1.3 Музыкальная форма хорового произведения
В этом разделе рассмотрим музыкально-теоретические аспекты изучаемого произведения, основные средства музыкальной выразительности и определим их значимость в передаче музыкально-поэтического содержания. Музыкально-теоретический анализ нового хорового произведения – дело интересное, нужное и поучительное. Прежде всего, для самого дирижера. И не такое уж нудное, как иногда принято думать, но не принято говорить вслух ☺. Известно, что содержание стихотворения композитор воплощает то или иное произведение с помощью музыкальной формы и выразительных средств музыки. Музыкальная форма (строение, структура) хорового сочинения, ее многочисленные особенности есть непосредственная сторона выражения идей и чувств композитора, объединяющая все музыкальные средства, используемые в сочинении. Напоминаем, что специфика хоровых форм обусловлена синтетичностью жанра: взаимодействием музыки и поэзии с отличительными принципами формообразования[17]. Существуют внешние и внутренние признаки формы: ♪ внешние – это жанр произведения: хоровая миниатюра или крупное произведение, оперная сцена или народная песня и т. д. Внешние признаки членения – это нотный текст: знаки сокращения нотного письма, репризы, появление нового нюанса, изменение темпа или возвращение к прежнему, – все это признаки нового раздела. К внешним признакам можно отнести изменение метра, ключевых знаков, изменение фактуры; ♪ внутренние признаки находятся в музыкальном тексте произведения, который содержит в себе весь арсенал выразительных средств. Как заметил С. И. Савшинский, «тщательно и скрупулезно, вдумчиво, догадливо, творчески изучая нотную запись, исполнитель глубоко проникнет в суть произведения и замысел композитора»[18], вслушиваясь в каждый авторский знак.
Напоминаем, что наиболее распространены следующие музыкальные формы хоровых произведений: ♪ период – одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто в вокально-хоровой музыке. Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период»; ♪ куплетная [19] - форма типично песенная, суть которых в неизменно повторяющемся музыкальном материале на разные слова (т. е. с меняющимся поэтическим текстом). Главный её признак ее – наличие запева и припева. Запев – это музыкальная мысль, тезис (в поэтическом тексте его функция информативная), объединяет обычно 1-2 строфы поэтического текста. Функция припева - подтверждение музыкальной и поэтической мысли запева, - резюме; ♪ куплетно-вариационная форма, - с изменением (варьированием) музыкального материала в куплете (от нескольких звуков до значительного. ); ♪ строфическая форма, когда в повторяющемся музыкальном материале нет деления на запев и припев; ♪ варьированная строфа, - с изменениями музыкального материала в строфах (от нескольких звуков – А - А1 - А2 и т. д., до значит. обновления - А - Б - С и т. д. ). Повторяющийся музыкальный материал в народной песне называют куплетом. Объем куплета определяется поэтическим текстом. В основе куплета может быть строфа (строфическая структура), может быть одна поэтическая строка (строчная структура). Куплет может содержать одну фразу (фразовая структура. В куплете может быть припев. Припев называют рефреном, если это неизменно повторяющаяся лексическая конструкция: «Ай люли-люли» и т. п. По своему местоположению рефрен может быть концевым (в конце куплета), начальным, обрамляющим[20];
♪ простая одночастная, в основе которой одна музыкальная тема. Наиболее типичная структура одночастной формы - период разных типов: расширенные, с дополнениями, сложные периоды, иногда свободные построения. В произведениях в одночастной форме часто бывают вступления и заключения, как и во всех других формах. В сложных формах – коды. Область применения: вокально-хоровые миниатюры, прелюдии, песни, романсы. Разновидность – развитая одночастная форма; ♪ простая двухчастная основана на изложении темы и ответного к ней музыкального материала (А - тезис, В - подтверждение тезиса); по тематическому материалу II часть бывает: на материале I части (а - а1 ), на обновленном материале (а – б), репризная двухчастная («с включением»), когда во II части вводится неустойчивый серединного типа материал («включение»), после чего повторяется второе или первое предложение I части. (реприза): А Б. В двухчастной форме возможны повторы разделов, выписанные композитором. Повторы (со знаком репризы или выписанные) форму не меняют. Область применения: хоровые миниатюры, песни, романсы. Разновидности двухчастной формы: развитая двухчастная; старинная двухчастная; сложная (составная) двухчастная, когда каждая часть в простой двухчастной или трехчастной форме; двойная двухчастная (варьировано повторенная); ♪ простая трехчастная [21] - это форма, I часть которой – изложение темы, II часть (середина) - музыкальный материал контрастный тематически или по типу изложения к теме, III часть (реприза) - повторение исходной темы: А Б А; середина по тематическому материала может быть на материале темы: А - А1 - А; на новом материале: А - В - А; разработочной: А - R - А; типа связки: А - СВ – А; реприза бывает точная (статическая; ее изначальный вариант Da Capo al Fine, т. е. с начала до слова конец) и измененная (динамическая), от нескольких звуков до значительного. Возможны повторы, выписанные композитором или обозначенные: АВ А, А В А, А В А и т. п. Последний вариант с выписанным варьированным повтором II-й и III-ей части, - А - В - А1 - В1 - А2, - называют трех-пятичастной (Способин) или двойной трехчастной формой. Трехчастную форму с активным тематическим развитием можно назвать развитой трехчастной. Область применения: ноктюрны, танцы, марши, хоры, песни, романсы, арии;
♪ сложная трехчастная - форма, каждая часть которой является простой двухчастной, трехчастной и т. п. формой. ♪ составная - три разные темы, -А-В-С (не образуют трехчастную форму); ♪ рондо - форма, где основная тема (рефрен) проводится не менее 3х раз, а между ее проведениями музыкальный материал иного содержания (эпизоды). ♪ старинное рондо (куплетное) XVII – XVIII в. (Дакен, Рамо, Куперен), количество частей от пяти и более, рефрен обычно в структуре периода: однотемное: А - А1 - А - А2 - А и т. д., где А - эпизоды на материале рефрена; двухтемное: А - В - А - В1 и т. д., где А - эпизоды на самостоятельном материале); ♪ классическое рондо XVIII в., основной тип - пятичастное рондо с характернм обострением контраста рефрена и эпизодов. Рефрен обычно в простой двухчастной или простой трехчастной форме; по тематическому материалу и по типу изложения в эпизодах встречаются самые различные варианты рондо: А В А С А - с двумя различными эпизодами; А В А В1 А - эпизоды на одном тематическом материале; А В А R А - разработка во втором эпизоде; А А1 А В А или А В А А1 А - эпизод на материале рефрена. Кода может быть отдельной, может быть совмещенной с последним проведением рефрена. Область применения: рондо широко используется как форма отдельного произведения (инструментального, вокально-хорового), как часть циклического сочинения (сонаты, симфонии), как форма оперной сцены. ♪ вариационная форма представляет собой изложения темы и нескольких повторений ее в измененном виде; ♪ вариации на basso ostinato (остинатный, неизменный бас), XVI-XVII в., построены на повторении темы в басу. Темой может быть построение 4 – 8 тактов замкнутое (период или предложение) или незамкнутое, вторгающимся кадансом переходящее в вариацию. Количество вариаций в цикле от нескольких до нескольких десятков. Вариации на basso ostinato - это жанр пассакалии или чаконы (старинные, медленные трехдольные скорбные танцы – шествия). Считается, что для пассакалии характерна одноголосная тема с началом с третьей доли такта, а для чаконы – тема аккордово-гармонического склада. Позднее вариации на basso ostinato и пассакалия стали синонимами, - жанром философского осмысления жизни, что объясняет возрождение интереса к ним у композиторов XX века. В циклах вариаций всех типов, как правило, наблюдается трехчастность (реже, рондо): первые вариации обычно близки к теме (первый раздел), интенсивное варьирование в следующих вариациях, кульминационная фаза, - средний раздел, последние несколько вариации обычно возвращают к звучанию исходной темы (реприза);
♪ вариации soprano ostinato(глинкинские), - на неизменную тему в сопрано. Варьируется сопровождение (фактура, гармония), характер варьирования которых часто в прямой зависимости от содержания поэтического текста (М. Глинка. «Персидский хор»). ♪ сквозного развития, форма характерная для произведений, связанных со словом или ориентированных на литературную программу, часто – на конкретное литературное произведение; развертывание музыкального материала полностью подчинено развитию содержания (сюжета) поэтического произведения (обычно сложного композиционно), например, Шуберт «Лесной царь»); ♪ циклическая, форма, которая возникает при объединении музыкальных фрагментов, каждый из которых написан по своей структурной модели, в более крупное целое (опера, оратория, соната, квартет, симфония, сюита, концерт и т. д. ). В этом случае каждый фрагмент называется «частью» и имеет свое обозначение темпа и характера исполнения; ♪ крупные формы: кантаты, оратории или отдельные их части, развернутые оперные сцены, хоровой концерт, литургия, всенощное бдение, симфония-действо («Перезвоны» В. Гаврилина (1984), фольклоризированый концерт («Русский концерт» В. Калистратова), программный концерт нефольклорного происхождения («Пушкинский венок» Г. Свиридова), бестекстовый концерт-вокализ («Концерт памяти А. А. Юрлова» Г. Свиридова), реквием, месса. и т. д. Задание: - определите жанр хорового произведения (оперный хор, хоровая миниатюра, песня, хорал, мотет и др. ). Если анализируемый хоровое произведение является частью более крупного сочинения (оперы, оратории, мессы, литургии, хорового концерта) дайте общие сведения о структуре всего произведения (количество частей, актов); - определите состав исполнителей (солисты, однородный или смешанный хор, фортепиано, оркестр).
- укажите тип хора (однородный мужской, женский, детский или смешанный), вид хора (одноголосный, двухголосный и т. д. ), состав хора; - определите строение хорового произведения, структурную функцию отдельных его частей, их роль в контексте целого, установите предложения, периоды, фразы, мотивы; - рассмотрите каждое построение с различных сторон и дайте ему целостную характеристику; - проследите линию развития музыки, найдите кульминацию всего произведения и кульминации частей, выявите динамически напряженные и спокойные разделы формы; - найдите информацию о внешних признаках - жанре в заглавии произведения, в нюансах, темпах, метре, в складе хорового письма, в фактуре; - определитевнутренние признаки, указанные в самом музыкальном материале; - аргументируйте определение музыкальной формы изучаемого вами хорового произведения, его частей; - письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|