Сущность и основные
мационная программа, управляющая че- Характеристики ловеческой деятельностью. Его каче- Сознания ственная специфика определяется переходом человека к новой — социальной — форме существования. Однако те требования, которые предъявила к информационному отражению социальная форма движения материи, не могли быть реализованы без соответствующих биологических предпосылок (схема 16). Основными биологическими предпосылками перехода к сознанию как высшей форме отражения являются уникальный человеческий мозг в сочетании с прямохождением и особое устройство гортани, пригодной для членораздельной речи. Человеческий мозг обладает далеко не исчерпанными возможностями переработки информации. В его состав входит более 14 млн. клеток, а каждая клетка имеет порядка 8 тыс. контактов с другими клетками, к тому же для «записи» и переработки информации служат молекулярные перестройки внутри клеток мозга. То, что именно мозг служит органом мысли, доказывается связью между органическими повреждениями мозга и нарушением сознания и поведения. Например, при нарушениях в лобной доле левого полушария головного мозга (центр Брока) возникает агнозия: восприятие предмета не нарушено, но человек не понимает, что он видит, не может правильно истолковать воспринятое. Схема 16. Происхождение сознания Телесная организация (прямохожде-ние, развитие передних конечностей) Биологические предпосылки Социальные основы труд, трудовой процесс
Головной мозг, развитая нервная система Первая сигнальная система высших животных Стадная форма обитания человекообразных обезьян речь общение Прямохождение и свободные руки обеспечили человеку приток активной информации, которую он стал получать в процессе труда, преобразовательной деятельности. Непосредственным поводом, порождающим сознание как высшую форму информационного отражения, является общественно-трудовая деятельность человека. Сознание есть программа, которая способна управлять созданием и использованием средств труда и общения и которая сама создается в процессе общественно-трудовой деятельности человека. Труд и общение производят человеческое сознание для того, чтобы оно управляло трудом и общением. Этим и задается спираль человеческого развития. Следовательно, специфическими чертами человеческого сознания выступают следующие (схема 17): 1. Сознание — это универсальное и объективное отражение. «Орел видит значительно дальше, чем человек,— пишет Ф. Энгельс,— но че- ловеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей». 2. Сознание носит целеполагающий и творческий характер. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Универсальность и объективное отражение действительности нужно человеку в конечном счете для того, чтобы на его основе создавать проекты его преобразования. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Схема 17. С О З Н А Н И Е
ВЫСШАЯ ФОРМА
ОТРАЖЕНИЯ идеальный образ материального мира
ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 3. Ценностная основа или мотивационная сфера сознания имеет социальную (социокультурную) природу. Человек отражает и творит мир ради удовлетворения своих потребностей. 4. Сознание неразрывно связано с языком или, употребляя термин И.П. Павлова, второй сигнальной системой. Язык есть непосредственная действительность мысли. В самом деле, чтобы людям понять друг друга в труде и общении, чтобы освоить опыт предшествующих поколений, их знания должны быть выражены в общезначимой форме. Благодаря хранению и передаче знаний с помощью языка каждое новое поколение в принципе опирается на весь предшествующий совокупный опыт человечества. Без языка, стало быть, невозможны ни овладение «социальной наследственностью», ни координация совместных усилий. 5. Сознание способно самое себя делать своим предметом, т. е. обладает свойством самосознания, или рефлексии. Сознательность человека заключается не просто в том, что он поступает правильно (он может это делать механически), но и в понимании оснований своих поступков. Чем развитее сознание, тем активнее самосознание. Итак, сознание — это высшая форма информационного отражения, являющаяся функцией мозга и продуктом общественно-трудовой деятельности, способная управлять этой деятельностью и обладающая такими свойствами, как универсальность и объективность отражения, целеполагающий и творческий характер, социокультурная природа ценностного основания, неразрывная связь с языком, наличие самосознания (схема 18).
Нередко сознание определяют как знание человека об окружающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математических символов, образов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. По мнению лингвистов, в частности Эмиля Бенвениста, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее
реализации. Люди постигают мысль, уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику. Сознательное — это событие, обработанное языковой системой мозга. Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. «Язык» животных — это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к природе. Язык человека — саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем. Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (участие в процессе познания); информативной (способность хранить и передавать информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях). Язык такой же необходимый искусственный посредник в отношении человека к миру, как и орудие его преобразования — техника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками — орудием труда и языком,— не становится человеком в полном смысле этого слова. В тоже время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено. Коммуникативное происхождение сознания обусловливает способность мысленного диалога с самим собой, т. е. ведет к появлению самосознания (рефлексии). Самосознание — это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я» в окружающем мире. Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе.
Оно возникает под влиянием определенных общественных условий, которые всегда жестко требовали от людей умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Регулируя свои действия, предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя ответственность за них. Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллекта. Мышление животных, их «язык» остаются на уровне элементарного мышления. У животных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и других мыслительных операций, осуществляемых на уровне предметных образов, а не понятий. У человека же сознание связано с абстрактным понятийным мышлением. В отличие от человека и животных, «думающая» машина, обладающая так называемым искусственным интеллектом, оперирует не образами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся компьютеры). Однако это «научение» особого рода. То, что компьютер, скажем, способен доказывать математические теоремы, еще не означает его умения также играть в шахматы или решать научные проблемы, как человек. Проблема искусственного интеллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям: 1) воспроизводство творческих способностей человека; 2) применение диалоговых форм «общения» человека с компьютерными системами (например, с целью перевода формализованных текстов на естественные языки); 3) создание робототехники, важнейшим элементом которой является искусственный интеллект. Человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее начинает выступать партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества. Творчество — это всевозрастающий
Читайте также: Вопрос 33. Сущность психофизической проблемы. Сознание и мозг. Понятие идеального. Возможности и пределы «искусственного интеллекта». Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|