Материальные носители
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ
Социальные Народные массы, социальные группы (классы, нации и др.) Общество
Биологические Человек (личность) Биологические виды, организмы, клетки, макромолекулы Органическая материя
Химические Физические Механические Макротела, молекулы, атомы, элементарные частицы, физические поля Неорганическая материя Сама классификация форм движения материи, выдвинутая Ф. Энгельсом, соответствовала современному ему уровню развития науки. Она развита и дополнена философами, однако методологические принципы, положенные Энгельсом в основу этой классификации, сохранили свое значение, используются и могут быть использованы в дальней- шем при изменении этой классификации, которое будет происходить по мере развития науки. Вот эти методологические принципы: 1) ряд форм движения отражает этапы прогрессивного развития материи; 2) наличие материальных носителей у форм движения при неоднозначном их соответствии: один материальный объект может быть носителем многих форм движения (например, человек — носитель всех известных сейчас форм), а у одной и той же формы движения (например, механической) могут быть самые различные носители; 3) необходимость изучения переходов от низшей формы движения к высшей при учете наличия качественного скачка в процессе такого перехода; отрицание сводимости высшей формы движения к низшей; 4) классификация форм движения служит объективной основой классификации наук. Этот принцип служит важной методологической основой понимания отношения различных наук при изучении ими одного и того же материального объекта. Признание разнообразия форм движения материи и возможности развертывания этого многообразия в результате саморазвития материи приводит диалектический материализм к пониманию неуничтожимо-сти движения не только в количественном, но и в качественном смысле, как неуничтожимости возможностей развития материи. Отрицание такой качественной неуничтожимости материи ведет к идеализму, так как наличествующее многообразие форм движения, если оно необъяснимо с точки зрения законов существования материального мира, требует для своего объяснения привлечения идеальных сил.
Исторически отрицание качественной неуничтожимости движения связано с теорией тепловой смерти Вселенной. Она была основана на расширенной трактовке второго закона термодинамики — закона возрастания энтропии в замкнутой системе. Вывод этой теории — неизбежность наступления момента теплового равновесия — не противоречил закону сохранения энергии, но говорил о качественном вырождении движения, сведения его к хаотическому тепловому движению, неспособному совершать работу. Ф. Энгельс подверг критике это учение, показал его идеалистическую сущность и предсказал опровержение теории тепловой смерти Вселенной дальнейшим ходом развития науки. Действительно, дальнейшее развитие статистической физики Больц-маном превратило неизбежность тепловой смерти лишь в вероятность, хоть и весьма высокую. В теории появилась принципиальная возможность флуктуаций — отклонений от наиболее вероятного состояния.
Внутренняя противоречивость движения выражается через категории «пространство» и «время» как характе- И времени ристики устойчивости и изменчивости. Пространство и время — всеобщие условия и границы любых изменений. Концепция диалектического материализма в вопросе о пространстве и времени является развитием на материалистической основе так называемой реляционной концепции (в философии и естествознании существовала и субстанционная концепция, рассматривающая пространство и время как субстанцию, а не как отношение).
Понятие пространства отражает определенный порядок сосуществования объектов, категория времени отражает определенный порядок смены явлений. Пространство — это свойство материальных объектов занимать место среди других объектов, граничить с другими объектами, быть протяженными. Понятие пространства тесно связано и со структурностью материи, с ее способностью делиться на части. Действительно, сама возможность выделить в любом объекте составные части позволяет говорить об их взаимном расположении, взаимной координации, т. е. говорить о пространстве. Время — это свойство материальных процессов сменять друг друга, свойство проходить по определенным стадиям. Пространство и время объективно реальны, т. е. существуют вне сознания и даны нам в наших ощущениях. Действительно, наши ощущения упорядочены в их сосуществовании (зрительное восприятие — это определенный порядок цветовых пятен) и в их смене (смена состояний организма, например), т. е. существует пространство и время наших ощущений, так называемые перцептуальное пространство и время. Перцептуальное пространство и время отражают реальное пространство и время, доказательством чего является практическая деятельность людей, да и сама возможность передвижения их в объективном мире. Это отражение не является адекватным: существование законов перспективы, различная оценка хода времени в зависимости от состояния человека свидетельствуют о неточностях отражения реальных пространства и времени перцептуальными. Потребности развивающейся практики (измерение площадей, размеров, промежутков времени) привели к созданию теоретического отражения пространства — геометрии Евклида, т. е. было создано первое концептуальное пространство. Концептуальное пространство — это абстрактная модель реальных пространственно-временных отношений. Концептуальные пространства могут сменять друг друга в процессе развития науки. Так, в конце XIX в. появились неевклидовы геометрии, нашедшие воплощение в физической теории (общей теории относительности) в начале XX в. Появление новых концептуальных пространств не является свидетельством субъективности наших представлений о реальном пространстве, как утверждали позитивистски настроенные философы и естествоиспытатели. Конечно, существуют концептуальные пространства, которые не претендуют на отражение реального пространства (например, фазовое пространство термодинамики или гильбертово пространство квантовой механики). Теории пространства и времени могут оказаться ложными. Но в случае, если теория практически проверена, концептуальное пространство, сконструированное ею, является отражением реального пространства, хотя отражением с определенной степенью точности (так, евклидова геометрия применима лишь в ограниченных масштабах — в случае, когда можно пренебречь наличием кривизны пространства).
Уже древние оставили нам точную евклидову геометрию и убежденность в том, что она является единственно возможной. Здесь уже появилось представление о времени как темпе события (Аристотель). В средние века представления о пространстве и времени были весьма интересны с точки зрения истории культуры, но не носили научного характера. В ХVII в. геометрию считали наукой о физическом пространстве. Еще Галилей рассматривал время как непрерывный параметр: оно приобретает характер абсолютности, независимости от происходящих в нем событий. В то же время возможны были совершенно различные представления о природе пространства при признании одной и той же евклидовой геометрии. Так, Ньютон полагал, что пространство и время носят субстанционный характер, не требуя наличия носителя. Пространство является вакуумом столь же реальным, как и протяженные тела. Декарт же считал, что все промежутки между телами заполнены тончайшей материальной средой — пленумом, так как пространство, по его мнению, не имеет значения реальности вне материи. Основной момент воззрений Ньютона — абсолютность пространства и времени. Они существуют независимо от тяготеющих масс и друг от друга, но независимо от Бога. (Нужно сказать, что абсолютное пространство как выделенная система отсчета, по отношению к которой определяется инерциальность движения, занимает определенное место не только в механической картине мира, но и в самой теории механики.) Итак, объективность и абсолютность — вот основные характеристики пространства и времени по Ньютону.
Критиковались ли каким-то образом эти взгляды? Да, Беркли в ХVII в., а Мах в конце XIX в. отрицали абсолютность пространства и времени. Правда, делали они это на основе субъективного идеализма. Полагая, что пространство и время — понятия, фиксирующие лишь порядок наших ощущений, они абсолютизировали перцептуальное пространство, т. е. считали пространство и время субъективными, а потому и относительными. Субъективистские взгляды на пространство и время вполне могут сочетаться с представлением об их абсолютности. Такова концепция Канта: пространство и время как априорные формы созерцания и субъективны (не принадлежат миру вещей в себе), и абсолютны (являются единственно возможными для всех субъектов). Диалектический материализм, рассматривая пространство и время как объективные формы бытия, считает их также относительными, т. е. зависящими от материи и связанными друг с другом. Дальнейшее развитие естествознания подтвердило правильность этих положений. Так, специальная теория относительности обнаружила глубинную связь между пространством и временем, оказавшимися проекциями в определенной системе отсчета единого четырехмерного континуума пространства-времени. Общая же теория относительности показала зависимость пространства и времени от материи (в частности, кривизна пространства-времени зависит от тяготеющих масс вещества и поля). Проблема бесконечности пространства и времени, которая в XIX в. рассматривалась в количественном, метрическом аспекте, в настоящее время требует качественного подхода, настоящей диалектики конечного и бесконечного. Пространство и время имеют разнообразные свойства, которые условно можно разделить на философские и физические. К философским свойствам относятся: 1. Объективность пространства и времени. Следует подчеркнуть, что объективность означает независимость пространства и времени от сознания, но не от материи. Вне материальных объектов и процессов пространство и время не существуют. 2. Всеобщность пространства и времени. Это свойство означает, что никакой материальный объект не может существовать иначе, как в пространстве и времени, ибо он всегда имеет какую-либо внутреннюю структуру и всегда подвержен изменениям.
3. Единство прерывности и непрерывности, так как любой предмет, явление конечны, ограничены в пространстве и времени, но в целом пространственно-временные отношения охватывают все. Материя, например, существует в виде вещества и поля, но везде это пространство и время. К «физическим» свойствам пространства и времени относятся трехмерность пространства и одномерность времени, обратимость пространства и необратимость времени, однородность и изотропность пространства и однородность времени. Изучая физические особенности пространства и времени, следует помнить, что они являются фундаментальным результатом всей человеческой практики, а не представляют собой следствие каких-либо логических построений и не выводятся из общих законов. Знания о мире имеют конкретно-историческое содержание, а их глубина обусловливается общественно-практическими потребностями. Онтология — отдельная область философского знания о сущности бытия мира — дает общее понимание фундаментальных свойств, форм и способов существования Вселенной в диалектическом единстве с его духовным постижением. Фундаментальность онтологии определяется постоянным обогащением содержания категорий: бытие, материя, пространство, время, движение, материальное, идеальное, сознание и дух.
Читайте также: XIV. Материальные обстоятельства и идеальные цели Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|