Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О. А. Валькова. «и что такое. . Ученая женщина, философка, женщина со вкусом»… в России в первой четверти XIX века?




О. А. Валькова

Москва, Институт Истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН

«И ЧТО ТАКОЕ... УЧЕНАЯ ЖЕНЩИНА, ФИЛОСОФКА, ЖЕНЩИНА СО ВКУСОМ»… В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА?

В первое десятилетие XIX века в русском литературном языке получают распространение определения: «философка», «ученая женщина», употребляемые по отношению к некоторым дамам – представительницам дворянского сословия. Например, Ф. Ф. Вигель (1786–1856), описывая в мемуарах историю своего знакомства с некоей девицей А. А. Турчаниновой, имевшего место примерно на рубеже XVIII и XIX веков, говорит о ней: «У нас ее знали под именем философки»[636]. В 1810 г. писательница Екатерина Наумовна Пучкова (1792–1867) в одной из своих статей вкладывает следующий вопрос в уста героя, точнее, антигероя повествования: «И что такое..., – спрашивает он, – ученая женщина, философка, женщина со вкусом? » В последующие 1811–1815 годы употребленные в различных контекстах словосочетания «ученая женщина», «ученая дама» или просто определение «ученая», высказанное по отношению к женщине, становятся вполне привычными и часто встречаемыми на страницах отечественных журналов. Естественно предположить, что эти определения пришли на страницы периодических изданий из повседневной жизни, что журналисты в данном случае отреагировали на возникновение какого–то уже заметного в обществе явления, а именно на появление женщин, открыто интересовавшихся различными науками.

Еще в 1793 г. журнал «Чтение для вкуса, разума и чувствований» опубликовал статью француза по фамилии Гартиг, переведенную на русский язык под названием «Рассуждение о женщинах, и о выгодах, которые получили бы они от упражнения в науках», в которой автор подробно рассматривает способность или неспособность женщин к занятию различными науками и искусствами, приводя в пример знаменитых европейских дам, прославившихся своими познаниями или даже заслугами в науке, и приходит к выводу, что никаких препятствий, обусловленных «природой» женщины для занятий этим видом деятельности не существует[637]. Придя к подобному умозаключению, автор приводит различные доводы, стремясь убедить женщин в том, что занятие науками может быть им очень приятно и полезно, объясняя, почему невежество превращает всю их жизнь в «цепь огорчений и страданий». Завершается статья пылким, можно сказать, пламенным призывом к женщинам заниматься наукой.

Вполне обоснованно можно предположить, что этот призыв не остался незамеченным, и что в первые годы XIX в. в России не только появляются дамы, интересующиеся науками, но что и научные учреждения империи относятся к этому явлению с одобрением. Так, в 1803 г., через 10 лет после опубликования статьи господина Гартига, организаторы публичных лекций в Московском университете нашли возможным специально приглашать на них дам. «Почтеннейшие любители и любительницы наук, кому только благоугодно будет, сим приглашаются к удостоению оных лекций своим присутствием», – писали они в объявлении о новом начинании университета, опубликованном в журнале «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения[638]. И надо сказать, приглашение это не пропало даром. Автор статьи, опубликованной в номере 23/24 «Вестника Европы» за 1803 г., рассказывая о публичных лекциях 1803–1804 гг., проходивших в Московском университете, заметил и записал следующее: «Счастливое избрание предметов для сих публичных лекций доказывается числом слушателей, которые в назначенные дни собираются в Университетской зале. Любитель просвещения с душевным удовольствием видит там знатных московских дам, благородных молодых людей, духовных, купцов, студентов Заиконоспасской академии и людей всякого звания, которые в глубокой тишине и со вниманием устремляют глаза на профессорскую кафедру»[639]. Предметы упомянутых лекций были очень разнообразны, в том числе: опытная физика, натуральная история, экономика, средневековая история Европы.

Примерно в эти же годы Московский и некоторые другие российские университеты охотно пользуются плодами научных трудов или, по крайней мере, научных интересов некоторых высокопоставленных дам. В 1807 г. княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810) подарила Московскому университету свои собственные естественнонаучные коллекции. Некоторые из подаренных ею предметов оказались редкими и очень ценными с научной точки зрения, на основании их изучения были сделаны научные открытия, в частности, профессором Московского университета Фишером фон Вальдгеймом (1771–1853).

В примечании к статье о Ф. Г. Политковском, написанной для «Биографического словаря профессоров и преподавателей Императорского Московского университета», первый профессор геологии и минералогии Московского университета, один из выдающихся отечественных геологов Григорий Ефимович Щуровский (1803–1884) пишет: «…Княгиня Екатерина Романовна Дашкова пожертвовала в пользу Московского университета богатейшее в тогдашнем ученом свете собрание минералов».

Но уже в начале 1810–х годов XIX в. словосочетание «ученая женщина» не является нейтральным. Так, оставшийся анонимным автор статьи «О учености прекрасного пола» в 1811 г. задавался следующим вопросом: «Удивительно, почему прилагательное ученый – в женском роде, щекотливо для уха мужчин…? »[640] Несколько лет, предшествовавших Отечественной войне 1812 г., в российской публицистике были ознаменованы целым потоком статей, обсуждавших проблемы женской учености, женского образования, отношения женщин к наукам. Стилистические жанры этих публикаций достаточно разнообразны. Они представлены как серьезными, написанными в академическом стиле работами, рецензиями и псевдо рецензиями на иностранные труды по теме, так и ярко–полемическими статьями, содержащими известную долю язвительности, а также краткими, можно сказать энциклопедическими, биографиями известных ученых и просвещенных женщин, принадлежавших к разным странам и временам. Содержание их гораздо менее разнообразно. В сухом остатке мнения авторов делились между двумя лагерями: противников и защитников женской учености.

В заключение хотелось бы отметить следующее: определение «ученой женщины», «философки» появляется в российской публицистике в 1810–е гг. и является, предположительно, реакцией на уже имевшее место существование в российском обществе некоторого числа высокообразованных и увлеченных науками женщин. На протяжении последующих двадцати лет усилиями публицистики, художественной литературы, театральных постановок определение это сделалось уничижительным. Существует вероятность того, что это распространенное мнение несколько расходилось с исторической действительностью, поскольку уже в первой половине XIX в. в России жило немало женщин, известных своими занятиями наукой и, можно предположить, еще больше неизвестных, вынужденных скрывать свои увлечения от всех, кроме самых близких людей, из–за вполне обоснованной боязни общественного остракизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...