Как искусство рождает эмпатию
Создание произведения искусства – это приглашение для всех нас понять опыт художника и сделать собственные выводы. Мозг переходит в пассивный режим работы. Этот процесс помогает перестать сосредотачиваться только на себе и проявить любопытство. Включается в работу правое полушарие, которое не так активно при выполнении обычных задач: оно отвечает за воображение и творчество. При помощи правого полушария мы обрабатываем идеи, которые пытается передать художник, обдумываем собственные мысли и чувства, проецируя их на произведение искусства. Установление связи между автором и зрителем позволяет ощутить радость, страх, боль или любые другие привычные эмоции. При этом чувства обычно опережают мысли. Творение захватывает нас при помощи жестов, выражений лица, движения, цвета или слов. Подумайте о картине Ван Гога «Звездная ночь». Критики говорят, что водовороты краски, текстуры и цвета, которые использовал художник, обусловлены его стремлением преодолеть психическое заболевание. Деревня окрашена в темные цвета, но яркий свет в окнах создает ощущение комфорта. Может быть, вы почувствовали это, даже не открывая книгу по истории искусства. Воображение – это первый шаг в развитии эмпатии: как я могу испытать эмпатию по отношению к вам, если не могу представить, каково это – быть вами? Искусство помогает развить воображение. Его сила заключается в способности стимулировать как когнитивную эмпатию, основанную на рациональном мышлении, так и эмоциональную, опирающуюся на чувства. Мы пропускаем искусство через призму своих воспоминаний, точек зрения и переживаний. Посредством взаимодействия с опытом мастера мы стимулируем эмоциональные центры мозга. Чем быстрее это происходит, тем лучше у художника получилось повлиять на расширение нашего опыта, вывести нас за пределы собственного понимания, предложить другую перспективу. В некоторых случаях мы даже можем подняться над собственным настроением или состоянием ума. Порой у нас получается на время воспринять чужую боль, грусть, радость, удивление или гнев.
Мне довелось поработать с Дайан Паулус в музыкальном лагере Интерлочен, штат Мичиган. В то время ей было десять лет, но Дайан произвела на меня неизгладимое впечатление своей невероятной активностью – она заражала открытостью и креативом всех вокруг. Теперь Дайан – лауреат премии «Тони»[29] и художественный руководитель Американского репертуарного театра при Гарвардском университете. Она очень удачно объяснила влияние преобразующей силы искусства на развитие эмпатии аудитории: «Мы ведь хотим общаться, вдохновлять других и что-то менять? Я очень верю в стремление аудитории к обучению. Это направляет меня как художника. Я считаю, что наша миссия – расширить границы Американского репертуарного театра. У людей есть потребность в определенном ритуале, в совместном перемещении во времени и пространстве, в уходе с насиженного места, в отвлечении от повседневной жизни, в путешествиях и зрелищах – это помогает нам увидеть себя в присутствии чего-то большего, чем мы сами». Дайан Паулус считает, что основная цель – перейти от сердца к уму: «Что касается аудитории, мы достигаем более глубокого уровня эмпатии, потому что у людей нет возможности сразу сказать: «Это не мое», «Мне это не нравится», «Я это не понимаю» и уйти. Речь идет не об информации – мы получаем ее больше, чем можем использовать, и через некоторое время не обращаем на нее внимания. Речь идет о быстром развитии эмпатии при помощи истории. При таком подходе эмпатия развивается очень быстро, думаю, подобное люди испытывали на протяжении всей истории». Помощь со стороны Национального фонда поддержки искусств критически важна, поскольку искусство играет важную роль в обществе – оно как бы приподнимает нас над собственным опытом, давая возможность оценить опыт наших братьев и сестер.
Алан Алда дает похожее объяснение. Он говорит, что думает об искусстве как о способе поделиться опытом человечности с другими людьми. «Ничто так не стимулирует выражение эмпатии, как общее страдание, – говорит он. – Мне кажется, что особое состояние, которое испытывают люди при разговоре один на один, должно возникать, когда актер говорит с залом». Искусство может привести нас к эмпатии самым неожиданным способом. Моя знакомая, Мелисса Крафт – художник из Нью-Йорка, вспоминает, как проходил семинар по изобразительному искусству для студентов-медиков Колумбийского университета. Основной целью было не научить медиков рисовать, а изучить изображенные лица и тела. Нужно было представить истории этих людей, их проблемы, подумать, какой жизнью они живут. Идея, конечно, состояла в том, чтобы вызвать у студентов эмпатию. Семинар пользовался популярностью, несмотря на то, что был обязательным для посещения. Несомненно, он принес большую пользу людям, которые собирались стать врачами. Практика интеграции искусства в медицинское образование стала приоритетом Гарвардской медицинской школы и других медицинских вузов по всей стране. В 2011 году несколько преподавателей Гарвардской медицинской школы запустили программу Arts and Humanities Initiative, направленную на финансирование культурных мероприятий. Многие студенты-медики и врачи были вовлечены в литературную деятельность, занимались музыкой и прикладными искусствами. Основатели Arts and Humanities Initiative были твердо убеждены, что плоды этой деятельности могут сыграть главную роль в дальнейшей карьере студентов. Сюзанна Ковен – писатель, член-основатель Arts and Humanities Initiative и преподаватель литературы в Массачусетской больнице общего профиля, объясняет: «Внимательный взгляд на картину или вдумчивое чтение стихотворения может улучшить нашу способность к наблюдению, интерпретации, общению, расширить возможности для проявления эмпатии – все это помогает врачам стать лучше в профессиональном плане.
Лично я точно уверена, что чтение романов в колледже помогло мне как врачу намного больше, чем изучение биохимии и физики». Интеграция с искусством может подойти для «гуманизации» практически любой отрасли и является еще одним способом развития эмпатии. Все сводится к тому, что искусство может перевести эмпатию из эмоциональной плоскости в познавательную. Если произведение вызывает у нас достаточно сильные эмоции, мы решаем поделиться ими с окружающими, обычно посредством вдохновляющих слов или действий. Что действительно интересно – искусство почти по определению является общим опытом. Когда мы приходим в музей, театр или на концерт, то обычно нам есть с кем обсудить то, что мы видим, слышим и чувствуем. Иногда мы просто стоим вместе в тишине и позволяем общим эмоциям потрескивать в воздухе, как электричеству. Песня, которую вы слушаете, пока едете на работу, или фотография из интернета – все это культурно распространенный опыт, который, как известно, может вызвать резонанс на местном, национальном и даже общемировом уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|