Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческая активность




по своей социальной значимости вид че-

Сознания

ловеческой деятельности, производя­щий новые, ранее не существовавшие ценности. Оно находит свое во­площение в преобразовании и классификации информации в соответ­ствии с целями, замыслом, психологической установкой субъекта, в формировании понятий, проектов и иного рода теоретических объек­тов, используемых для объяснения и преобразования мира.

Играя ключевую роль в системе современного философского зна­ния, категория творчества характеризует активно-деятельную позицию субъекта в его отношении к природе и обществу. Будучи включенной в структуру философского знания, она существенно влияет на совре-


менный стиль философского мышления, позволяет теоретически обо­сновать практически преобразующий вклад субъекта в формируемую им картину мира.

Творческая активность сознания выступает в качестве определяю­щего направления исторического процесса, его ценностного содержа­ния. Все социально значимые духовные ценности, наполняющие смыс­лом историю, являются результатом творческой активности разума выдающихся личностей. Особую значимость эта активность приобре­тает в специфической области бытия — техносфере. Под ней понима­ются те области на Земле и за ее пределами, куда проникают техничес­кие средства, а также изменения в биосфере, вносимые производствен­ной деятельностью людей. Применительно к техносфере исходным, организующим началом творчества является новаторская инженерная мысль, опредмеченной формой которой выступает мир техники. Как отмечал Питирим Сорокин, машины, прежде чем принять «материаль­ное» бытие, должны уже иметь «логически-техническое» существова­ние в мысли изобретателя.

Объективная основа творчества содержится в социальных потреб­ностях, культурном, научном и техническом прогрессе. Ими же пред­определяются и методы решения социально значимых проблем. Однако все объективные факторы, прежде чем реализоваться в уни­кальности творческого акта, должны пройти через сознание субъекта творчества. Понятие «субъект творчества» это характеристика ав­тора новаций. В зависимости от уровня протекания творческих про­цессов им может выступать: личность, творческий коллектив, общество.

В свою очередь, объект творчества не может быть определен на основе только природных характеристик. Включенный в систему пре­образуемой природы, объект в значительной степени определяется активностью субъекта, преследуемыми им целями и способом деятель­ности. Иными словами, то, что называется объектом творчества, интег­рирует в своем содержании как первично природные, так и технологи­чески преобразованные элементы.

Творческий процесс не может протекать в отрыве от поступающей извне информации — без понимания и оценки ситуации, объективно обусловленных целей и методов решения задачи. Однако этой инфор­мации недостаточно для проявлений творчества. Необходимы также познавательные и решающие программы. Они, включая в себя твор­ческое воображение, интуицию, эвристику (методы, способствующие развитию активности, находчивости), должны обладать большим на­бором внутренних свобод, способностью воспроизводить собственное


разнообразие, оригинальные решения, проекты преобразования дей­ствительности.

В структурном отношении творчество содержит две противополож­ные и вместе с тем взаимосвязанные стороны: отображение объектов и их изменение в соответствии с некоторым идеалом. Так, научно-техни­ческое творчество очерчено рамками техносферы, которая объединяет часть природы (материалы, энергоисточники), включенную в область технологической деятельности. В то же время техносфера получает свою качественную определенность благодаря субъективному факто­ру, который определяет направленность, ценность и гуманизацию пре­образования природы.

В связи с деятельностью человека-творца возникает проблема ори­гинальности и полезности новаций. Далеко не все социальные проек­ты и технические решения являются оптимально правильными, полез­ными для человечества. В современных условиях часто идет беспощад­ная эксплуатация природы. Отсюда — материало- и энергозатратные технологии, нещадная эксплуатация земли, ее недр, водных ресурсов и воздушной среды, всего живого на планете, включая самого челове­ка. И все это на основе творчески разработанных, хотя и односторон­них, проектов. В результате техносфера как область глобальной твор­ческой деятельности человека предстает внутренне противоречивой, охватывающей как исправленную, улучшенную первобытную приро­ду, так и природу деградирующую, с нарастающим беспорядком и исто­щением ресурсов.

Учет того факта, что творчество может быть направлено как на бла­го, так и во вред человеку, привело к возникновению нового раздела знания — техноэтики. Последняя видит приоритетную ценность тех­нического творчества в его нравственно-гуманистическом начале — безвредности и полезности для людей, экологической чистоте, поло­жительных социальных последствиях от внедрения в практику его ре­зультатов.

Творчество как особая область познавательно-конструктивной де­ятельности человека включает в себя такие элементы, как распознава­ние проблемы; ее формулировку; выбор оптимального метода ее реше­ния; методологию поиска; стиль мышления; нравственно-ценностные ориентации и организационные, волевые качества, влияющие на ре­зультативность новаторской деятельности.

Способность видеть проблему далеко не всегда предполагает уме­ние корректно сформулировать ее, а тем более найти кратчайший и экономичный путь к ее решению. Именно поэтому здесь особое значе-220


ние приобретает принцип диалога, который наиболее полно реализу­ется в условиях коллективного творчества.

Решение задач в процессе творчества предполагает использование как алгоритмов (системы вычислений, производимой по строго опре­деленным правилам), так и неформализованных эвристических мето­дов. Последние проявляются на каждом из основных этапов творчес­кого процесса: распознавание элементов задачи — постановка пробле­мы — выбор оптимального метода решения.

В процессе творчества важную роль играет инновационная, «пред-творческая» активность субъекта: пространственное воображение, чув­ство гармонии, красоты. Для того чтобы определить новизну объекта творчества, необходимо учесть степень изменения программы (мето­дов, алгоритмов), на основе которых проходило решение задачи. Твор­ческая новизна может быть сведена или к изменению структуры реша­ющей программы, или к введению нового объекта, которого не было в прежних условиях задачи. Первое будет означать открытие принци­пиально новой технологии или нового метода решения данного класса задач, второе — изобретение нового, скажем, технического приспособ­ления, механизма или же существенное улучшение прежнего.

Высокий уровень творчества может характеризоваться одновремен­ным изменением решающей программы и вводом новых элементов в предлагаемую задачу.

Такое разграничение творческого процесса по критерию новизны и оригинальности решения задачи является важным с точки зрения оцен­ки производственной целесообразности и приоритетности полученно­го результата. Оно может быть положено в основу классификацион­ной характеристики деятельности как отдельного творческого работ­ника, так и исследовательского коллектива.

Творчество проявляется в различных областях общественного бы­тия: культуры, искусства, политики, техники.

Особым видом творчества является научно-техническое творчество, которое можно разделить в зависимости от характера преобразования исходной информации на следующие подвиды:

1) установление научных фактов, открытие новых объектов, суще­ствовавших до того, как они были открыты;

2) приведение фактов науки в логическую систему: обобщение и абстрагирование, истолкование, выдвижение гипотез, разработка тео­рий, формулировка принципов, законов и т. д.;

3) технико-конструктивные решения, изобретения, новации в тех­нологии или организации производства.


В свою очередь, научно-техническое творчество предполагает:

а) объективные условия зарождения и развития творческой мысли;

б) субъективные условия творчества (наличие психологической
установки, собственно новаторского мышления);

в) экспериментальную или производственную реализацию творчес­
кого замысла.

Под объективными основаниями научно-технического творчества следует понимать совокупность внешних обстоятельств и средств, пре­доставляющих ту или иную степень свободы созидания нового. Они разделяются на задачи (проблемы), очерченные законами природы, свойствами материалов, технологией, потребностями развития обще­ственного производства, и методы решения, согласованные со свойства­ми объекта творчества (технические нормативы, научные принципы, данные экспериментальных исследований).

Постановка задачи (проблемы) и совокупность методов ее реше­ния составляют исходную репродуктивную, т. е. воспроизводящую, часть всякого научного открытия или разработки новой технологии.

Важнейшей особенностью технического творчества является поиск оптимальной эффективности с учетом заданных критериев. К послед­ним относятся, в частности, надежность и качество продукции, сниже­ние ресурсозатрат, безотходность технологии, экологическая чистота и безопасность производства. На этом этапе существует неопределен­но большое множество псевдопроблем, которые или вообще не подда­ются решению, или же могут быть решены с неоправданно большими экономическими затратами.

Практическая реализация является заключительным этапом науч­но-технического творчества. Материализация творческого замысла представляет собой последовательный ряд его воплощения в продук­тах инженерно-конструкторского труда: решение задачи в приближен­ном виде — рабочая схема — экспериментальная модель — пробный экземпляр — внедрение в производство.

Научно-техническое творчество на этапе своей реализации тесно срастается с производством.

Связь технического творчества с производством обусловливает ряд особенностей, отличающих его от других видов творчества. Это, во-пер­вых, необходимость постоянного учета производственных условий, которые накладывают реальные ограничения на творческую мысль инженера-конструктора. Во-вторых, изобретатель часто выступает здесь в роли организатора производства, что предъявляет повышенные требования к его личным качествам: гражданской позиции, организа-222


торским способностям, владению навыками экономического мышле­ния и экологической культуры, пониманию социальных последствий технического нововведения, знанию инженерной психологии.

В-третьих, поскольку внедрение того или иного технического нов­шества невозможно без некоторых компромиссов с экономическими показателями производства, в программу внедрения должна включать­ся оценка степени риска по основным показателям производства: воз­можное снижение объема производимой продукции, степень надежно­сти предполагаемой технологии, изменения в нормах техники безопас­ности, иные нежелательные последствия.

Таким образом, способ бытия человека в мире всегда предусматри­вает наявность сознания, которое буквально «пронизывает» человечес­кую деятельность, так как оно является необходимым условием ее орга­низации и воспроизведения.

Сознание как субъективная реальность выступает ничем иным, как трансформированной в идеальный план деятельностью, обобщенным опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношени­ем к миру, формой деятельности человечества.


 


Раздел ІV

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...