Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и основные




мационная программа, управляющая че-

Характеристики

ловеческой деятельностью. Его каче-

Сознания

ственная специфика определяется пере­ходом человека к новой — социальной — форме существования. Однако те требования, которые предъявила к информационному отражению социальная форма движения материи, не могли быть реализованы без соответствующих биологических предпосылок (схема 16).


Основными биологическими предпосылками перехода к сознанию как высшей форме отражения являются уникальный человеческий мозг в сочетании с прямохождением и особое устройство гортани, пригод­ной для членораздельной речи. Человеческий мозг обладает далеко не исчерпанными возможностями переработки информации. В его состав входит более 14 млн. клеток, а каждая клетка имеет порядка 8 тыс. кон­тактов с другими клетками, к тому же для «записи» и переработки ин­формации служат молекулярные перестройки внутри клеток мозга. То, что именно мозг служит органом мысли, доказывается связью между органическими повреждениями мозга и нарушением сознания и пове­дения. Например, при нарушениях в лобной доле левого полушария головного мозга (центр Брока) возникает агнозия: восприятие предме­та не нарушено, но человек не понимает, что он видит, не может пра­вильно истолковать воспринятое.

Схема 16. Происхождение сознания


                               
       
       
           
 
             
 
 
 


Телесная организа­ция (прямохожде-ние, развитие перед­них конечностей)


Биологические предпосылки


Социальные основы

труд, трудовой процесс


 


Головной мозг, развитая нервная система


Первая сиг­нальная сис­тема высших животных


Стадная форма обитания чело­векообразных обезьян


речь

общение


Прямохождение и свободные руки обеспечили человеку приток ак­тивной информации, которую он стал получать в процессе труда, пре­образовательной деятельности.

Непосредственным поводом, порождающим сознание как высшую форму информационного отражения, является общественно-трудовая деятельность человека. Сознание есть программа, которая способна управлять созданием и использованием средств труда и общения и которая сама создается в процессе общественно-трудовой деятельнос­ти человека. Труд и общение производят человеческое сознание для того, чтобы оно управляло трудом и общением. Этим и задается спи­раль человеческого развития.

Следовательно, специфическими чертами человеческого сознания выступают следующие (схема 17):

1. Сознание — это универсальное и объективное отражение. «Орел видит значительно дальше, чем человек,— пишет Ф. Энгельс,— но че-


ловеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей».

2. Сознание носит целеполагающий и творческий характер. «Созна­ние человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Универсальность и объективное отражение действительности нужно человеку в конечном счете для того, чтобы на его основе создавать про­екты его преобразования. В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении че­ловека, т. е. идеально.

Схема 17.

С О З Н А Н И Е


СВОЙСТВО ВЫСОКО­ОРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ

РЕГУЛЯТОР ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ВЫСШАЯ ФОРМА

ОТРАЖЕНИЯ

идеальный образ материального мира


 

ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


3. Ценностная основа или мотивационная сфера сознания имеет социальную (социокультурную) природу. Человек отражает и творит мир ради удовлетворения своих потребностей.

4. Сознание неразрывно связано с языком или, употребляя термин И.П. Павлова, второй сигнальной системой. Язык есть непосредствен­ная действительность мысли. В самом деле, чтобы людям понять друг друга в труде и общении, чтобы освоить опыт предшествующих поко­лений, их знания должны быть выражены в общезначимой форме. Бла­годаря хранению и передаче знаний с помощью языка каждое новое


поколение в принципе опирается на весь предшествующий совокуп­ный опыт человечества. Без языка, стало быть, невозможны ни овладе­ние «социальной наследственностью», ни координация совместных усилий.

5. Сознание способно самое себя делать своим предметом, т. е. об­ладает свойством самосознания, или рефлексии. Сознательность чело­века заключается не просто в том, что он поступает правильно (он мо­жет это делать механически), но и в понимании оснований своих по­ступков. Чем развитее сознание, тем активнее самосознание.

Итак, сознание — это высшая форма информационного отражения, являющаяся функцией мозга и продуктом общественно-трудовой дея­тельности, способная управлять этой деятельностью и обладающая та­кими свойствами, как универсальность и объективность отражения, целеполагающий и творческий характер, социокультурная природа ценностного основания, неразрывная связь с языком, наличие самосо­знания (схема 18).

 

 

 

 

  Схема 18. Функции сознания  
  ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩАЯ  
// ^   л
КОНСТРУКТИВНО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ   ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
  \\
  / ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ \  
РЕГУЛЯТИВНАЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ)   ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
   
    У  
  АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ  
             

Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических симво­лов, образов художественных произведений может быть передано дру­гим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культу­ры. По мнению лингвистов, в частности Эмиля Бенвениста, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее


реализации. Люди постигают мысль, уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Сознательное — это со­бытие, обработанное языковой системой мозга.

Язык человека качественно отличается от «языка» животных (же­стов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных — это замкнутая система, строго огра­ниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека — саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свой­ства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность че­ловеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.

Сущность языка выражается в основных его функциях: номинатив­ной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (уча­стие в процессе познания); информативной (способность хранить и передавать информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).

Язык такой же необходимый искусственный посредник в отноше­нии человека к миру, как и орудие его преобразования — техника. Ро­дившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посред­никами — орудием труда и языком,— не становится человеком в полном смысле этого слова. В тоже время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено.

Коммуникативное происхождение сознания обусловливает способ­ность мысленного диалога с самим собой, т. е. ведет к появлению само­сознания (рефлексии).

Самосознание — это особый уровень сознания, на котором осуществ­ляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком само­го себя, своего «Я» в окружающем мире. Это способность человека по­смотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе.

Оно возникает под влиянием определенных общественных усло­вий, которые всегда жестко требовали от людей умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Регулируя свои действия, предусматривая их результаты, само­сознающий человек берет на себя ответственность за них.

Проблема сознания и языка с появлением компьютерных техноло­гий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллек­та. Мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарно­го мышления. У животных есть память, им свойственны зачатки


анализа, синтеза и других мыслительных операций, осуществляемых на уровне предметных образов, а не понятий. У человека же сознание связано с абстрактным понятийным мышлением. В отличие от челове­ка и животных, «думающая» машина, обладающая так называемым ис­кусственным интеллектом, оперирует не образами, а знаками. Здесь мо­жет осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся компьютеры). Однако это «научение» осо­бого рода. То, что компьютер, скажем, способен доказывать математи­ческие теоремы, еще не означает его умения также играть в шахматы или решать научные проблемы, как человек.

Проблема искусственного интеллекта имеет многовековую исто­рию. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:

1) воспроизводство творческих способностей человека;

2) применение диалоговых форм «общения» человека с компьютер­ными системами (например, с целью перевода формализованных тек­стов на естественные языки);

3) создание робототехники, важнейшим элементом которой явля­ется искусственный интеллект.

Человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техни­ка все активнее начинает выступать партнером человека в его жизне­деятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусствен­ным», усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего раз­вития человечества.

Творчество — это всевозрастающий

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...