Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма всеобщей связи явлений




закон

Критерием деления законов является степень их общности. По это­му признаку различают частные, общие и всеобщие законы. По харак­теру действия и проявления различают законы однозначной и вероят­ностной детерминации: динамические и статистические.


Динамические законы выражают такую связь явлений, при кото­рой по начальному состоянию данной системы точно определяется ее будущее состояние. Этим законам подчиняется, например, механичес­кое взаимодействие макротел, работа различных механизмов, автома­тов. Динамические законы выражают жесткую причинную связь меж­ду явлениями, дают возможность описывать поведение индивиду­альных объектов. Например, законы Кеплера описывают движение планет Солнечной системы.

Статистические закономерности обозначают такую связь явлений, событий, при которой их причинная зависимость проявляется не од­нозначно, состояние системы определяется с некоторой вероятностью. Они выражают более гибко связь данного состояния системы с пред­шествующими условиями. Законы этого типа действуют там, где име­ется множество объектов, процессов, каждый из которых подвержен случайным воздействиям и влияниям. Статистические закономерности отчетливо проявляются в процессах, которые изучаются в квантовой механике, кибернетике, молекулярной биологии, а также при анализе общественных явлений. Важно твердо уяснить, что материалистичес­кое понимание вероятности как степени возможности наступления некоторого события, меры необходимого в цепи явлений позволяет строить содержательную математическую теорию вероятностей, кото­рая играет всевозрастающую роль в познании закономерностей массо­вых явлений и функционирования сложных систем.

Динамические и статистические закономерности дополняют друг друга и выступают в диалектическом единстве. Поэтому их нельзя про­тивопоставлять друг другу как менее и более достоверное знание, а нужно рассматривать как законы, отражающие специфику тех или иных сторон действительности, способствующих более полному и глубоко­му познанию сложных явлений.

Принципиальное значение имеет рассмотрение закона не в отрыве от других категорий, а в органическом единстве с ними, т. е. в системе, которая учитывает принцип материального единства мира, его разви­тие, всеобщую связь явлений и движение познания от единичного к общему, к раскрытию сущности вещей и явлений и перспективы их развития. Выясняя место закона в системе других категорий диалек­тики и его методологическую роль, необходимо обратить внимание на закон как на одну из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса.

Говоря о методологическом значении понятия закона, нужно при­нять во внимание, что только строго научное, диалектико-материалис-230


тическое его толкование служит основой для решения таких важных и актуальных проблем современной науки, как классификация научно­го знания и его законов, а также объяснительная и прогностическая функция науки, роль вероятностно-статистических методов исследо­вания и др. Успешная разработка всех этих проблем способствует даль­нейшему укреплению союза философии и естествознания.

Несостоятельны трактовки закона в духе субъективного идеализма: закон — продукт психологической привычки (Д. Юм); априорная форма рассудка (И. Кант); ограничения, которые мы предписываем нашим ожи­даниям (Э. Мах); чередование известных восприятий и понятий (К. Пир­сон); инструкции для образования высказываний (М. Шлик) и т. д. Нео­позитивизм истолковывает закон как краткое описание совокупности чувственных данных. Поэтому он исключает из сферы науки все объек­ты, не наблюдаемые в чувственном опыте, отрицает его объяснительную функцию, ограничивает роль закона только установлением функцио­нальной зависимости явлений. Закон, являясь ступенькой познания мира, служит основой сознательной, творческой деятельности человека.

Закон взаимного перехода количествен­ных изменений в качественные

Мир состоит не из готовых закончен­ных предметов, а представляет собой со­вокупность процессов, в которой пред­меты, кажущиеся извечно постоянными, претерпевают беспрерывные изменения. С другой стороны, естествознание и повседневная практическая дея­тельность людей неопровержимо доказывают, что мир не является чем-то однообразно целым. Напротив, он предстает перед взором человека как единство бесконечного разнообразия предметов и явления. Все они имеют нечто специфическое, обладают относительной самостоятель­ностью, целостностью и устойчивостью.

Постоянная изменчивость и относительная устойчивость предме­тов и явлений небеспричинны. И важно (в теоретическом и практичес­ком отношениях) выяснить, как и почему нарушается такая устойчи­вость предметов и явлений и возникает нечто новое, ранее не суще­ствовавшее. Закон перехода количественных изменений в качественные как раз и объясняет причины многообразия, целостности и устойчиво­сти всего существующего в мире, показывает, каким образом на смену одним предметам и явлениям приходят новые.

Качество определяет внутреннюю, существенную сторону вещей, характеризует то, чем данная вещь отличается от других. Известно, что Гегель определял качество как тождественную с бытием определенность, так как нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество.



Объективно-идеалистическая трактовка качества (как и количества, и меры) состоит в рассмотрении их как логики развития мирового разума.

Субъективные идеалисты на основании того, что качества восприни­маются познающим субъектом с помощью органов чувств и приборов, делают вывод о субъективности качеств. В субъективно-идеалистической интерпретации качество — это совокупность понятий, идей, ощущений субъекта, не имеющих объективного содержания. В диалектико-матери-алистическом понимании важно положение о том, что качества объектив­ны, как объективны предметы. Объективной основой категории качества является реальная «отграниченность» вещей. В диалектико-материа-листической философии было впервые подчеркнуто важнейшее мате­риалистическое положение о том, что качество не существует вне и не­зависимо от материального объекта. «…Существуют не качества,— отмечал Ф. Энгельс,— а только вещи, обладающие качествами, и при­том бесконечно многими качествами». Качество фиксирует тот факт, что вещи обладают спецификой, отличающей их от всех других везде.

Качество — это внутренняя, присущая предмету определенность, единство свойств, характеризующих данный предмет или явление. Ка­чество — это нечто большее, чем простая совокупность свойств, ибо оно выражает единство, целостность вещи. Качество связано со структур­ностью вещи, т. е. с определенной организацией составляющих ее эле­ментов и свойств, вследствие чего она и есть не просто совокупность свойств, а единство их, к тому же не всех свойств, а наиболее суще­ственных, определяющих все остальные свойства.

Качество — это такая определенность вещей, которая обусловли­вает их целостность, устойчивость при постоянных изменениях. Оно придает им специфический характер, что позволяет отличать один объект от другого и быть именно данным, а не другим предметом. Ка­чество — это определенность, тождественная бытию вещи, в силу чего ее изменение означает коренное преобразование предмета. Качество, кроме этого, означает одинаковость какого-либо класса, рода предме­тов и устанавливает границы их бытия. Качество — это существенная определенность, в силу которой предмет является данным, а не иным, это нечто неотъемлемое от вещи, коренным образом слитое с нею. Если качество фиксирует относительную устойчивость предметов в общем процессе превращений, развития, то свойство — это внешнее обнару­жение, проявление качества при взаимодействии в отношениях данно­го предмета с другими предметами материального мира. Как и каче­ство, свойство принадлежит вещи, но обнаруживает качественную специфику вещи лишь в отношении с другими вещами.


Категория качества фиксирует целостную специфику вещи лишь в определенной системе связи, а вещь является элементом многих сис­тем, в силу чего возникает ее многокачественность. В определенной системе связей вещь однокачественная, но проявляется многообрази­ем свойств. Изменение качества не затрагивает качественной специ­фики в рамках данной системы. Таким образом, многокачественность вещи не тождественна многосвойственности.

Итак, качество вещи — это как бы границы ее бытия, за пределами которых она есть нечто другое. Качественная определенность выража­ет момент процесса изменений, качество выступает диалектическим единством абсолютного и относительного, поэтому неправомерно аб­солютизировать границы вещи и сводить качество лишь к количествен­ным различиям. Качество не существует отдельно от количества, су­ществуют лишь вещи, которые есть и то и другое. Только в целях познания мы искусственно отделяем одно от другого.

Синтез качественной и количественной определенности осуществ­ляется в категории меры. Эта категория занимала одно из центральных мест в ряде философских учений еще античной философии (Пифагор, Гераклит, Эмпедокл и др.), однако впервые глубокую диалектическую разработку она получила в философии Гегеля. По Гегелю, развитие меры есть одна из труднейших проблем. Однако трудность этого раздела ге­гелевской логики обусловлена не только сложностью самого понятия меры, но и тем, что избранный философом путь анализа рассматривае­мого понятия исходит из ложно формулируемых начальных позиций. Действительно, сначала Гегель определяет количество как внешнюю, безразличную к бытию определенность, а затем пытается восстановить эту связь количества с бытием.

Мера — реально присущий конкретным материальным объектам атрибут, выражающий взаимосвязь их количественной и качественной определенности. Мера — это определенный интервал количественных характеристик или изменений, в рамках которого может существовать данное качество. Изменение количества в границах меры не ведет к изменениям качества, однако при переходе меры предмет перестает быть тем, чем он есть. Таким образом, количество и качество взаимо­связаны через меру.

Категория меры отражает не только зависимость между качествен­ными и количественными изменениями объекта, но и зависимость меж­ду устойчиво сохраняющимися качественно-количественными отно­шениями, т. е. мера выражает не только изменчивость, но и устой­чивость. Мера объекта в целом («полная мера») представляет собой


сложную систему различных мер «частных» в соответствии с положе­нием о многокачественности вещи. Зависимость между качественной и количественной определенностью конечного объекта можно рассмат­ривать с «внутренней» и с «внешней» стороны. В основе качественно-количественных отношений, образующих различные меры, лежат мно­гообразные функциональные зависимости между качественно опреде­ленными количествами.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изме­нений носит всеобщий характер, он действует в природе, обществе, в мышлении, специфически проявляясь в различных случаях.

Переход количественных изменений в качественные происходит путем скачка. Постепенные количественные изменения данной вещи приводят к скачку. Скачок есть процесс перехода количественных из­менений в качественные, т. е. процесс перехода от старого к новому. В понятии скачка подчеркивается перерыв постепенности.

Понятие «скачок» заимствовано из повседневной жизни (как и по­нятия «количество» и «качество»), но в философии оно приобретает особый смысл. Главный философский смысл его состоит в том, что в процессе развития имеет место разрыв, преобразование основных устойчивых качественных связей, элементов и подсистем данного яв­ления, а не просто какое-то быстрое перемещение. Конечно, такой раз­рыв происходит чаще всего относительно быстро, если сравнить его с предшествующим периодом количественных изменений. Поэтому ко­личественные изменения и воспринимаются нами как главные, посте­пенные, а скачок (т. е. «качественные изменения») воспринимаются как взрывное изменение. В каждом конкретном случае скачок может быть более или менее продолжительным и сложным. Его «краткосрочность» условна, и о ней можно говорить лишь в сравнении с предшествующи­ми количественными изменениями. Известно, например, что качествен­ные изменения при переходе от одной геологической эпохи в истории Земли к другой происходили на протяжении миллионов лет. Качествен­ное многообразие существующих в объективной действительности ве­щей и явлений обусловливает многообразие скачков (схема 21).

Разнообразные виды скачков различаются по характеру преобра­зования элементов структуры или системы в целом, длительности и интенсивности.

Постепенность и скачок — две неразрывно связанные стороны процес­са развития, причем диалектика их такова, что скачок выражает един­ство непрерывности и прерывности, а количественные изменения, ко­торые рассматриваются как непрерывные, сами дискретны. Этот вывод


особенно важен для понимания диалектики количественных и качест­венных изменений в обществе. Следует подчеркнуть, что скачки в об­ществе отличаются от скачков в природе. Скачки в природе осуществ­ляются стихийно, а переход от одного качественного состояния в другое в обществе — через сознательную, целеполагающую деятельность лю­дей. Нормой, способом выражения количественных и качественных изменений в обществе выступают революция и эволюция. Эволюция выражает количественные изменения, которые подготавливают скачок. Революция — глубокое качественное изменение, скачок в развитии.

Схема 21. Виды скачков


 

ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ  
  ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
СТРУКТУРЫ В ЦЕЛОМ  
     

________________ БЫСТРЫЕ

ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ _________

ВИДЫ СКАЧКОВ


ПО ФОРМЕ
__________ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ___________

СО ВЗРЫВОМ БЕЗ ВЗРЫВА

Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии, причем форма скачка может быть различной в зависимос­ти от вида революции и конкретных условий.

Эволюция и революция органически связаны друг с другом. Вся­кое стремление рассматривать эволюцию вне взаимосвязи с револю­цией ведет к искажению действительных процессов, происходящих в материальном мире.

Выражением метафизически односторонних взглядов на со­отношение эволюции и революции в процессе развития были эволю­ционизм и «катастрофизм». Следует различать теорию эволюции Дар­вина и эволюционизм, который абсолютизирует количественные изменения, а роль качественных сводит к нулю. Перенесение эволю­ционизма в общественное развитие приводит к реформизму и реви­зионизму.


Этот закон занимает особое место

Поделиться:





Читайте также:

A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы.
A) форма систематизации, при которой нормативно - правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативно-правовой акт
A. Дифтерія мигдаликів, тяжка форма
B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.
B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.
ETOKEN ЯК ЗАСІБ ЗАХИСТУ БАНКІВСЬКОЇ ІНФОРМАЦІЇ
I. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДО НАЧАЛА АНКЕТИРОВАНИЯ
I. Рассчитайте коэффициенты корреляции (тесноту связи) между отдельными факторами, используя надстройку Пакет анализа.
II. Внутрішня форма джерела права
II. Межпредметные связи педагогики






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...