Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальные носители





УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ


 


Социальные


Народные массы, социальные группы (классы, нации и др.)


Общество


 


Биологические


Человек (личность) Биологические виды, организмы, клетки, макромолекулы


Органическая материя


 


Химические Физические Механические


Макротела, молекулы, атомы,

элементарные частицы, физические поля


Неорганическая материя


Сама классификация форм движения материи, выдвинутая Ф. Эн­гельсом, соответствовала современному ему уровню развития науки. Она развита и дополнена философами, однако методологические прин­ципы, положенные Энгельсом в основу этой классификации, сохрани­ли свое значение, используются и могут быть использованы в дальней-


шем при изменении этой классификации, которое будет происходить по мере развития науки. Вот эти методологические принципы:

1) ряд форм движения отражает этапы прогрессивного развития материи;

2) наличие материальных носителей у форм движения при неодно­значном их соответствии: один материальный объект может быть носи­телем многих форм движения (например, человек — носитель всех из­вестных сейчас форм), а у одной и той же формы движения (например, механической) могут быть самые различные носители;

3) необходимость изучения переходов от низшей формы движения к высшей при учете наличия качественного скачка в процессе такого перехода; отрицание сводимости высшей формы движения к низшей;

4) классификация форм движения служит объективной основой классификации наук.

Этот принцип служит важной методологической основой понима­ния отношения различных наук при изучении ими одного и того же материального объекта.

Признание разнообразия форм движения материи и возможности развертывания этого многообразия в результате саморазвития материи приводит диалектический материализм к пониманию неуничтожимо-сти движения не только в количественном, но и в качественном смыс­ле, как неуничтожимости возможностей развития материи. Отрицание такой качественной неуничтожимости материи ведет к идеализму, так как наличествующее многообразие форм движения, если оно необъяс­нимо с точки зрения законов существования материального мира, тре­бует для своего объяснения привлечения идеальных сил.

Исторически отрицание качественной неуничтожимости движения связано с теорией тепловой смерти Вселенной. Она была основана на расширенной трактовке второго закона термодинамики — закона возрас­тания энтропии в замкнутой системе. Вывод этой теории — неизбеж­ность наступления момента теплового равновесия — не противоречил закону сохранения энергии, но говорил о качественном вырождении движения, сведения его к хаотическому тепловому движению, неспо­собному совершать работу. Ф. Энгельс подверг критике это учение, по­казал его идеалистическую сущность и предсказал опровержение тео­рии тепловой смерти Вселенной дальнейшим ходом развития науки.

Действительно, дальнейшее развитие статистической физики Больц-маном превратило неизбежность тепловой смерти лишь в вероятность, хоть и весьма высокую. В теории появилась принципиальная возмож­ность флуктуаций — отклонений от наиболее вероятного состояния.


Единство материи, движения, пространства

Внутренняя противоречивость дви­жения выражается через категории

«пространство» и «время» как характе-

И времени

ристики устойчивости и изменчивости.

Пространство и время — всеобщие условия и границы любых изме­нений.

Концепция диалектического материализма в вопросе о простран­стве и времени является развитием на материалистической основе так называемой реляционной концепции (в философии и естествознании существовала и субстанционная концепция, рассматривающая про­странство и время как субстанцию, а не как отношение).

Понятие пространства отражает определенный порядок сосуще­ствования объектов, категория времени отражает определенный поря­док смены явлений.

Пространство — это свойство материальных объектов занимать ме­сто среди других объектов, граничить с другими объектами, быть про­тяженными. Понятие пространства тесно связано и со структурностью материи, с ее способностью делиться на части. Действительно, сама воз­можность выделить в любом объекте составные части позволяет гово­рить об их взаимном расположении, взаимной координации, т. е. гово­рить о пространстве.

Время — это свойство материальных процессов сменять друг дру­га, свойство проходить по определенным стадиям.

Пространство и время объективно реальны, т. е. существуют вне со­знания и даны нам в наших ощущениях. Действительно, наши ощуще­ния упорядочены в их сосуществовании (зрительное восприятие — это определенный порядок цветовых пятен) и в их смене (смена состоя­ний организма, например), т. е. существует пространство и время наших ощущений, так называемые перцептуальное пространство и вре­мя. Перцептуальное пространство и время отражают реальное простран­ство и время, доказательством чего является практическая деятельность людей, да и сама возможность передвижения их в объективном мире. Это отражение не является адекватным: существование законов перс­пективы, различная оценка хода времени в зависимости от состояния человека свидетельствуют о неточностях отражения реальных про­странства и времени перцептуальными.

Потребности развивающейся практики (измерение площадей, размеров, промежутков времени) привели к созданию теоретического отражения пространства — геометрии Евклида, т. е. было создано пер­вое концептуальное пространство. Концептуальное пространство — это абстрактная модель реальных пространственно-временных отношений.



Концептуальные пространства могут сменять друг друга в процес­се развития науки. Так, в конце XIX в. появились неевклидовы гео­метрии, нашедшие воплощение в физической теории (общей теории относительности) в начале XX в. Появление новых концептуальных пространств не является свидетельством субъективности наших пред­ставлений о реальном пространстве, как утверждали позитивистски на­строенные философы и естествоиспытатели. Конечно, существуют кон­цептуальные пространства, которые не претендуют на отражение ре­ального пространства (например, фазовое пространство термодинамики или гильбертово пространство квантовой механики). Теории простран­ства и времени могут оказаться ложными. Но в случае, если теория практически проверена, концептуальное пространство, сконструиро­ванное ею, является отражением реального пространства, хотя отра­жением с определенной степенью точности (так, евклидова геометрия применима лишь в ограниченных масштабах — в случае, когда можно пренебречь наличием кривизны пространства).

Уже древние оставили нам точную евклидову геометрию и убежден­ность в том, что она является единственно возможной. Здесь уже появи­лось представление о времени как темпе события (Аристотель). В средние века представления о пространстве и времени были весьма интересны с точки зрения истории культуры, но не носили научного характера.

В ХVII в. геометрию считали наукой о физическом пространстве. Еще Галилей рассматривал время как непрерывный параметр: оно при­обретает характер абсолютности, независимости от происходящих в нем событий. В то же время возможны были совершенно различные пред­ставления о природе пространства при признании одной и той же ев­клидовой геометрии. Так, Ньютон полагал, что пространство и время носят субстанционный характер, не требуя наличия носителя. Про­странство является вакуумом столь же реальным, как и протяженные тела. Декарт же считал, что все промежутки между телами заполнены тончайшей материальной средой — пленумом, так как пространство, по его мнению, не имеет значения реальности вне материи.

Основной момент воззрений Ньютона — абсолютность простран­ства и времени. Они существуют независимо от тяготеющих масс и друг от друга, но независимо от Бога. (Нужно сказать, что абсолютное про­странство как выделенная система отсчета, по отношению к которой определяется инерциальность движения, занимает определенное мес­то не только в механической картине мира, но и в самой теории меха­ники.) Итак, объективность и абсолютность — вот основные характе­ристики пространства и времени по Ньютону.


Критиковались ли каким-то образом эти взгляды? Да, Беркли в ХVII в., а Мах в конце XIX в. отрицали абсолютность пространства и времени. Правда, делали они это на основе субъективного идеализ­ма. Полагая, что пространство и время — понятия, фиксирующие лишь порядок наших ощущений, они абсолютизировали перцептуальное пространство, т. е. считали пространство и время субъективными, а потому и относительными. Субъективистские взгляды на простран­ство и время вполне могут сочетаться с представлением об их абсолют­ности. Такова концепция Канта: пространство и время как априорные формы созерцания и субъективны (не принадлежат миру вещей в себе), и абсолютны (являются единственно возможными для всех субъектов).

Диалектический материализм, рассматривая пространство и вре­мя как объективные формы бытия, считает их также относительными, т. е. зависящими от материи и связанными друг с другом. Дальнейшее развитие естествознания подтвердило правильность этих положений. Так, специальная теория относительности обнаружила глубинную связь между пространством и временем, оказавшимися проекциями в опре­деленной системе отсчета единого четырехмерного континуума про­странства-времени. Общая же теория относительности показала зави­симость пространства и времени от материи (в частности, кривизна пространства-времени зависит от тяготеющих масс вещества и поля).

Проблема бесконечности пространства и времени, которая в XIX в. рассматривалась в количественном, метрическом аспекте, в настоящее время требует качественного подхода, настоящей диалектики конеч­ного и бесконечного.

Пространство и время имеют разнообразные свойства, которые условно можно разделить на философские и физические. К философ­ским свойствам относятся:

1. Объективность пространства и времени. Следует подчеркнуть, что объективность означает независимость пространства и времени от сознания, но не от материи. Вне материальных объектов и процессов пространство и время не существуют.

2. Всеобщность пространства и времени. Это свойство означает, что никакой материальный объект не может существовать иначе, как в про­странстве и времени, ибо он всегда имеет какую-либо внутреннюю структуру и всегда подвержен изменениям.

3. Единство прерывности и непрерывности, так как любой предмет, явление конечны, ограничены в пространстве и времени, но в целом про­странственно-временные отношения охватывают все. Материя, например, существует в виде вещества и поля, но везде это пространство и время.


К «физическим» свойствам пространства и времени относятся трехмерность пространства и одномерность времени, обратимость пространства и необратимость времени, однородность и изотропность пространства и однородность времени. Изучая физические особеннос­ти пространства и времени, следует помнить, что они являются фунда­ментальным результатом всей человеческой практики, а не представ­ляют собой следствие каких-либо логических построений и не выво­дятся из общих законов.

Знания о мире имеют конкретно-историческое содержание, а их глубина обусловливается общественно-практическими потребностями. Онтология — отдельная область философского знания о сущности бы­тия мира — дает общее понимание фундаментальных свойств, форм и способов существования Вселенной в диалектическом единстве с его духовным постижением. Фундаментальность онтологии опре­деляется постоянным обогащением содержания категорий: бытие, ма­терия, пространство, время, движение, материальное, идеальное, со­знание и дух.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...