Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курица или яйцо?. Уроки искусства в реальном мире




Курица или яйцо?

Эксперты-психологи часто задаются вопросом – может ли знакомство с литературой и искусством повысить наш уровень эмпатии? Или все дело в том, что любители искусства более чувствительны и предрасположены к поиску разного рода произведений, позволяющих испытать эмпатию? В Новой школе проводятся в буквальном смысле интригующие исследования, связанные с литературой, но некоторые команды ученых не смогли повторить эксперимент и получить подобные результаты. Они считают, что чтение литературных произведений не обязательно должно влиять на развитие способности к эмпатии, но подтверждают, что оно активирует те же нейронные сети, что и теория мышления или необходимость посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Возможно, повышение когнитивной эмпатии происходило только на короткое время, пока шло исследование. Мы можем предполагать, что база для эмпатии при чтении литературы накапливается постепенно.

Вполне вероятно, что знакомство с искусством помогает нам научиться видеть ситуацию с точки зрения других людей. Я хотела бы предложить людям, склонным к эмпатии, найти для себя вид искусства, который поможет им отточить свои природные способности. Думаю, что существование зеркальных нейронов, которые действуют как крошечные отражатели, и общих нейронных цепочек предполагает, что мы наделены способностью проявлять эмпатию от рождения. Я считаю, что искусство – один из лучших способов активировать эти нейронные системы. Означает ли это, что любители искусства всегда будут самыми эмпатичными людьми в мире? Может быть и нет, но они определенно разбираются в эмпатии лучше других.

Фактически данные некоторых исследований Кембриджского университета говорят о том, что эмпаты тянутся к определенным видам искусства. Исследователи проанализировали личностные черты и художественные предпочтения более трех тысяч человек, чтобы выявить удивительно четкую закономерность. Всех участников опроса попросили пройти личностный тест.

Выяснилось, что люди, которые больше всего ценят интенсивность, резкость и склонны к гедонизму, в основном предпочитают «острые» жанры, такие как панк и метал, фильмы ужасов и эротическую фантастику.

Любители острых ощущений, похоже, предпочитают экшн, приключения и фантастику. Интеллектуально развитые личности предпочитают искусство, связанное с текущими событиями, научной литературой и образованием. Эмпаты выбрали две категории: общественную и эстетическую. Люди, ориентированные на общество, предпочитают ток-шоу, драмы, романы и поп-музыку. Эстетически-ориентированный человек выбирает все, что связано с культурой и интеллектом, отдает предпочтение классической музыке и искусствам, истории и фильмам с субтитрами.

Интересно, что эмпатам нравятся столь разнообразные жанры. Думаю, что это говорит о двойственной природе эмпатии. Во-первых, эмпатичные люди проявляют естественный интерес к окружающим и их отношениям. Во-вторых, они заинтересованы в опыте, который находится за пределами их собственного. В ходе этого исследования, ученые отметили, что эмпаты испытывали отвращение к видам развлечений, в которых присутствовали сцены жестокого насилия или ужаса. Возможно, им трудно видеть, как другие люди переживают сильную физическую или психологическую боль.

Уроки искусства в реальном мире

В современном мире можно найти меньше эмпатии, чем нам хотелось бы. Мы в значительной степени перешли к цифровым коммуникациям, все больше пользуемся электронной почтой и социальными сетями, где невозможно применить невербалику, а подход Э. М. П. А. Т. И. Я. становится менее эффективен. Мы уже видели, что легко начать вести себя как грубиян, оставляя анонимные комментарии в Twitter, – ведь вы никогда не увидите причиненной вами боли. Мы ежедневно видим по телевизору сцены войн и разрушений, настолько ошеломляющие, что многие просто перестают реагировать.

Я считаю, что искусство может выступить противоядием от отчуждения. Оно помогает иначе взглянуть на «внешние» социальные группы, прикоснуться к их непосредственному опыту, приблизиться к истинному пониманию этих людей. В современном мире все реже встречается умение понимать мысли и чувства других, находить общие черты, которые не дают нам относить кого-то к категории «девиантов» или «недостойных уважения». Зачем нужно искусство? Оно позволяет ощутить, что все мы связаны. Многие мировые проблемы возникают из-за того, что люди не понимают друг друга. Искусство помогает прийти к такому пониманию.

Многие произведения искусства призывают нас к гуманизму. Вспомните печальный фильм «Список Шиндлера» о евреях в нацистской Германии или кинокартину «Поля смерти», в которой глазами местного населения показано опустошение Камбоджи, – такую точку зрения на Западе редко рассматривают. Фильмы, сериалы и книги, такие как «Затянувшаяся музыка», «Обыкновенное сердце» и «Даллаский клуб покупателей», очеловечили проблему СПИДа, особенно актуальную в сообществе геев и лесбиянок – традиционной «внешней группы».

Я уверена, что вы можете вспомнить еще много примеров – картин, скульптур, телепередач, фильмов, песен, спектаклей и книг, которые тронули ваше сердце и обогатили понимание личности или культуры. Недавно я посмотрела документальный фильм о детской проституции. Детей продавали через сайт Backpage, доступный в Google. Фильм назывался «Я – Джейн Доу». Из-за лазейки в законе существование этого «легального» веб-сайта, на котором велась торговля детьми, не считалось уголовным преступлением. Режиссер-постановщик документальных фильмов Мэри Маццио, получившая множество наград, поставила себе цель изменить эту ситуацию. Когда фильм вышел, сенаторы пригласили Мэри и продюсеров в Вашингтон. В апреле 2018 года создателям Backpage были предъявлены обвинения в организации проституции и отмывании денег, сайт был закрыт по решению правительства США.

Необходимо развивать искусство на всех уровнях – не только на глобальном, но и на местном. Разного рода художественные программы, в том числе для заключенных, школьные постановки и даже маленькие книжные клубы – все это двигает искусство в народ, что очень важно для поддержания уважительного отношения, доброты и заботы в нашем мире. Вот в чем заключается самая суть эмпатии.

Мне кажется, что опыт, который мы получили, посмотрев постановку, изучив картину или прочитав книгу, можно применить в реальной жизни, адаптировать к нужной ситуации. Все мы можем равняться на Алана Алду.

Алан Алда любит науку и хочет донести до зрителей правду. Он посвятил двенадцать лет своей профессиональной жизни съемкам документального сериала для PBS[36]. Сериал назывался Scientific American Frontiers, в нем рассказывалось об ученых, совершивших удивительные открытия. Алда быстро понял, что ученые должны уметь общаться, иначе люди их просто не поймут. Исследователю важно уметь правильно рассказывать об открытии, чтобы простой человек понял значимость проделанной работы.

Мы стали подходить к науке однобоко – это одна из самых неприятных проблем современности. На планете становится все жарче, усиливаются приливы, начинаются разрушительные ураганы и наводнения, гибнут миллионы людей, но стороны не могут договориться – не хватает эмпатии.

То, что представляется неопровержимым доказательством для одной стороны, другая воспринимает как «обман». Как же нам двигаться вперед, как защитить человечество?

Алда объединился с Говардом Шнайдером, деканом факультета журналистики Университета Стоуни-Брук. Они создали Центр популяризации науки, в котором можно пройти обучение навыкам общения, столь необходимым актерам и ученым. По словам самого Алана, все началось так: «Я занимался научным шоу, потому что любил науку и хотел узнать больше о ней от самих ученых. Когда мы завершили работу, я начал понимать, что могу применить свои навыки как актер для популяризации науки. А потом, когда воплотил свою идею в жизнь, понял, что этому можно научить других людей».

«Может возникнуть ощущение, что мы предадим свое племя, если начнем смотреть на мир с точки зрения другого племени», – добавляет он. В этом суть племенной природы: эмпатия очень важна, потому что мы испытываем наибольшее сочувствие к людям, которые похожи на нас. Когда-то мы жили в племенах, постоянно защищали себя от других. «Так мы возвращаемся к знакам, символам и словам, характерным для конкретной группы, и, кажется, определяющим идентичность ее членов. Прочие термины используются другими группами, и, если бы одна группа начала использовать термины другой, это восприняли бы как нападение. Мы хотим, чтобы наука была ясной и яркой, без прикрас», – говорит Алда.

Алан Алда решил найти новый способ вести разговор о науке. Он понял – чтобы говорить о таких вещах, как бедность, здравоохранение и глобальное потепление, нужно удостовериться, что мы не оскорбляем чужие ценности или укоренившееся мнение других людей. Один из примеров – необходимость помочь населению Флориды понять важность борьбы с «изменением климата». Этот термин во многих сообществах настолько табуирован, что фактически запрещен для официального использования.

Кое-где даже используется новый термин «вызывающее неудобство наводнение, – объясняет Алда. – Он не лишен смысла». В фильмах ни сам Алан, ни ученые никоим образом не пытались обмануть зрителя или тем более заставить кого-то молчать. Они поняли, что нужно добраться до фактов, не настаивая на названиях. Жители Флориды могут легко увидеть, что в их регионе сильно увеличилось количество наводнений и это действительно доставляет некоторые неудобства. Таким образом, появилась отправная точка – была подчеркнута важность проблемы.

Это тоже проявление эмпатии – признать реальность проблемы и подумать, можно ли называть ее разными именами, чтобы найти решение. В разговоре с Алдой я выяснила, что его главным приоритетом было выбрать правильные слова – говорить так, чтобы не вызвать разделения, сплотить людей и показать, что у них есть общие проблемы. Такие творцы, как Алан Алда и Дайан Паулус, следуют зову сердца, своим трудом и новаторством идей призывая нас к действию и совместной работе. Они хотят показать новые перспективы и возможности, общую человечность нашего опыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...