материи имеет важное мировоззренческое значение именно в силу последовательности материалистического взгляда, четкого размежевания с идеализмом, т. е. создания основы на­учной картины мира.

Понять материю как субстанцию — значит раскрыть способ ее су­ществования как самодвижения, как сущностного единства вещей, воз­никающих и развивающихся по законам, не зависящим от сознания.

Движение как способ существования материи

Движение и материя неразрывно связаны друг с другом. Этого требует принцип первичности материи (попыт­ка мыслить материю без движения или движение без материи приво­дит к идеализму). В частности, энергетизм (разновидность субъектив­ного идеализма), который возник во второй половине XIX в., утверждал, что все явления в мире можно описать как превращение одного вида энергии в другой. Поборники этой разновидности идеализма понима­ли энергию как «чистое» движение, как движение без какого-либо ма­териального носителя. В конечном итоге энергетизм сводил энергию к ощущениям, а превращение энергии — к смене ощущений.

Несотворимость и неуничтожимость материи, следующая из ее пер­вичности, распространяется и на движение как способ ее существова­ния. Соответственно, материальное движение бесконечно.

Движение является единством устойчивости и изменчивости, а покой — относительный момент движения. Но категория «покой» фик­сирует такие важные черты устойчивости движения, как законосооб­разность и системность. Ф. Энгельс выделял в соответствии с разными


законами движения, отражаемыми различными отраслями науки, фор­мы движения, являющиеся предметом этих наук. В основу систематиза­ции этих форм он положил генетическую связь (принцип развития).

Абсолютное движение как способ существования материи прояв­ляется в развитии бесконечно разнообразных материальных систем. Находясь во взаимодействии друг с другом, материальные системы являются элементами более общих систем и в себе содержат в качестве элементов другие материальные системы. Законы движения и взаимо­действия разных уровней этой структурной организации различны и сами находятся во взаимодействии. Разные науки выделяют в качестве своего предмета различные стороны существования материальных объектов. Так, человека можно изучить как члена общества, биологи­ческий организм, конгломерат химических процессов и соединений и, наконец, как физическую систему.

Энгельс, рассматривая предметы наук, выделил следующий ряд форм движения: механическую, физическую, химическую, биологичес­кую, социальную (схема 9).

Схема 9. Формы движения, носителя и уровни организации материи


ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...