Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание. 2.1 Обоснование актуальности.




МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР «СЕМЬЯ» ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БАКАЛИНСКОМ РАЙОНЕ

 

 

Согласовано:                                                           «Утверждаю»

 заместитель директора                                           Директор ГБУ РБ

____________ Залютдинова Г. Г.                            Западный МЦ «Семья»

« »_____________ 20____г.                                  ________Р. Н. Ахметзянова                                                                                                               

                                                                                  « »___________ 20____г.      

 

 

Программа:

«Воссоединение - Счастливая семья»

 

 

Автор составитель:

педагог- психологАлчинова А. В.

Руководитель:

Фролова А. Ф. Заведующий ОСПДП в Бакалинском районе

 

Бакалы 2021 год

Содержание


1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

2. 1. Обоснования актуальности

2. 2. Целевая группа

2. 3. Цель программы

2. 4. Задачи программы

2. 5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы оценки

3. Механизм реализации программы

3. 1. Этапы и сроки реализации программы

3. 2. Формы и методы работы

3. 3. Ресурсы

3. 4. Направления деятельности и их содержание

3. 5. План мероприятий

3. 6. Контроль и управление (координация) программой

Список литературы

Приложения

 

 

1. Паспорт программы

Наименование программы «Воссоединение- счастливая семья ».
Автор программы Педагог- психолог Алчинова А. В.
Территория реализации программы РБ. Бакалинский район, с. Бакалы, ул. Гагарина 30
Учреждение, реализующее программу Отделение социальный приют для детей и подростков в Бакалинском районе
Руководитель программы Алчинова А. В. - педагог- психолог
Актуальность программы Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для общественности. Самой важной причиной социального сиротства детей является социальное неблагополучие семьи и, как следствие, лишение родительских прав или ограничение их в родительских правах. В связи с этим, в отделении социальный приют для детей и подростков Бакалинском районе организована реализация программы по профилактике социального сиротства «Профилактика семейного неблагополучия». Наши занятия помогут взрослым членам семьи поверить в свои силы, вернуть взаимопонимание между всеми членами семьи, пробудят в матерях и отцах их родительский инстинкт.
Целевая группа -социально-неблагополучные семьи и их несовершеннолетние дети;
Цель группы повышение мотивации родителей на изменение собственной жизненной ситуации с целью сохранения ребенка в кровной семье или возвращение ребенка в кровную семью из детских приютов.
Задачи программы 1. Выявление семей, попавших в трудную жизненную ситуацию на ранних стадиях социального неблагополучия. 2. Оказание социально-психологической помощи семьям, выявленных на ранних стадиях социального неблагополучия. 3. Формирование у детей нравственные отношения к семейным традициям.
Ожидаемые результаты 1. Снижение количества неблагополучных семей. 2. Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка. 3. Нормализация детско-родительских отношений и создание положительных условий для воспитания ребенка в кровной семье. 4. Возврат ребенка в кровную семью.
Целевые индикаторы -Совершенствование системы совместной деятельности приюта и семьи по сопровождению неблагополучных семей. -Улучшение микроклимата в семье. -Доля каждой семье предоставление консультативной помощи в воспитании и развитии детей. -Удовлетворенность детей и их родителей в качестве и своевременности получения социально - психологического сопровождения. -Доля детей возвращенных в семьи.
Этапы и сроки реализации 1. Подготовительный этап: -Подбор методической литературы; -Входной мониторинг; -Разработка мероприятий по программе; -Подготовка справочно-информационных материалов по вопросам, связанных с сопровождением родителей и их детей. 2. Организационно- диагностический. -Установление партнерских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. -Изучение характера проблемы (причины) семейного неблагополучия. -Реклама бесплатной поддержки родителей по телефону доверия для родителей 8-800-347-5000 и детского телефона доверия8-800-2000-122. 3. Формирующий этап. -Создание эмоционально-благополучной атмосферы в семье -Формирование интереса к семье -Пропаганда семейных ценностей 4. Обобщающий этап -Итоговый мониторинг; -Выставка творческих работ детей. Сроки реализации: 2021 г.
Формы и методы работы - Формы работы: - тренинг - занятие - собеседование - практикум - лекция - ролевая игра Методы: - индивидуальное и групповое консультирование - дискуссия - анкетирование - тестирование - беседа - объяснение Технологии: - игровая, творческая терапия - технология социально-психологической диагностики семьи - технология социального патронажа - технология психологическогоконсультирования - технология социально-психологической реабилитации.   Работа с семьей по оказанию в выборе правильных методов воспитания: - диагностика семьи (социологическое исследование се­мьи, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, тесты, патронаж семей); -наблюдение за социально- личностными отношениями детей в группе. Индивидуальная работа с родителями: - беседы, анкеты, консультации. Формы и методы коллективной работы: - семинар-практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы, конкурсы, праздники, круглый стол, родительские собрания, конференции, семейные клубы, мозговой штурм. Также в работе с неблагополучными семьями использованы такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые  надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет? », «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему? », «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему? », «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье? ».
Ресурсы Материально – технические ресурсы: -компьютер,   -фотоаппарат   -принтер, -монитор, -мультимедийный аппарат, -канцелярские товары. Методический инструментарий: - анкеты, опросники, тесты и диагностический материал для детей и родителей из неблагополучных семей; - тренинги - разработки памяток, рекомендаций по работе с неблагополучными семьями. Исследовательский инструментарий: - интернет ресурсы;  -мультимедийной оборудование;   - материалы библиотек.
Направления и их содержание · Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей. · Включение родителей в педагогическую деятельность по самообразованию и самопознанию. · Профилактика ПАВ; индивидуальное обсуждение семейных проблем и их решение. Приоритетными  направлениями работы в рамках данного проекта по сопровождению кровных семей является: 1. Краткосрочное кризисное консультирование семьи, направленное на профилактику кризисных ситуаций и оказание экстренной психологической помощи в преодолении острой кризисной ситуации, включающее в себя: -работу с индивидуальным случаем; - налаживание детско-родительских отношений; -адресную помощь в нахождении эффективных подходов для преодоления существующих проблем; - мотивирование на лечение от алкогольной зависимости. Разработаны и применяются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга для родителей и детей, с целью повышения родительской компетентности. Работа ведется по следующим направлениям: 1. Социально-правовые вопросы из цикла: Беседа «Права и обязанности родителей», практикум «Проблемы воспитания»; «Быть родителем»; Тренинг: «Моя жизнь»; «Ребенок и закон». 2. Содействие взрослым членам семьи в трудоустройстве, лечении от алкогольной зависимости, восстановлении в родительских правах. 3. Семейные конкурсы: Круглый стол «Семейные традиции»; конкурс: «Моя родословная»; групповая творческая работа «Мой дом». 4. Составление творческих сочинений на тему: «Моя семья»; родительское сочинение; фотовыставка семейных фотографий; выставка детских рисунков: «Моя семья»; «Моя мама- самая лучшая»; «Мой папа – защитник». 5. Сюжетно- ролевые игры: «Семья»; «Магазин»; «Парикмахерская»; «Больница». -Театральные постановки: «Три медведя». 6. Функционированиесайта в контакте: «Социальный приют в Бакалинском районе» и в инстограмм, где родители могут заходить и просматривать занятия и фотографии детей. 7. Семейные встречи с родителями на природе; сетевые встречи с родителями; встреча с родителями: «Теплый дом». 8. Культурно – развлекательные мероприятия для семей и детей, посвященные памятным и праздничным датам: Утренники и развлечения: 8 марта, 23 февраля, День матери. 9. Профилактика ПАВ: «Вредные привычки»; «Алкоголь в семье». 10. «Мир детский и мир взрослый»; «Как создать гармонию отношений в семье»(в основе лежит поиск во взаимопонимании, налаживание конструктивного взаимодействия с детьми; осознание разницы между миром ребенка и миром взрослого). 11. «Чувства родителей и детей» (целью является научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми). «Поощрение хорошего поведения» (целью является научить родителей пользоваться поощрениями и похвалой). 12. «Индивидуальное психологическое консультирование несовершеннолетних, родителей, семьи в целом по проблемам психологического характера. 13 Экстренная психологическая помощь семье, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. 14. Организация летнего отдыха и оздоровления детей. 15. Оформление и обновление информационного стенда «Психолого – педагогическая страничка» для родителей и детей. 2. В зависимости от цели проводимого занятия, к нему прилагается: ИКТ, наглядно-информационный материал в виде практических рекомендаций, буклетов и памяток для родителей. Так же в приюте проводятся информационные встречи с родителями и детьми, находящимися в социально-опасном положении. На данном этапе обязательным является совместная деятельность родителей и их детей, где родители видят успехи своих детей: посещение занятий, кружков, мастер-классов. Т. о. создается ситуация успешности для всех членов семьи, дети перестают быть источником социальных неприятностей для родителей. Для детишек педагогами дополнительного образования проводятся занятия по программе «Мастерская гнома», «Радуга творчества», где они изготавливают памятные подделки, аппликации для родителей. Педагог- психолог проводит с воспитанниками тренинги по формированию навыков эффективной коммуникации, коррекционные занятия по формированию уверенного поведения, на снижение тревожности и агрессии по программе: «Лестница эмоций». Малыши занимаются по инновационным методам работы: сказкотерапия, арт- терапия», программа: «Песочная терапия»для гармонизации психоэмоционального состояния. 4. Организация семейного досуга в виде экскурсий, посещений детских развлекательных мероприятий, которые играют немаловажную роль в зарождении семейных традиций и способствуют формированию семейных ценностей. 5. Привлечение благотворительной помощи для улучшения положения детей, находящихся в социально-опасном положении, в т. ч. проведение благотворительных акций.
Мероприятия программы 1. Выявление неблагополучной семьи  и составление индивидуальной программы реабилитации. 2. Изучение характера проблемы (причины) семейного неблагополучия; 3. Разработка и утверждение программы индивидуального психологического сопровождения; 4. Сопровождение семьи в соответствии с утвержденной индивидуальной программой. 5. Участие в благотворительной акции «Неделя добрых дел». 6. Вовлечение детей из неблагополучных семей в кружки по интересам: - Песочная терапия -Арт- терапия -Сказкотерапия -Лестница эмоций. 7. Педагогические наблюдения за каждым воспитанником в условиях приюта. 8. Проведение ролевых игр с детьми: ситуации жизненных проблем. 9. Информационно-просветительская работа профилактического характера среди воспитанников. 10. Проведение психологических тренингов, консультаций, игр, занятий для родителей и воспитанников приюта. 11. Проведение анкетирования, диагностик и проективных методик. 12. Организация стратегии развития в летний оздоровительный период для детей из неблагополучных семей. 13. Индивидуальные беседы с родителями. 14. Рекомендации по преодолению сложных жизненных ситуаций. 15. Консультации по предотвращению возникающих проблем и формирование педагогической культуры родителей. 16. Консультации на мотивирование лечения от алкогольной зависимости родителей. 17. Родительские собрания 18. Организация фотовыставки работ и достижений воспитанников. 19. Оформление стенда по проблемам неблагополучных семей. 20. Информационное обеспечение по проблемам неблагополучных семей: раздача буклетов и памяток 21. Организация семейного досуга в виде экскурсий, посещений детских развлекательных мероприятий. 22. Привлечение благотворительной помощи, акций для улучшения положения детей, находящихся в социально-опасном положении. 23. Экстренное психологическое консультирование детейи родителей из неблагополучной семьи через «Телефон доверия». 24. Итоговый мониторинг. 25 Итоговая встреча с семьями: консилиум по возврату детей домой в связи с улучшением обстановки в семье. 26. Поощрение родителей, которые прогрессивно двигаются к улучшению сложившейся ситуации. 27. Поддержка семьи в изменении ситуации в семье.

2. Пояснительная записка.

Наибольшей ценностью в жизни человека является семья, семейные отношения. Она занимает одно из самых основных жизненных пространств в жизнедеятельности человека. К сожалению не всеми людьми осознается ценность семьи в реальной жизни. Роль семьи в обществе нельзя сравнить ни с какими другими социальными учреждениями, потому что именно в ней закладываются основы личности ребенка, усвоение им социальных правил, социальных ролей и основ взаимодействия с другими членами общества. Все это закладывается в семье, но человек пользуется ими на протяжении все жизни.

2. 1 Обоснование актуальности.

Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для общественности. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Эти проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики семейного неблагополучия. Поэтому для решения обострившихся вопросов необходимо разработать оптимальную систему работы, которая бы позволила семье успешно справлялась с воспитанием детей. Родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Самой важной причиной социального сиротства детей является социальное неблагополучие семьи и, как следствие, лишение родительских прав или ограничение их в родительских правах. В связи с этим, в отделении социальный приют для детей и подростков Бакалинском районе организована реализация программы по профилактике социального сиротства «Профилактика семейного неблагополучия». Для данных семей на базе нашего приюта проводятся индивидуальные и групповые мероприятия, которые помогут родителям и их детям обрести уверенность в себе, поверить в то, что любые проблемы, если только захотеть, можно решить, и что не одна проблема не стоит того, чтобы из-за нее родители забыли свои родительские обязанности и наплевали на судьбу самого дорогого существа – своего ребенка. Наши занятия помогут взрослым членам семьи поверить в свои силы, вернуть взаимопонимание между всеми членами семьи, пробудят в матерях и отцах их родительский инстинкт. Для этого для семей будут проводиться индивидуальные консультативные беседы, специальные социально - психологические тренинги, совместные семейные праздники, походы выходного дня.

 При составлении программы сопровождения проблемных и неблагополучных семей пользовалась нормативно-правовыми документами: Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; распознавались, диагностировались, и разрешались конфликты, проблемы, трудные жизненные ситуации, затрагивающие интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.

2. 2 Целевая группа:

Социально-неблагополучные семьи и их несовершеннолетние дети;

Вид: информационно- ориентированный.

2. 3 Цель программы:

Повышение мотивации родителей на изменение собственной жизненной ситуации с целью сохранения ребенка в кровной семье или возвращение ребенка в кровную семью из детских приютов.

2. 4 Задачи программы:

1. Выявление семей, попавших в трудную жизненную ситуацию на ранних стадиях социального неблагополучия.

2. Оказание социально-психологической помощи семьям, выявленных на ранних стадиях социального неблагополучия.

3. Формирование у детей нравственные отношения к семейным традициям.

2. 5 Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки:

1. Снижение количества неблагополучных семей.

2. Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка.

3. Нормализация детско-родительских отношений и создание положительных условий для воспитания ребенка в кровной семье.

4. Возврат ребенка в кровную семью.

 

№ п/п

Ожидаемые результаты

 

Целевые индикаторы

Методы оценки

 

До реализации программы После реализации программы
1.     Снижение количества неблагополучных семей.   -Входной мониторинг. -Разработка мероприятий по программе; Объективное видение сущности проблем, готовность членов семьи к мобилизации собственного потенциала для разрешения возникших трудностей -Подготовка справочно-информационных материалов по вопросам, связанных с сопровождением родителей и их детей. Уменьшение количества семей, детей, находящихся в социально опасном положении. Уменьшение количества семей, в которых родители ограничены и лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Определение группы родителей, родственников для сотрудничества. По результатам диагностики, наблюдений произошли положительные изменения в семье. Цель реализована.
2.     Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка. Создать благоприятную обстановку вокруг детей и их родителей из неблагополучной семьи. Сопровождать и помогать родителям и детям справляться со своими страхами, тревогами и опасениями. -трудоустройство родителей, лечение от алкогольной зависимости, выполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей надлежащим образом: родители посещают детей в приюте, интересуются ими. Улучшилась обстановка в семье. Патронаж. Наблюдение. Улучшение и стабилизация ситуации в семьях. Цель достигнута.
3.     У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. Провести мероприятия на повышение уровня педагогической культуры родителей. Предоставление консультативной помощи в воспитании и развитии детей.   Родители стали более ответственными за обучение и воспитание детей, улучшились условия жизни ребенка в семье. Дома сделали ремонт. Посещают родительские собрания. После проведенных мероприятий: тренингов, родительских собраний, консультаций родители стали более ответственными. Цель реализована.
4.     Снизится уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом. Оказать своевременную психологическую помощь семье и ребенку. Положительная динамика в работе с семьей и детьми. Удовлетворенность детей и их родителей в качестве и своевременности получения социально- психологического сопровождения. Данные проведенного обследования, диагностик семьи, детей. Эмоциональное состояние стабильное. Преодоление негативных качеств личности. Количество обслуженных граждан, количество оказанных услуг Цель выполнима.
Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями. Развивать у родителей готовность к эффективному семейному воспитанию и обучению детей через специально организованное общение, направленное на само проектирование (самоопределение, самовыражение и самореализацию) своей личности в семье и обществе. -Нарушение чувства привязанности в семье. -Необходимо помочь преодолеть «трудные» зоны в детско-родительских отношениях. Преобладающий стиль общения – доброжелательный, стиль отношений – забота друг о друге. Родители посещают детей в приюте, мирно общаются. Сформированы у родителей чувство привязанности к детям Данные теста детско – родительских отношений. Установились доверительные детско- родительские отношения. Необходимая помощь оказана своевременно, в полном объеме, что повлияло на улучшение ситуации в семье. Цель достигнута.
  6. Возврат детей в кровные семьи. -Мотивирование на лечение от алкогольной зависимости. - Оказание психологической поддержки -работа с детско-родительской парой на гармонизацию отношений и отработку психологических травм во взаимоотношениях ребенок- родитель.  Родители закодировались. Проведен консилиум по возврату ребенка в семью. Организованная занятость семей и детей; потребность у членов семьи в здоровом образе жизни.     Стойкая готовность родителей к восстановлению семьи: регулярные посещения ребёнка, совместное времяпрепровождение. Восстановление и гармонизация семейных отношений. Соответствие полученных результатов ожидаемым. Мониторинг эффективности реабилитационных мероприятий с семьей и детьми
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...