Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.4 Расстановка хора и как ее понять




 

Прежде, чем перейти к постижению основ дирижерской техники произведением, необходимо еще уточнить и выбрать вариант расстановки хора для исполнения изучаемого вами произведения. Положение хора на эстраде, условия зрительного контакта обеспечивают дирижеру возможность добиваться воплощения тончайших технических задач в исполнении.

Напоминаем, что расстановка хора – эта определенная система расположения певцов с целью их совместной исполнительской деятельности, и всемирная хоровая практика накопила богатый опыт по этому вопросу, учитывая один из самых важных в этом вопросе художественно-исполнительский аспект. Чаще всего встречается три системы расстановки:

♪ хор располагается по прямой линии

♪ классическая форма расстановки хора - «подкова», когда хор размещается веерообразно, широким полукругом и линия хора как бы загибается по краям. При этом хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. Допустим, в вашем распоряжении полноценный смешанный хор. Слева от вас как дирижера, располагаются … сопрано (правильно! вы угадали – все как в нашем хоре! ), за ними тенора, справа альты, а за ними басы. Если схематично, то такая расстановка хора выглядит следующим образом (рис. 1):

 

Тенора II Басы II
Тенора I Басы I
Сопрано II Альты II
Сопрано I Альты I

Рис. 1

Среди многих вариантов расположения однородных хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору.

В женском или детском хоре (слева направо): вторые сопрано, первые сопрано, альты первые, альты вторые (см. рис. 2):

Сопрано II Сопрано I Альты I Альты II
Сопрано II Сопрано I Альты I Альты II

Рис. 2

Второй вариант расстановки женского (детского) хора встречается чаще (см. рис. 3):

Сопрано II Альты II
Сопрано I Альты I

Рис. 3

В мужском хоре: вторые тенора, первые тенора, басы вторые, басы первые, октависты находятся в центре или над тенорами (см. рис. 4):

Октависты

Тенора II Тенора I Басы I Басы II
Тенора II Тенора I Басы I Басы II
Тенора II Тенора I Басы I Басы II

Рис. 4

В американском камерном хоре под управлением Роберта Шоу хор часто располагался в основном квартетами и в акустически выверенных точках. Смешанная расстановка, что естественно, наблюдается у народных хоров (там еще и хореография присутствует, плюс всяческие «туторки-матуторки» с народными инструментами и движениями), но иногда и у камерных (см. рис. 5).

Ограничения – только в фантазии руководителя (см. рис. 6).

Рис. 6

Или в видение и требованиях режиссера концерта (см. рис. 7).

рис. 7

Или обусловлено площадкой и аудиторией концерта (см. рис. 8).

рис. 8

При пении произведений, написанных для нескольких хоров, исполнители обычно группируются по отдельным хорам (см. рис. 9).

Рис. 9

Некоторые дирижеры смешанный хор размещают в виде двух отдельных составов – мужской и женский (см. рис. 10).

 

рис. 10

Возможны и другие, более изощренные варианты расстановки (рис. 11).

Или, например, в Государственной академической певческой капелле Санкт-Петербурга партии иногда расставляются рядами: снизу-вверх – басы, тенора, альты, а совсем наверху сопрано. И ничего, звучат! (см. рис. 12).

Рис. 12

При выступлении хора с оркестром певцы располагаются позади и несколько выше него (см. рис. 13).

При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру (от дирижера) (см. рис. 14).

Рис. 14

Возможно и так, справа или слева (от дирижера)[85] (см. рис. 15).

Рис. 15

Если произведение написано для хора с участием солистов, то их месторасположение также надо учесть и запомнить, чтобы иметь возможность к ним обратиться[86] (см. рис. 16)

рис. 16

Шепнем по секрету, что в зависимости от репертуара расстановка хора может меняться в течение концерта несколько раз[87]. Каждый дирижер выбирает свой способ расстановки, исходя из особенностей состава своего коллектива, его комплектации по партиям и т. д. [88]

Задание:

- представьте и запомните расположение партий хора, необходимое для исполнения хорового произведения;

- покажите руками, взглядом где находятся сопрано, альты, тенора, басы;

- занесите свой вариант расположения хора в таблицу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...