Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.5 Камертон как атрибут жизни хорового дирижера




 

Итак, вы расставили хор, определив каждой партии свое местонахождение. Теперь необходимо хор музыкально настроить, чтобы он запел произведение в обозначенной композитором тональности. Настройкой для хора может стать инструментальное вступление (если произведение с аккомпанементом). А вот если произведение исполняется a capella (без сопровождения), то настройка хора с помощью фортепиано возможна, но настройка по камертону – это высший пилотаж! ☺

Вопрос настройки хора с помощью камертона является одним из самых проблемных в хоровой практике. Классический камертон представляет собой этакую U-образную двузубую вилку с рукояткой и выглядит так[89]:

Камертон изготовляется обычно из стали или алюминиевого сплава. После удара о твердую поверхность, он издает звук определенной частоты.

Этот первый по значимости для хорового дирижера девайс был изобретен в 1711 году англичанином Джоном Шором, который был придворным трубачом. Между прочим, это был выдающийся музыкант своей эпохи, большая часть английской музыки для трубы того времени (композиторы Джордж Гендель, Генри Перселл и др. ) была написана специально для него.

Напоминаем, что сила звука камертона зависит от силы удара, а продолжительность звучания (то есть скорость затухания звука) – от физических параметров и качества самого камертона. Принцип работы камертона основан на явлении колебания волн. Вибрирующие концы камертона создают серии сжатия и разрежения, и в результате возникают звуковые волны. Высота звука, издаваемого камертоном, зависит от его размера, длины и расстояния между концами. Каждый камертон (особенно если это не китайский ширпотреб ☺ ) производится с высокой точностью, чтобы он мог издавать определенную ноту. Камертон может быть настроен на любую высоту. В хоровом деле, как правило, используется камертон ЛЯ (А) 440Hz (это в колебаниях в секунду), но некоторые редкие любители экзотики используют также камертоны Ми (Е) 329. 6Hz и До (С) 523. 3Hz. Особенно в церковных хорах.

Самостоятельная настройка в ладо-тональности тесно связана с активизацией вашего внутреннего слуха и развитием музыкальной памяти. В репетиционной и особенно в концертной работе дирижеру необходимо умение свободно пользоваться камертоном для быстрой перестройки из одной тональности в другую. Быстрая ориентировка в реальном звучании конкретной тональности, внутреннее четкое представление колорита тональности и в особенности — умение точно усваивать соотношение тональностей между собой (функциональное, ладовое, интервальное) — составляют важную техническую основу профессиональной деятельности учителя-музыканта.

Советы от авторов:

♪ задаваемый вами тон должен быть точным, чистым, неторопливым[90], с учетом тенденций к повышению или понижению нужных вам интервалов;

♪ задавать тон по громкости нужно так, чтобы вас слышал хор, а не зрители в зале[91];

♪ классическая последовательность подачи тона хору – басы, тенора, альты, сопрано; бывает, что и наоборот – сопрано, альты, тенора, басы; у кого-то эти последовательности варьируются в зависимости от первого аккорда произведения;

♪ тон дают либо с названием нот, либо на первый слог вступления: например, в Многолетии это слог «Мно…». По первому слогу хор сразу понимает и тон вступления, и «чё поем? » ☺ Но профессиональнее все-таки с названием нот, а то те еще казусы бывают;

♪ после удара камертоном о руку, прикоснитесь его ножкой к козелку уха (выступ хряща наружного уха, который располагается впереди отверстия слухового прохода), нажимая на козелок вплоть до полного закрытия козелком уха. Это помогает закрыть ухо для внешнего шума и услышать звук;

♪ звучание камертона при необходимости можно сделать достаточно громким и слышимым для певчих, если приложить его рукояткой к большой резонирующей поверхности: столешнице, дверце шкафа, оконному стеклу;

♪ камертон можно вешать на шею или ремне на шнуре, или ленточке, держать в кармане.

Задание:

- приобретите камертон-вилочку в магазине музыкальных инструментов[92].

- научитесь пользоваться камертоном-вилочкой, держа его за конец ручки таким образом, чтобы можно было стукнуть только по одному из концов, легонько ударьте им по какой-нибудь поверхности (лучше всего для этого подойдет деревянная поверхность стола, костяшки собственных пальцев, лоб или затылок ближайшего певца… Шутка ☺ ). Концы камертона завибрируют, и вы услышите звук. Обычно это звук «ля»;

- научитесь строить мажорное и минорное трезвучие от звука «ля» ↑ и ↓;

- научитесь строить малую и большую секунду звука «ля»вверх и вниз;

- научитесь строить трезвучия тональностей, в которых звук «ля» входит верхней, средней или нижней нотой (A-dur, a-moll, D-dur, d-moll, F-dur, f-moll);

- задайте тональность своего произведения[93].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...