Творческая активность
по своей социальной значимости вид че- Сознания ловеческой деятельности, производящий новые, ранее не существовавшие ценности. Оно находит свое воплощение в преобразовании и классификации информации в соответствии с целями, замыслом, психологической установкой субъекта, в формировании понятий, проектов и иного рода теоретических объектов, используемых для объяснения и преобразования мира. Играя ключевую роль в системе современного философского знания, категория творчества характеризует активно-деятельную позицию субъекта в его отношении к природе и обществу. Будучи включенной в структуру философского знания, она существенно влияет на совре- менный стиль философского мышления, позволяет теоретически обосновать практически преобразующий вклад субъекта в формируемую им картину мира. Творческая активность сознания выступает в качестве определяющего направления исторического процесса, его ценностного содержания. Все социально значимые духовные ценности, наполняющие смыслом историю, являются результатом творческой активности разума выдающихся личностей. Особую значимость эта активность приобретает в специфической области бытия — техносфере. Под ней понимаются те области на Земле и за ее пределами, куда проникают технические средства, а также изменения в биосфере, вносимые производственной деятельностью людей. Применительно к техносфере исходным, организующим началом творчества является новаторская инженерная мысль, опредмеченной формой которой выступает мир техники. Как отмечал Питирим Сорокин, машины, прежде чем принять «материальное» бытие, должны уже иметь «логически-техническое» существование в мысли изобретателя.
Объективная основа творчества содержится в социальных потребностях, культурном, научном и техническом прогрессе. Ими же предопределяются и методы решения социально значимых проблем. Однако все объективные факторы, прежде чем реализоваться в уникальности творческого акта, должны пройти через сознание субъекта творчества. Понятие «субъект творчества» — это характеристика автора новаций. В зависимости от уровня протекания творческих процессов им может выступать: личность, творческий коллектив, общество. В свою очередь, объект творчества не может быть определен на основе только природных характеристик. Включенный в систему преобразуемой природы, объект в значительной степени определяется активностью субъекта, преследуемыми им целями и способом деятельности. Иными словами, то, что называется объектом творчества, интегрирует в своем содержании как первично природные, так и технологически преобразованные элементы. Творческий процесс не может протекать в отрыве от поступающей извне информации — без понимания и оценки ситуации, объективно обусловленных целей и методов решения задачи. Однако этой информации недостаточно для проявлений творчества. Необходимы также познавательные и решающие программы. Они, включая в себя творческое воображение, интуицию, эвристику (методы, способствующие развитию активности, находчивости), должны обладать большим набором внутренних свобод, способностью воспроизводить собственное разнообразие, оригинальные решения, проекты преобразования действительности. В структурном отношении творчество содержит две противоположные и вместе с тем взаимосвязанные стороны: отображение объектов и их изменение в соответствии с некоторым идеалом. Так, научно-техническое творчество очерчено рамками техносферы, которая объединяет часть природы (материалы, энергоисточники), включенную в область технологической деятельности. В то же время техносфера получает свою качественную определенность благодаря субъективному фактору, который определяет направленность, ценность и гуманизацию преобразования природы.
В связи с деятельностью человека-творца возникает проблема оригинальности и полезности новаций. Далеко не все социальные проекты и технические решения являются оптимально правильными, полезными для человечества. В современных условиях часто идет беспощадная эксплуатация природы. Отсюда — материало- и энергозатратные технологии, нещадная эксплуатация земли, ее недр, водных ресурсов и воздушной среды, всего живого на планете, включая самого человека. И все это на основе творчески разработанных, хотя и односторонних, проектов. В результате техносфера как область глобальной творческой деятельности человека предстает внутренне противоречивой, охватывающей как исправленную, улучшенную первобытную природу, так и природу деградирующую, с нарастающим беспорядком и истощением ресурсов. Учет того факта, что творчество может быть направлено как на благо, так и во вред человеку, привело к возникновению нового раздела знания — техноэтики. Последняя видит приоритетную ценность технического творчества в его нравственно-гуманистическом начале — безвредности и полезности для людей, экологической чистоте, положительных социальных последствиях от внедрения в практику его результатов. Творчество как особая область познавательно-конструктивной деятельности человека включает в себя такие элементы, как распознавание проблемы; ее формулировку; выбор оптимального метода ее решения; методологию поиска; стиль мышления; нравственно-ценностные ориентации и организационные, волевые качества, влияющие на результативность новаторской деятельности. Способность видеть проблему далеко не всегда предполагает умение корректно сформулировать ее, а тем более найти кратчайший и экономичный путь к ее решению. Именно поэтому здесь особое значе-220 ние приобретает принцип диалога, который наиболее полно реализуется в условиях коллективного творчества.
Решение задач в процессе творчества предполагает использование как алгоритмов (системы вычислений, производимой по строго определенным правилам), так и неформализованных эвристических методов. Последние проявляются на каждом из основных этапов творческого процесса: распознавание элементов задачи — постановка проблемы — выбор оптимального метода решения. В процессе творчества важную роль играет инновационная, «пред-творческая» активность субъекта: пространственное воображение, чувство гармонии, красоты. Для того чтобы определить новизну объекта творчества, необходимо учесть степень изменения программы (методов, алгоритмов), на основе которых проходило решение задачи. Творческая новизна может быть сведена или к изменению структуры решающей программы, или к введению нового объекта, которого не было в прежних условиях задачи. Первое будет означать открытие принципиально новой технологии или нового метода решения данного класса задач, второе — изобретение нового, скажем, технического приспособления, механизма или же существенное улучшение прежнего. Высокий уровень творчества может характеризоваться одновременным изменением решающей программы и вводом новых элементов в предлагаемую задачу. Такое разграничение творческого процесса по критерию новизны и оригинальности решения задачи является важным с точки зрения оценки производственной целесообразности и приоритетности полученного результата. Оно может быть положено в основу классификационной характеристики деятельности как отдельного творческого работника, так и исследовательского коллектива. Творчество проявляется в различных областях общественного бытия: культуры, искусства, политики, техники. Особым видом творчества является научно-техническое творчество, которое можно разделить в зависимости от характера преобразования исходной информации на следующие подвиды: 1) установление научных фактов, открытие новых объектов, существовавших до того, как они были открыты;
2) приведение фактов науки в логическую систему: обобщение и абстрагирование, истолкование, выдвижение гипотез, разработка теорий, формулировка принципов, законов и т. д.; 3) технико-конструктивные решения, изобретения, новации в технологии или организации производства. В свою очередь, научно-техническое творчество предполагает: а) объективные условия зарождения и развития творческой мысли; б) субъективные условия творчества (наличие психологической в) экспериментальную или производственную реализацию творчес Под объективными основаниями научно-технического творчества следует понимать совокупность внешних обстоятельств и средств, предоставляющих ту или иную степень свободы созидания нового. Они разделяются на задачи (проблемы), очерченные законами природы, свойствами материалов, технологией, потребностями развития общественного производства, и методы решения, согласованные со свойствами объекта творчества (технические нормативы, научные принципы, данные экспериментальных исследований). Постановка задачи (проблемы) и совокупность методов ее решения составляют исходную репродуктивную, т. е. воспроизводящую, часть всякого научного открытия или разработки новой технологии. Важнейшей особенностью технического творчества является поиск оптимальной эффективности с учетом заданных критериев. К последним относятся, в частности, надежность и качество продукции, снижение ресурсозатрат, безотходность технологии, экологическая чистота и безопасность производства. На этом этапе существует неопределенно большое множество псевдопроблем, которые или вообще не поддаются решению, или же могут быть решены с неоправданно большими экономическими затратами. Практическая реализация является заключительным этапом научно-технического творчества. Материализация творческого замысла представляет собой последовательный ряд его воплощения в продуктах инженерно-конструкторского труда: решение задачи в приближенном виде — рабочая схема — экспериментальная модель — пробный экземпляр — внедрение в производство. Научно-техническое творчество на этапе своей реализации тесно срастается с производством. Связь технического творчества с производством обусловливает ряд особенностей, отличающих его от других видов творчества. Это, во-первых, необходимость постоянного учета производственных условий, которые накладывают реальные ограничения на творческую мысль инженера-конструктора. Во-вторых, изобретатель часто выступает здесь в роли организатора производства, что предъявляет повышенные требования к его личным качествам: гражданской позиции, организа-222
торским способностям, владению навыками экономического мышления и экологической культуры, пониманию социальных последствий технического нововведения, знанию инженерной психологии. В-третьих, поскольку внедрение того или иного технического новшества невозможно без некоторых компромиссов с экономическими показателями производства, в программу внедрения должна включаться оценка степени риска по основным показателям производства: возможное снижение объема производимой продукции, степень надежности предполагаемой технологии, изменения в нормах техники безопасности, иные нежелательные последствия. Таким образом, способ бытия человека в мире всегда предусматривает наявность сознания, которое буквально «пронизывает» человеческую деятельность, так как оно является необходимым условием ее организации и воспроизведения. Сознание как субъективная реальность выступает ничем иным, как трансформированной в идеальный план деятельностью, обобщенным опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношением к миру, формой деятельности человечества.
Раздел ІV
Читайте также: IV. Творческая практическая деятельность учащихся. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|