1.9 Темп как средство музыкальной выразительности
1. 9 Темп как средство музыкальной выразительности хорового произведения Для каждого музыкального произведения существует определенная темповая зона, в пределах которой содержание сочинения и характер музыки раскрываются наилучшим образом. Темп — это определенная сфера образов, эмоций, жанров, неразрывно связанная с целостным восприятием музыки, ее характером и лишь небольшая часть из них указывает на скорость исполнения. Рихард Вагнер в известной статье «О дирижировании» писал: «Если объединить все факторы, от которых зависит правильное исполнение музыкального произведения, то они (в конечном счете) сведутся к правильному темпу; выбор и определение последнего сразу же показывает нам, верно ли понято дирижером данное произведение»[35]. Ту же мысль подчеркивал В. Стасов. «Известно, — писал он, — что в музыкальном исполнении от изменения движения совершенно меняется смысл и физиономия сочинения до такой степени, что самую знакомую вещь услышишь точно что-то чужое, незнакомое! »[36]. Шепнём по секрету, что в случае отсутствия указаний метронома, трактовка быстрого и медленного темпов и их оттенков должна соответствовать гармонии, ладу, мелодике, форме, фактуре произведения, а также традициям и нормам стиля, свойственным определенной эпохе. При этом большинство терминов также могут обозначать характер музыкального звучания: медленные темпы говорят о спокойствии, неторопливости, торжественности, величественности, философском раздумье и т. д.; средние - о сдержанности, сосредоточенности, размеренности; быстрые - о пылкости, порывистости, легкости, живости, взволнованности и т. д., т. е. представление о темпе является в основном качественным, а не количественным.
Напоминаем, что главные темповые обозначения составляют пять основных групп: обозначения медленных темпов, средних темпов и быстрых темпов, также существуют умеренно медленные темпы и умеренно быстрые темпы[37]. К первой группе очень медленных темпов (по М. М. от 40 до 54-56) относятся: largo – широко adagio – медленно lento – медленно grave – тяжело (медленно). Ко второй группе обозначения медленных темпов (по М. М. от 56 до 86-88) относятся: adagio – медленно, спокойно (промежуточное между медленным и умеренным) andante – шагом, не скоро, медленно andantino – более скоро, чем andante commodo – спокойно, удобно tranquillo – спокойно, безмятежно. К третьей группе умеренно-скорых темпов (по М. М. от 88 до 130-132) относятся: moderato – умеренно allegretto – несколько оживленно (промежуточное между умеренным и скорым движением). allegro moderato – умеренно оживленно allegro ma non troppo – оживленно, но не очень. Четвертая группа темповых обозначений (по М. М. от 132 до 144) – различные разновидности allegro (с соответствующими добавочными обозначениями): allegro con brio – живо allegro con moto – подвижно allegro agitato – быстро, беспокойно allegro appassionato – быстро, взволнованно allegro maestoso – скоро, величественно. Шепнем по секрету, что различные приставки (con moto, con brio и т. п. ) указывают на характер темпа. И, наконец, к пятой группе обозначений очень быстрых темпов (по М. М. от 144 до 208) относятся: allegro assai – очень живо allegro vivo – весьма оживленно vivace (vivo) – очень скоро presto – очень быстро (буквально 3-я космическая скорость ☺ ). Существует огромное количество понятий и терминов, которые отражают эмоциональный тон, художественное настроение в исполнении части, фрагмента или произведения в целом. Такие слова стоят рядом с обозначениями темпа или в другом месте по ходу развития музыки[38]. Наиболее часто употребляемые термины, встречающиеся в хоровой классической и современной литературе:
agitato – беспокойно, страстно amoroso – нежно animato – воодушевленно appassionato – страстно brillante – блестяще calando – ослабевая delicatamento – нежно dolente – скорбно, печально espessivo – выразительно с экспрессией calmato, con calma – спокойно cantabile – певуче capriccioso – капризно commodo – удобно, спокойно grandioso – грандиозно, величаво maestoso – торжественно marcato – с ударением alla marchia – наподобие марша martelato – с сильным отрывистым ударением morendo – замирая con moto – подвижно, с душевным волнением fenebre – со скорбью, печально f uocoso – пылко glissando – плавно, легко, скользя parlando – говорком patetico – патетично, с пафосом pesante – веско, тяжело risoluto – решительно semplice – просто spinato – плавно spiritoso – с воодушевлением tranquillo – спокойно. Многие известные дирижеры указывали на важность точного определения основного темпа: «Наши дирижеры, – сетует Вагнер, – не знают правильных темпов, потому что они ничего не понимают в пении». «Если в двух словах исчерпать все требования к дирижеру, то это будет: правильный темп», – формулирует он далее. «…Лишь на темпе дирижер показывает себя или способным, или неспособным»; «…ничто так не может повредить исполнению, как произвольная нюансировка темпа…». И, наконец: «…нигде я не встречал еще правильные модификации темпа…»[39]. Маленький секрет от авторов - при уточнении выбора основного темпа необходимо обратить внимание на следующие условия: ♪ ритмическая организация мелодии - так пунктированные ноты, мелкие нотные дробления (группы мелких нот, образующих тот или иной мелизм или соединение нескольких мелизмов) требуют замедления темпа[40]. Мера быстрого темпа определяется полноценностью исполнения самых мелких длительностей иобусловливается задачей сохранения единства формы; ♪ регистровые особенности - так, произведения, в которых используются главным образом низкие регистры, требуют обычно более медленного движения для отчетливости эффекта[41]. На самом деле темпы в музыке могут быть разнообразными, но они обязательно должны оправдываться как особенностями произведения, так и замыслом композитора. Если текст произведения дан в переводе (желательно, хорошем, а то ведь всяко бывает[42]), то для его выразительности часто необходим творчески осмысленный подход к выбору темпа - следует уточнить темповые указания по сравнению с оригиналом[43]). В этом случае дирижер выступает как соавтор композитора, что само по себе очень увлекательно. Хотя авторам этого пособия ближе исполнение произведений на языке оригинала.
Напоминаем, что агогические изменения темпа помечаются в нотном тексте итальянскими терминами. Наиболее употребительны в применении термины, которые либо ослабляют, либо усиливают основные обозначения: piu – более meno – менее mosso – оживленно assai – очень acellerando (acel. ) – ускоряя stringendo (strin. ) – стремясь ritardando (rit. ) – замедляя rallentando (rall. ) – замедляя calando – успокаиваясь poco – мало poco a poco − мало-помалу, постепенно pachissimo – чуть-чуть, едва. Эти слова в сочетании с другими терминами усиливают или уменьшают действие основного обозначения, например: piu vivo – более живо piu allegro – более быстро meno allegro – менее быстро piu mosso – более оживленно meno mosso – менее оживленно largo assai – очень медленно allegro assai – очень быстро poco a poco acellerando − мало-помалу ускоряя poco a poco ritenuto – мало-помалу замедляя poco a poco crescendo − постепенно усиливая poco a poco diminuendo – постепенно затихая Tempo primo (a tempo) – первый темп (возвращение к первоначальному темпу). В музыкальной хоровой литературе встречается довольно свободное, неопределенное обозначение темпа: tempo quisto – истинный, надлежащий темп, как установление темпа, наиболее соответствующего данной музыке; - rubato (рубaто) - свободное в ритмическом отношении музыкальное исполнение; одно из характерных свойств rubato – сочетание метрической точности с подчеркнутой ритмической свободой внутри долей и тактов, которое регулируется своеобразным законом компенсации — небольшие ускорения внутри одной фразы и в ряде фраз ведут к эквивалентным замедлениям, и наоборот. Особым случаем rubato и одним из существенных средств выразительности является полная остановка движения музыки в каком-либо месте произведения – фермата (в завершении всего произведения или его части; для показа резкой грани между частями; как начальный пункт, из которого вырастает, разворачивается последующее все более быстрое движение[44], для удержания мгновения наивысшей динамической напряженности (кульминации)[45]; на паузе для активизации внимания на словах и образах, либо подчеркнуть психологическую зависимость высказанной мысли от мысли последующей.
Задание: - определите темп хорового произведения, найдя авторское указание; - изучите вопросы взаимодействия темпа с другими средствами выразительности; - аргументируйте роль темпа в воплощении смысла музыки; - укажите влияние темпа как формообразующей функции, - проанализируйте появление авторских; - определите изобразительные возможности и роль агогических нюансов в музыкально-образном развитии произведения; - письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|