Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ю. Г. Салова. Ярослaвские женщины в процессе организации общественнного воспитания детей–дошкольников в 1920–е гг.




Ю. Г. Салова

Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

ЯРОСЛAВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕНННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ–ДОШКОЛЬНИКОВ В 1920–е гг.

Одним из главных новшеств в реформировании народного образования в 1920–е годы стало создание дошкольных учреждений для детей младшего возраста. Первым государственным документом, регулировавшим эту работу, стала «Декларация по дошкольному воспитанию», принятая Наркомпросом 20 ноября 1917 года. В ней определялись основные типы детских дошкольных учреждений. Руководство учреждениями возлагалось на дошкольные подотделы губернских и уездных отделов народного образования.

На 1–м Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию 1919 г. закреплялась структура дошкольных учреждений и определялась необходимость подготовки кадров. В последующие годы на съездах обсуждались формы и методы работы детских дошкольных учреждений.

Поскольку кадровая проблема встала довольно остро, то были предприняты шаги к привлечению в эту сферу воспитания людей, разделявших принципы новой педагогики. Чаще всего воспитателями становились простые работницы с предприятий. Так было и в Ярославле.

Первый детский сад в городе появился благодаря частной инициативе О. И. Нечаевой, которая вместе с А. Н. Надеждиной открыла его для детей интеллигенции в частной квартире в 1906 году[735]. Именно из него в 1918 году и создавался первый советский детский сад «Светлячок». Параллельно шло формирование дошкольных подотделов на губернском и городском и уездном уровнях. В Ярославле инспекторские должности заняли О. И. Нечаева, Н. А. Соколов, Н. П. Ширяева.

Самый трудный период пришелся на время ликвидации последствий мятежа лета 1918 г., когда нужно было искать помещения для размещения детей. Но даже в этих условиях к осени удалось открыть еще три детских сада.

В Ярославле частновладельческие сады и парки закреплялись за летними детскими площадками. Для руководства работой площадок привлекались как учителя, так и непрофессиональные сотрудницы, которые получили элементарные навыки работы с детьми на специальных трехмесячных курсах.

С переходом к НЭПу ситуация в деле дошкольного воспитания стала изменяться. И без того непростая финансовая ситуация осложнялась прибытием на территорию губернии большого количества беспризорных детей из охваченного голодом Поволжья. Для помощи дошкольным учреждениям в трудных финансовых условиях в 1922 г. при Ярославском губернском женотделе была создана комиссия из представителей профсоюзных, комсомольских организаций, женотделов, здравотдела, политпросвета. Аналогичные комиссии действовали и в уездах. Благодаря их посредничеству в работу включились предприятия, в городе был проведен День ребенка, во время которого собирались средства в фонд помощи детям. Но процесс сокращения сети этими мероприятиями невозможно было остановить. Сокращались в первую очередь сельские учреждения.

Именно поэтому главной задачей для губернских управленческих структур стало развитие сельских детских дошкольных учреждений. Весной 1925 г. прошла 4–я губернская конференция по дошкольному воспитанию. Было принято решение о создании в сельской местности детских площадок, как менее затратных учреждений[736]. Для этого была создана специальная комиссия при ГубОНО. В качестве образца для работы был взят Ростовский уезд, где подобная работа носила более организованный характер, поскольку здесь был разработан специальный план их создания, который предусматривал открытие площадок в 10 волостях уезда[737].

Летом 1925 г. в губернии было открыто 68 площадок для 3 000 детей. В дальнейшем количество детских дошкольных учреждений продолжало расти, уже через два года их было 150. Важную роль в их создании играла общественная инициатива.

Руководительницы большинства первых советских детских садов основывались в воспитании на системе Ф. Фребеля, включавшей идеи о приспособлении ребенка к жизни, о дополнении детским садом семейного воспитания, о связи детского сада со школой. Особое внимание уделялось детским играм, творческим занятиям. Параллельно практиковались методы «свободного воспитания», пропагандируемые К. Н. Вентцелем и Е. И. Тихеевой.

О. И. Нечаева сама инструктировала первых воспитательниц по вопросам педагогической работы. С появлением новых методических материалов стали внедряться и новые формы работы с детьми. В Ярославле методическим центром стал опытный очаг «Звездочка», которым руководила Н. А. Белякова. Она же являлась председателем методического объединения работников дошкольных учреждений.

В практику детских садов стали внедряться идеи коллективизма и самоуправления. Именно с этого времени стали запрещать проведение рождественских елок в детских садах, в детскую жизнь стали приходить новые советские праздники. Рекомендовалось убрать из жизни ребенка сказку и куклу.

Воспитатели сожалели о запрещении кукол, отмечая, что эта игрушка необходима ребенку. Дети часто сами делали куклы из «брусочков, рисуя им лицо». Новые идеи воспитания диктовали и новые игры. Так, для приближения ребенка «к жизни», воспитатели водили их на экскурсии, в результате которых появлялись новые игры в «пожарников», «в паровоз», «в комсомольцев», «в клуб пионеров», «в похороны Ленина».

Во второй половине 20–х годов все чаще в отчетах детских учреждений отмечалось, что «потихоньку, но уверенно проводится в жизнь принцип политического воспитания в революционном духе». Для проведения этих идей прежде всего были необходимы в дошкольных учреждениях соответствующие сотрудники. Сначала в губернии были организованы краткосрочные курсы по подготовке воспитателей. С начала 20–х годов кадровый вопрос стал решаться через организацию кружков самообразования для дошкольных работников. С весны 1923 г. особенно активным стал такой кружок в Ярославле, работавший при детском саде «Звездочка». Им руководил психолог Н. А. Соколов. Все нововведения в воспитательный процесс обязательно рассматривались в кружке.

Такой подход к кадрам диктовался тем, что специальное педагогическое образование было только у 2% сотрудниц. Выходом из ситуации стало открытие дошкольных отделений в педагогических учебных заведениях.

Несмотря на трудности, к концу 20–х годов в губернии сложилась организованная в первую очередь ярославскими женщинами система дошкольных учреждений, которая позволила решать поставленные властью задачи общественного воспитания детей и формировать человека нового социалистического общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...