Язык специальности. как подсистема национального языка
ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ КАК ПОДСИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА В любой предметной области, любой профессиональной сфере присутствует проблема языка, адаптированного для адекватного отражения и передачи логически систематизированного представления о специальных знаниях. Этим обусловлено особое внимание ученых к функционированию языка в различных областях общественной практики. В научных исследованиях все чаще звучит термин “язык для специальных целей” (или «язык в специальных целях»)[9]. И все процессы развития языка в специальной речи, его адаптация к целям профессиональной коммуникации имеют ярко выраженный социальный характер и в той или иной мере находятся под контролем общества. Употребление языка в речевых актах, опосредующих и обслуживающих профессиональную деятельность, обусловлено спецификой данной профессиональной деятельности. Как уже отмечалось выше, в отдельных сферах профессиональной деятельности могут функционировать профессиональные языки (в другой терминологии – профессиональные жаргоны, социолекты), характеризующиеся социальной ограниченностью употребления таких разновидностей национального языка. Но применительно к социолектам (профессиональным жаргонам) термин «язык специальности» в лингвистике обычно не употребляется. При этом необходимо заметить, что язык определенной специальности (или подъязык специальности) могут называть профессиональным языком (в расширенном понимании термина «профессиональный язык»). В отличие от социолектов, включающихся в оппозицию к литературному языку (жаргоны музыкантов, компьютерщиков, наркоторговцев и других социальных объединений), языки специальностей (или подъязыки специальностей) выделяются на иных основаниях. Термин язык специальности (или подъязык специальности) обычно употребляется для обозначения подсистем языка, выделяемых прежде всего по предметно-тематическому признаку. Это иная плоскость социальной дифференциации языковых средств, в результате чего возникают частично перекрещивающиеся классификации. При этом необходимо отметить, что если специальность включена в номенклатуру научных специальностей (язык права, язык экономики и др. ), то обслуживающий ее подъязык являет собой особую подсистему национального языка, использующую преимущественно ресурсы литературного языка. И только на периферии языка специальности могут быть выявлены отдельные профессиональные жаргонизмы или индивидуально-авторские неологизмы. В целом же языковые средства, используемые в языке научной специальности, характеризуются нормативностью, в то время как ресурсы социолектов (профессиональных жаргонов) принципиально вне нормативности.
Таким образом, язык специальности (термины-синонимы: подъязык специальности, подъязык, профессиональный язык , профессиональный подъязык ) – это тематически ограниченная совокупность специальных и общих языковых средств, используемых в определенной сфере человеческой деятельности. Языковые средства, используемые в актах специальной коммуникации, являются маркерами различных видов когнитивных стереотипов, среди которых можно выделить стереотипы поведения (или стереотипы-действия), стереотипы-представления, стереотипы-суждения. Понятие когнитивного стереотипа в современной науке рассматривается как «содержательная форма кодирования и хранения информации» [Красных 2002: 23], «некий устойчивый фрагмент картины мира, хранящийся в сознании» [Вепрева 2002: 206]. Основными характеристиками когнитивных стереотипов считают относительную устойчивость и повторяемость, схематичность, стандартизированность, однозначность, массовость, оценочность, национально-культурную специфику.
Понятие когнитивного стереотипа профессиональной деятельности неразрывно связано с понятием дискурса. В современной науке термин дискурс характеризуется многозначностью. Его два основных значения: дискурс – речевая деятельность в единстве с обусловливающими ее семиотически значимыми экстралингвистическими факторами (то есть внеязыковыми факторами, обусловливающими употребление языковых средств); дискурс – текст как результат речевой деятельности в единстве с обусловливающими его экстралингвистическими факторами. Речемыслительная деятельность специалиста в значительной степени задана параметрами профессионального дискурса, среди которых прежде всего следует назвать особенности концептосферы, определенные технические правила и приемы (например, в сфере юриспруденции это правила и приемы юридической техники), а также исторически и социально обусловленные правила употребления определенных языковых средств при решении тех или иных задач, актуальных для данной профессиональной сферы. Процессы речепроизводства в сфере делового общения в значительной степени обусловлены алгоритмами определенных профессионально значимых действий и сопряженных с ними ментальных конструктов (когнитивных структур), которые представлены в профессиональном языке синтагмами различной сложности[10]. В качестве примера обратимся к текстам юридических документов, регулирующих правоотношения в административно-правовой сфере. Стереотипная схема исполнения государственной функции включает определенные административные процедуры. Рассмотрим одну из таких стереотипных схем: 1. Прием и регистрация жалобы, иных документов, связанных с рассмотрением жалобы; 2. Предварительное рассмотрение жалобы; 3. Проведение внеплановой проверки; 4. Рассмотрение жалобы по существу; 5. Оформление результатов рассмотрения жалобы по существу и информирование об исполнении государственной функции. В свою очередь, каждая из пяти вышеуказанных административных процедур имеет свою схему исполнения. Например:
Стереотипная схема исполнения административной процедуры «Проведение внеплановой проверки»: 1. Определение подведомственности жалобы (Жалоба подана по подведомственности // Жалоба подана не по подведомственности → Жалоба перенаправляется по подведомственности); 2. Направление запросов о предоставлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения жалобы; 3. Проведение внеплановой проверки и оформление акта внеплановой проверки; 4. Формирование дела по жалобе; 5. Передача сформированного дела по жалобе. Концептуальной доминантой представленных в качестве примеров схем является термин жалоба, включенный непосредственно или опосредованно в ряды клишированных словосочетаний и предложений. В одних клише используются полифункциональные языковые средства (проведение внеплановой проверки), в других – узко специальные стилистически маркированные лексические и синтаксические единицыюридического подстиля официально-делового стиля (исполнение административной процедуры; Жалоба подана по подведомственности). Таким образом, национальный язык, используемый в специальных целях (при реализации целей и задач профессиональной коммуникации), являет собой синтез общеупотребительных и специальных языковых средств. Речевая деятельность в профессиональной сфере интерактивна прежде всего в плане включения речемыслительной деятельности в решение тех или иных практических задач. Любая когнитивная структура, используемая для целей создания, оформления, обработки, хранения, распространения и использования профессиональной информации, эксплицируется под воздействием концептуальных доминант и когнитивных стереотипов профессионального дискурса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|