Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Т. А. Мищенко. Ценность социального времени советской женщины в 1960–1980 годы: историческая динамика в гендерной перспективе




Т. А. Мищенко

Брянск, Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В 1960–1980 ГОДЫ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА В ГЕНДЕРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Проблема времени обладает особым значением в жизни человека. Любое проявление человеческой деятельности не просто погружено во время, происходит в нем, но и само выступает процессом освоения, очеловечивания времени. Различают существование времени физического, социального и индивидуального человеческого бытия. Категория времени была включена в круг социальных исследований в 1920–е годы. В СССР проблематика социального времени рассматривалась с точки зрения анализа бюджетов времени трудящихся, продуктивного использования внерабочего времени.

В целом развитие отечественной традиции интерпретации эмпирических данных бюджетов времени позволяет анализировать накопленную информацию в различных теоретических плоскостях изучения социального времени. Так, анализ ценности времени женщины и мужчины реконструирует историческую динамику в гендерной перспективе.

Проведенные исследования второй половины 1960 – 1970 гг. по изучению бюджетов времени семей свидетельствовали о неравных затратах внерабочего времени на все виды домашнего труда мужчин и женщин. В целом женщины были заняты домашним трудом в 2–2, 5 раза больше, чем мужчины[779], а по некоторым видам труда в домашнем хозяйстве затраты времени у женщин были в 4–5 раз больше, чем у мужчин[780]. В распределении времени женщин исследователи выявили ряд закономерностей:

1. Затраты на все виды домашнего труда возрастали с увеличением числа детей. Появление в семье первого ребенка превышало затраты времени женщины на домашний труд в среднем на 76%, при двоих детях затраты времени на домашнюю работу увеличивались еще на 22%[781].

2. Затраты времени зависели от возраста детей. Наиболее «затратный период» — от одного года до шести лет, когда на домашнюю работу женщина тратила в будний день от 5 часов 40 минут до 4 часов 15 минут[782].

3. Временные затраты на домашний труд оказались связаны с возрастом женщины, резко увеличиваясь с 25 лет (29, 9 ч. в будние дни недели) и достигая максимума в возрасте 50 лет и старше (46, 3 ч. )[783].

4. В связи с сокращением репродуктивного периода до 10 – 12 лет и совпадением этого периода со временем учебы и карьерного роста максимально уплотнялось время женщины, сокращались возможности профессионального и культурного роста, возникали сложные бытовые и психологические проблемы в семье[784].

Для советской науки были характерны две концепции высвобождения и перераспределения времени женщины: концепция «государственной заботы», предусматривавшая создание условий для выполнения женщиной множества социальных функций, и концепция «справедливого разделения обязанностей», акцентированная на появление новых социо–культурных норм в семейных взаимоотношениях в условиях научно–технического прогресса.

Предполагалось, что появившееся свободное время женщины будут тратить на воспитание детей, образование и самообразование, активный отдых. Различные исследования бюджетов времени в Таганроге (1978 г. ), Пскове (1965 г., 1986 г. ), Костроме (1966 г., 1971 г. ) установили определенную динамику роста свободного времени женщин, при этом величина затрат времени на воспитание детей осталась неизменной, составляла 5, 5 – 5, 4 часа в неделю, т. е. около 50 минут в день[785]. Активный отдых (спорт, туризм, путешествия, посещения театров, музеев), популярный в 1960–е гг., в 1970–х гг. сменяется времяпрепровождением у телевизора.

Не отрицая связи между использованием резерва времени и ценностными установками личности, необходимо принимать во внимание последствия технологического прогресса и отдельные эффекты общества потребления. С начала 1960–х гг. в центр государственной политики под лозунгом «развитого строительства коммунизма» была поставлена задача максимального удовлетворения все возрастающих потребностей людей.

В 1970–х гг., согласно ежегодному отчету о развитии человечества, СССР по уровню жизни (ИРЧП) входил в первую десятку развитых стран мира[786]. В 1977 г. в СССР 77 семей из 100 имели телевизор, 65 семей стиральную машину, 18 – пылесос, в 1981 г. 90, 69 и 31 семья соответственно[787]. Приобретение телевизора опережало машины бытового назначения, так как все члены семьи получали возможность пользоваться значительной частью социальной информации и общественных развлечений, оставаясь дома.

Домашнему времяпрепровождению способствовал и рост жилищного строительства. С 1960 по 1980 гг. в СССР было построено 55641 тыс. отдельных квартир[788], большинство из них имело водопровод, канализацию, центральное отопление, газовую плиту, ванную и другие удобства.

Трансформация структуры жизненных ценностей женщин, в которых все большее значение приобретало свободное время, к 1990–м годам, по данным Т. М. Карахановой, привела к использованию образовавшего ресурса времени в 5, 8 часов в неделю по сравнению с 1965 г. для сна и ухода за собой[789].

Итак, социальное время следует рассматривать как особый экономический ресурс. Ценность социального времени определяется невозможностью его сохранения и накопления при одновременном ускорении хода социальных изменений («уплотнения» социального времени). Время женщины как основного производителя потребительских благ домохозяйства представляет из себя дефицитный ресурс с высокими альтернативными издержками при распределении на виды деятельности. Для советских женщин поиск резервов времени выражался в стремлении использовать помощь государства, механизации быта, справедливом распределении обязанностей в семье. Стремление женщин упорядочить быт, «уплотнить» и «сжать» время домашнего труда приводило к формированию новых социальных качеств: организованности, четкости, инициативности. Ценность времени женщины способствовала стремлению ограничить количество детей в семье и самостоятельно использовать образовавшийся ресурс свободного времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...