Тема 2. Сознание, его происхождение и сущность
Материя и сознание — это предель- Взаимоотношение но широкие философские категории, Материи и сознания определить содержание которых можно только через противопоставление их друг другу в рамках основного вопроса философии. Однако материя и сознание имеют и нечто общее. Это общее состоит в том, что они существуют реально, но материя и сознание — реальности разного рода. Материя есть объективная реальность, т. е. существующая вне и независимо от сознания. Сознание как субъективная реальность вторично по отношению к материи. Это проявляется в том, что сознание есть отражение действительности, существующей вне и независимо от человека. Противоположность материи и сознания обнаруживается при выяснении вопроса об идеальном, т. е. отражении материального мира в субъективных образах, понятиях, идеях. Сознание есть процесс отражения человеком окружающего мира. Важнейшие философские вопросы о сущности сознания, о субъективном и идеальном, о социальной природе сознания и его творческой активности решаются в пределах этого аспекта проблемы (схема 10). Схема 10. Соотношение материи и сознания в трактовке различных философских направлений МАТЕРИАЛИЗМ: Демокрит, Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс, Энгельс и др. материя — первична сознание — вторично
ИДЕАЛИЗМ: Платон, Фома Аквинский, Гегель, Беркли, Мах и др. сознание — первично материя — вторична
ДУАЛИЗМ: Декарт Материя и сознание — самостоятельные начала
ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ: Бюхнер, Фогт, Молешотт Сознание — разновидность материи (мозг выделяет мысль так, как печень — желчь, желудок — пищеварительный сок)
ГИЛОЗОИЗМ: Дидро, Робине, Спиноза Всей природе присуще свойство сознания Возникновение сознания есть естественный результат прогрессивного развития материальных систем. Диалектико-материалистическая теория происхождения человека и теория отражения раскрывают эволюцию форм отражения на качественно различных уровнях развития материального мира. В этих теориях содержится необходимая основа для научного представления о закономерностях становления социальной формы отражения, т. е. сознания (схема 11). Схема 11. Диалектико-материалистическое понимание материи в ее отношении к сознанию
■'Ч Существование и функционирование сознания непосредственно связано с деятельностью мозга. Сознание активно участвует в преобразовании объективного мира, оно активно и относительно самостоятельно по отношению к материи. Сознание — свойство человеческого мозга, проявляющееся в активном отражении, прогнозировании, творчестве, организации всей деятельности по преобразованию объективного мира. Сознание есть отражение материального мира в мозгу человека. Сознание — это образ, копия материального, но само оно не материально. Сознание существует как особое внутреннее состояние высокоорганизованной материи — мозга, обусловленное воздействием на человека материального мира. Сознание объективно по своему источнику, ибо оно отражает существующую независимо от человека реальность, однако субъективно по форме, ибо не существует вне субъекта. Таким образом, сознание — это свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в форме идеальных образов. Данное определение прямо противоположно идеалистическим представлениям о сознании.
Дуализм исходит из признания самостоятельного, независимого существования двух субстанций — материи и сознания (Р. Декарт и др.). Нельзя считать, что дуализм существовал только в прошлом. В настоящее время его представляет теория «психофизического параллелизма». Ее сторонники утверждают, что наряду с материальными, физиологическими процессами в мозгу протекают психические процессы, совершенно не зависимые от материальных. Одинаково недопустимо с точки зрения диалектического материализма как отождествлять, так и абсолютно противопоставлять материю и сознание. Сознание неразрывно связано с материей. Основой этого единства является материя, сознание выступает как ее свойство. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от материи. Вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции); 2) психофизиологическом (сознание — функция головного мозга человека); 3)гносеологическом (сознание — высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью). Относительность противопоставле- Сознание — высшая ния материи и сознания находит свое Форма отражения конкретное выражение в том, что вся Действительности материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте материи» не было свойства, родственного с ощущением, то были бы необъяснимыми более высокие формы отражения, присущие органической материи, которая возникла из неорганической. Отражение есть особый продукт действия одной материальной системы на другую — продукт, заключающийся в воспроизведении особенностей одной системы в особенностях другой системы. Одна из них выступает в роли отражаемой, другая в роли отражающей. Это определение отражения носит универсальный характер; оно справедливо для отражения на всех уровнях организации материи. Действительно, возьмем в качестве отражаемой системы воздух в помещении. Пусть отражающими системами будут ртутный термометр и человек. Изменение температуры воздуха вызовет изменение положения ртутного столбика в термометре и самочувствия человека — он может задрожать от холода или, напротив, вспотеть. В одном случае изменение температуры отражается неодушевленным предметом, в другом — живым организмом. Отсюда и особенности воспроизведения отражающими системами изменений в отражаемой системе.
Прослеживая эволюцию форм отражения, необходимо выявить качественное различие и усложнение процесса отражения на различных уровнях развития материи (схема 12). Так, неживая природа обладает элементарными формами отражения. Процессы взаимодействия тел, воздействия одних на другие могут находить свое выражение в виде изменения скорости, направления движения и т. п. Очевидно, что формы отражения в неживой природе могут быть различны, как различны и формы движения материи на данном уровне — механическая, физическая, химическая. На уровне живой материи форма отражения приобретает особые черты. Появляется способность отвечать на воздействия внешней среды избирательным образом — раздражимость. Она, в свою очередь, является предпосылкой более высоких форм отражения, которые реализуются в животном мире, и завершает собой этап развития допсихи-ческого отражения. Процесс отражения в животном мире непосредственно проявляется в форме ощущений. Последние, наряду с восприятиями и представлениями, рассматриваются как формы психического отражения дейст- вительности. Содержанием психического отражения является не состояние рецептора, а содержание объектов внешнего мира (предметное содержание). Психическое отражение совершается в форме образа предмета и возникает у живых организмов вместе с возникновением нервной системы. Схема 12. Развитие форм отражения ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ СОЗНАНИЕ
ОТРАЖЕНИЕ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДОПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ РАЗДРАЖИМОСТЬ :t) ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
'х i ЖИВАЯ МАТЕРИЯ (организмы, обладающие органами чувств)
\ i ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК
•j} ЖИВАЯ МАТЕРИЯ (одноклеточная структура) НЕЖИВАЯ МАТЕРИЯ В органической природе общее свойство отражения является генетической основой, предпосылкой появления раздражимости, а затем и психического отражения. Примерами допсихического отражения являются зеркальное, следовое отражение в неживой природе, реакция растения на свет, тепло, влагу, «поведение» растений-хищников. Предметное содержание психического отражения выражено Л. Фейербахом: горечь или вкус есть субъективное выражение объективного свойства соли. Для понимания специфики психического отражения важно усвоить понятие «психика». Психика — продукт специфического взаимодействия высокоорганизованного существа с материальным миром, в ходе которого в мозгу животного или человека формируются системы нервных связей. Эти системы обеспечивают отражение действительности и регулируют этот процесс, позволяют ориентироваться в окружающем мире. Возникновение психики связано с развитием и услож- нением взаимодействия живых существ с окружающей средой, с появлением сигнальных связей организма и среды (нервная клетка — нервные узлы — нервная система). Психику животных нельзя отождествлять с сознанием человека. Психика животных помогает им ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней. Однако животные не способны целенаправленно и систематически преобразовывать среду своего обитания, окружающий мир (схема 13). Схема 13. Качественное отличие сознания человека от психики животных Развивается и функционирует по социальным законам Развивается и функционирует по биологическим законам Активно преобразующее отражение объективного мира Активно приспособительное отражение
Сильно развито опережающее отражение. Способность предвидеть Слабо развито опережающее отражение
Наличие самосознания, нравственных и эстетических чувств Отсутствие самосознания, нравственных и эстетических чувств
Способность систематического, целенаправленного познания мира Способность лишь случайного «познания» отдельных вещей, явлений Психическое отражение, свойственное человеку, отличается от психического отражения животных прежде всего наличием сложной («удвоенной») сигнальной системы: наряду с первой сигнальной системой, т. е. высшей нервной деятельностью, у человека функционирует и вторая — язык. Сознание как психическое отражение непосредственно связано с языком, имеет общественную природу и активно участвует в преобразовании внешнего мира.
Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное — свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях, идеалах и программах. Идеальное есть характеристика сознания как противоположности материи. В этом плане она предстает как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержательное сходство образа и соответствующего предмета. Иными словами, сознание двуполюсно. С одной стороны, оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично. С другой — оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное. Сознание имеет творческий, активный характер. Оно направлено на преобразование мира и создание нового. Многие философы определяют сознание как величайший дар человеку, чудо из чудес мироздания, отмечая при этом, что сознание одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную и физическую), отключают сознание. Понятие сознания предполагает раз- Естественнонаучные граничение естественнонаучных и фило- Представления софских представлений о нем. Сознание О сознании имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные уровни и элементы своего существования. И вместе с тем сознание есть целостный процесс, так как все его составляющие находятся между собой в закономерных связях. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция. Так, ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля — это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности. Эмоции — это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция — это способность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознаваемости путей и средств ее решения, в непосредственности постижения истины. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в виде фантазии, продуктивного воображения. Единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов обеспечивают достижение истины, адекватное отражение мира. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ряд наук гуманитарного профиля (психология, логика, педагогика, лингвистика, этнография) изучают процессы и явления, которые, по сути дела, представляют собой систему материальных носителей сознания. Диалектическая взаимосвязь материального и идеального, а также физиологического и психологического выявляются лишь при органическом соединении философского подхода к сознанию с естественнонаучным. Современное естествознание позволяет сделать следующие выводы относительно природы сознания: во-первых, все самые сложные явления психики имеют свою материальную, нейрофизиологическую основу; во-вторых, нейрофизиологическая деятельность человека сформировалась исторически в процессе человеческих отношений под влиянием общественной среды и трудовой деятельности (схема 14). Трудность понимания взаимосвязи психических и нейрофизиологических процессов связана с большой сложностью разработки способов описания сознания. Психологический способ опирается на описание субъективных состояний сознания отдельного человека. Нейрофизиологический способ дает более объективную картину происходящих в мозгу человека процессов, но расшифровка их, перевод на уровень, позволяющий проникнуть в сущность идеального, затруднены. В настоящее время ведутся поиски путей преодоления односторонности способов описания сознания. Большую роль здесь играет кибернетика — наука об управлении сложными саморегулирующимися динамическими системами. Моделирование психических актов воспроизводит построение нервных сетей, структуры мозговых информационных процессов. Информационно-кибернетический подход позволяет определить многоуровневость человеческой психики, раскрыть внутренний механизм творческой активности сознания. Создание системы кибернетических устройств привело к возможности механизации и автоматизации некоторых аспектов умственного труда. Однако не следует делать вывод о том, что созданный человеком «искусственный разум», т. е. кибернетическая машина, способен мыслить. Она — творение человека и работает по заданной программе. Схема 14. Психика человека
Трудности, связанные с уяснением сущности сознания, создают определенные предпосылки для существования вульгарного материализма. Философской предпосылкой его был метафизический материализм (схема 15). Схема дает представление о том, что для метафизического материализма в целом характерна попытка представить познание всеобщим свойством материи (пантеизм, гилозоизм) или рассматривать его как обычный физиологический процесс. Метафизический материализм не учитывает диалектическую взаимосвязь материи и сознания, их единство и относительную противоположность. Для доказательства этого положения следует обратиться к критическому анализу учения вульгарного материализма. В свое время одно из его положений о том, что мысль материальна, было направлено против дуализма. Но объективно оно выступает и против материализма, ибо не признает качественного различия сознания и материи, психического и физиологического, а главное — «снимает» основной вопрос философии, что на руку дуализму и идеализму. Схема 15. Метафизический материализм и сознание Метафизический материализм Пантеизм- Бог растворен в природе, присутствует в ней как внутренняя целесообразность развития (Д. Бруно) Гилозоизм - вся материя мыслит, ибо ей присуще свойство отражения (Б. Спиноза, Д. Дидро, Ж.Б. Рабине) Вульгарный материализм — материализация сознания: сознание как физиологический процесс (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) Разновидностью вульгарного материализма является бихевиоризм. Его особенности: а) сведение сознания к поведению; б) отождествление психики человека и животного; в) сведение психики к физиологическим реакциям. Диалектический материализм утверждает, что материальную основу сознания составляют биохимические, биофизические, физиологические процессы, происходящие в мозгу человека. Однако содержанием сознания является воспроизведение внешних предметов, событий, процессов, а не строения и функций мозга. Только через выявление отношений человека к внешнему миру проясняется природа психического. Сознание как субъективный образ внешнего мира возникает на основе энергетических процессов, но само таковым не является. Связь с внешним миром осуществляется через ощущения. Психическое есть специфическая форма отражения действительности. Человеческое сознание — это инфор-
Читайте также: Билет №1 «Происхождение государства и права» Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|