1.10 Музыкально-динамический план хорового произведения
Музыкальная динамика (греч. dynamis – сила) хорового произведения - это совокупность явлений, связанных с применением различных степеней силы звучания, громкости, является одним из важнейших средств выразительности хорового произведения. Выразителем динамики является нюансировка (франц. nuance – оттенок)[46]. Использование динамических оттенков в хоровом исполнении определяется содержанием и характером музыки, гибкость динамики связана, прежде всего, с построением вокально-речевой интонации и фразы в целом. Напоминаем, что в профессиональной терминологии есть такие понятия, как переменная и постоянная динамика[47]. В основе динамических обозначений лежат два главных термина: piano (тихо) и forte (громко). К их основным степеням относятся: ♪ постоянная динамика – f, p; ♪ превосходная степень – fortissimo, pianissimo; ♪ промежуточные степени – mf, mp. Для обозначения той или иной относительной силы (громкости) звучания применяют термины, производные от piano (р) и forte (f): piano (p) – тихо pianissimo (pp) – очень тихо piano pianissimo (ppp) – в наибольшей степени тихо mezzo piano (mp) – не очень тихо mezzo forte (mf) – не очень громко forte (f) – громко fortissimo (ff) – очень громко f orte fortissimo (fff) – чрезвычайно громко. Самое тихое и, наоборот, чрезвычайно громкое звучание часто обозначают четырьмя буквами (рррр, ffff) и даже пятью. Для обозначения постепенного усиления или уменьшения силы звучания существуют два основных термина: crescendo (крещендо), сокращенно cresc., т. е. усилить звучность, и diminuendo (диминуэндо), сокращенно dim., т. е. уменьшить звучность. К этим основным терминам относятся и другие слова-понятия, которые указывают степень продолжительности усиления или уменьшения звучности. Например,
poco a poco crescendo – постепенно усиливая poco a poco diminuendo – постепенно стихая senza crescendo – без усиления звучности, ровно sempre piano – все время тихо sempre forte – все время громко subitо forte (sub. f) – внезапное громкое звучание subitо piano (sub. p) – внезапное тихое звучание simile piano или forte – с той же силой, с тем же оттенком morendo – замирая, постепенно ослабляя звучность. Напоминаем, что на более короткие отрезки музыки, отдельные фразы, такты существуют графические обозначения усиления или сокращения звучности – расширяющиеся или сужающиеся «вилки». Часто в начале и конце таких обозначений проставляются буквенные знаки силы звучания. Кроме того, есть еще ряд терминов и графических обозначений, указывающих силу и характер исполнения отдельных нот и аккордов. Например: >, V, fp, sf, sff, rf, subp, subf и др. Основными динамическими красками являются нюансы: pianissimo (очень тихо), piano (тихо), mezzo forte (умеренно), forte (громко) и fortissimo (очень громко)[48]. Немаловажное место в исполнительском анализе занимает вопрос о кульминациях. По мнению большинства Мастеров Хора кульминация бывает: ♪ яркая; ♪ подчеркнутая; ♪ смягченная. Важно уметь не только рельефно выделить кульминации, но и проследить характер движения к ней. Мастера Хора открыли для нас с вами несколько интересных приемов. Например, в некоторых случаях кульминация может подготавливаться постепенным наращиванием громкости на протяжении целой части произведения. В других вариантах подход к кульминации достигается путем постепенного наращивания силы звучания от построения к построению. В этом случае внутри каждого из построений громкость удерживается на одном уровне, а усиление его производится на переходах от одного построения к следующему. Кульминация может достигаться также через последовательное нарастание динамических волн – здесь вам необходимо будет прочувствовать наименьший и наибольший уровень громкости каждой волны. Этот навык потребует от вас особой тренировки, но, поверьте, оно того стоит.
В духовной музыке полно примеров, когда исполнителю необходимо напрочь лишить построение кульминации – пропеть его строго в одном нюансе. Считается, что это убирает излишнюю чувственность, уступая место молитвенности. Очень может быть. В любом случае тут следует соблюдать определенную духовную осторожность – фривольное обращение с богослужебным материалом может выйти по жизни таким боком, что лучше и не думать об этом. Дирижеру следует помнить: православная музыка жанр древний, почтенный и мистический. Огульной отсебятины он не прощает. Маленький секрет от авторов: самое интересное, что кульминация произведения не всегда совпадает с моментом наибольшей силы звука. Да-да, кульминация, это не столько постепенное увеличение громкости до максимума, сколько вопрос общей драматургии выбранного вами сочинения. Порой глубокое пианиссимо в кульминации скажет слушателю гораздо больше, чем зашкаливающие децибелы. Далее предлагаем проанализировать основные вокальные штрихи, формы звуковедения, используемые композитором для раскрытия художественного образа произведения. Напоминаем, что звуковедение – это способ связи звуков в процессе фонации, техника владения различными штрихами, включающими: ♪ звуковысотные (с использованием измененной звуковысотности): glissando, partamento - пение без фиксированной частоты; ♪ динамические (с использованием динамики): sf, marcato, marcando; ♪ тембровые: пение с закрытым ртом на различные слоги и гласные, безтекстовая вокализация. Приемы зуковедения диктуются характером музыкального материала. Основной формой звуковедения в хоровом пении признано legato (связано), legatissimo (превосходная степень от понятия «связано»). При legato[49] все слоги должны быть плотно «сцеплены» между собой. Этот штрих характерен при исполнении произведений лирического плана, духовных произведений, написанных, как правило, в неторопливом темпе. Однако и произведения «темповые» могут исполняться в штрихе legato. Это придает им массивность и монолитность. На технике legato основан основной вид звуковедения в пении - катилена, которая достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных.
При исполнении мелодии non legato[50] звуки не связываются между собой. Разделение производится небольшой задержкой дыхания перед каждым новым звуком. Основная сфера употребления non legato – это произведения или фрагменты скандированного характера. С его помощью удается избежать «смазанности» в звучании ритмически насыщенных эпизодов. При staccato[51] звук исполняется коротко, после чего следует пауза. Применяется данный штрих большей частью в жанровых и характерных произведениях. Это может быть юмористический фрагмент партитуры, эпизод приглушенного и настороженного звучания, остро ритмичная и темповая хоровая миниатюра. Штрих marcato[52] характеризуется такой же ударностью, как и staccato, но при этом его исполнение имеет более «скандированное», чем в вышеупомянутом штрихе, звукоизвлечение. Основная сфера применения данного штриха – это произведения драматического, решительного характера, написанные, как правило, в среднем темпе и яркой динамике. В партитурах достаточно часто встречаются следующие обозначения штриха: Tenuto – выдержанно, точно по длительности и силе – от начала звука до конца петь одинаково во всех отношениях (по плотности, силе, нюансу, длительности); Glissando – скользя от звука к звуку (в практике пения церковных хоров применяется только как вокальное упражнение); Portamento – перенося звук – прием исключительно сольного исполнения. Вносится в исполнение самим исполнителем, между звуков образующих узкие интервалы. Этим штрихом нельзя злоупотреблять – неумеренное пользование придает исполнению слащавость, подъезды, но иногда указывается автором. Также в нотном тексте встречается штрих dolce – певуче, мягко, нежно; sforzandо[53] (sf) - внезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде; и акценты (> )[54] - (итал. accento) - выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения и т. д. [55] Задание: - определите точность исполнения нюансировки, учитывая, что обозначенные композитором нюансы не повсюду имеют одинаковое значение и могут при исполнении изменяться в зависимости от формы, жанра, характера, стиля произведения, также и существующая система нотной записи не может отразить всех оттенков громкости;
- изучите взаимосвязь музыкальной динамики с художественным образным содержанием хорового сочинения, его складом и структурой, характером мелодии; - определите роль нюансировки как исполнительского средства музыкального развития, ее воздействие на форму произведения, значение во всевозможных звукоизобразительных эффектах; - представьте свои аргументы внезапной смены нюансов (при наличии таковых) в соответствии с характером изучаемого произведения и его исполнительским планом; - отметьте присутствие эмоциональных нюансов, подвижных (crescendo, diminuendo), проследите связь динамики с дыханием, звукообразованием, тембром; - обозначьте динамический диапазон всего хорового произведения; - определите место кульминации всего произведения, его частей; - обозначьте «вес» каждой кульминации в драматургии произведения, уточните её роль в композиции (локальная, общая); - рассмотрите все средства, участвующие в её достижении, местоположение в форме и соотношение с содержанием словесного текста; - определите способ звуковедения в соответствии с характером, темпом, ритмом и жанром хорового произведения; - укажите их характер взаимодействия; - сведите воедино знание всех художественных средств, их взаимодействие друг с другом, с тем чтобы возникла определённая целостная образно-эмоциональная картина, с одной стороны, адекватная композиторскому замыслу, содержанию и стилю произведения, с другой, - отражающая в художественной интерпретации вашу исполнительскую дирижерскую позицию; - обозначьте основные подходы к вашей дирижерско-исполнительской интерпретации хорового произведения[56]; - письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|