Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монстры среди нас. Глава 12. Проявляем эмпатию к себе




Монстры среди нас

Поистине злые поступки не вызывают особого сочувствия. Они внушают страх, отвращение и гнев. К ним относятся убийства, растление детей, нацизм, диктатура… В какой-то степени люди, творящие подобное, заслуживают сочувственного любопытства к тому, что их мотивирует. И точно можно сказать, что они бросают вызов нашей способности проявлять эмпатию.

Возьмем, к примеру, людей, которые не могут проявить достаточно эмпатии. Они манипулируют окружающими, чтобы заставить их следовать за собой. Когда манипуляции раскрываются полностью, вызвать положительные эмоции по отношению к кукловодам очень непросто. Подобные ситуации поднимают множество неприятных вопросов: что заставляет людей вести себя таким образом? А если бы мы узнали больше об их происхождении и жизни? А вдруг они сами пережили подобное, были жертвами физического насилия, психологических манипуляций, если их ненавидели – оправдывает ли это в какой-то степени их поведение? Возможно, они страдают каким-то неврологическим расстройством? Оправдывает ли болезнь их чудовищные поступки?

Нейробиологи обнаружили, что у людей, страдающих психическими патологиями, могут повреждаться нейронные механизмы, отвечающие за проявление эмпатии. Жан Десети, нейробиолог и почетный профессор института Ирвинга Б. Харриса в Чикагском университете, провел исследование, в ходе которого было выдвинуто предположение – психически больной человек может быть лишен эмпатии начисто, его мозг отличается от мозга здорового человека. Такие люди могут не реагировать на страх, написанный на лице жертвы, не обращают внимания на крик отчаяния. У них нет ни общих нейронных цепочек, ни эмпатической способности понимать страдание других.

Страдая психологической патологией, больной наносит вред другим людям с очевидной легкостью и не испытывает мук совести.

Насколько это обусловлено природным фактором, а насколько – воспитанием, пока не совсем ясно.

Признаки антисоциальной личности, описанные в работе Саймона Барон-Коэна, указывают на черты, характерные для психопатических и социопатических групп. Среди них: пренебрежение безопасностью окружающих, безответственность, несоблюдение социальных норм законности и отсутствие угрызений совести. Чтобы увидеть такие черты в полной мере, не нужно далеко ходить – вспомните акцию протеста в Шарлоттсвилле: белый национал-экстремист, исполненный ненависти, преднамеренно врезался на автомобиле в толпу протестующих, убив молодую женщину. Люди, ненавидящие других, лишенные сочувствия, представляют серьезную угрозу для общества.

Мировая история омрачена фигурами, которые проявляют крайнюю ненависть и враждебность к группам, находящимся в меньшинстве. Их действия привели к гибели сотен миллионов людей. Тактика, которую они используют, состоит в том, чтобы дегуманизировать и демонизировать внешние группы до такой степени, чтобы убийство входящих в них людей стало оправданным. Как понять, что творилось в голове у Гитлера, Сталина, Ленина, Мао Цзэдуна, Усамы бен Ладена или у людей, стоявших во главе геноцида в Руанде, Армении, Югославии, массовых убийств в Сирии? Как проявить эмпатию к убийцам, проявлявшим явно психопатические наклонности, таким как Тед Банди и Джон Уэйн Гейси? Мы знаем, что при наличии психопатической патологии, у человека может просто не быть необходимого для эмпатии субстрата. Что стоит за действиями террористов? Что движет членами неонацистских группировок и Ку-клукс-клана? А насильниками животных? Являются ли такие люди монстрами? Это отклонение от природы? Что мы должны им эмоционально? Но кто может сказать, что люди, которые совершают насильственные действия, не заслуживают эмпатии?

Возможно, вопросов здесь больше, чем ответов. Одно известно наверняка: есть люди, к которым гораздо сложнее проявить эмпатию. Но мы должны быть осторожны, чтобы не начать вести себя избирательно. Если мы решим, что есть определенные люди или группы, к которым эмпатия неприменима, то где разделительная черта? Не начнет ли она проходить все дальше и дальше, пока эмпатия не станет скорее исключением, чем правилом? Даже в самых сложных случаях, прежде чем осудить человека, нужно его понять. Однако понимание не подразумевает избавления от ответственности. Последствия будут соответствующими, в зависимости от действий и поведения, не важно, насколько хорошо мы можем понять, почему человек совершил нечто ужасное. Понимание причин насильственных отношений, тенденций и действий является обязательным условием при поиске конструктивных и позитивных путей развития человеческого общества.

Глава 12. Проявляем эмпатию к себе

Представьте, что у вашей лучшей подруги начались трудности. Разве вы не броситесь к ней на помощь, предлагая любовь, поддержку и понимание? Неужели станете ее осуждать? Скорее всего, вы найдете для нее нужные слова, выслушаете, постараетесь утешить даже тоном голоса и не будете стыдить или обвинять. Почему многие из нас отказывают себе в столь же добром отношении? Мы на автомате критикуем сами себя за малейшие ошибки, причем моментально. Мы гордимся тем, что проявляем доброту и сострадание к другим, но когда речь идет о человеке, которого мы каждый день видим в зеркале, то эмпатическая забота почему-то сразу принимается за признак слабости.

Пришло время дать себе передышку. В этой главе мы сосредоточимся на проявлении эмпатии к самим себе. «Что? – скажете вы. – Проявить эмпатию к себе? Разве она не должна быть направлена на других? Может, нужно использовать другой термин? » Если мы вернемся к семи ключевым аспектам эмпатии, то поймем, что редко применяем их для оценки собственных чувств, хотя на самом деле следовало бы.

Большинство из нас не занимается регулярным анализом собственных выражений лица и поз, не распознает свои чувства, если нас что-то огорчает. Думаю, этим стоит заняться. Можно даже покричать вволю – это поможет выплеснуть эмоции и восстановить силы. Исследования, проведенные А. Дж. Дж. М. Вингерхётс, голландским экспертом в области плача, показали, что через 90 минут после просмотра мелодрамы у людей, которые хорошенько поплакали, настроение становится лучше, чем до просмотра. Вингерхётс считает, что плач можно использовать, чтобы оправиться от сильных эмоций. Поскольку плач и грустные выражения лица тесно связаны с нашими собственными чувствами, они помогают проявить эмпатию и сострадание к другим людям.

Если мы начнем называть эмоции других людей или ощущения, которые они у нас вызывают, то сможем проявить к ним больше эмпатии, например: «он выглядит таким счастливым» или «кажется, она грустит». Оказывается, что с собственными эмоциями метод тоже работает. Если вас одолевают, например, гнев, страх или отвращение, назовите эти эмоции – так вы ускорите процесс саморегуляции. Вы увидите, что ситуация, которая кажется проблемной – временна. По сути, несколько дистанцируясь от чувства, вы помогаете работе префронтальной коры, которая участвует в оценке эмоции.

«Я» – ваша реакция – может быть самым важным из ключевых компонентов самоэмпатии. Мы не случайно так часто используем язык тела для выражения эмоций. Тело – своего рода инструмент. Сердце начинает биться сильнее, если вы испугались; зрачки расширяются при виде любимого человека; когда вы нервничаете, в животе кружатся бабочки. Настройка на собственные телесные реакции учит нас распознавать и уважать свои потребности. Это важный навык, который необходим для управления состоянием своего здоровья, эмоциями и отношениями.

Поначалу может показаться странным, что вы должны научиться «отвечать» не только другим людям, но и себе тоже. Подумайте о разнице между концепциями «я» и «со мной». «Я» наблюдает за тем, что происходит «со мной». Например: «Я понял, что его комментарии причиняют мне боль» – наблюдение не делает меня обидчивым человеком, но я осознаю, что чьи-то слова наносят ущерб чувствам субъекта, т. е. – «меня»: «я» наблюдает за «мной». Нам нужно настроиться на самих себя, чтобы больше узнать о своих эмоциях. Собственные реакции и ответы – ключ к познанию своих чувств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...