2.4 Расстановка хора и как ее понять
Прежде, чем перейти к постижению основ дирижерской техники произведением, необходимо еще уточнить и выбрать вариант расстановки хора для исполнения изучаемого вами произведения. Положение хора на эстраде, условия зрительного контакта обеспечивают дирижеру возможность добиваться воплощения тончайших технических задач в исполнении. Напоминаем, что расстановка хора – эта определенная система расположения певцов с целью их совместной исполнительской деятельности, и всемирная хоровая практика накопила богатый опыт по этому вопросу, учитывая один из самых важных в этом вопросе художественно-исполнительский аспект. Чаще всего встречается три системы расстановки: ♪ хор располагается по прямой линии ♪ классическая форма расстановки хора - «подкова», когда хор размещается веерообразно, широким полукругом и линия хора как бы загибается по краям. При этом хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. Допустим, в вашем распоряжении полноценный смешанный хор. Слева от вас как дирижера, располагаются … сопрано (правильно! вы угадали – все как в нашем хоре! ), за ними тенора, справа альты, а за ними басы. Если схематично, то такая расстановка хора выглядит следующим образом (рис. 1):
Рис. 1 Среди многих вариантов расположения однородных хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору. В женском или детском хоре (слева направо): вторые сопрано, первые сопрано, альты первые, альты вторые (см. рис. 2):
Рис. 2
Второй вариант расстановки женского (детского) хора встречается чаще (см. рис. 3):
Рис. 3 В мужском хоре: вторые тенора, первые тенора, басы вторые, басы первые, октависты находятся в центре или над тенорами (см. рис. 4):
Рис. 4 В американском камерном хоре под управлением Роберта Шоу хор часто располагался в основном квартетами и в акустически выверенных точках. Смешанная расстановка, что естественно, наблюдается у народных хоров (там еще и хореография присутствует, плюс всяческие «туторки-матуторки» с народными инструментами и движениями), но иногда и у камерных (см. рис. 5). Ограничения – только в фантазии руководителя (см. рис. 6). Рис. 6 Или в видение и требованиях режиссера концерта (см. рис. 7). рис. 7 Или обусловлено площадкой и аудиторией концерта (см. рис. 8). рис. 8 При пении произведений, написанных для нескольких хоров, исполнители обычно группируются по отдельным хорам (см. рис. 9). Рис. 9 Некоторые дирижеры смешанный хор размещают в виде двух отдельных составов – мужской и женский (см. рис. 10).
рис. 10 Возможны и другие, более изощренные варианты расстановки (рис. 11). Или, например, в Государственной академической певческой капелле Санкт-Петербурга партии иногда расставляются рядами: снизу-вверх – басы, тенора, альты, а совсем наверху сопрано. И ничего, звучат! (см. рис. 12). Рис. 12 При выступлении хора с оркестром певцы располагаются позади и несколько выше него (см. рис. 13).
При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру (от дирижера) (см. рис. 14).
Рис. 14 Возможно и так, справа или слева (от дирижера)[85] (см. рис. 15).
Рис. 15 Если произведение написано для хора с участием солистов, то их месторасположение также надо учесть и запомнить, чтобы иметь возможность к ним обратиться[86] (см. рис. 16)
рис. 16 Шепнем по секрету, что в зависимости от репертуара расстановка хора может меняться в течение концерта несколько раз[87]. Каждый дирижер выбирает свой способ расстановки, исходя из особенностей состава своего коллектива, его комплектации по партиям и т. д. [88] Задание: - представьте и запомните расположение партий хора, необходимое для исполнения хорового произведения; - покажите руками, взглядом где находятся сопрано, альты, тенора, басы; - занесите свой вариант расположения хора в таблицу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|