Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 11. Копаем глубже: в поисках эмпатии




Иногда нам приходится покопаться в себе, чтобы ответить на чувства другого человека, – такова жизнь. На эмпатию влияет множество факторов – физиология, воспитание, общество, личные убеждения и опыт. У каждого сердца есть своя причина, чтобы смягчиться или ожесточиться. Важно уметь сделать шаг назад и оценить, почему вам трудно проявить эмпатию в одних обстоятельствах и легко – в других.

Как вы помните, большинству людей очень трудно проявить эмпатию к человеку, который записан во «внешнюю» группу. Мы испытываем одну эмоцию, если видим, что плохо «ближнему» – кому-то, чья жизнь похожа на нашу, или тому, кто живет рядом с нами, и другую – если узнаем, что с иностранцем приключилось то же самое. Думаю, равнодушие, невежество и неосведомленность являются движущей силой большинства замедленных эмпатических реакций на «внешние группы». Конечно, некоторые люди придерживаются определенных предубеждений, иногда расистских, и пытаются оправдать ими отсутствие эмпатии к представителям таких групп.

Речь идет не о пассивном равнодушии. Есть группы, которым многие люди не открывают сердца ни при каких обстоятельствах. Мы вешаем на них ярлыки, не замечая боли, которую причиняем таким отношением. В эти группы может входить человек, сидящий рядом с вами или дальний родственник. Иногда общество настолько отторгает таких людей, что мы не замечаем их существования – все проходят мимо, как будто не видят.

Предоставьте мне ваших усталых бедняков[54]

Социальная нейробиология помогает нам понять причины, по которым общество игнорирует бездомных. Чтобы почувствовать эмпатию, вы должны сначала узнать другого, понять, что его мысли, чувства и эмоции, похожи на ваши собственные. Человека могут «лишить права на человечность» за определенные «отклонения»: например, за грязь или неприятный запах – к нему не проявят расположения, не захотят помочь. В терминах социологии это называется дегуманизацией.

Подумайте о фильме «Ужин», про две семьи, в которых взрослые обсуждают следующую ситуацию – их сыновья-подростки подожгли бездомную женщину, которая спала возле банкомата и мешала им подойти к нему. Мальчики издевались над ней и мучили. В конце концов, она скончалась. Родители реагируют по-разному. Одна семья определяет это как убийство, в то время как другая утверждает, что та женщина была не более чем «неудобством» и не имела права находиться перед тем банкоматом. Кровь стынет в жилах от ярости, с которой эти люди защищают своего сына-преступника.

Исследователи выявили неврологические процессы, которые снижают чувствительность к страданиям «внешних групп», таких как бездомные и нищие. Были проведены эксперименты: испытуемым показывали фотографии бездомных, сканеры при этом регистрировали активность областей мозга, ответственных за отвращение. Те же самые области активируются, когда мы пробуем на вкус прокисшее молоко или видим гнездо тараканов. При этом префронтальная кора, участвующая в обработке социальной информации, не проявляет такой активности.

Ошеломляющее число женщин, подвергшихся бесчеловечным домогательствам со стороны влиятельных лидеров, чья уязвимость использовалась в индустрии развлечений и в других профессиях, указывает на то, что дегуманизация повсеместна и затрагивает не только «экстремально внешние» группы.

Движения #MeToo и #BlackLivesMatter позволили высказаться группам, которые долгое время молчали из стыда и страха. Смелость людей, которых относили к «внешним группам» из-за пола и расы, начала разрушать стены молчания.

Те, кто привык отсиживаться за этими стенами, приравнивая остальных к бездушным предметам, лишились укрытия. Люди открыли шлюзы эмпатии, стали требовать установления новых этических и правовых стандартов. Есть надежда, что эти движения смогут изменить отношение людей друг к другу в двадцать первом веке.

Исследователи обнаружили, что общество может вовсе не испытывать эмоционального отклика при виде страданий человека, относящегося к «внешней» группе. Мы перестаем считать отвратительной бедность и переносим отвращение на бедняка. Мы подсознательно заставляем себя поверить, что он не может испытывать дискомфорт, грусть или пребывать в депрессии, как все остальные. В этом случае на страдальца смотрят как на «нечто меньшее, чем человек».

Конечно, не все равнодушны к нуждающимся. Существует множество программ и организаций, созданных для помощи бездомным, в их работе задействованы неравнодушные люди. Однако в последние годы терпимость и понимание по отношению к бездомным, похоже, угасли, несмотря на то, что масштаб этой трагической проблемы растет в геометрической прогрессии. Некоторые эксперты полагают, что когда подобная ситуация становится настолько острой, люди устают от сострадания и мозг просто перестает обрабатывать эту информацию – в индивидуальном или глобальном масштабе. На каком-то уровне общество стало воспринимать бездомных не как результат социальной болезни, а как преступников. Во многих городах существуют законы, запрещающие спать в публичных местах, бродяжничать и попрошайничать. Если бы в городах было достаточно приютов для бездомных, эти законы можно было бы понять. Но не везде есть столько приютов. Так из уравнения удаляется эмпатия, бездомные лишаются возможности удовлетворить основные человеческие потребности – им негде спать, нечего есть, даже некуда сходить в туалет.

Несмотря на «перекосы», общество считает, что проблема бездомности должна быть решена. Недавний опрос, проведенный группой Public Agenda, показал, что более 70 % жителей Нью-Йорка уверены – пока существует бездомность, мы не оправдываем свою ценность как страна. Почти 90 % опрошенных считают, что они платят налоги, которые государство разумно расходует, часть средств идет на помощь бездомным – поэтому таким людям нужно просто предоставить жилье. Как показал опыт Сиэтла, Юты и Финляндии, это очень эффективное решение. Людям можно помочь, проводя обучение, программы реабилитации для наркоманов, оказывая базовые психиатрические услуги… Community Day Center[55] в Уолтеме, штат Массачусетс, и другие подобные центры по всей стране, предоставляют бездомным жилье, консультации и телефонную линию поддержки, помогают им собраться вместе и найти работу. Мы можем внести свой вклад не только наличными или чашкой кофе, но и участием в подобных программах, жертвуя одежду, оказывая медицинские или психологические услуги.

Интересно, что свой вклад в помощь бездомным вносят люди, которые опасаются сами оказаться на улице. Более 35 % жителей Нью-Йорка, опрошенных Public Agenda, считают, что рискуют стать бездомными, у 30 % любимый человек не имеет своего дома. Однажды я спросила бездомную женщину, как она дошла до такого состояния. Та ответила: «Это долгая история, я никогда не думала, что такое может случиться со мной. Муж бросил, я не работала, не смогла выплатить ипотеку, дома забрали. Я спала в машине, но потом ее пришлось продать». Думаю, многие люди беспокоятся, что если в домино их жизни упадет одна костяшка, то дальше все пойдет вниз по накатанной.

Как я уже упоминала, трудно отказаться от проявления эмпатии, если вы знаете человека лично. Если чувствуете, что не можете спокойно смотреть на бездомных, вам становится больно при виде новостного сюжета о лагерях беженцев или знаете, что в вашем сообществе есть жертвы издевательств, насилия или ненависти, почему бы не начать работать в этом направлении? Начните с волонтерства один раз в месяц – помогайте в местном приюте для бездомных или в службе доставки еды малоимущим. Вовлекаясь в эту деятельность, вы можете лично познакомиться с людьми, отчаявшимися в преодолении жизненных трудностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...