Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.10 Музыкально-динамический план хорового произведения




 

Музыкальная динамика (греч. dynamis – сила) хорового произведения - это совокупность явлений, связанных с применением различных степеней силы звучания, громкости, является одним из важнейших средств выразительности хорового произведения. Выразителем динамики является нюансировка (франц. nuance – оттенок)[46]. Использование динамических оттенков в хоровом исполнении определяется содержанием и характером музыки, гибкость динамики связана, прежде всего, с построением вокально-речевой интонации и фразы в целом.

Напоминаем, что в профессиональной терминологии есть такие понятия, как переменная и постоянная динамика[47]. В основе динамических обозначений лежат два главных термина: piano (тихо) и forte (громко). К их основным степеням относятся:

постоянная динамика – f, p;

превосходная степень – fortissimo, pianissimo;

промежуточные степени – mf, mp.

Для обозначения той или иной относительной силы (громкости) звучания применяют термины, производные от piano (р) и forte (f):

piano (p) – тихо

pianissimo (pp) – очень тихо

piano pianissimo (ppp) – в наибольшей степени тихо

mezzo piano (mp) – не очень тихо

mezzo forte (mf) – не очень громко

forte (f) – громко

fortissimo (ff) – очень громко f

orte fortissimo (fff) – чрезвычайно громко.

Самое тихое и, наоборот, чрезвычайно громкое звучание часто обозначают четырьмя буквами (рррр, ffff) и даже пятью. Для обозначения постепенного усиления или уменьшения силы звучания существуют два основных термина: crescendo (крещендо), сокращенно cresc., т. е. усилить звучность, и diminuendo (диминуэндо), сокращенно dim., т. е. уменьшить звучность. К этим основным терминам относятся и другие слова-понятия, которые указывают степень продолжительности усиления или уменьшения звучности. Например,

poco a poco crescendo – постепенно усиливая

poco a poco diminuendo – постепенно стихая

senza crescendo – без усиления звучности, ровно

sempre piano – все время тихо

sempre forte – все время громко

subitо forte (sub. f) – внезапное громкое звучание

subitо piano (sub. p) – внезапное тихое звучание

simile piano или forte – с той же силой, с тем же оттенком

morendo – замирая, постепенно ослабляя звучность.

Напоминаем, что на более короткие отрезки музыки, отдельные фразы, такты существуют графические обозначения усиления или сокращения звучности – расширяющиеся или сужающиеся «вилки». Часто в начале и конце таких обозначений проставляются буквенные знаки силы звучания. Кроме того, есть еще ряд терминов и графических обозначений, указывающих силу и характер исполнения отдельных нот и аккордов. Например: >, V, fp, sf, sff, rf, subp, subf и др. Основными динамическими красками являются нюансы: pianissimo (очень тихо), piano (тихо), mezzo forte (умеренно), forte (громко) и fortissimo (очень громко)[48].

Немаловажное место в исполнительском анализе занимает вопрос о кульминациях. По мнению большинства Мастеров Хора кульминация бывает:

яркая;

подчеркнутая;

смягченная.

Важно уметь не только рельефно выделить кульминации, но и проследить характер движения к ней. Мастера Хора открыли для нас с вами несколько интересных приемов. Например, в некоторых случаях кульминация может подготавливаться постепенным наращиванием громкости на протяжении целой части произведения. В других вариантах подход к кульминации достигается путем постепенного наращивания силы звучания от построения к построению. В этом случае внутри каждого из построений громкость удерживается на одном уровне, а усиление его производится на переходах от одного построения к следующему.

Кульминация может достигаться также через последовательное нарастание динамических волн – здесь вам необходимо будет прочувствовать наименьший и наибольший уровень громкости каждой волны. Этот навык потребует от вас особой тренировки, но, поверьте, оно того стоит.

В духовной музыке полно примеров, когда исполнителю необходимо напрочь лишить построение кульминации – пропеть его строго в одном нюансе. Считается, что это убирает излишнюю чувственность, уступая место молитвенности. Очень может быть. В любом случае тут следует соблюдать определенную духовную осторожность – фривольное обращение с богослужебным материалом может выйти по жизни таким боком, что лучше и не думать об этом. Дирижеру следует помнить: православная музыка жанр древний, почтенный и мистический. Огульной отсебятины он не прощает.

Маленький секрет от авторов: самое интересное, что кульминация произведения не всегда совпадает с моментом наибольшей силы звука. Да-да, кульминация, это не столько постепенное увеличение громкости до максимума, сколько вопрос общей драматургии выбранного вами сочинения. Порой глубокое пианиссимо в кульминации скажет слушателю гораздо больше, чем зашкаливающие децибелы.

Далее предлагаем проанализировать основные вокальные штрихи, формы звуковедения, используемые композитором для раскрытия художественного образа произведения.

Напоминаем, что звуковедение – это способ связи звуков в процессе фонации, техника владения различными штрихами, включающими:

звуковысотные (с использованием измененной звуковысотности): glissando, partamento - пение без фиксированной частоты;

динамические (с использованием динамики): sf, marcato, marcando;

тембровые: пение с закрытым ртом на различные слоги и гласные, безтекстовая вокализация.

Приемы зуковедения диктуются характером музыкального материала. Основной формой звуковедения в хоровом пении признано legato (связано), legatissimo (превосходная степень от понятия «связано»). При legato[49] все слоги должны быть плотно «сцеплены» между собой. Этот штрих характерен при исполнении произведений лирического плана, духовных произведений, написанных, как правило, в неторопливом темпе. Однако и произведения «темповые» могут исполняться в штрихе legato. Это придает им массивность и монолитность. На технике legato основан основной вид звуковедения в пении - катилена, которая достигается путем распевания гласных, короткого произнесения согласных.

При исполнении мелодии non legato[50] звуки не связываются между собой. Разделение производится небольшой задержкой дыхания перед каждым новым звуком. Основная сфера употребления non legato – это произведения или фрагменты скандированного характера. С его помощью удается избежать «смазанности» в звучании ритмически насыщенных эпизодов.

При staccato[51] звук исполняется коротко, после чего следует пауза. Применяется данный штрих большей частью в жанровых и характерных произведениях. Это может быть юмористический фрагмент партитуры, эпизод приглушенного и настороженного звучания, остро ритмичная и темповая хоровая миниатюра.

Штрих marcato[52] характеризуется такой же ударностью, как и staccato, но при этом его исполнение имеет более «скандированное», чем в вышеупомянутом штрихе, звукоизвлечение. Основная сфера применения данного штриха – это произведения драматического, решительного характера, написанные, как правило, в среднем темпе и яркой динамике.

В партитурах достаточно часто встречаются следующие обозначения штриха:

Tenuto – выдержанно, точно по длительности и силе – от начала звука до конца петь одинаково во всех отношениях (по плотности, силе, нюансу, длительности);

Glissando – скользя от звука к звуку (в практике пения церковных хоров применяется только как вокальное упражнение);

Portamento – перенося звук – прием исключительно сольного исполнения. Вносится в исполнение самим исполнителем, между звуков образующих узкие интервалы. Этим штрихом нельзя злоупотреблять – неумеренное пользование придает исполнению слащавость, подъезды, но иногда указывается автором.

Также в нотном тексте встречается штрих dolce – певуче, мягко, нежно; sforzandо[53] (sf) - внезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде; и акценты (> )[54] - (итал. accento) - выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения и т. д. [55]

Задание:

- определите точность исполнения нюансировки, учитывая, что обозначенные композитором нюансы не повсюду имеют одинаковое значение и могут при исполнении изменяться в зависимости от формы, жанра, характера, стиля произведения, также и существующая система нотной записи не может отразить всех оттенков громкости;

- изучите взаимосвязь музыкальной динамики с художественным образным содержанием хорового сочинения, его складом и структурой, характером мелодии;

- определите роль нюансировки как исполнительского средства музыкального развития, ее воздействие на форму произведения, значение во всевозможных звукоизобразительных эффектах;

- представьте свои аргументы внезапной смены нюансов (при наличии таковых) в соответствии с характером изучаемого произведения и его исполнительским планом;

- отметьте присутствие эмоциональных нюансов, подвижных (crescendo, diminuendo), проследите связь динамики с дыханием, звукообразованием, тембром;

- обозначьте динамический диапазон всего хорового произведения;

- определите место кульминации всего произведения, его частей;

- обозначьте «вес» каждой кульминации в драматургии произведения, уточните её роль в композиции (локальная, общая);

- рассмотрите все средства, участвующие в её достижении, местоположение в форме и соотношение с содержанием словесного текста;

- определите способ звуковедения в соответствии с характером, темпом, ритмом и жанром хорового произведения;

- укажите их характер взаимодействия;

- сведите воедино знание всех художественных средств, их взаимодействие друг с другом, с тем чтобы возникла определённая целостная образно-эмоциональная картина, с одной стороны, адекватная композиторскому замыслу, содержанию и стилю произведения, с другой, - отражающая в художественной интерпретации вашу исполнительскую дирижерскую позицию;

- обозначьте основные подходы к вашей дирижерско-исполнительской интерпретации хорового произведения[56];

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...