Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное казенное образовательное учреждение




Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

                                                                

 

Е. А. ФЕДОРЧЕНКО

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ:

Учебные материалы

 

 

Москва

2020

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие …………………………………………………………….... 3

Русский язык в современном обществе ……………………………. 6

§ 1. Статус и функции русского языка в Российской Федерации … 6

§ 2. Разновидности национального языка и общественно-речевая

практика …………………………………………………………. 14

Язык специальности как подсистема национального языка  …... 30

§ 3. Терминологическая лексика как основа языка специальности    35

§ 4. Особенности употребления лексики в официально-деловом

     общении  ………………………………………………………….. 56

§ 5. Клише языка специальности …………... …………. ………………  67

Упражнения ………………………………………………………… … 74

Грамматические нормы в официально-деловой речи ……………  81

§ 6. О морфологических нормах в официально-деловой речи ……... 82

§ 7. О синтаксисе официально-деловой речи ……………………….   97

§ 8. Текст документа в аспекте его грамматической

и коммуникативной организации.. …………………………….. 119

 Упражнения ………………………………………………………….. 129

Заключение …. ………………………………………………………… 134

Библиографический списо к …………………………………………….  135

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Русский язык является одним из наиболее развитых современных мировых языков. Глубокие культурные традиции имеет и наука, изучающая русский язык. Поэтому русский язык достаточно хорошо описан и в аспекте его исторического развития, и в его современном состоянии. Вместе с тем интерес к изучению национального языка не угасает, что связано как с процессами его непрерывного развития, изменениями, происходящими на различных языковых уровнях, так и формированием новых научных парадигм в современном языкознании.

В конце ХХ века в лингвистике появляется значительное количество научных теорий, знаменующих собой поворот от изучения языка, его структуры, к исследованию речи, выявлению антропоцентрический сущности речемыслительной деятельности человека. В центре научных исследований оказывается языковая личность – субъект речи, мысли, познания. Активно изучается употребление русского языка в различных социальных группах под углом зрения социолингвистики, психолингвистики, когнитивной лингвистики. Методология современной науки о русском языке становится полипарадигмальной (сочетающей методы исследования различных научных школ и направлений), что позволяет получать новую научную информацию, актуальную для развития современного общества.

Реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов в высшей школе, осваивающих образовательные программы по гуманитарным специальностям, предполагает внедрение в учебный процесс достижений современной прикладной лингвистики, развивающейся в глобальных рамках, заданных некоторыми общими параметрами речевой коммуникации, всегда осуществляемой под влиянием определенного типа культуры и подчиняющейся законам данного общества и социальной среды.  

Описание речевой деятельности людей осуществляется прежде всего посредством сопоставления внутренних и внешних по отношению к языку факторов отбора языковых средств. "... Языковой механизм приводится в движение не сам собой, а тем обществом, которому данный язык принадлежит, и вот для фактической жизни языка оказывается чрезвычайно существенным, как пользуется общество своим языком" [1]. Определить основы формирования коллективных (общественных) навыков употребления языка - значит понять мотивы выбора языковых средств в тех или иных коммуникативно значимых условиях.

Поскольку актуальные вопросы функционирования русского языка в профессиональной деятельности связаны со всей макросистемой национального языка, изучаемый материал рассматривается в трех аспектах, соотнесенных с главами «Русский язык в современном обществе», «Язык специальности как подсистема национального языка», «Грамматические нормы в официально-деловой речи». В центре внимания автора проблемы, связанные с употреблением языковых средств, представляющих специальную информацию. В качестве основных для изучения выделяются темы: « Статус и функции русского языка в Российской Федерации»; «Разновидности национального языка и общественно-речевая практика»; «Терминологическая лексика как основа языка специальности»; «Особенности употребления лексики в официально-деловом общении»; «Клише языка специальности»; «О морфологических нормах в официально-деловой речи»; «О синтаксисе официально-деловой речи»; «Текст документа в аспекте его грамматической и коммуникативной организации».     

Формирование и совершенствование навыков профессионального владения языком предопределены как общей речевой культурой говорящих, так и специальной языковой подготовкой, цель которой - изучение закономерностей употребления языка, обусловленных его функциональной направленностью.

Изучение дискурса специальности дает возможность выявить наиболее актуальные для профессиональной деятельности ресурсы русского языка, а также проблемные зоны в структурах языковой компетентности специалистов, связанные с формированием навыков выбора языковых средств и способов выражения, соответствующих условиям и целям коммуникации, что призвано обеспечить рациональную организацию речемыслительной деятельности специалистов, адекватное восприятие профессиональной информации и, в конечном счете, оптимизацию информационных процессов в ситуациях профессионального общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...