Как научить ребенка эмпатии до окончания школы?
До сих пор мы говорили о создании учебной среды, основанной на эмпатии. А как насчет воспитания эмпатии в самих учениках? Ученики, к которым проявляют эмпатию, естественным образом будут склонны проявлять ее в ответ. У таких людей больше шансов развить социальный и эмоциональный интеллект, если их обучают те, кто уже развил в себе эти качества. Учитывая, что к семи годам дети проводят в школе от шести до семи часов в день, а иногда и больше, опыт пребывания в образовательном учреждении окажет большое влияние на их эмпатические способности. Если говорить о развитии когнитивной и эмоциональной эмпатии, школа стоит в одном ряду с родителями и сверстниками. Способ развития эмпатии, о котором вы узнали из первой главы, предполагает, что школьники должны научиться: а) признавать свои собственные эмоции и эмоции других людей, б) делать глубокие вдохи, если они ощущают эмоциональное возбуждение и в) проявлять любопытство, если им не понятна реакция другого человека, – так они получат возможность больше узнать о ситуации и устранить противоречия. У подавляющего большинства известных мне людей, которые счастливы в своей профессии, был учитель, побудивший их развивать внутренний потенциал, человек, который помог им осознать, в чем их талант. У многих из нас были учителя, которые помогли нам стать теми, кем мы хотели стать. А как насчет вас? Можете ли вы сказать, что кто-то из учителей проявлял к вам эмпатию? Эти люди приложили усилия, чтобы наладить с вами контакт? Мы помним своих учителей, потому что они заботились о нас – не только об успеваемости, но и повседневной жизни. Они помогли нам увидеть общую картину, наш потенциал и способности. Найдите минутку и подумайте о том, чем вы занимаетесь по жизни, попытайтесь найти учителя, который поможет вам стать на правильный путь или разобраться, что нужно делать. В этом и заключается сила эмпатического обучения – нет ничего более важного, чем наполнить нашу жизнь целью и смыслом.
Учитель средней школы из Денвилла, штат Нью-Джерси, наглядно показал ученикам, что такое эмпатия, – предложил им сыграть в цифровую симуляционную игру, в которой каждому игроку было присвоено имя и предыстория – например, мигрант, пытающийся пересечь границу США, или солдат пограничного патруля, останавливающий нелегальных мигрантов. «Мигранты» подготовились к путешествию и спланировали свой путь через пустыню Аризоны. Перейти через пустыню им помогали коварные «гиды», которые иногда грабили «мигрантов» или оставляли их в затруднительном положении. Если кто-то в группе заболевал или получал травму, всем приходилось принимать непростое решение: должны ли они нести раненого или оставить его в пустыне? Между тем игроки, стоявшие на страже закона, отслеживали нелегальных мигрантов – не только чтобы не допустить нарушения границы, но и для оказания первой помощи и сбора останков погибших. Что касается «мигрантов», игра заставила всех задуматься о том, что значит быть частью группы, отчаянно пытающейся начать все с начала. Исходя из смоделированной ситуации, они пытались выжить и пробиться к лучшей жизни. С другой стороны, ученики поняли точку зрения пограничного патруля. Целью пограничников было не только защитить страну от нелегальной иммиграции, но и предложить помощь брошенным в пустыне людям. Подобные темы проверяют нашу способность к эмпатии и пониманию действий взрослых людей. Когда учеников просят принять обе точки зрения, то есть понять мигранта, который хочет получить шанс на лучшую жизнь, и пограничника, которому приходится оказывать помощь огромному количеству людей, – им приходят на ум творческие решения проблемы. Опасность выбора в рамках «все или ничего» заключается в том, что он может привести как к самым простым, так и к самым сложным решениям. Такое мышление лишено мудрости, нюансов, оно исключает дополнительные варианты, которые позволили бы решать гуманистические проблемы и гарантировать, что ни одна сторона не будет перегружена. Если попросить учеников разобраться со сложными проблемами, подобными этой, у них появляется возможность интегрировать несколько точек зрения. Они запомнят урок. Возможно, во взрослой жизни он поможет им принимать взвешенные и справедливые решения. Посеяв семена эмпатии в дошкольнике, мы помогаем ему стать объективным и справедливым взрослым, который разбирается в человеческих эмоциях.
Один из моих друзей наглядно показал, как можно привнести эмпатический компонент в обучение взрослых людей. Авиад Харамати, для друзей просто – Ади, возглавляет Центр инноваций и лидерства в образовании «CENTILE» при Медицинской школе Джорджтаунского университета. Центр занимается повышением квалификации преподавателей вуза. Ади изменил программу обучения студентов-медиков с учетом физиологии тела и разума, включив в нее инструменты самопомощи, такие как медитация на развитие осознанности и йога. Это очень прогрессивные идеи в подготовке врачей. Цель программы – научить студентов-медиков разбираться в собственных эмоциях. Студенты учатся снижать предвзятость своего восприятия и действий с помощью упражнений на рефлексию и смоделированных ситуаций. Умение работать с эмоциями повышает не только качество жизни врача, но и его работоспособность. Центр «CENTILE» презентует свою программу на международных конференциях, стараясь увеличить охват аудитории. На курсах, которые я посещала в Гарвардском институте Мэйси, были организованы особые «сообщества» – детище Элизабет Армстронг, осознававшей, что преподавателям медицинских специальностей необходимо чувство принадлежности. Наличие постоянной группы товарищей, готовых оказать вам поддержку, способствует расширению сотрудничества и появлению инноваций. Раньше у преподавателей не было такой возможности. Теперь, когда они получили поддержку, это благотворно отразилось на их студентах и пациентах. По мнению Армстронг, преподавателям нужно усвоить правильные методики обучения, они должны получать обратную связь, за особые заслуги их следует обязательно премировать – наградами и признанием. Все это вдохновляет преподавательский состав, стимулирует проводить занятия на высочайшем уровне, возводит качество занятия в профессиональный приоритет.
Эмпатию можно включить в учебный план при помощи разных хитростей. Возможно, вы не помните деталей своих любимых детских историй, но наверняка не забыли любимых персонажей. Может быть, вы увидели себя в малыше из стихотворения Доктора Сьюза[20] про сничей[21], который очень хотел, чтобы у него на животе была звездочка. Или, будучи школьником, вы прочитали «Гарри Поттера» и посочувствовали этому мальчику, потерявшему родителей? А может быть, в старшей школе вас потрясла печальная история любви Ромео и Джульетты? В большинстве историй вы не всегда знаете, что на уме того или иного персонажа, и движетесь от мысли к мысли, от момента к моменту, от ситуации к ситуации. Вы полагаетесь на воображение, заполняете пробелы, чтобы понять намерения и мотивы персонажа. Когда вы «сливаетесь» с ним, понимаете его психическое состояние, приходит осознание, которое вы незаметно для себя переносите в жизнь, – появляются какие-то ожидания, заставляющие противостоять предрассудкам и стереотипам, побуждающие глубже понимать других людей. Кто-то может думать иначе, но вы способны понять его мысли и чувства. Теперь, когда вы сталкиваетесь с незнакомым или сложным человеком, общаться с ним стало легче, потому что персонаж романа помог вам развить эмпатические навыки. Мы рассмотрим результаты исследования, подтверждающие эту мысль, в девятой главе, посвященной эмпатии в искусстве и литературе. По роду деятельности мне часто приходится слышать от студентов-медиков комментарии в духе: «В детском саду это актуально, а сейчас зачем? » Я отвечаю так – очень многие не научились эмпатии в детском саду. К счастью, ситуация начинает меняться.
В детских садах вводятся новые учебные курсы, например «Open circle»[22], где малышей учат выражать свои чувства и прислушиваться к чувствам других. Этот метод приняли во многих начальных школах США. Программы, подобные «Открытому кругу», учат детей внимательно относиться к чувствам, осознавать и выражать их. Постепенно дети начинают чувствовать себя более уверенно и спокойно. Одна бабушка, чья внучка прошла такую программу, поделилась со мной: «Я стояла у раковины, мыла посуду, а пятилетняя внучка что-то рассказывала. Она нежно взяла меня за руку и сказала: «Бабушка, учитель говорит, что когда люди разговаривают, нужно смотреть им в глаза вот так». Внучка попросила бабушку присесть, чтобы их глаза были на одном уровне, и добавила, что это помогает лучше понять человека. Она узнала об этом на «Открытом круге». Бабушка говорит, что теперь ее разговоры с внучкой приняли совершенно новый оборот. Они слушают друг друга ушами, глазами и сердцем. Я считаю, что никогда не поздно освоить эти навыки. Мне интересно: каким мог бы стать мир, если бы все научились слушать друг друга и реагировать на чувства других людей еще в детском саду? Помощь нуждающимся также способствует развитию эмпатических способностей детей. Некоммерческая организация Cradles to Crayons заботится о бездомных детях и малышах из малоимущих семей, обеспечивая их одеждой и всем необходимым. Основатель организации Линн Маргерио отмечает, что семьи, которые привлекают детей к волонтерской деятельности, дают им возможность задуматься о сверстниках, нуждающихся в помощи. Дети из обеспеченных семей часто не имеют представления, как живут бедняки. Маргерио поделилась примером: «Десятилетний мальчик-аутист вызвался помочь чистить и сортировать обувь, которую должны были отправить нуждающимся. Раньше он почти не говорил, но, по дороге домой, сказал маме: «Это было мощно! » Мама была ошеломлена – она и не думала, что он поймет всю глубину ситуации. Но было совершенно ясно – он понимает. Дома мальчик собрал всю свою обувь, которую мог пожертвовать. В этой куче была пара совершенно новых «найков». Когда-то он очень просил, чтобы их купили. Мама спросила: «Ты уверен, что хочешь отдать кроссовки? » – и тот настоял, чтобы у другого мальчика была возможность носить их. В Cradles to Crayons каждый день видят, как маленькие дети проявляют эмпатию, потому что родители дают им возможность в ней поупражняться».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|