Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон единства и борьбы




среди законов материалистической ди-

Противоположностей

алектики, потому что раскрывает внут­реннюю причину, источник всякого развития, давая тем самым «ключ» к правильному пониманию законов и категорий диалектики.

Каждая вещь, явление, процесс представляют собой единство про­тивоположностей: плюс — минус, интеграл — дифференциал, ассими­ляция — диссимиляция, изменчивость — наследственность, производ­ство — потребление, добро — зло, комическое — трагическое и т. д. Противоречие есть единство взаимоисключающих сторон, моментов, тенденций вещи, явления, процесса. Каждая вещь, явление, процесс, несмотря на внутреннюю противоречивость, являют собой единое.

Структуру противоречия образует отношение противоположнос­тей, их единство и борьба. Отношение «единство — борьба» — это еди­ное отношение. Противоположности одновременно в одном и том же отношении взаимопредполагают и взаимоисключают, взаимоотталки­вают и взаимопроникают, взаимоотрицают и взаимопронизывают друг друга, они противоборствуют и нераздельны (схема 22).

Схема 22. Единство и борьба противоположностей

Пу — утверждающая сторона противоречия; По — отрицающая сторона противоречия.

Таким образом, единство и борьба противоположностей являются неотъемлемыми сторонами противоречия каждой вещи, явления, про­цесса как единого. Ни борьба вне единства, ни единство вне борьбы осуществляться не могут.

Какая же сторона противоречия — единство противоположностей или борьба противоположностей — играет ведущую роль в развитии? Более импульсивной, подвижной, динамичной стороной противоре­чия является борьба противоположностей. И в этом смысле именно борьба носит абсолютный характер как импульс, побудительная сила, внутренний источник самодвижения, саморазвития вещей, явлений, про-


цессов. Единство же более устойчиво и стабильно, оно носит относитель­ный характер.

В контексте закона единства и борьбы противоположностей поня­тие «различие» выступает и как ступень развития противоречия, и как степень развитости противоположности. Понятие «тождество» обо­значает начальную ступень развития противоречия, процесса, а также момент перехода, превращения противоположностей друг друга. «Ди­алектика есть учение о том,— писал В.И. Ленин,— как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности… пре­вращаясь друг в друга».

Возникновение противоречия осуществляется как раздвоение едино­го, как самодифференциация единого на противоположности. В момент раздвоения единого одновременно в одном и том же отношении возника­ет и борьба, и единство противоположностей. В ходе становления проти­воречия борьба противоположностей все более выдвигается на передний план и становится внутренним глубинным источником развития.

Характеризуя источник развития, следует подчеркнуть, что проти­воположности в самой борьбе играют неодинаковую роль. Ведущей стороной борьбы есть более динамичная, импульсивная противополож­ность, побуждающая к отрицанию данное единство. Источником раз­вития является раздвоение единого на противоположности, их борьба и разрешение.

Единство противоположностей может быть движущей силой разви­тия, а может стать силой тормозящей, угнетающей источник развития. Специфика противоречий всегда определяет своеобразие процесса их возникновения, степень их организации, особенности их разрешения.

Противоречия, существующие в действительности, чрезвычайно сложны и многообразны. В этом многообразии можно выделить следу­ющие: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонисти­ческие и неантагонистические (схема 23).

Основным противоречием является противоречие внутренне само­дифференцирующейся сущности; оно обусловливает все другие про­тиворечия на протяжении всего его существования и развития — от возникновения до исчезновения.

От основного противоречия следует отличать главное противоре­чие, которое играет решающую роль лишь на определенном этапе раз­вития. Основное противоречие — одно на протяжении всего процесса развития, а различные этапы имеют отличные друг от друга главные противоречия. Однако развитие и разрешение главного противоречия всегда связано с основным противоречием.


Внешние противоречия — это противоречия между разными явле­ниями. Они воздействуют на явления и источник его развития, высту­пая прежде всего как условия, в которых данное явление развивается.

Схема 23. Виды противоречий


СУЩЕСТВЕННЫЕ


НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ


ПО ОТНОШЕНИЮ К СУЩНОСТИ


ВНУТРЕННИЕ


ОСНОВНЫЕ


 


ПО МЕСТУ В СИСТЕМЕ


ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ


ПО РОЛИ В РАЗВИТИИ


 



ПО ТИПУ В ОБЩЕСТВЕ

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ

ВНЕШНИЕ

НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ


НЕОСНОВНЫЕ


Закон отрицания отрицания

На крутых поворотах истории, когда особенно остро встают задачи выработ­ки новых подходов, нового мышления в осмыслении и решении сложных, противоречивых, безотлагательных проблем, особую значимость приобретает проблема преемственности и становления нового и роли в этом диалектического отрицания.

При разъяснении законов единства и борьбы противоположностей и закона взаимного перехода количественных и качественных измене­ний категория отрицания вовлекалась широко. Так, нельзя понять ис­точник развития вне познания отрицания противоположностями друг друга, самоотрицания вещью самой себя. Раскрывая механизм разви­тия, сущности скачка, также привлекали понятие отрицания: отрица­ние накопившимся количеством данного качества, отрицание рожда­ющимся новым качеством старого качества и, наконец, развитие как узловая линия мер, когда в ходе скачка исчезает отрицаемое единство — мера исходного качества в накопленном количестве и рождается иная мера иного качества и в другом количестве.

Диалектическое отрицание — это обусловленный внутренними противоречиями объективно-всеобщий и конкретный переход от од-


ного качества к другому, в процессе которого происходит уничтожение отжившего, уцененного самой жизнью, и возникновение нового как более жизнеспособного. Оно осуществляется через преемственность ряда черт, сторон старого, их воспроизведения на новой основе в пре­образованном виде (схема 24).

Схема 24. Закон отрицания отрицания

Диалектическое отрицание не разрывает процесс развития, а, на­оборот, осуществляет преемственную связь. Суть эту хорошо выража­ет понятие снятия: «отрицание как момент связи, как момент разви­тия, с удержанием положительного…».

В понятии «снятие» преемственность отражается в двух планах: как бы уплотнение предыдущих этапов и сохранение отдельных черт, сто­рон, моментов, еще способных к развитию.

В понятии диалектического отрицания центральной является ха­рактеристика отрицания как самоотрицания на основе самопротиво­речивости явлений.

Объективно существует и другое отрицание: отрицание как уничто­жение. Такое отрицание — результат внешнего воздействия, случайного к закономерному развитию самой природы явления. Именно такое отрицание, как уничтожение, и абсолютизирует метафизика. Ф. Эн­гельс развенчивает метафизическое понимание отрицания: «В диалек­тике отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь не­существующей, или разрушить ее любым способом». Такое отрицание не содержит в себе возможности развития, а означает прекращение его.

Ключом к пониманию закона отрицания отрицания является закон единства и борьбы противоположностей. Прежде всего потому, что глу-




бинным основанием закона отрицания отрицания является развитие про­тиворечия от его исходного начала - возникновения через вызревание противоречия к его разрешению и само разрешение противоречия, т. е. весь процесс его развития - полный цикл развития противоречия (схема 25). Схема 25.Отрицание отрицания как разрешающееся противоречие II ОТРИЦАНИЕ Второй переход в противоположность

I ОТРИЦАНИЕ переход в противоположность ИСХОДНЫЙ МОМЕНТ

Цикл

развития

противоречия


Г

ч


полное разрешение

одностороннее разрешение

зарождение противоречия


Поступательность характеризуется как движение от основания к результату, от низшего к высшему и т. д., а возврат — как бы повторе­ние на высшей основе уже пройденного, но повторения не буквально­го, а как повторение на новой основе, не всего пройденного, а лишь тех его сторон, черт, особенностей, тенденций, элементов и т. д., которые на новой основе могут оказаться жизнеспособными.

Идея повторяемости — это древнейшая идея, в которой и через ко­торую человеческая мысль осваивала процессуальность мира. Уже в мифологии присутствовала идея циклов (сутки, год). В религиозном сознании идея цикличности приобрела принципиальное основопола­гающее значение и получила форму возвращения к Богу. Возврат стро­го задан, заранее предопределен, имеет жестко однолинейный харак­тер: Бог — бренный, грешный мир — возвращение к Богу.

В философском мировоззрении проблема повторяемости процес-суальности мира осмысливалась первоначально в проблеме соотноше­ния единого и многообразия, соотношения исходного начала и суще­ствующего многообразия мира, что находило свое выражение в форме вопроса: из чего все происходит и во что все превращается? При этом идея троичности процесса присутствовала неясно. По мере углубле­ния познания круг многообразия расширялся, поиски единого смыка-


лись, а круг превращений в единое из порождений многообразия оставался замкнутым. Идея круговорота в природе была перенесена и распространена на общественные явления.

В идеалистической диалектике Гегеля идея троичности процесса получила дальнейшее развитие. Вместе с тем троичность была жестко детерминирована саморазвитием мирового разума, а процесс развития наделен неизбежным концом — венцом развития объявлялось самопо­знание абсолютной идеей самой себя. Троичность обрела неизменные формы триады, роль триады в развитии гиперболизировалась безмер­но, цикл триады оказался абсолютно замкнутым.

В марксизме замкнутость цикличности была преодолена, круг принципиально разомкнут, скрыты многообразия тенденций развития процессов и значение неодолимости нового в развитии как одна из сущ­ностных характеристик его направленности. Был отброшен как несо­стоятельный тезис о неизменности основы многообразия, вскрыты и обоснованы положения о конкретно-исторической изменяемости суб­станциональной основы процессов. Чрезвычайно плодотворными ока­зались идеи расширения и углубления его не реализованных, не состо­явшихся возможностей (схема 26).

Схема 26. Противоположность диалектического и метафизического понимания отрицания


ДИАЛЕКТИКА


МЕТАФИЗИКА


 


Внутреннее

отрицание

(самоотрицание)

Момент связи и развития

Преемственность, переход от низшей ступени к высшей


природа отрицания

роль отрицания

характер

связи нового

и старого


 

 

 

  *Внешнее отрицание >Уничтожение вообще Игнорирование
 
 
  преемственности

Механизм производства истории в контексте закона отрицания отрицания раскрывается как целесообразный процесс преемственнос­ти и восхождения.

Неотъемлемыми чертами диалектического отрицания являются объек­тивность, всеобщность и конкретность. Отказывают в признании объек­тивно-всеобщего отрицания современная религиозная философия (отри-


цание есть чисто мыслимая вещь — Веттер, Бохеньский), постпозитивизм (К. Поппер и Фейерабенд), иррационалистический антропологизм (сво­дит отрицание лишь к заключенной в человеке некой иррационалисти-ческой силе). К этим же позициям примыкают и «неомарксисты» Франк­фуртской школы, мировоззренческая несостоятельность которых базируется на метафизическом гипертрофировании негативного момен­та, действительно присущего диалектическому отрицанию.

В период социальных преобразований возрастает сила, глубина и размах диалектического отрицания. В этой связи возникает необхо­димость повышения сознательности масс, резко возрастает значение научно обоснованных программ, планов социального развития. Управ­лять отрицанием в социальных процессах — это значит: во-первых, свое­временно выявлять необходимость отрицания; во-вторых, разрабаты­вать эффективные, научно обоснованные методы, средства и приемы, адекватные природе явления и условия, в которых отрицание осуще­ствляется; и, в-третьих, завершать отрицание практическим действием.

Таким образом, диалектический подход исходит из того, что раз­витие — это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков. Поэтому каждый яко­бы возврат на самом деле имеет качественное отличие от своего пред­шествующего состояния, а это означает, что имеет место прогресс — более совершенное состояние мира. Его объективными критериями являются: усложнение связей внутри системы и между системами, повышение устойчивости и жизнеспособности систем; наконец, на­растание темпов развития.

Основные категории диалектики

Диалектика направляет человече-

скую мысль на поиски новых результа­тов благодаря категориям, которые вы­ражают итоги и потребности науки.

Категории — это понятия, отражающие существенные связи и от­ношения бесконечного многообразия явлений объективного мира. Они составляют основу, фундамент каждой науки. Категории отдельных наук справедливы только в той области, которую изучает данная на­ука, категории же диалектики носят всеобщий характер. Через них осу­ществляется познание общей основы внешне различных явлений, вы­ражаются законы объективной реальности. Например, основной вопрос философии выражается через связь категорий количества, качества, меры, скачка, различия, противоречий, отрицания и т. д.

Категории диалектики — аппараты научного обобщения процесса познания. Но так как познание является бесконечным процессом, то


категориальный аппарат должен развиваться. Сила и значение катего­рий диалектики состоит в их объективном содержании: их нельзя при­думать произвольно, они должны быть выведены, систематизированы и доказаны из взаимозависимости и взаимообусловленности явлений окружающего мира.

Схема 27. Мировоззренческое и методологическое значение законов диалектики


Созревающее, внутреннее

необходимое отрицание

Противоречия объекта

Качественную

и количественную

определенность,

меру объекта

tl


Характер связи

и борьбы

отрицаемого

и отрицающего

Характер, степень зрелости противо­речия, его место и роль в системе

Качественную и ко­личественную опре­деленность, меру объекта

ОЦЕНИВАТЬ


Победой нового

над старым,

переходом

к более высокой

ступени развития

Процессом

разрешения

противоречия

Качеством, количе­ством, мерой практически необходимого

состояния явления

IE

УПРАВЛЯТЬ


ВЫЯВЛЯТЬ

Кроме ранее перечисленных категорий, в диалектике важное место занимают так называемые парные категории: единичное, особенное и общее; причина и следствие; необходимость и случайность; возмож­ность и действительность; содержание и форма; сущность и явление и др. Эти категории существуют в диалектическом единстве.

Единичное — это такие индивидуальные свойства, черты предмета, которые присущи только ему и не наблюдаются у других. Под всеоб­щим понимаются свойства и отношения, наблюдаемые у всех без ис­ключения вещей, явлений, событий. Однако всякий предмет, кроме указанных свойств, имеет и такие, которые нельзя определить как еди­ничные и всеобщие. Они характерны для определенного класса, мно­жества предметов и поэтому охватываются понятием общего. Связую­щим звеном между единичным и общим выступает особенное. Напри­мер, каждое техническое устройство, как и любое материальное


образование, обладает количественной и качественной определеннос­тью, имеет пространственные характеристики и функционирует в со­ответствии с законами природы (общее), создано для определенных видов работы (особенное) и обладает определенной надежностью, ка­чеством работы и т. д. (единичное) (схема 28).

Схема 28. Единичное и общее (всеобщее) как моменты познания конкретного


Момент «саморазличения» общего

отрицание

ГЧотри

Количественная мера общего (^Х ед ого

Е НИЧНОЕ^-И Форма и способ предметной.^"БЩЕЕ

Ь^ реализации общего К------- -

Ч| Важнейший момент \^*

1 действительности общего Г
в пространстве и времени


Вокруг проблемы единичного и общего на протяжении всей исто­рии философии и в наши дни ведется борьба между материализмом и идеализмом. Абсолютное противопоставление единичного общему и наоборот всегда было присуще метафизическим воззрениям.

На самом деле единичное и общее диалектически взаимосвязаны. Во-первых, каждый предмет и явление есть единство единичного, осо­бенного и общего. В основе этого явления лежит материальное един­ство мира, всеобщая связь вещей, неисчерпаемость структуры и свой­ства окружающей нас действительности. Однако над единичными и особенными в конкретной вещи как бы «властвует» общее. Во-вторых, общее не существует вне связи с единичным, отдельным и проявляет­ся только через него. Биологические виды животных мира существуют в конкретных индивидах.

В-третьих, единичное, как отмечал В.И. Ленин, не существует ина­че как в той связи, которая ведет к общему. В-четвертых, всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы, а всякое отдель­ное неполно входит в общее. Отдельное входит в общее лишь основны­ми чертами, свойствами, закономерностями. Поэтому отдельное бога­че, разнообразнее общего, но последнее глубже, существеннее для понимания единичного. В-пятых, в процессе развития мира наблюда-


ется превращение единичного в общее, а общего — в единичное. Обычно новое возникает в форме единичных явлений, отношений и в течение долгого времени процесс его укрепления, расширения, в конечном сче­те, приводит к превращению в общее. Одновременно с этим процессом наблюдается сужение границ старого, в конечном итоге оно становит­ся единичным и, наконец, отмирает совсем. Однако при изучении этой закономерности надо помнить, что она не применима к миру в целом.

Процесс познания может осуществляться двумя путями: от единич­ного к особенному и от последнего к общему, а также от общих пред­ставлений к особенному и единичному. Эту мысль Ф. Энгельс глубоко разъясняет в работе «Диалектика природы». Он прослеживает процесс познания от единичного, особенного ко всеобщему на истории откры­тия закона сохранения и превращения энергии. В познании наблюда­ется движение мысли от общего к единичному. Так К. Максвелл, исхо­дя из учения об электромагнитном поле и закона индукции, предсказал существование электромагнитных волн.

Данные категории имеют огромное значение для осмысления яв­лений общественной жизни. Правильное представление об их конкрет­ной связи дает возможность построить план деятельности, позволяю­щей достичь поставленной цели.

Связь причины и следствия такова, что они не могут меняться мес­тами. Однако это справедливо только для данной причины и ее след­ствия. В универсальном же мировом взаимодействии каждое явление, находясь в бесконечной связи с другими явлениями, одновременно выступает как причина и как следствие. Будучи следствием предыду­щего явления, она становится причиной последнего. Например, дей­ствие электрического тока при зарядке аккумулятора является причи­ной определенной химической реакции, но если мы будем искать причину возникновения этого тока, то в другом звене взаимодействия он будет следствием, например, превращения механической энергии в электрическую и т. д. Цепь причин и следствий в универсальном взаи­модействии бесконечна, как бесконечен процесс изменения самой ма­терии.

Причинная обусловленность всех явлений называется детерминиз­мом (лат. «determinare» определять). Детерминизм — учение о зако­номерности связи явлений, их причинной обусловленности. Идеалис­ты противопоставляют детерминизму индетерминизм, отрицающий причинную обусловленность явлений объективного мира. Индетерми­низм используется в отрицании исторической закономерности и при­чинной обусловленности явлений общественной жизни. Человеческая


история представляется ими как беспорядочное нагромождение фак­тов и событий, не связанных между собой причинной связью.

Причина и следствие являются двумя непрерывно взаимодейству­ющими полюсами. Но причина взаимодействует не только со своим следствием, но и с другими явлениями окружающей среды. Эти взаи­модействия порождают условия, т. е. такие явления, которые необхо­димы для наступления данного следствия, но сами по себе его не вызы­вают. Наличия условий без причины недостаточно, чтобы возникло следствие, но и причина без условий остается только возможностью, которая не может превратиться в действительность (схема 29).

Схема 29. Диалектика причинно-следственной связи порождает


СЛЕДСТВИЕ

ПРИЧИНА


Одна и та же причина в зависимости от условий может порождать различные следствия. Условия как опосредованное взаимодействие вторгаются в структуру причинно-следственной связи, нарушая ее од­нозначность.

Наиболее сложным вопросом является понимание проявления причинной связи в микромире. Однозначный характер причины и следствия получил название лапласовского детерминизма. При этом рассматривалось механическое воздействие одного тела на другое, свя­зывалась сила (причина) с вызываемым ею движением (следствием). Если в механике мы знаем одновременно координаты и импульс точ­ки или системы точек, то для любого будущего момента времени мы можем предсказать координаты и импульс данной точки или систе­мы точек. Бурное развитие классической механики и особенно в пред­сказании движения небесных тел привело к представлению, что все явления реального мира можно объяснить законами механического движения.


Однако с развитием науки было установлено, что причинная связь не всегда носит механический характер. Часто относительно неизмен­ное условие для данных явлений создать невозможно. В таких случаях мы должны рассматривать причинно-следственную связь, учитывая меняющиеся взаимодействия причины с окружающей средой. В этих условиях причинная связь выступает как линия, тенденция с опреде­ленными направлениями: причина порождает следствие в различных условиях. Этим нарушается строгая однозначность причины и след­ствия. Элементарные частицы отличаются от макротел, законы клас­сической механики не распространяются на них. Если в классической механике координаты и импульс тела определяются одновременно с любой точностью, то в квантовой механике существует свой физичес­кий закон — соотношение неопределенностей, который гласит, что мик­рочастица не может иметь одновременно точные значения координаты и импульса. Поведение микрочастиц описывается квантовой механи­кой. Закономерности квантовой механики носят статистический харак­тер, а причинно-следственная связь устанавливается при помощи ста­тистических методов, которые применяются в квантовой механике для описания поведения микрочастиц, являются специфическим выраже­нием причинной связи в микромире.

Изменения, происходящие с окружающими нас предметами и яв­лениями, можно разделить на два вида. Одни изменения определяют­ся внутренней природой явления и вытекают из коренных особеннос­тей его развития, другие — не вытекают из сущности данного предмета, вызываются побочными факторами и внешними обстоятельствами. Наличие данных типов изменений и связей является основой разли­чия категорий необходимости и случайности. Категория необходимос­ти отражает те изменения и процессы в мире, которые вытекают из внутренних, существенных связей предметов и явлений, подготовле­ны ходом предшествующего развития. Необходимость характеризует­ся неизбежностью, т. е. при наличии определенных условий процесс протекает именно так, а не иначе. В силу этого необходимые процессы и изменения имеют определенный порядок своего развития (схема 30).

Случайность же имеет свое основание во внешних, временных и побочных факторах, связях и отношениях. Поэтому в данных услови­ях случайное явление может произойти, а может и не произойти, мо­жет протекать так, а может по-другому.

Домарксовый материализм, будучи по своей природе метафизическим, отрицал объективное существование случайности. Все причины он считал одинаково необходимыми по отношению к тому или иному явлению.


Отрицание объективного существования случайности ведет к уничтоже­нию различия между тем, что является определяющим, необходимым для данного явления, и тем, что несущественно, преходяще для него. Случайность отрицается на словах, а на деле поднимается до уровня необходимости. Согласно такому взгляду, все, что совершается, долж­но произойти только так, а не иначе. Это ведет к фатализму — мисти­ческому взгляду на мир, согласно которому все события заранее пред­определены судьбой, роком. «Чему быть — того не миновать» — таков принцип фатализма. Субъективный идеализм отрицает необходимость и признает господство чистой случайности. Такая точка зрения берет свое начало от Юма и Канта; дальнейшее развитие она получила в фи­лософии махизма, современного позитивизма, экзистенциализма и др.

Схема 30. Диалектика необходимого и случайного в развитии


НЕОБХОДИМОСТЬ

- содержательная сторона сущности;

- тенденция (закон) развития;

-условия и способ их освоения


-А.

СЛУЧАЙНОСТЬ - исторически первоначальное явление необходимости; -форма дополнения необходимости; -процесс порождения новой действительности


Необходимость всегда включает в себя случайность как противо­положность и через нее раскрывает свою сущность. Случайность су­ществует постольку, поскольку существует необходимость. Иногда слу­чайность незначительно меняет характер необходимости, и тогда мы можем абстрагироваться от нее, как, например, в динамических зако­нах. Иногда же случайность меняет характер необходимости настоль­ко, что сразу за этими изменениями трудно увидеть необходимость. На поверхности происходит игра случайностей, но эта игра всегда подчи­нена необходимости.

Диалектика необходимости и случайности проявляется еще и в том, что они могут переходить друг в друга при определенных условиях. Например, возникшая необходимость на первом этапе своего развития выступает в виде случайности (изменение органических форм, обмен товаров в натуральном хозяйстве и т. д.). При повторении условий слу­чайность переходит в необходимость. Примером этого является эво-


люция растительных и животных форм, начинающаяся со случайных изменений индивидов внутри отдельных видов. Изменения, полезные для организма, закрепляются наследственностью и естественным от­бором. Если исчезают условия, породившие данную необходимость, она переходит в случайность.

Одной из важнейших задач научного познания является вскрытие необходимой связи явлений. Задачи науки состоят в том, чтобы за ви­димой случайностью познать скрытую необходимость. Чем глубже по­знается человеком необходимая связь, проявляющаяся в законах при­роды и общества, тем успешней осуществляется господство человека над стихийными силами природы и общества.

Сущность — это совокупность фундаментальных законов, отноше­ний, свойств предметов, определяющих тенденцию их развития. Сущ­ность выражает внутреннюю, устойчивую сторону вещей, познаваемых на уровне абстрактного мышления. Явление — это те конкретные про­цессы, свойства объектов, в которых проявляется, обнаруживается их сущность (схема 31).

Схема 31. Диалектика сущности и явления в процессе развития





- общее (различ­ ные модификации одной и той же субстанции); I - необходимое (как система отно­ шений, связь мо­ ментов единого); I - закон развития и функциониро­ вания предмета

- собственный момент сущности («сущность в ее существовании») ная граница сущности

СУЩНОСТЬ

ЯВЛЕНИЕ

- дискретный момент сущности

 


Сущность и явление в любых предметах природы и явлениях об­щества находятся в единстве. Но в этом единстве первенствующая роль принадлежит сущности, ибо она определяет, что представляет собой объект, каковы его противоречия, свойства и т. п. В этом смысле сущ-


ность выступает по отношению к явлениям как его основа. Явления, которое не было бы связано с определенной сущностью, нет.

Сущность и явление нельзя представлять неизменными. Не толь­ко явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также. Обычно изменение сущности происходит более медленно, чем явления. Наиболее полно диалектика сущности и явления наблюдается в их взаимопереходах друг в друга. В.И. Ленин в «Философских тетрадях» писал, что «явление существен­но, а сущность является».

Явление богаче, многообразнее сущности, которая лишь прибли­зительно, неполно охватывает его. Одна и та же сущность может обна­ружиться во множестве явлений, причем в одних она проявляется бо­лее полно, а в других завуалированно. Часто явление дает весьма искаженное представление о сущности. Иногда несовпадение сущнос­ти и явления принимает такую редкую форму, что последнее выступа­ет как кажимость, видимость.

Как и другие категории диалектики, сущность и явление имеют огромное методологическое значение для науки и практики. Практи­ческую деятельность необходимо планировать с учетом глубинных свя­зей, отношений и законов, исходить не из кажущегося, а из реального и существенного в самих объектах, явлениях природы и общества. Диа-лектико-материалистическая методология учит проникать в самую суть явлений, искать за любой видимостью ее реальную суть.

Содержание — это категория диалектики для обозначения совокуп­ности элементов, свойств и процессов, которые составляют данный объект (схема 32).

Схема 32. Диалектика содержания и формы в процессе развития


СОДЕРЖАНИЕ

-состояние субстрата в процессе его непрерыв­ного изменения;

-совокупность всех составных элементов (свойств, связей, отношений и т. д.) объекта


«…Борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания»


ФОРМА >

-становящаяся и развива­ющаяся структура (внут­ренняя форма), строение и поведение системы (внешняя форма);

-способ удержания содержания как конкрет­ной определенности


Форма — это категория диалектики, обозначающая определенную систему связей элементов содержания, структуру предмета, процесса и т. п. Иными словами, содержание — это то, из чего состоит предмет,


явление, процесс, форма же — это способ существования, закон орга­низации содержания, делающий возможным существование предмета, явления, процесса как особой качественной определенности.

Содержание и форма, находящиеся в неразрывной слитности, вы­ступают тем не менее как различные стороны единого явления. Это раз­личие может быть выявлено путем постановки вопросов: 1) что содер­жится в предмете или явлении? 2) как, каким образом содержится? Так, вода представляет собою совокупность элементов и свойств водорода (Н) и кислорода (О). Причем элементы Н и О в молекуле воды связа­ны вполне определенным образом и пространственно.

Содержание не является простой совокупностью элементов, вхо­дящих в состав явления. Содержание составляют как элементы объек­та, так и те внутренние процессы, которые обеспечивают существова­ние и развитие данного объекта, детерминируют его переход в новое качество, сбрасывание старой и появление новой формы. Содержани­ем живого организма, например, являются процессы обмена веществ, раздражимости, сокращаемости и другие, а также органы, ткани, клет­ки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания жизнен­ных процессов в организме, структура его органов и тканей представ­ляют форму живого организма.

Методологически важным представляется рассмотрение формы как важнейшей (не только лишь чисто внешней, поверхностной) характе­ристики предмета или явления. Конечно, у предметов есть и чисто внеш­няя форма (например, пространственная, т. е. геометрическая), и она прежде всего бросается в глаза, но проявление формы этим не ограни­чивается. Форма внутренне присуща содержанию. Внешняя форма свя­зана с активной деятельностью внутренне сформированного содержа­ния, являясь его результатом, т. е. результатом целостного содержания, состоящего из огромного количества сформированных частных элемен­тов. С другой стороны, если внешняя форма безразлична к содержа­нию, то внутренняя — составляет его закон.

Содержание есть деятельное, доминирующее начало. Содержание как совокупность элементов, сторон, процессов каждого предмета, яв­ления и форма как внутренняя организация содержания представля­ют собой единство противоположностей, неразрывно связанных друг с другом, дополняющих друг друга. Это единство не статично. В осно­ве его лежит противоречие, которое и определяет результат борьбы дан­ных противоположностей. Содержание более подвижно, активно, чем форма, оно имеет тенденцию к непрерывному развитию, совершенство­ванию. Форма более устойчива, более стабильна, чем содержание, имеет


тенденцию к более долгому сохранению качественной определенности и поэтому, как правило, отстает в своем развитии от содержания. Это вызывает обострение противоречия и приводит, в конце концов, к лик­видации единства составляющих его сторон. Старая форма ломается, формируется новая система связей. Эта новая система связей, новая форма накапливает постепенно элементы, которые на первых порах соответствуют вызвавшему ее к жизни содержанию. Последнее в сво­ем развитии вновь достигает такого уровня, когда рамки данной систе­мы связей становятся тесными, начинают вновь препятствовать раз­витию содержания. Наивысшее напряжение взаимоотношений со­держания и формы органично завершается конфликтом, который и приводит к качественному изменению предметов и явлений. Причем разрешение этого конфликта идет лишь в одном направлении — ста­рая форма заменяется новой и устанавливается полная гармония меж­ду ними. Напротив, такой гармонии между ними нет и не может быть, а есть постоянная «борьба содержания с формой и обратно. Сбрасыва­ние формы, переделка содержания». Разумеется, если перед нами сис­тема, новое содержание — новая форма, то налицо главное условие про­грессивного развития, но в действительности часто имеет место и об­лачение старого содержания в новую форму и временное использование старых форм, наполнение их новым содержанием.

Содержание и форма не представляют собой застывших проти­воположных сторон. Например, производственные отношения являют­ся формой в соотношении с производительными силами, но если их взять в другой связи, а именно как базис и его соотношение с надстрой­кой, то базис выступает в качестве содержания, объекта отражения в общественном сознании, а надстройка — в роли формы. Форма обладает относительной автономностью, и несмотря на то, что в ко­нечном итоге существование данной формы определяется содержани­ем, она имеет и собственные законы развития. И это обстоятельство хорошо прослеживается на развитии таких форм общественного созна­ния, как, например, наука и искусство. Многообразие действительнос­ти диктует подчас своеобразные условия их взаимосвязи, и тогда содержание может воплощаться в старой форме, или одно и то же со­держание может иметь различные формы. Диалектическая взаимосвязь содержания и формы является законом. Отдельные же стороны проти­воречивого отношения между ними относительны. Это особенно хо­рошо видно на материале искусства: в подлинно художественном произведении мы находим глубочайшее взаимопроникновение содер­жания и формы.


Категория «возможность» выражает наличие условий и предпосы­лок, порождающих определенную тенденцию в возникновении нового, которое в данный момент не существует. Категория действительнос­ти употребляется как для обозначения всей материальной реальнос­ти, так и реализовавшейся возможности. Поэтому следует различать употребление этого понятия в широком и более узком смысле слова.

Единство возможности и действительности состоит в том, что они есть объективные стадии, стороны развития всех предметов и процес­сов. Всякое новое вначале существует лишь как возможность. С дру­гой стороны, всякая действительность вытекает из существующей дей­ствительности (схема 33).

Схема 33. Диалектика возможного и действительного в процессе развития


ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ «актуальное бытие»

выражает противоречие между формой наличного бытия вещи и ее развивающейся сущностью


ВОЗМОЖНОСТЬ аспект, сторона действительности «потенциальное бытие» выражает направленность преобразования предмета


Действительность играет главенствующую роль по отношению к возможности. Из «первенства» действительности по отношению к воз­можности вытекает следующее методологическое требование: деятель­ность по изменению мира должна строиться, в первую очередь, с уче­том реальных фактов, а только затем нужно принимать во внимание возможности, тенденции будущего. Противоречивость объективной действительности порождает много различных возможностей. Какая из них станет действительностью на данном этапе развития, зависит от многих факторов: отношения к закономерности (необходимости) хода событий, наличия или отсутствия определенных условий, соот­ношения противоборствующих сил и тенденций. Нельзя дело представ­лять так, что данная действительность с неотвратимой силой порожда­ет только одну возможность.

Существуют различные виды возможностей: общие и единичные, реальные и формальные (абстрактные) возможности. Чтобы четко отличить реальную и формальную возможность, необходимо иметь в виду следующее: формальная возможность в отличие от реальной в данный момент выражает несуществующую тенденцию развития предмета и не имеет соответствующих условий для превращения в дей­ствительность. Для полной характеристики формальной возможности


необходимо разобраться в двух положениях: во-первых, формальная возможность не противоречит законам природы и общества и этим от­личается от невозможности; во-вторых, в мире наблюдается превраще­ние реальной возможности в формальную и наоборот (схема 34).

Схема 34. Выбор возможностей в процессе деятельности людей

Х7


       
   
 
 


Действительность

«актуальное бытие»


Возможность

«потенциальное

бытие»


ЗАВИСИТ ОТ:

— характера социальной задачи;

— истинности целеполагания;

— зрелости субъекта деятельности (его спо­собности и готовности действовать в направле­нии прогрессивного развития)


В природных процессах возможность превращается в действи­тельность стихийно (за исключением тех процессов, которые связаны с деятельностью человека). В обществе возможность становится действи­тельностью через деятельность людей, которая включает в себя субъек­тивный фактор (сознательность, волю, желание и т. п.). Возможность не станет действительностью как при отсутствии субъективного фактора, так и в результате деятельности людей, не опирающихся на объектив­ные условия.

Волюнтаризм считает, что достаточно наличия воли людей, чтобы любую возможность можно было превратить в реальность. Фатализм утверждает, что раз возможность определена соответствующей действи­тельностью, а сама действительность изначально существовала в виде неотвратимой возможности, то все будущее фатально предопределено прошлым и в его становлении не участвуют новые возможности.

Таким образом, категории — это основные и всеобщие признаки, универсальные формы мышления и сознания, которые отражают об­щие свойства и отношения объективной действительности, общие за­кономерности развития всех материальных, природных и духовных явлений.

Категории диалектики тесно взаимосвязаны с ее основными зако­нами, ведь законы формулируются через категории. Например, закон


единства и борьбы противоположностей выявляется через категории «противоположность», «противоречие». В то же время соотношение между формой и содержанием, сущностью и явлением, необходимос­тью и случайностью представляет собой специфическое проявление закона единства и борьбы противоположностей.

Категории диалектики формируются на основе практики, через нее отображая всю действительность. Именно практика представляет собой универсальную связь, в которой для человека объединяются все сторо­ны действительности (природа, общество, духовный мир), т. е. предмет­но-практическая деятельность и остальное общение. Поэтому катего­рии имеют всеобщий и деятельный характер. Отражая окружающий мир и отношение человека к нему, категории выполняют мировоззрен­ческую функцию, а как всеобщие формы (средства, схемы) теорети­ческой и практической деятельности — методологическую функцию.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...