Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?
Инструкция: Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе! ”. А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика. 1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями. 4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры. 5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе. Мини-лекция «Понятие готовность к школе» Итак, что же такое психологическая готовность к школе? Многое родители оценивает начало обучения в школе как новый сложный этап. Это действительно так. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу? 1. Возникают отношения “ученик–учитель”. Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя. 2. Приобретается статус ученика. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. 3. Начало обучения, это еще и большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.
Под готовностью к школьному обучению понимают тот уровень физического и психологического развития, при котором требования системного обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка. Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, педагоги-психологи выделяют несколько показателей готовности детей к школьному обучению - это мотивационная готовность, личностная, умственная, эмоционально-волевая и физическая готовность. Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: ü мотивационную готовность, ü личностную готовность, ü интеллектуальную или умственную готовность, ü эмоционально-волевую готовность, ü физическая готовность. Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка – эмоциональную устойчивость. Она проявляется в умении и потребности ребенка общаться с взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Умственная готовность включает сформированность речи, мышления, восприятия, памяти, внимания и воображения. Она выступает центральным компонентом школьной готовности. Под интеллектуальной готовностью понимается целый комплекс черт умственного развития дошкольника, неразрывно связанный с познавательной и будущей учебной деятельностью. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Физическая готовность ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Более подробно на каждом компоненте психологической готовности мы остановимся на следующих занятиях. В зависимости от выбора концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) физическое развитие и координация движений; 2) желание учиться; 3) управление своим поведением; 4) владение приемами умственной деятельности; 5) проявление самостоятельности; 6) отношение к товарищам и взрослым; 7) отношение к труду; 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради. Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой. Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям. Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи. Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения. В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми. Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера. В двух словах можно выразить так: Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе. К слову, на второй пункт очень многие родители закрывают глаза, считая его незначительным. Однако зачастую он играет ведущую роль в возникновении проблем у " неподготовленного" школьника. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка» Главное родителям будущих первоклассников помнить - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие - заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни.
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.
Общие психолого-педагогические рекомендации: 1. Принимать ребенка таким, какой он есть. 2. Как можно чаще общаться с ребенком. 3. Избегать переутомления. 4. Использовать упражнения на релаксацию. 5. Не сравнивать ребенка с окружающими. 6. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 7. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребёнка, он должен знать за что. 8. Обращаться к ребенку по имени. 9. Не предъявлять ребенку повышенных требований. 10. Старайтесь делать замечания как можно реже. 11. Оставаться спокойным в любой ситуации. Важно, чтобы ребенок пошел в школу с уверенностью в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не все у ребенка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее, это повод еще больше сблизиться с ребенком и оказать ему поддержку! Итог занятия. Рефлексия Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники занятия отвечают на вопросы: ü Чем полезно именно для вас было данное занятие? ü Что нового о себе и своем ребенке вы узнали? ü Ваши пожелания на следующую встречу. ЗАНЯТИЕ 2. «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» Цели: раскрыть понятие мотивационной готовности. Познакомить родителей со способами формирование навыков учебной деятельности, стимулирование желания учиться в школе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|