Закон единства и борьбы
среди законов материалистической ди- Противоположностей алектики, потому что раскрывает внутреннюю причину, источник всякого развития, давая тем самым «ключ» к правильному пониманию законов и категорий диалектики. Каждая вещь, явление, процесс представляют собой единство противоположностей: плюс — минус, интеграл — дифференциал, ассимиляция — диссимиляция, изменчивость — наследственность, производство — потребление, добро — зло, комическое — трагическое и т. д. Противоречие есть единство взаимоисключающих сторон, моментов, тенденций вещи, явления, процесса. Каждая вещь, явление, процесс, несмотря на внутреннюю противоречивость, являют собой единое. Структуру противоречия образует отношение противоположностей, их единство и борьба. Отношение «единство — борьба» — это единое отношение. Противоположности одновременно в одном и том же отношении взаимопредполагают и взаимоисключают, взаимоотталкивают и взаимопроникают, взаимоотрицают и взаимопронизывают друг друга, они противоборствуют и нераздельны (схема 22). Схема 22. Единство и борьба противоположностей Пу — утверждающая сторона противоречия; По — отрицающая сторона противоречия. Таким образом, единство и борьба противоположностей являются неотъемлемыми сторонами противоречия каждой вещи, явления, процесса как единого. Ни борьба вне единства, ни единство вне борьбы осуществляться не могут. Какая же сторона противоречия — единство противоположностей или борьба противоположностей — играет ведущую роль в развитии? Более импульсивной, подвижной, динамичной стороной противоречия является борьба противоположностей. И в этом смысле именно борьба носит абсолютный характер как импульс, побудительная сила, внутренний источник самодвижения, саморазвития вещей, явлений, про-
цессов. Единство же более устойчиво и стабильно, оно носит относительный характер. В контексте закона единства и борьбы противоположностей понятие «различие» выступает и как ступень развития противоречия, и как степень развитости противоположности. Понятие «тождество» обозначает начальную ступень развития противоречия, процесса, а также момент перехода, превращения противоположностей друг друга. «Диалектика есть учение о том,— писал В.И. Ленин,— как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности… превращаясь друг в друга». Возникновение противоречия осуществляется как раздвоение единого, как самодифференциация единого на противоположности. В момент раздвоения единого одновременно в одном и том же отношении возникает и борьба, и единство противоположностей. В ходе становления противоречия борьба противоположностей все более выдвигается на передний план и становится внутренним глубинным источником развития. Характеризуя источник развития, следует подчеркнуть, что противоположности в самой борьбе играют неодинаковую роль. Ведущей стороной борьбы есть более динамичная, импульсивная противоположность, побуждающая к отрицанию данное единство. Источником развития является раздвоение единого на противоположности, их борьба и разрешение. Единство противоположностей может быть движущей силой развития, а может стать силой тормозящей, угнетающей источник развития. Специфика противоречий всегда определяет своеобразие процесса их возникновения, степень их организации, особенности их разрешения. Противоречия, существующие в действительности, чрезвычайно сложны и многообразны. В этом многообразии можно выделить следующие: внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические (схема 23).
Основным противоречием является противоречие внутренне самодифференцирующейся сущности; оно обусловливает все другие противоречия на протяжении всего его существования и развития — от возникновения до исчезновения. От основного противоречия следует отличать главное противоречие, которое играет решающую роль лишь на определенном этапе развития. Основное противоречие — одно на протяжении всего процесса развития, а различные этапы имеют отличные друг от друга главные противоречия. Однако развитие и разрешение главного противоречия всегда связано с основным противоречием. Внешние противоречия — это противоречия между разными явлениями. Они воздействуют на явления и источник его развития, выступая прежде всего как условия, в которых данное явление развивается. Схема 23. Виды противоречий СУЩЕСТВЕННЫЕ НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СУЩНОСТИ ВНУТРЕННИЕ ОСНОВНЫЕ
ПО МЕСТУ В СИСТЕМЕ ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПО РОЛИ В РАЗВИТИИ
ВНЕШНИЕ НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ НЕОСНОВНЫЕ
На крутых поворотах истории, когда особенно остро встают задачи выработки новых подходов, нового мышления в осмыслении и решении сложных, противоречивых, безотлагательных проблем, особую значимость приобретает проблема преемственности и становления нового и роли в этом диалектического отрицания. При разъяснении законов единства и борьбы противоположностей и закона взаимного перехода количественных и качественных изменений категория отрицания вовлекалась широко. Так, нельзя понять источник развития вне познания отрицания противоположностями друг друга, самоотрицания вещью самой себя. Раскрывая механизм развития, сущности скачка, также привлекали понятие отрицания: отрицание накопившимся количеством данного качества, отрицание рождающимся новым качеством старого качества и, наконец, развитие как узловая линия мер, когда в ходе скачка исчезает отрицаемое единство — мера исходного качества в накопленном количестве и рождается иная мера иного качества и в другом количестве.
Диалектическое отрицание — это обусловленный внутренними противоречиями объективно-всеобщий и конкретный переход от од- ного качества к другому, в процессе которого происходит уничтожение отжившего, уцененного самой жизнью, и возникновение нового как более жизнеспособного. Оно осуществляется через преемственность ряда черт, сторон старого, их воспроизведения на новой основе в преобразованном виде (схема 24). Схема 24. Закон отрицания отрицания Диалектическое отрицание не разрывает процесс развития, а, наоборот, осуществляет преемственную связь. Суть эту хорошо выражает понятие снятия: «отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного…». В понятии «снятие» преемственность отражается в двух планах: как бы уплотнение предыдущих этапов и сохранение отдельных черт, сторон, моментов, еще способных к развитию. В понятии диалектического отрицания центральной является характеристика отрицания как самоотрицания на основе самопротиворечивости явлений. Объективно существует и другое отрицание: отрицание как уничтожение. Такое отрицание — результат внешнего воздействия, случайного к закономерному развитию самой природы явления. Именно такое отрицание, как уничтожение, и абсолютизирует метафизика. Ф. Энгельс развенчивает метафизическое понимание отрицания: «В диалектике отрицать не значит просто сказать «нет», или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом». Такое отрицание не содержит в себе возможности развития, а означает прекращение его. Ключом к пониманию закона отрицания отрицания является закон единства и борьбы противоположностей. Прежде всего потому, что глу-
Цикл
развития противоречия Г ч полное разрешение одностороннее разрешение зарождение противоречия Поступательность характеризуется как движение от основания к результату, от низшего к высшему и т. д., а возврат — как бы повторение на высшей основе уже пройденного, но повторения не буквального, а как повторение на новой основе, не всего пройденного, а лишь тех его сторон, черт, особенностей, тенденций, элементов и т. д., которые на новой основе могут оказаться жизнеспособными. Идея повторяемости — это древнейшая идея, в которой и через которую человеческая мысль осваивала процессуальность мира. Уже в мифологии присутствовала идея циклов (сутки, год). В религиозном сознании идея цикличности приобрела принципиальное основополагающее значение и получила форму возвращения к Богу. Возврат строго задан, заранее предопределен, имеет жестко однолинейный характер: Бог — бренный, грешный мир — возвращение к Богу. В философском мировоззрении проблема повторяемости процес-суальности мира осмысливалась первоначально в проблеме соотношения единого и многообразия, соотношения исходного начала и существующего многообразия мира, что находило свое выражение в форме вопроса: из чего все происходит и во что все превращается? При этом идея троичности процесса присутствовала неясно. По мере углубления познания круг многообразия расширялся, поиски единого смыка- лись, а круг превращений в единое из порождений многообразия оставался замкнутым. Идея круговорота в природе была перенесена и распространена на общественные явления. В идеалистической диалектике Гегеля идея троичности процесса получила дальнейшее развитие. Вместе с тем троичность была жестко детерминирована саморазвитием мирового разума, а процесс развития наделен неизбежным концом — венцом развития объявлялось самопознание абсолютной идеей самой себя. Троичность обрела неизменные формы триады, роль триады в развитии гиперболизировалась безмерно, цикл триады оказался абсолютно замкнутым. В марксизме замкнутость цикличности была преодолена, круг принципиально разомкнут, скрыты многообразия тенденций развития процессов и значение неодолимости нового в развитии как одна из сущностных характеристик его направленности. Был отброшен как несостоятельный тезис о неизменности основы многообразия, вскрыты и обоснованы положения о конкретно-исторической изменяемости субстанциональной основы процессов. Чрезвычайно плодотворными оказались идеи расширения и углубления его не реализованных, не состоявшихся возможностей (схема 26).
Схема 26. Противоположность диалектического и метафизического понимания отрицания ДИАЛЕКТИКА МЕТАФИЗИКА
Внутреннее отрицание (самоотрицание) Момент связи и развития Преемственность, переход от низшей ступени к высшей природа отрицания роль отрицания характер связи нового и старого
Механизм производства истории в контексте закона отрицания отрицания раскрывается как целесообразный процесс преемственности и восхождения. Неотъемлемыми чертами диалектического отрицания являются объективность, всеобщность и конкретность. Отказывают в признании объективно-всеобщего отрицания современная религиозная философия (отри- цание есть чисто мыслимая вещь — Веттер, Бохеньский), постпозитивизм (К. Поппер и Фейерабенд), иррационалистический антропологизм (сводит отрицание лишь к заключенной в человеке некой иррационалисти-ческой силе). К этим же позициям примыкают и «неомарксисты» Франкфуртской школы, мировоззренческая несостоятельность которых базируется на метафизическом гипертрофировании негативного момента, действительно присущего диалектическому отрицанию. В период социальных преобразований возрастает сила, глубина и размах диалектического отрицания. В этой связи возникает необходимость повышения сознательности масс, резко возрастает значение научно обоснованных программ, планов социального развития. Управлять отрицанием в социальных процессах — это значит: во-первых, своевременно выявлять необходимость отрицания; во-вторых, разрабатывать эффективные, научно обоснованные методы, средства и приемы, адекватные природе явления и условия, в которых отрицание осуществляется; и, в-третьих, завершать отрицание практическим действием. Таким образом, диалектический подход исходит из того, что развитие — это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков. Поэтому каждый якобы возврат на самом деле имеет качественное отличие от своего предшествующего состояния, а это означает, что имеет место прогресс — более совершенное состояние мира. Его объективными критериями являются: усложнение связей внутри системы и между системами, повышение устойчивости и жизнеспособности систем; наконец, нарастание темпов развития.
Диалектика направляет человече- скую мысль на поиски новых результатов благодаря категориям, которые выражают итоги и потребности науки. Категории — это понятия, отражающие существенные связи и отношения бесконечного многообразия явлений объективного мира. Они составляют основу, фундамент каждой науки. Категории отдельных наук справедливы только в той области, которую изучает данная наука, категории же диалектики носят всеобщий характер. Через них осуществляется познание общей основы внешне различных явлений, выражаются законы объективной реальности. Например, основной вопрос философии выражается через связь категорий количества, качества, меры, скачка, различия, противоречий, отрицания и т. д. Категории диалектики — аппараты научного обобщения процесса познания. Но так как познание является бесконечным процессом, то категориальный аппарат должен развиваться. Сила и значение категорий диалектики состоит в их объективном содержании: их нельзя придумать произвольно, они должны быть выведены, систематизированы и доказаны из взаимозависимости и взаимообусловленности явлений окружающего мира. Схема 27. Мировоззренческое и методологическое значение законов диалектики Созревающее, внутреннее необходимое отрицание Противоречия объекта Качественную и количественную определенность, меру объекта tl Характер связи и борьбы отрицаемого и отрицающего Характер, степень зрелости противоречия, его место и роль в системе Качественную и количественную определенность, меру объекта ОЦЕНИВАТЬ Победой нового над старым, переходом к более высокой ступени развития Процессом разрешения противоречия Качеством, количеством, мерой практически необходимого состояния явления IE УПРАВЛЯТЬ ВЫЯВЛЯТЬ Кроме ранее перечисленных категорий, в диалектике важное место занимают так называемые парные категории: единичное, особенное и общее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; сущность и явление и др. Эти категории существуют в диалектическом единстве. Единичное — это такие индивидуальные свойства, черты предмета, которые присущи только ему и не наблюдаются у других. Под всеобщим понимаются свойства и отношения, наблюдаемые у всех без исключения вещей, явлений, событий. Однако всякий предмет, кроме указанных свойств, имеет и такие, которые нельзя определить как единичные и всеобщие. Они характерны для определенного класса, множества предметов и поэтому охватываются понятием общего. Связующим звеном между единичным и общим выступает особенное. Например, каждое техническое устройство, как и любое материальное образование, обладает количественной и качественной определенностью, имеет пространственные характеристики и функционирует в соответствии с законами природы (общее), создано для определенных видов работы (особенное) и обладает определенной надежностью, качеством работы и т. д. (единичное) (схема 28). Схема 28. Единичное и общее (всеобщее) как моменты познания конкретного Момент «саморазличения» общего
ГЧотри /А Количественная мера общего (^Х ед ^с ого Е НИЧНОЕ^-И Форма и способ предметной.^"БЩЕЕ Ь^ реализации общего К------- - Ч| Важнейший момент \^* 1 действительности общего Г Вокруг проблемы единичного и общего на протяжении всей истории философии и в наши дни ведется борьба между материализмом и идеализмом. Абсолютное противопоставление единичного общему и наоборот всегда было присуще метафизическим воззрениям. На самом деле единичное и общее диалектически взаимосвязаны. Во-первых, каждый предмет и явление есть единство единичного, особенного и общего. В основе этого явления лежит материальное единство мира, всеобщая связь вещей, неисчерпаемость структуры и свойства окружающей нас действительности. Однако над единичными и особенными в конкретной вещи как бы «властвует» общее. Во-вторых, общее не существует вне связи с единичным, отдельным и проявляется только через него. Биологические виды животных мира существуют в конкретных индивидах. В-третьих, единичное, как отмечал В.И. Ленин, не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. В-четвертых, всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы, а всякое отдельное неполно входит в общее. Отдельное входит в общее лишь основными чертами, свойствами, закономерностями. Поэтому отдельное богаче, разнообразнее общего, но последнее глубже, существеннее для понимания единичного. В-пятых, в процессе развития мира наблюда- ется превращение единичного в общее, а общего — в единичное. Обычно новое возникает в форме единичных явлений, отношений и в течение долгого времени процесс его укрепления, расширения, в конечном счете, приводит к превращению в общее. Одновременно с этим процессом наблюдается сужение границ старого, в конечном итоге оно становится единичным и, наконец, отмирает совсем. Однако при изучении этой закономерности надо помнить, что она не применима к миру в целом. Процесс познания может осуществляться двумя путями: от единичного к особенному и от последнего к общему, а также от общих представлений к особенному и единичному. Эту мысль Ф. Энгельс глубоко разъясняет в работе «Диалектика природы». Он прослеживает процесс познания от единичного, особенного ко всеобщему на истории открытия закона сохранения и превращения энергии. В познании наблюдается движение мысли от общего к единичному. Так К. Максвелл, исходя из учения об электромагнитном поле и закона индукции, предсказал существование электромагнитных волн. Данные категории имеют огромное значение для осмысления явлений общественной жизни. Правильное представление об их конкретной связи дает возможность построить план деятельности, позволяющей достичь поставленной цели. Связь причины и следствия такова, что они не могут меняться местами. Однако это справедливо только для данной причины и ее следствия. В универсальном же мировом взаимодействии каждое явление, находясь в бесконечной связи с другими явлениями, одновременно выступает как причина и как следствие. Будучи следствием предыдущего явления, она становится причиной последнего. Например, действие электрического тока при зарядке аккумулятора является причиной определенной химической реакции, но если мы будем искать причину возникновения этого тока, то в другом звене взаимодействия он будет следствием, например, превращения механической энергии в электрическую и т. д. Цепь причин и следствий в универсальном взаимодействии бесконечна, как бесконечен процесс изменения самой материи. Причинная обусловленность всех явлений называется детерминизмом (лат. «determinare» — определять). Детерминизм — учение о закономерности связи явлений, их причинной обусловленности. Идеалисты противопоставляют детерминизму индетерминизм, отрицающий причинную обусловленность явлений объективного мира. Индетерминизм используется в отрицании исторической закономерности и причинной обусловленности явлений общественной жизни. Человеческая история представляется ими как беспорядочное нагромождение фактов и событий, не связанных между собой причинной связью. Причина и следствие являются двумя непрерывно взаимодействующими полюсами. Но причина взаимодействует не только со своим следствием, но и с другими явлениями окружающей среды. Эти взаимодействия порождают условия, т. е. такие явления, которые необходимы для наступления данного следствия, но сами по себе его не вызывают. Наличия условий без причины недостаточно, чтобы возникло следствие, но и причина без условий остается только возможностью, которая не может превратиться в действительность (схема 29). Схема 29. Диалектика причинно-следственной связи порождает
ПРИЧИНА Одна и та же причина в зависимости от условий может порождать различные следствия. Условия как опосредованное взаимодействие вторгаются в структуру причинно-следственной связи, нарушая ее однозначность. Наиболее сложным вопросом является понимание проявления причинной связи в микромире. Однозначный характер причины и следствия получил название лапласовского детерминизма. При этом рассматривалось механическое воздействие одного тела на другое, связывалась сила (причина) с вызываемым ею движением (следствием). Если в механике мы знаем одновременно координаты и импульс точки или системы точек, то для любого будущего момента времени мы можем предсказать координаты и импульс данной точки или системы точек. Бурное развитие классической механики и особенно в предсказании движения небесных тел привело к представлению, что все явления реального мира можно объяснить законами механического движения. Однако с развитием науки было установлено, что причинная связь не всегда носит механический характер. Часто относительно неизменное условие для данных явлений создать невозможно. В таких случаях мы должны рассматривать причинно-следственную связь, учитывая меняющиеся взаимодействия причины с окружающей средой. В этих условиях причинная связь выступает как линия, тенденция с определенными направлениями: причина порождает следствие в различных условиях. Этим нарушается строгая однозначность причины и следствия. Элементарные частицы отличаются от макротел, законы классической механики не распространяются на них. Если в классической механике координаты и импульс тела определяются одновременно с любой точностью, то в квантовой механике существует свой физический закон — соотношение неопределенностей, который гласит, что микрочастица не может иметь одновременно точные значения координаты и импульса. Поведение микрочастиц описывается квантовой механикой. Закономерности квантовой механики носят статистический характер, а причинно-следственная связь устанавливается при помощи статистических методов, которые применяются в квантовой механике для описания поведения микрочастиц, являются специфическим выражением причинной связи в микромире. Изменения, происходящие с окружающими нас предметами и явлениями, можно разделить на два вида. Одни изменения определяются внутренней природой явления и вытекают из коренных особенностей его развития, другие — не вытекают из сущности данного предмета, вызываются побочными факторами и внешними обстоятельствами. Наличие данных типов изменений и связей является основой различия категорий необходимости и случайности. Категория необходимости отражает те изменения и процессы в мире, которые вытекают из внутренних, существенных связей предметов и явлений, подготовлены ходом предшествующего развития. Необходимость характеризуется неизбежностью, т. е. при наличии определенных условий процесс протекает именно так, а не иначе. В силу этого необходимые процессы и изменения имеют определенный порядок своего развития (схема 30). Случайность же имеет свое основание во внешних, временных и побочных факторах, связях и отношениях. Поэтому в данных условиях случайное явление может произойти, а может и не произойти, может протекать так, а может по-другому. Домарксовый материализм, будучи по своей природе метафизическим, отрицал объективное существование случайности. Все причины он считал одинаково необходимыми по отношению к тому или иному явлению. Отрицание объективного существования случайности ведет к уничтожению различия между тем, что является определяющим, необходимым для данного явления, и тем, что несущественно, преходяще для него. Случайность отрицается на словах, а на деле поднимается до уровня необходимости. Согласно такому взгляду, все, что совершается, должно произойти только так, а не иначе. Это ведет к фатализму — мистическому взгляду на мир, согласно которому все события заранее предопределены судьбой, роком. «Чему быть — того не миновать» — таков принцип фатализма. Субъективный идеализм отрицает необходимость и признает господство чистой случайности. Такая точка зрения берет свое начало от Юма и Канта; дальнейшее развитие она получила в философии махизма, современного позитивизма, экзистенциализма и др. Схема 30. Диалектика необходимого и случайного в развитии НЕОБХОДИМОСТЬ - содержательная сторона сущности; - тенденция (закон) развития; -условия и способ их освоения -А. СЛУЧАЙНОСТЬ - исторически первоначальное явление необходимости; -форма дополнения необходимости; -процесс порождения новой действительности Необходимость всегда включает в себя случайность как противоположность и через нее раскрывает свою сущность. Случайность существует постольку, поскольку существует необходимость. Иногда случайность незначительно меняет характер необходимости, и тогда мы можем абстрагироваться от нее, как, например, в динамических законах. Иногда же случайность меняет характер необходимости настолько, что сразу за этими изменениями трудно увидеть необходимость. На поверхности происходит игра случайностей, но эта игра всегда подчинена необходимости. Диалектика необходимости и случайности проявляется еще и в том, что они могут переходить друг в друга при определенных условиях. Например, возникшая необходимость на первом этапе своего развития выступает в виде случайности (изменение органических форм, обмен товаров в натуральном хозяйстве и т. д.). При повторении условий случайность переходит в необходимость. Примером этого является эво- люция растительных и животных форм, начинающаяся со случайных изменений индивидов внутри отдельных видов. Изменения, полезные для организма, закрепляются наследственностью и естественным отбором. Если исчезают условия, породившие данную необходимость, она переходит в случайность. Одной из важнейших задач научного познания является вскрытие необходимой связи явлений. Задачи науки состоят в том, чтобы за видимой случайностью познать скрытую необходимость. Чем глубже познается человеком необходимая связь, проявляющаяся в законах природы и общества, тем успешней осуществляется господство человека над стихийными силами природы и общества. Сущность — это совокупность фундаментальных законов, отношений, свойств предметов, определяющих тенденцию их развития. Сущность выражает внутреннюю, устойчивую сторону вещей, познаваемых на уровне абстрактного мышления. Явление — это те конкретные процессы, свойства объектов, в которых проявляется, обнаруживается их сущность (схема 31). Схема 31. Диалектика сущности и явления в процессе развития
Сущность и явление в любых предметах природы и явлениях общества находятся в единстве. Но в этом единстве первенствующая роль принадлежит сущности, ибо она определяет, что представляет собой объект, каковы его противоречия, свойства и т. п. В этом смысле сущ- ность выступает по отношению к явлениям как его основа. Явления, которое не было бы связано с определенной сущностью, нет. Сущность и явление нельзя представлять неизменными. Не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также. Обычно изменение сущности происходит более медленно, чем явления. Наиболее полно диалектика сущности и явления наблюдается в их взаимопереходах друг в друга. В.И. Ленин в «Философских тетрадях» писал, что «явление существенно, а сущность является». Явление богаче, многообразнее сущности, которая лишь приблизительно, неполно охватывает его. Одна и та же сущность может обнаружиться во множестве явлений, причем в одних она проявляется более полно, а в других завуалированно. Часто явление дает весьма искаженное представление о сущности. Иногда несовпадение сущности и явления принимает такую редкую форму, что последнее выступает как кажимость, видимость. Как и другие категории диалектики, сущность и явление имеют огромное методологическое значение для науки и практики. Практическую деятельность необходимо планировать с учетом глубинных связей, отношений и законов, исходить не из кажущегося, а из реального и существенного в самих объектах, явлениях природы и общества. Диа-лектико-материалистическая методология учит проникать в самую суть явлений, искать за любой видимостью ее реальную суть. Содержание — это категория диалектики для обозначения совокупности элементов, свойств и процессов, которые составляют данный объект (схема 32). Схема 32. Диалектика содержания и формы в процессе развития СОДЕРЖАНИЕ -состояние субстрата в процессе его непрерывного изменения; -совокупность всех составных элементов (свойств, связей, отношений и т. д.) объекта «…Борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания» ФОРМА > -становящаяся и развивающаяся структура (внутренняя форма), строение и поведение системы (внешняя форма); -способ удержания содержания как конкретной определенности Форма — это категория диалектики, обозначающая определенную систему связей элементов содержания, структуру предмета, процесса и т. п. Иными словами, содержание — это то, из чего состоит предмет, явление, процесс, форма же — это способ существования, закон организации содержания, делающий возможным существование предмета, явления, процесса как особой качественной определенности. Содержание и форма, находящиеся в неразрывной слитности, выступают тем не менее как различные стороны единого явления. Это различие может быть выявлено путем постановки вопросов: 1) что содержится в предмете или явлении? 2) как, каким образом содержится? Так, вода представляет собою совокупность элементов и свойств водорода (Н) и кислорода (О). Причем элементы Н и О в молекуле воды связаны вполне определенным образом и пространственно. Содержание не является простой совокупностью элементов, входящих в состав явления. Содержание составляют как элементы объекта, так и те внутренние процессы, которые обеспечивают существование и развитие данного объекта, детерминируют его переход в новое качество, сбрасывание старой и появление новой формы. Содержанием живого организма, например, являются процессы обмена веществ, раздражимости, сокращаемости и другие, а также органы, ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания жизненных процессов в организме, структура его органов и тканей представляют форму живого организма. Методологически важным представляется рассмотрение формы как важнейшей (не только лишь чисто внешней, поверхностной) характеристики предмета или явления. Конечно, у предметов есть и чисто внешняя форма (например, пространственная, т. е. геометрическая), и она прежде всего бросается в глаза, но проявление формы этим не ограничивается. Форма внутренне присуща содержанию. Внешняя форма связана с активной деятельностью внутренне сформированного содержания, являясь его результатом, т. е. результатом целостного содержания, состоящего из огромного количества сформированных частных элементов. С другой стороны, если внешняя форма безразлична к содержанию, то внутренняя — составляет его закон. Содержание есть деятельное, доминирующее начало. Содержание как совокупность элементов, сторон, процессов каждого предмета, явления и форма как внутренняя организация содержания представляют собой единство противоположностей, неразрывно связанных друг с другом, дополняющих друг друга. Это единство не статично. В основе его лежит противоречие, которое и определяет результат борьбы данных противоположностей. Содержание более подвижно, активно, чем форма, оно имеет тенденцию к непрерывному развитию, совершенствованию. Форма более устойчива, более стабильна, чем содержание, имеет тенденцию к более долгому сохранению качественной определенности и поэтому, как правило, отстает в своем развитии от содержания. Это вызывает обострение противоречия и приводит, в конце концов, к ликвидации единства составляющих его сторон. Старая форма ломается, формируется новая система связей. Эта новая система связей, новая форма накапливает постепенно элементы, которые на первых порах соответствуют вызвавшему ее к жизни содержанию. Последнее в своем развитии вновь достигает такого уровня, когда рамки данной системы связей становятся тесными, начинают вновь препятствовать развитию содержания. Наивысшее напряжение взаимоотношений содержания и формы органично завершается конфликтом, который и приводит к качественному изменению предметов и явлений. Причем разрешение этого конфликта идет лишь в одном направлении — старая форма заменяется новой и устанавливается полная гармония между ними. Напротив, такой гармонии между ними нет и не может быть, а есть постоянная «борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания». Разумеется, если перед нами система, новое содержание — новая форма, то налицо главное условие прогрессивного развития, но в действительности часто имеет место и облачение старого содержания в новую форму и временное использование старых форм, наполнение их новым содержанием. Содержание и форма не представляют собой застывших противоположных сторон. Например, производственные отношения являются формой в соотношении с производительными силами, но если их взять в другой связи, а именно как базис и его соотношение с надстройкой, то базис выступает в качестве содержания, объекта отражения в общественном сознании, а надстройка — в роли формы. Форма обладает относительной автономностью, и несмотря на то, что в конечном итоге существование данной формы определяется содержанием, она имеет и собственные законы развития. И это обстоятельство хорошо прослеживается на развитии таких форм общественного сознания, как, например, наука и искусство. Многообразие действительности диктует подчас своеобразные условия их взаимосвязи, и тогда содержание может воплощаться в старой форме, или одно и то же содержание может иметь различные формы. Диалектическая взаимосвязь содержания и формы является законом. Отдельные же стороны противоречивого отношения между ними относительны. Это особенно хорошо видно на материале искусства: в подлинно художественном произведении мы находим глубочайшее взаимопроникновение содержания и формы. Категория «возможность» выражает наличие условий и предпосылок, порождающих определенную тенденцию в возникновении нового, которое в данный момент не существует. Категория действительности употребляется как для обозначения всей материальной реальности, так и реализовавшейся возможности. Поэтому следует различать употребление этого понятия в широком и более узком смысле слова. Единство возможности и действительности состоит в том, что они есть объективные стадии, стороны развития всех предметов и процессов. Всякое новое вначале существует лишь как возможность. С другой стороны, всякая действительность вытекает из существующей действительности (схема 33). Схема 33. Диалектика возможного и действительного в процессе развития ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ «актуальное бытие» выражает противоречие между формой наличного бытия вещи и ее развивающейся сущностью ВОЗМОЖНОСТЬ аспект, сторона действительности «потенциальное бытие» выражает направленность преобразования предмета Действительность играет главенствующую роль по отношению к возможности. Из «первенства» действительности по отношению к возможности вытекает следующее методологическое требование: деятельность по изменению мира должна строиться, в первую очередь, с учетом реальных фактов, а только затем нужно принимать во внимание возможности, тенденции будущего. Противоречивость объективной действительности порождает много различных возможностей. Какая из них станет действительностью на данном этапе развития, зависит от многих факторов: отношения к закономерности (необходимости) хода событий, наличия или отсутствия определенных условий, соотношения противоборствующих сил и тенденций. Нельзя дело представлять так, что данная действительность с неотвратимой силой порождает только одну возможность. Существуют различные виды возможностей: общие и единичные, реальные и формальные (абстрактные) возможности. Чтобы четко отличить реальную и формальную возможность, необходимо иметь в виду следующее: формальная возможность в отличие от реальной в данный момент выражает несуществующую тенденцию развития предмета и не имеет соответствующих условий для превращения в действительность. Для полной характеристики формальной возможности необходимо разобраться в двух положениях: во-первых, формальная возможность не противоречит законам природы и общества и этим отличается от невозможности; во-вторых, в мире наблюдается превращение реальной возможности в формальную и наоборот (схема 34). Схема 34. Выбор возможностей в процессе деятельности людей Х7 Действительность «актуальное бытие» Возможность «потенциальное бытие» ЗАВИСИТ ОТ: — характера социальной задачи; — истинности целеполагания; — зрелости субъекта деятельности (его способности и готовности действовать в направлении прогрессивного развития) В природных процессах возможность превращается в действительность стихийно (за исключением тех процессов, которые связаны с деятельностью человека). В обществе возможность становится действительностью через деятельность людей, которая включает в себя субъективный фактор (сознательность, волю, желание и т. п.). Возможность не станет действительностью как при отсутствии субъективного фактора, так и в результате деятельности людей, не опирающихся на объективные условия. Волюнтаризм считает, что достаточно наличия воли людей, чтобы любую возможность можно было превратить в реальность. Фатализм утверждает, что раз возможность определена соответствующей действительностью, а сама действительность изначально существовала в виде неотвратимой возможности, то все будущее фатально предопределено прошлым и в его становлении не участвуют новые возможности. Таким образом, категории — это основные и всеобщие признаки, универсальные формы мышления и сознания, которые отражают общие свойства и отношения объективной действительности, общие закономерности развития всех материальных, природных и духовных явлений. Категории диалектики тесно взаимосвязаны с ее основными законами, ведь законы формулируются через категории. Например, закон единства и борьбы противоположностей выявляется через категории «противоположность», «противоречие». В то же время соотношение между формой и содержанием, сущностью и явлением, необходимостью и случайностью представляет собой специфическое проявление закона единства и борьбы противоположностей. Категории диалектики формируются на основе практики, через нее отображая всю действительность. Именно практика представляет собой универсальную связь, в которой для человека объединяются все стороны действительности (природа, общество, духовный мир), т. е. предметно-практическая деятельность и остальное общение. Поэтому категории имеют всеобщий и деятельный характер. Отражая окружающий мир и отношение человека к нему, категории выполняют мировоззренческую функцию, а как всеобщие формы (средства, схемы) теоретической и практической деятельности — методологическую функцию.
Читайте также: A) система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|