Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3 Типы-виды хора и как в них разобраться




 

Теперь нам надо разобраться, какого вида, типа и состава бывают хоры. Один очень известный педагог одного очень известного столичного музыкального учебного заведения обычно рассказывает об этом так: «Вид хора. Вот представьте, что вы смотрите на хор. Каким вы его ВИДите? Женским? Мужским? Смешанным?.. Да какой он есть, таким и ВИДите по составу партий, правда? Так вот, запомните, дорогие мои, то, что вы ВИДите – отнюдь не ВИД хора. Это его ТИП! А ВИД его определяется не визуально, а КОЛИЧЕСТЕННО – по общему количеству голосов в данном хоре: двухголосный, трехголосный... и вообще «дофигаголосный», извините за выражение, хор. Да, маразм! Но маразм официальный! »[84]. Итак, еще раз уточняем:

тип хора определяется составом хоровых партий и бывает однородный (женский, мужской, детский, хор кастратов... ) или смешанный;

вид хора определяется количественным составом голосов хора: одноголосный (например, Григорианский хорал – вспомним группу «Энигма»), двухголосный, трехголосный, четырехголосный... (далее – сколько получится, всякое бывает). Может относиться как к певческому коллективу, так и к... конкретной хоровой партитуре;

состав хора определяется по составу хоровых партий и может быть однородным, т. е. мужским, женским, детским – четвертого не дано, если конечно не смешивать вместе женщин и детей, но они все равно поют практически в одной тесситуре; и смешанным, когдапредставлены все голоса– мужские, женские, если надо – детские. Четвертого опять же не дано.

Существующее понятие неполный смешанный хор (например, традиционное С-А-Б или нелепое С-Т-Б) относится к той же категории, что и неполный обед (например, без первого или без десерта, что крайне вредно для желудка и правильного взгляда на жизнь ☺ ).

Официальный норматив, определяющий количественную классификацию коллективов в хоровом деле выглядит следующим образом:

♪ вокальные группы (в том числе эстрадные): до 12 участников;

♪ камерные хоры: 12–50 участников

♪ большие хоры: 50–120 участников

♪ сводные хоры: до нескольких тысяч участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппенинг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандистско-просветительское направление, причем в самых лучших и благородных традициях.

Внутри каждой хоровой партии смешанного хора обычно бывают подразделения на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II; альты I и II; тенора I и II; басы I и II.

Женский хор состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии обычно на два голоса: сопрано I и II; альты I и II.

Мужской хор состоит из теноров I и II, баритонов и басов (сиречь басов I и басов II). Такой хор может дополняться партией высоких теноров-альтино и контртеноров, поющих фальцетом. Экзотика та еще ☺.

Хор мальчиков и юношей состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики-дисканты. Альты в нем тоже мальчики, хотя иногда партию альтов доверяют юношам, поющим фальцетом, что, как давно выяснилось, не полезно ни хору, ни юношам.

Детский хор обычно состоит из двух базовых партий: сопрано (в благородных дореволюционных изданиях вы их обнаружите как дискантов) и альтов. Современный детский хор обычно состоит из трех, а то и четырех голосов – сопрано (дискантов) I и II, и альтов I и II. Впрочем, возможны и другие варианты деления – все зависит от партитуры, фантазии руководителя, а также терпения собственно детей и их родителей ☺.

Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 человека. Из всего этого и вытекает норма минимального состава четырехголосного хора – 12 (а лучше – 16) человек.

По исполнительскому профилю хоровой коллектив может быть: академический; народный; церковный; оперный; театральный (академический хор при драматическом театре - жуткая редкость); симфонический (стационарный академический хор при симфоническом оркестре - тоже явление нечастое); учебный (академический или народный факультетский хор при любом музыкальном учебном заведении); ансамбль песни и пляски; детский (интересно, что он может входить во все перечисленные выше профили); хор ветеранов. Любой из перечисленных хоров можно отнести как к категории «профессиональный», так и «любительский» (в старой терминологии – «самодеятельный»).

Как мы уже говорили, все певческие голоса по высоте воспроизводимых звуков и по тембру разделяются на женские, мужские и детские – по физиологическому принципу. Каждая из этих больших групп, в свою очередь, делится на высокие и низкие голоса, каждый из которых имеет свой певческий диапазон. Певческим диапазоном хоровой партии называется расстояние между самой высокой и самой низкой нотой голоса в хоровой партитуре. Согласно официальным пособиям, диапазон голоса для артиста хора обычно делится на:

♪ полный певческий диапазонс звуковыми границами для данного голоса «от и до»;

♪ потенциальный певческий диапазон, предполагает ноты до каких ваш певец сможет добраться в будущем с приходом певческого опыта, если не сойдет с хоровой дистанции;

♪ рабочий диапазон -тот, в котором нашему среднестатистическому певцу удобно работать, т. е. петь;

♪ тесситурный диапазон- та часть диапазона, которая озвучивается данным голосом легко и непринужденно, без ненужного напряжения.

Исходя из этого, мы понимаем, что любая хоровая партия имеет свой определенный диапазон. Обычно их подразделяют на общий и рабочий.

Задание:

- определите тип, вид хора, для которого написано данное произведение;

- уточните его количественную характеристику, состав и подразделение голосов;

- установите диапазон партий и диапазон всего произведения, его исполнительский профиль и категорию;

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...