Самостоятельная работа студентов
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» Самарская епархия русской православной церкви Самарская духовная семинария
Пецина И. А. Колышева Т. А. Самостоятельная работа студентов в классе хорового дирижирования Учебно-методическое пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений
Самара, 2019
УДК ББК К Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного социально-педагогического университета Рецензенты: 1. 2. Пецина И. А., Колышева Т. А., Самостоятельная работа студентов в классе хорового дирижирования: учебно-методическое пособие. – Самара: СГСПУ ISBN
Учебно-методическое пособие раскрывает содержание самостоятельной работы студентов учебных заведений подготовки «Музыкальное образование». Пособие может использоваться в качестве основного материала по курсу «Класс хорового дирижирования», а также в качестве дополнительного — по курсам «Хороведение», «Вокально-хоровой ансамбль», «Вокально-хоровое исполнительство», «Хоровой класс и практическая работа с хором». Адресовано студентам музыкальных и педагогических вузов, колледжей, духовных семинарий, средних специальных заведений, преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ, хормейстерам-практикам.
Оглавление Введение……................................................................................................... 5 Глава I Самостоятельное изучение содержания хорового произведения ……………………………………………………………………. ………9
1. 1 Исторический аспект создания хорового произведения…………. ….. 11 1. 2 Структура и художественное содержание литературного текста….......... 12 1. 3 Музыкальная форма хорового произведения……………………………17 1. 4 Ладотональная структура хорового произведения……………. ……...... 23 1. 5 Гармонический анализ хорового произведения……………………….... 24 1. 6 Фактура хорового произведения…………………………………….. …. …. 27 1. 7 Мелодическая функция хорового произведения……………………. ….. 31 1. 8 Метр, размер, ритм хорового произведения……………... …………. ….. 33 1. 9 Темп как средство музыкальной выразительности произведения………. 34 1. 10 Музыкально-динамический план хорового произведения………………42 Глава II Дирижирование как универсальный международный язык …………………………………………………………………………….... 49 2. 1 Исторический аспект развития техники дирижирования……………….... 49 2. 2 Хор – это………………………………………………………………. ….... 58 2. 3 Типы-виды хора и как в них разобраться………………………………...... 62 2. 4 Расстановка хора и как ее понять……………………………………. …... 65 2. 5 Камертон как атрибут жизни хорового дирижера…………………….... 75 2. 6 Жест дирижера………………………………………………………………. 78 2. 7 Техника первая – вспомогательная…………………………... ………. ….... 80 2. 8 Как встать? Куда повернуться? …………………………………………..... 83 2. 9 Как «приручить» руки……………………………………………………..... 85 2. 10 Как наладить отношения между руками…………………………………. 88 2. 11 Ауфтакт или не так……………………………………………………….. 90 2. 12 Сетка или авоська (тактирование или дирижирование). …….. ………103 2. 13 Техника вторая – выразительная…………………………………………110 2. 14 Техника третья – образно-выразительная…………………………….. 119 Заключение……………………………………………………………….. 124 Список литературы………………………………………………………126
Приложение………………………………………………………………. 131
Введение
«Хоровое искусство – одно из не перечисленных чудес, и ради него стоит жить на свете» Б. Тараканов и А. Федоров
Очевидно, что самостоятельная работа - важная форма обучения студентов в современном учебном заведении, и конкретно в рамках дисциплины «Класс хорового дирижирования». Целью данного пособия мы считаем подготовку будущего регента к самостоятельной хормейстерской деятельности, самостоятельному всестороннему изучению и исполнению хорового произведения. За несколько часов чтения и самостоятельного выполнения заданий вы получите массу полезных сведений и навыков, идей и инструкций, которые помогут вам организовать свою самостоятельную работу с благодарным и добросовестным отношением к своему делу. Будьте готовы не только сосредоточенно вникать в тщательно отобранный материал, но и улыбаться ☺ [1]. Мы двумя руками голосуем за высказываемся академика Петра Капицы: «Наука должна быть веселой, увлекательной и простой. Такими же должны быть и ученые». На самом деле хоровое дирижирование – весьма сложная музыкальная дисциплина и это пособие призвано стать незаменимым советчиком для каждого, кто хочет обогатить свою жизнь таким явлением, как хоровое искусство. Немного о серьезном. Дисциплина «Класс хорового дирижирования» занимает важное место в подготовке регента-хормейстера к многогранной и многоаспектной профессиональной деятельности. От того, насколько ярко и убедительно исполнен дирижерский показ произведения или его фрагмента, в большой мере зависит успех его педагогической и исполнительской деятельности, музыкальный авторитет. Дисциплина «Класс хорового дирижирования» относится к дисциплинам профессионального цикла, осваивается на I -IV курсах и формирует у будущих регентов установку на осознание хорового дирижирования как особого вида музыкальной деятельности; формирование практических навыков работы с творческим коллективом; освоение технических мануальных средств дирижирования; понимание мира эмоциональных состояний и художественных образов произведений; применение художественно оправданных технических приемов и использование многообразных возможностей хоровой партитуры в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла.
Изучение дисциплины «Класс хорового дирижирования» является во многом интегративным, позволяющим синтезировать знания и навыки, развивать межпредметное мышление, умение анализировать, познавать суть и сущность хоровых партитур; выявлять причинно-следственные связи и грамотно выстраивать собственную практическую работу с хором в рамках дисциплин «Учебный хор», «Практическая работа с хором», «Вокальный ансамбль», «Обиход» и др. Цель дисциплины - подготовить специалиста, владеющего в полной мере средствами хорового искусства и способного к самостоятельному осуществлению вокально-хоровой деятельности в коллективах различного профиля и направления, что согласуется с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки. Задачи изучения дисциплины ♪ в области педагогической деятельности: выработать представления о главных положениях техники дирижирования, использовании технических приемов для достижения выразительности дирижерского жеста; систематизировать знания и умения по вопросам методических основ работы и организации взаимодействия с хоровым коллективом, научить решать профессиональные задачи и проблемы вокально-хорового репертуара для различных хоровых составов; освоить методы постижения исполняемого произведения, его интерпретации, структуры и эволюции художественной сферы; ♪ в области культурно-просветительской деятельности: сформировать ценностное отношение к хоровой культуре, национальным хоровым традициям, коллективному творчеству; подготовить к проектированию и реализации комплексных просветительских программ, ориентированных на культурные потребности различных социальных групп в опоре на ведущие теоретические концепции и идеи современной музыкальной науки. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии и обладать мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности; способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся; способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности; способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.
Формировании обозначенных компетенций направлено на получение следующих образовательных результатов: ♪ знания истории, теории и техники дирижирования хоровых произведений (a cappella и с сопровождением); основных этапов истории и теории хорового исполнительства; жанровых и стилистических особенностей музыкальных произведений; методики работы над хоровой партитурой, репертуаром хоровых коллективов различного типа, включающим произведения разных стилей и жанров; художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива с учетом возраста и уровня подготовки певцов. ♪ умения определять типовые профессиональные задачи и применять педагогические художественно-творческие методы их решения; дирижировать, анализировать и исполнять хоровые партитуры a cappella и с сопровождением для различных типов хоров с соблюдением основ хорового исполнительства; профессионально взаимодействовать и творчески общаться с певцами хора с учетом их возраста и уровня подготовки; обобщать и применять полученные знания в собственной практической деятельности; выявлять трудности и решать проблемы исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские); работать с научной, методической и искусствоведческой литературой, в том числе и в сети Интернет. ♪ владения навыками чтения с листа хоровых партитур, аккомпанемента на фортепиано; специальной педагогической терминологией; методами диалога и сотрудничества и базовыми навыками дирижирования, вокального и музыкально-исполнительского показов; навыками интерпретации музыкальных произведений, составления плана их разучивания и исполнения; навыками самоконтроля, самооценки в работе с музыкальным коллективом; методами поиска и обмена информацией (в том числе и локальных компьютерных сетях). Самостоятельная работа над хоровым произведением в рамках Дисциплины «Класс хорового дирижирования» включает следующие разделы:
♪ изучение и анализ содержания хоровой партитуры произведения; ♪ техника дирижирования; ♪ подготовка произведения к исполнению в классе и на сцене. Общая трудоемкость дисциплины составляет 280 часов, включая аудиторные индивидуальные занятия. При этом успешному овладению специальными знаниями, профессионально-значимыми навыками и умениями в рамках дисциплины «Класс хорового дирижирования» будет систематическая самостоятельная работа студентов. О том, как продуктивно и с пользой организовать время своей самостоятельной работы в рамках дисциплины «Класс хорового дирижирования», пойдет речь в данном пособии. В работу включена комплексная информация по теории хорового дирижирования и ее практическом применении в ходе самостоятельной работы над хоровым произведением, а также непридуманные истории хоровой жизни и рассказы о забавных и поучительных случаях как самих авторов, так и других мастеров хорового дела[2]. Содержание пособия базируется на материале, освоенном вами ранее в курсах «Учебный хор», «Класс основного музыкального инструмента», «Класс сольного пения», «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Гармония», «История русской музыки», «Анализ музыкальных форм» которые являются базовыми для успешного формирования практических навыков работы с хоровой партитурой и творческим коллективом, освоения технических мануальных средств дирижирования в достижении наиболее убедительного воплощения исполнительского замысла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|