Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. А. Борисенко. Жизнь женщины–заключенного в норильском ИТЛ




Е. А. Борисенко

Красноярск, Гуманитарный институт Сибирского федерального университета

СКОЛЬКО СТОИТ ЧЕЛОВЕК:

ЖИЗНЬ ЖЕНЩИНЫ–ЗАКЛЮЧЕННОГО В НОРИЛЬСКОМ ИТЛ

Советская история на всех этапах своего развития содержит уникальные свидетельства решения «женского вопроса», однако отечественная историография, рассматривающая проблематику «женской темы» и феминизма, до середины 1980–х гг. характеризуется малочисленностью затрагиваемых аспектов, которые зачастую предписывались «сверху».

С принятием Конституции 1936 г. [702] руководство партии торжественно объявило, что «женский вопрос решен», т. к. выполнена задача достижения полного равноправия мужчин и женщин. Оно было «обеспечено» также и в местах лишения свободы, ставших неотъемлемым атрибутом сталинского времени. Значительную часть осужденных по политическим мотивам составляли женщины.

История политических репрессий в СССР содержит большое количество имен людей, однако далеко не всем уделено достаточно внимания. Среди них потрясающе сильная женщина, которая сумела справиться со всеми выпадавшими на ее долю испытаниями, Евфросиния Антоновна Керсновская. Она не просто написала труд по «гулаговедению», но и зарисовала свой жизненный путь. Это изописание является ценным источником, рассказывающем о положении женщины в исправительно–трудовом лагере (ИТЛ)[703].

Евфросиния Антоновна родилась в Одессе, в Российской империи, за 9 лет до ее падения. Она получила прекрасное образование, знала 11 европейских языков. После окончания гимназии, Евфросиния Антоновна твердо решила стать фермером, именно поэтому она поступила в Ветеринарный институт в Кишиневе, хотя отец советовал поехать учиться в Париж, где уже был ее старший брат. Во время гражданской войны семья была вынуждена перебраться в Бессарабию.

После заключения пакта Риббентропа–Молотова на территорию Бессарабии пришли войска Красной Армии, и народ из «поделенных сфер влияния» отправляется в вагонах для скота на восток. Среди них была и Керсновская – «помещица, использующая наемный труд крестьян».

На каких же островах «архипелага ГУЛАГ» она побывала? Лесоповал в Томской области, следствие на Алтае, затем Новосибирск, Красноярск, Злобино, как она его назвала, «невольничий рынок Норильска». Ну а потом и сам Норильский ИТЛ. Выйдя на свободу, уже после окончания ссылки, отразила «историю тех лет – ужасных, грустных лет «университетов», так она называла те уроки, которые преподносила ей жизнь.

«Сколько стоит человек? » – название шеститомного издания воспоминаний Е. А. Керсновской и одновременно принцип, которым она руководствовалась в течение всего своего пребывания в Норильском ИТЛ: человек стоит ровно столько, сколько стоит его слово. Ни разу за срок Евфросиния Антоновна не нарушила своих моральных принципов, хотя условия, в которых приходилось существовать, были поистине нечеловеческими. Так, она вспоминает, что из–за постоянного недоедания и изнурительных работ, на которые отправляли з/к в зависимости от его принадлежности к категории пригодности, а не к полу, у нее 4 года не было менструации. Однако эта женщина любила труд, и, может быть, благодаря этому могла приспособиться к любой ситуации и выполнять отлично любую работу, за которую бы она не взялась: она выносила параши, мыла бараки, носила неподъемные кирпичи и цемент, грузила вагоны, работала санитаркой в Центральной лагерной больнице, делала зарисовки хирургических операций, производила вскрытия в прозекторской, наконец, была забойщиком в шахте. Весь этот большой список работ она выполняла добросовестно, не щадя своих сил, иногда по 20 часов в сутки, порой после пребывания в ШИЗО на урезанной пайке. Но везде, где бы ей не приходилось трудиться, оставались благодарные ей люди, которым она помогала чем могла в трудные минуты – подменяла на смене, старалась облегчить боли даже под страхом наказания, повышая дозу медикаментов, отдавала действительно последний кусочек хлеба нуждающемуся. Эта безграничная любовь к людям, доверчивость и доброта, позволили ей не озлобиться, сохранить человеческую сущность, которую потеряли многие заключенные, сломавшиеся под гнетом трудных условий содержания.

Естественно, были различные способы выживания в НИТЛ, тот, кто послабее «стучал» лагерному начальству, кто сильнее, а это, как правило, уголовницы, промышляли воровством и торговлей, действуя по своим законам, кто похитрее – пресмыкались перед «власть имущими» в администрации.

Е. А. Керсновская вспоминала о том, как ее и четырех «жучек» – так называли уголовниц, отправили в вохровскую (ВОХР – вооруженная охрана) казарму мыть полы после побелки. Компаньонки скрылись сразу, как только пришли, а она всю ночь мыла и скоблила полы, хлорная известь разъела руки до глубоких дыр, кровь окрашивала белую воду в ведре. К утру пришли жучки, многозначительно хмыкали, что–то жевали и в узелках несли пшенную кашу. Когда они вернулись в изолятор, ее снова отправили на работу. Евфросиния обратилась к медсестре и попросила помощи, на что та только рассмеялась. Позже ей объяснили, что женщин посылали в казарму не для работы, а в качестве проституток, их кормили, поили, платили по договоренности, и им это нравилось.

Тяжелые условия пребывания в лагере приводили к расслоению содержащегося там общества, в данном случае, определяющим фактором выступало воспитание и образование, полученное до заключения. Женщины–интеллигентки никогда не вели себя, как уголовницы. Им не чужды были чувства. Многие стремились завести «лагерного мужа», чтобы выплескивать на него ласку и заботу, которым не было выхода в стенах женского барака, часть из них смогли испытать кратковременную радость материнства, до тех пор, пока ребенка не определяли в детдом. Но некоторые падали настолько низко, что это вызывало отвращение у воспитанных женщин – они были носителями венерических заболеваний и вели исключительно приспособленческий образ жизни, не собираясь работать и торгуя своим телом.

А. И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» писал: «Не пяти лет, а пяти недель довольно, чтоб уничтожить и женщину и человека». В исправительно–трудовых учреждениях грань между мужчиной и женщиной становится зыбкой, от голода физические силы покидают всех, и постепенно человек превращается в «свечку», у которой огонь в душе еле теплится. И здесь на первый план выдвигается сила духовная, которая сохраняет курс на выживание, борьбу, сопротивление.

Евфросиния Антоновна Керсновская прошла все «университеты», и при этом сумела сохранить любовь к своей стране, не озлобилась на режим и советскую власть, несмотря на то, что оставила свою молодость в Норильске.

Жизнь Е. А. Керсновской – это очередной подвиг женщины–героя, которая всегда была верна своему слову. Ее моральные установки доказывают, что выжить и не опуститься в нечеловеческих условиях всегда возможно, вне зависимости от половой принадлежности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...