Самостоятельное изучение содержания
Глава I Самостоятельное изучение содержания хорового произведения
Из диалога с Известным Хоровым Дирижером: - Скажите, как вы помните такое количество партитур? - Я их не помню. Я их знаю[3].
Процесс обучения дирижированию – умению системой жестов передать содержание музыки основывается на глубоком знании исполняемых произведений, так как дирижирование – это последний этап большой предварительной работы над произведением. Она подразумевает тщательное изучение произведения, его всесторонний анализ и воплощение в дирижировании. «Какая разница между хорошим хормейстером и плохим? - спросили как-то у Р. Шоу, - Хороший хормейстер держит партитуру в голове, а плохой - голову в партитуре», - последовал ответ. Прописная истина: Прежде чем приступить к разучиванию хорового произведения с хором, дирижер должен сам хорошо изучить это музыкальное произведение. Поэтому не бойтесь переходить от общего к частному и вновь возвращаться к общему. Не стесняйтесь исследовать отдельные эпизоды, их мелодическую, гармоническую, вокально-хоровую и динамическую структуры по отношению к произведению в целом. Постепенно у вас непременно сложатся все «паззлы» хоровой картины, и те ее глубины, которые будут открыты только и именно вам... Словом, данная хоровая партитура должна быть разобрана настолько подробно, чтобы лично для вас были понятны все ее вокально-хоровые и исполнительские особенности. Ну начнем? Главное, как пел в «Пиковой даме» Герман, оказавшись незваным ночным гостем в спальне старушки-графини: «Не пугайтесь! Ради Бога не пугайтесь! » (чем окончательно довел ее до бесповоротного инфаркта миокарда ☺ ).
Совет от авторов: возьмите на вооружение представленный далее подробный алгоритм комплексного анализа поэтического текста и музыки, он расширит ваше представление о художественном содержании хорового сочинения и обеспечит всестороннее его познание. Напоминаем, что задача такого предварительного знакомства - понять смысл, настроение, характер произведения. Важно не только суметь выразительно сыграть партитуру на фортепиано и чисто пропеть все голоса, гармонические последовательности, вступления хоровых партий и т. д. Партитуру необходимо внутренне чувствовать по всем ее слоям – то есть не только по вертикали (гармонически), но и горизонтально (мелодически). Причем важно ощущать мелодическое движение каждой отдельной хоровой партии. Задание: - прочтите текст с интонацией и выявите смысл, что создаст первое эмоциональное впечатление о поэтическом содержании произведения; - для постижения степени художественной выразительности музыки неоднократно проиграйте партитуру на фортепиано; Маленький секрет от авторов: В удобной для проигрывания на фортепиано двухстрочной партитуре партия тенора записывается в басовом ключе. В дружественной к певцам четырех-строчной партитуре – в скрипичном, но исполняется на октаву ниже написанного. - вокально исполните ведущие голоса, чтобы лично «на себе» испытать все выразительные возможности каждой хоровой партии; Маленький совет от авторов: Петь хоровые партии следует обязательно в указанной композитором тесситуре, темпе и динамике, что помогает осознать выразительные регистровые и тембровые возможности певческих голосов. Вокальное исполнение голосов хоровых партий следует сопровождать выразительным показом рук, обозначая вступление, дыхание, изменения темпа, штрихи звуковедения, динамику и т. д. - прослушать произведение с нотным текстом в руках в «живом» исполнении или в записи, что направит художественный вкус и требовательность в отношении строя, ансамбля, баланса и т. п.
1. 1 Исторический аспект создания хорового произведения
Чтобы понять специфику использования средств выразительности в конкретном хоровом произведении, нужно знать особенности творчества авторов. В этом может помочь литература, исследующая творчество композитора и поэта, их вклад в культуру своей страны, историю создания лучших произведений[4]. Задание: - изучите общекультурный контекст эпохи и конкретных общественно-исторических условий, в которых протекала жизнь и деятельность авторов произведения (композитора, поэта), формировались их эстетические взгляды; - определите основные направления творчества поэта и хорового письма композитора, наличие новаторских, либо традиционных приемов; - установите основные стилистические музыкальные направления времени композитора, жанров хоровой музыки, которым он отдавал предпочтение; - письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.
1. 2 Структура и художественное содержание литературного текста
Прописная истина - основой содержания хорового произведения служит исходный литературный текст, но он может трансформироваться исходя из замысла композитора. Определяя специфику хорового произведения, помните о словесно-музыкальном синтезе и многоголосном исполнении, в котором поэтический образ и его идея, положенные в основу хорового произведения, преобразуются в соответствии с мировоззрением, мироощущением, характером, темпераментом и настроением композитора (В. Л. Живов[5], П. П. Левандо[6]). Напоминаем, что профессионально ориентированный анализ словесного текста хорового произведениякак правило осуществляется по двум аспектам: ♪ содержание: идея, тема, образы, сюжетное развитие, жанр, эмоциональное содержаниеи т. д.; ♪ формальный анализ: структура (строфическая, астрофическая), ритмика, значение изменений литературного первоисточника и т. п. [7]. Известно, что тематика стихотворений весьма разнообразна, но в качестве преобладающей в русской хоровой музыке может быть названа лирика. Каждый жанр в лирике представляет собой сочетание темы с определёнными стилистическими, метрическими средствами и эмоциональной окрашенностью. Например, для оды это темы религиозные, государственные, революционные; стихотворный метр – преимущественно ямб; эмоциональная настроенность – восторг; особенность строения – одическая строфа.
К традиционно лирическим темам относятся темы «жизни и смерти, смысла жизни, любви, вечности и быстротекущего времени, природы и города, труда, творчества, судьбы и позиции поэта, искусства, культуры и исторического прошлого, общения с божеством и неверия, дружбы и одиночества, мечты и разочарования. Это темы социальные, гражданские: свободы, государства, войны, справедливости и несправедливости»[8]. Тема хорового произведения, отвечая на вопрос «о чём написано стихотворение? », представляет главный объект изображения, круг событий, явлений, предметов. Представление о теме может дать название стихотворения, если оно есть, однако в ряде случаев название указывает на жанр лирики (например, элегия, ода). Тема обладает своим эмоциональным тоном или подтекстом[9]. В своем исследовании В. Н. Ермакова[10] указывает, что дирижёры-практики в качестве актуального аспекта анализа стихотворного текста называют ключевое (или главное) слово. Определение такого слова (слов) может помочь при характеристике содержания и образных сфер словесного текста[11]. В связи с анализом стихотворного текста часто используется термин «подтекст», как правило, в сочетании с прилагательным «эмоциональный». В стихотворной речи подтекст есть способ построения художественного текста, основанный на эффекте неявного смысла, который возникает благодаря общей атмосфере стихотворения. Эмоциональная окраска поэтической мысли может быть выражена всего лишь одним словом или одним из предложений группы. Восприятие стихотворения композитором во многом определяется эстетическими установками, жизненным опытом и психической организацией его личности[12]. Поэтому одно и то же стихотворение в пределах намеченных поэтом эмоций может быть трактовано композиторами по-разному [13].
Шепнём по секрету, что необходимо внимательно отнестись к знакам препинания, которые играют большую роль в осмыслении и выразительности чтения текста, поскольку в поэтических произведениях пунктуация выполняет не только логико-грамматические, но и художественно-выразительные функции[14]. Например, ♪ запятая разделяет мысль на части в противопоставлениях, приобретает характер глубокой цезуры; поставленная при обращении, в причастных и деепричастных оборотах, запятая, как правило, не отмечается паузой; в перечислениях она подчеркивается люфт-паузой (мгновенным перерывом между словами), способствуя выделению каждого последующего слова и привлекая к нему внимание; ♪ точка с запятой помогает объединить отдельные детали в единую картину, способствуя контрастности соседних разделов; между двумя законченными по мысли предложениями подчеркивает их взаимосвязь и взаимозависимость; неоднократно повторяемая точка с запятой, соединяющая короткие предложения, способствует созданию ощущения стремительно развертывающегося действия; ♪ многоточие может передавать взволнованность, эмоционально насыщенную паузу, неожиданный переход к новой теме, резкую смену характера повествования, недосказанность; ♪ тире, прерывающее начатую речь, имеет целью либо разъяснить то, что находится перед ним, либо противопоставить одно явление другому, либо подготовить слушателя к последующему неожиданному слову или действию; ♪ точка показывает завершение мысли и законченность предложения, требует после себя сравнительно длительной паузы; стоящая в конце предложения, предполагает развитие мысли в следующем предложении[15]. Маленький секрет от авторов - недостаточно внимательное отношение к логическому прочтению текста, и к знакам препинания в частности, могут быть причиной грубых ошибок в исполнительском прочтении музыки, формообразовании, фразировке, ведущих к искажению смысла произведения. Поэтому всесторонний анализ поэтического текста в единстве с музыкой будет способствовать более глубокому изучению всех сторон музыкальной формы хорового произведения, пониманию замысла композитора, более эмоциональному восприятию художественного образа. А глубокое понимание художественного образа достигается путем всестороннего анализа партитуры. Без этого в нашем деле – никак! ☺ Маленький секрет от авторов: отмечаются отдельные случаи несоответствия литературного текста с музыкальным. Не удивляйтесь, такое в нашем с вами деле встречается сплошь и рядом. Несоответствия, возникшие по вине автора музыки или поэтического текста (также виноватыми бывают переводчики сочинений зарубежных композиторов, и создатели того, что принято именовать «русский текст»), часто искажают художественный смысл произведения и заставляют дирижера приложить много усилий для объединения всех этих разнородных элементов в нечто «удобоваримое» ☺.
Задание: - внимательно и вдумчиво прочитайте литературный текст; - проследите, как словесный текст взаимодействует с текстом музыкальным, как в результате «музыка, увлекая поэзию в свою драматургию, управляет словами»[16]; - оцените логику художественных явлений и образов, составляющих основу хорового произведения; - раскройте свое понимание идеи и содержания литературного текста, ответив на вопрос, какие качества литературного первоисточника могли привлечь композитора и вдохновить его на создание данного хорового произведения; - выявите подтекст стихотворения, обратив внимание на аллитерации, эпитеты, метафоры, ритмические перебои; - если анализируемое сочинение является составной частью хорового концерта или крупного циклического сочинения (литургии, всенощной, оратории, кантаты), то определите роль и значение данного хора в рамках целого сочинения, если оперы, то более подробно отразить значение разбираемого хора в драматургии данной оперы; - изучите структуру текста - разбейте его на части, объединенные общностью содержания, а каждую часть, в свою очередь, - на более мелкие структурные единицы; найти в каждой фразе главные ударные слова, помогающие донести до слушателя ее основную мысль; установите сходство или расхождение замыслов поэта и композитора; - проведите анализ всех компонентов образного выражения поэта, в том числе и пунктуации; аргументируйте свое индивидуальное видение сочинения, объективный исполнительский замысел; - проведите сопоставительный анализ взаимодействия музыки и текста и оцените его с точки зрения: соответствия формы и структуры стихотворения и музыки (композиционный уровень); взаимодействия музыкальных и поэтических средств выразительности (художественно-выразительный уровень); общего соответствия поэтических тем и образов музыкальным; - письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|