Анкетирование родителей «Семейное воспитание»
Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор Хоменко И. А. – модификация Ворониной О. И. ) Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании. Методикапроведения. Психолог предлагает родителям ответить на следующие вопросы: 1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными? да нет не вполне 2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании? а) СМИ; б) специальные книги по педагогике; в) беседы с друзьями и знакомыми; г) беседы с педагогами 3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте? а) непослушание детей; б) нарушение поведения детьми; в) отсутствие времени у родителей; г) влияние СМИ. 4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком? 5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите) 6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро? а) педагога-психолога; б) воспитателя; в) администрации приюта; г) врача. 7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему? а) семья; б) семья и воспитатель; в) воспитатель. 8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка? а) занятия; б) семинары; в) родительские собрания; г) наглядный материал; д) литературу; е) устную консультацию. Полученные результаты данной методики позволяет психологу, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников. Беседа для родителей «Наша семья и ребенок» Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.
Методикапроведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Как вы отмечаете семейные праздники? 2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств? 3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок? 4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми? 5. Какие дела Вы можете ему доверить? 6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком? 7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются? 8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры? 9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи? 10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры. 11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию? 12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы? 13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх). 14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты? 15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям? В результате имеющихся данных психолог получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания. В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.
На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений. На этом этапе психолог может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А. И. ), «Родительское сочинение» (автор Столин В. В., адаптация Тащиевой А. И. ), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».
Родительское сочинение (автор — В. В. Столин, адаптация — А. И. Тащевой) Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения. Методика проведения. Психолог предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка». Инструкция «Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается». Анализ результатов. Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты: 1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д. 2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент. 4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.
Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение. Индикаторы названных категорий в тексте: Симпатия — любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком; — употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек; — смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка. Антипатия — негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт; — неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка; — раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам; — негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам; — неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр. Уважение — высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка; — указание в личности ребенка социально одобряемых черт; — отношение к ребенку как к равному. Неуважение — отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив; — отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним; — указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр. ); — указание на социально неодобряемые черты ребенка. Близость — ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т. д. ); — хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр. );
— употребление прямой речи; — беспокойство за настоящее и будущее ребенка; — оправдание ребенка, скрывание его недостатков; — взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых. Отдаленность — отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей; — взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»; — описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми; — противопоставление «он» — «мы»; — формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка; — постоянное неупотребление имени ребенка. Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье. Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника. Наряду с традиционными методами изучения особенностей семейного воспитания (наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и детьми) в ходе предварительной диагностики целесообразно использовать и сравнительно новые методы, некоторые из которых вошли в педагогическую практику из психологии и психотерапии. Это анализ детских рисунков на тему «Моя семья», Проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал» (модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г. Т. «Рисунок семьи»), диагностические игры «Семья» (автор - Т. И. Пухова, модификация В. И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|