И. В. Кузмичева. Структура женской темы в текстах Руси. (частное и общественное)
И. В. Кузмичева Ярославль, Ярославский ГПУ им. К. Д. Ушинского СТРУКТУРА ЖЕНСКОЙ ТЕМЫ В ТЕКСТАХ РУСИ (ЧАСТНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ) Тексты древней Руси раскрывают взаимосвязь между частными и общественными явлениями в жизни женщины. Женщина оказывала влияние на общественные процессы. Ее влияние было положительным: она добивается мира, спасает, исцеляет, помогает. Очевидна направленность женщины к добру, миру и жизни. Ярчайшей личностью в истории Руси была великая княгиня Ольга. Ее жизнь, судьба и деяния нашли отражение в нескольких текстах Руси, первым из которых является «Повесть временных лет», где ей посвящено несколько летописных статей, охватывающих период с 945 по 969 годы. Для Ольги важными были ее отношения с сыном, складывавшиеся порой очень сложно. Принятие Ольгой христианства стало важным шагом как для нее, так и для государства. Частное явление личной жизни женщины стало решающим событием в истории России. Ольга предопределила развитие русского государства на века. Именно она благодаря принятию христианства и мудрому правлению стала выразителем народного самосознания. Этот шаг привел к конфликту матери и сына. Княгиня много раз убеждала сына принять христианство: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться». Святослав не слушал ее и отговаривался: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться? » Ольга хочет спасти не просто сына, но наследника княжеской власти. Ею руководят и материнские чувства, и политический интерес. Ольга хотела, чтобы именно Святослав сделал то, что позже осуществил Владимир – крестил Русь. Важно отметить исключительно мирный характер правления Ольги. Только один раз Ольга воевала – когда мстила древлянам за смерть Игоря. В дальнейшем все государственные дела она решала с помощью дипломатии, что позволило молодому государству окрепнуть, возмужать и набраться сил для дальнейших свершений.
Благодаря вмешательству женщины, а именно матери Владимира Мономаха, удалось на время остановить междоусобную войну. Эта женщина появляется в произведении в самый сложный момент – когда русские князья находятся на грани междоусобной войны, в то время как Руси угрожали половцы: «На следующее утро собрались они перейти через Днепр на Святополка, Святополк же хотел бежать из Киева, и не дали ему киевляне бежать, но послали вдову Всеволодову и митрополита Николу к Владимиру, говоря: «Молим, княже, тебя и братьев твоих, не погубите Русской земли». Мать Мономаха обращается не просто к сыну, но к князю, в руках которого судьба Руси. Она выступает вместе с митрополитом, и эта связь не случайна. Это придает данному событию государственный политический масштаб. ТекстыРуси зафиксировали ситуации, когда общественные процессы неумолимо вмешивались в личную жизнь женщины, разрушали ее мир. Такова судьба матери Феодосия Печерского – персонажа «Жития Феодосия Печерского», написанного в XI в. монахом Нестором. Феодосий стремится стать монахом, но мать препятствует ему, желая, чтобы он вернулся к обычному образу жизни. Она препятствовала ему, т. к. очень любила своего сына: «А потом, сжалившись над ним, снова принялась с мольбами уговаривать его, чтобы не покидал ее, ибо очень его любила, больше всех других, и не мыслила жизни без него». Родители Феодосия христиане, но в характере его матери автор отразил языческие черты: она груба, напориста, действует силой. В то же время сын является выразителем христианского поведения: он обращен к Богу, Феодосий проявляет смирение и кротость в своем служении. Мать принимает сторону сына и, ради возможности жить рядом с ним, постригается в монахини. Принятие Русью христианства стало важнейшим историческим этапом в развитии государства. Оно принесло с собой коренные изменения в жизни общества и мировоззрении людей.
Большое значение для понимания рассматриваемой проблемы имеет судьба Ярославны, супруги князя Игоря из «Слова о полку Игореве», которое сейчас датируется концом XII – началом XIII в. Постоянные войны, которые вела Русь, отнимали у женщин мужей, сыновей, братьев и отцов. Муж Ярославны попал в плен к печенегам, ему грозит смерть. Личная трагедия этой женщины – не только ее горе, но и горе всей Русской земли. Ярославна переживает драму, касавшуюся всех людей того времени. Плач Ярославны вызволяет Игоря из плена. От смерти она спасла не просто мужа, но князя русского. Во все времена существовала проблема социального различия людей. Женщина, обладающая мудростью, сильной волей, терпением, может преодолеть сложные жизненные ситуации. Таким характером обладала Феврония. Она была простой крестьянской девушкой, когда взялась излечить муромского князя Петра от недуга. Феврония лечила не физический недуг князя, а его душу, погибающую из–за гордыни и самоуверенности Петра. «Повесть о Петре и Февронии» – первое произведение Руси, где показано непростое положение крестьянской девушки, которая по воле обстоятельств оказалась в высшем, правящем слое общества. Окружающие Петра люди не приняли Февронию, из–за чего она и была изгнана из города. Ее муж последовал за ней, но он сомневался в правильности своего выбора. Сколько же понадобилось Февронии мудрости, женского такта и терпения, чтобы вселить в князя надежду. Наконец, супруги решают принять монашество. «Факты совместного пострижения мужа и жены в монашество, неоднократно отмечавшиеся русскими летописями, хорошо согласовались с обеими сторонами православной концепции: супружеской любовью и готовностью к самоотречению во имя божественных идеалов»[67]. Феврония, благодаря своим способностям, оказалась способной влиять на ситуацию и общественный уклад жизни. Важнейшим произведением литературы XVII в. стало «Житие протопопа Аввакума», написанное самим Аввакумом. Примечательна судьба жены Аввакума Анастасии Марковны, которая разделила со своим мужем все тяготы изгнания и ссылки.
В характере Анастасии Марковны отразились те лучшие черты, которые были воспеты в русской женщине еще автором «Слова о полку Игореве»: преданность любимому человеку, огромная сила духа, готовность пережить вместе с мужем все несчастья. Анастасия Марковна олицетворяет семейное начало, домашний, бытовой уклад, особенно важный для Аввакума. Это тот старый быт, старый уклад, который он защищает от разрушения, от реформирования его в духе Европы, западных новшеств, пришедших в Россию в XVII в. после Смутного времени. Анастасия Марковна в житии – символ старого быта, его стойкости и приоритетов. Образ женщины выходит за рамки жены, матери, хозяйки, становится олицетворением пласта культуры, движения, получившего название «старообрядчество». Женщина не замыкалась в кругу домашних забот, она оказывала влияние на все основные аспекты общественной жизни древней Руси: государственные и военные дела, политику, вопросы религии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|