Картина стоит тысячи эмоций
В нашу эпоху быстрых сообщений необходимы новые способы интерпретации эмоций. Например, смайлики: улыбка, ухмылка, нахмуренные брови… Смайлики стали популярны, когда в моду вошел обмен текстовыми сообщениями. Использование смайлов в цифровом общении помогает проявить эмпатию. В начале «текстовой революции» пользователи использовали смайлики для выражения основных чувств и намерений: вводили двоеточие, тире, а затем скобку – получался смайлик. В 1999 году японский экономист Шигетака Курита создал эмодзи, внеся свою лепту в революцию японских средств коммуникации. Традиционный способ общения японцев, в том числе переписка – слишком «долгий», он полон похвал, выражений уважения и доброй воли. Курита понял, что сообщения, набираемые на клавиатуре, лишают людей возможности выражать себя так, как они привыкли, что приводит к взаимному недопониманию, – это довольно частое явление. Люди, которые полагаются на семь ключевых компонентов эмпатии, могут потерять свою индивидуальность при общении без зрительного контакта и возможности задействовать выражения лица, позу, интонацию, громкость голоса. Без смайликов, позволяющих интуитивно считывать эмоциональный контекст при общении, мы рискуем лишиться эмпатии. Эмодзи в данном случае заменяют интонации и язык тела. Согласно результатам научных исследований из 3, 2 миллиарда пользователей интернета 92 % регулярно использует эмодзи. Они помогают выразить эмоции или намерения универсальным способом, независимо от нашего родного языка. Эмодзи помогают пройти через «эмоциональные минные поля» цифровых коммуникаций. Без них мы могли бы превратиться в безликую серую массу. Они очень популярны, но, возможно, их стоит доработать? Не способствуют ли они возникновению двусмысленности? Если посмотреть на последовательность сообщений, у большинства людей в переписке будет множество смайликов, выражающих удивление. Репертуар быстро переходит от лиц к большим пальцам, сердцам и кнопкам «лайк», которые позволяют точнее выразить мысли и чувства. Теперь у нас есть полный набор, от единорогов до хештегов и коротких клипов, более известных как «гифки», – все это помогает хоть немного внести в цифровое общение эмоциональный компонент.
На сегодняшний день у нас недостаточно данных, чтобы делать официальные заявления, но есть предположение, что ярко-желтый смайлик активирует нейронные цепочки, ответственные за ощущение счастья, – те же, что работают, когда мы видим счастливое лицо. Конечно, смайлики и эмодзи не могут заменить эмпатию. Разве грустное лицо – подходящий ответ на расставание? А на пост о смерти в семье? Эмодзи передают некоторые эмоциональные намерения и помогают прояснить смысл сообщения, но выразить или заменить эмоцию с их помощью нельзя. Я вижу, как из-за двусмысленности начинается путаница в соцсетях. Захожу на YouTube – пять человек оставили в комментарии под видео с кошкой «сердечко», а один – «злое лицо» – почему? Считать ли проявлением грубости комментарий под постом в Facebook со значком «большой палец», если все ставят «сердечко»? И не нарушите ли вы политику социальных сетей, лайкнув что-то в Твиттере на работе? Думаю, эмодзи не могут заменить реальные человеческие эмоции. Возможно, нам нужны новые смайлики, способные выражать настоящую эмпатию. Например – «Мне нужно с тобой пообщаться» или «Ты можешь говорить? ». Эмодзи передают чувство, но двусмысленно, и при этом совсем не дают информации об эмоциональных потребностях человека. Боюсь, многие сильно рискуют, пытаясь найти эмоциональный отклик в этих маленьких пиктограммах. Если вы отправите кому-то изображение разочарованного лица, человек уловит эмоцию в целом, но не всегда сообразит, почему вы так расстроены. Невозможно точно определить, на какую реакцию вы рассчитываете. Меня беспокоит, что в современном цифровом мире мы рискуем, выражая эмоции или потребность в них.
Общение с использованием выражений лица стало проблемой с момента появления телефонов. С переходом на обмен цифровыми сообщениями появились новые технологии, такие как Bitmoji – персонализированные аватары, которые позволяют менять выражение лица. Граница между вами «реальным» и «виртуальным» в цифровом мире стирается довольно быстро. Создатели новых технологий уже экспериментируют с программным обеспечением для распознавания лиц, отображающим ваши истинные эмоции для создания персонализированных смайликов. Некоторые компании пошли еще дальше и позволили пользователям настраивать анимированные сообщения, прикреплять голосовое сообщение и выражение лица в режиме реального времени. Эти достижения говорят о том, что люди, которые общаются посредством сообщений и электронной почты, продолжают искать способы точнее выражать чувства и реагировать на них. Поскольку эмпатия и сострадание так сильно зависят от семи ключевых компонентов, с каждым годом будут выходить новые версии подобных программ, до тех пор пока их создателям не удастся достичь максимально близкого к реальности результата. Следует задаться вопросом, сколько времени, усилий и денег будет потрачено на попытки подражать уникальной человеческой способности – воспринимать эмоциональные потребности друг друга и реагировать на них. Если это когда-нибудь произойдет – все будет печально, автоматизируются особые признаки, отличающие человека от машины. Конечно, прогресс не стоит на месте, но кто хочет, чтобы врача, медсестру или юриста заменил робот? Надеюсь, машины всегда будут рядом, чтобы помочь нам при общении, но не заменят живого человека. Учитывая жажду новых технологий, столь сильно развитую в нашем обществе, я надеюсь, что мы никогда не забудем комфорт человеческого прикосновения, теплоту объятий или проницательный взгляд друга. Нам всем нужно знать, что мы не одиноки в этом мире и любимы – в ближайшее время машины едва ли смогут это сделать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|