Раздел 3. Экономический анализ. Контрольные вопросы. 1. Научные основы экономического анализа. Содержание, задачи и классификация видов экономического анализа.
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Раздел 3 Экономический анализ Контрольные вопросы 1. Научные основы экономического анализа. Содержание, задачи и классификация видов экономического анализа. Э. А - изучает экономические процессы происходящие в деятельности предприятия. Э. А. - имеет центральную роль в управленческой системе предприятия. Планирование-> Учет-> Анализ-> Принятие решений-> Контроль Предмет Э. А. - изучение причино-следственных связей, деятельности организации или предприятия. Объекты экономического анализа - экономические показатели деятельности предприятия. Содержание Э. А.: -определние конкретной задачи анализа, - правильное определение факторов, воздействующих на хозяйственную деятельность, - обобщение результатов, т. е. формирование выводов и предложений. Задачи Э. А.: 1. Обоснование бизнес-планов и нормативов; 2. Оценка эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых); 3. Выявление резервов повышения работы предприятия; 4. Подготовка аналитической записки для выбора управления решения. Классификация видов Э. А.: I) По содержанию процесса управления а) оперативный; б) текущий Э. А.; в) перспективный II) По объектам управления а) техникоэкономический анализ - изучение технических процессов во взаимосвязи с экономическими процессами и определение их влияния на результаты хоз. деят-ти.; б) финансово-экономический анализ - анализ финансового состояния предприятия; в) функционально-стоимостной анализ - проводится до ведрения производства определенного вида продукции для минимизации затрат; г) маркетинговый анализ - применяется для изучения внешней среды, конкурентоспособности продукции, определение спроса и предложения, и т. д.
III) По уровню объектов управления: а) внутрихозяйственный анализ - выявление резервов улучшения дея-ти каждого отдельного подразделения предприятия; б) Отраслевой анализ - проводится на ур-не отрасли в целом; в) региональный анализ; г) народохоз. анализ - общий анализ состояния экономики страны IV) По методам изучения хоз. процессов: а) сравнительный; б) выборочный; в) сплошной экономический анализ; г) факторный экономический анализ - изучает влияние факторов на результативный показатель; д) моржинальный Э. А. -изучение причиноследственных связей между факторами V) По объектам анализа: а) внешний - изучение деят-ти внешними пользователями; б) внутренний Э. А. - производится сотрудниками предприятия.
2. Организация и информационное обеспечение экономического анализа
---------------------------------- На крупных промышленных предприятиях деятельность всех экономических служб возглавляется главным экономистом -- заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе по экономическому анализу. В его подчинении находятся различные экономические службы и отделы (лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, финансовый и др. ). В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На средних и малых предприятиях аналитическую работу возглавляет начальник планового отдела или главный бухгалтер. Внутренние пользователи, проводя анализ или контролируя его проведение, могут (в меру своей компетентности, разумеется) получать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников (прежде всего из бухгалтерской отчетности) и строить свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.
Первыми среди внутренних пользователей аналитической информации следует назвать руководство хозяйствующего субъекта. Для них анализ является необходимой основой для принятия управленческих решений. К внутренним пользователям можно отнести и владельцев контрольных пакетов прав собственности на предприятиях (акций, паев, долей и т. п. в зависимости от формы собственности). На мелких предприятиях зачастую сами владельцы осуществляют и оперативное управление, являясь, таким образом, не только собственниками, но и руководителями своих предприятий. В крупных же акционерных обществах владельцы больших пакетов контролируют состав совета директоров и, следовательно, через управляющих тоже могут иметь доступ к максимальному объему информации, касающейся существующего положения и перспектив предприятия. Все внешние аналитики и пользователи информации, полученной в результате анализа, преследуют весьма различные цели. Так, кредиторы (банки и финансовые организации) и контрагенты (поставщики, покупатели, подрядчики, партнеры по совместной деятельности), проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, хотят в первую очередь знать, можно ли с ним иметь дело, каковы его положение на рынке и перспективы дальнейшей деятельности, не грозит ли ему банкротство. Государственные контролирующие органы (налоговые, таможенные, статистические) проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий для проверки выполнения ими требований законодательства в областях, относящихся к их компетенции. Специалисты по слияниям и поглощениям анализируют главным образом перспективы предприятий с точки зрения возможности и целесообразности осуществить их реорганизацию, т. е. преследуют свои собственные интересы, иногда (в случае враждебных поглощений) противоположные интересам владельцев, руководства и персонала поглощаемой компании. Полный доступ к важной информации специалисты по слияниям и поглощениям имеют только в случае дружественных поглощений, но в любом случае эта группа аналитиков изучает перспективы предприятия весьма тщательно.
К внешним пользователям можно отнести и мелких собственников предприятий (владельцев мелких пакетов прав). Согласно российскому Закону об акционерных обществах акционер имеет право получать информацию о деятельности общества, однако на деле речь идет лишь о доступе к официальной бухгалтерской отчетности, которую они могут анализировать сами, чтобы составить некоторое представление о положении дел на предприятии. Поэтому с точки зрения доступности информационных потоков мелкие акционеры считаются внешними. Схожая ситуация у потенциальных инвесторов, даже у тех, кто намерен приобрести крупный пакет прав. Не будучи пока акционерами, они, как правило, не имеют доступа к иной информации, нежели официальная бухгалтерская отчетность. В отдельные категории и среди внешних, и среди внутренних пользователей и аналитиков можно выделить тех, кто использует приемы и методы анализа в ходе своей профессиональной деятельности, для выполнения иных, нежели аналитические, целей: это бухгалтеры и аудиторы -внешние и внутренние. Выполнение некоторых аналитических процедур входит в круг их каждодневных профессиональных обязанностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|