Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ю. В. Линник. Философия Русской матрёшки




Ю. В. Линник

Петрозаводск, Карельская государственная педагогическая академия

ФИЛОСОФИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ

В зависимости от контекста, задаваемого матрёшке, её символизм получает разные оттенки: 1) для русскогочеловека она означает неизбывность жизни – витальную бесконечность её умножения – череду поколений; 2) в масштабе всей Ойкумены матрёшка образно воплощает новое миропонимание, связанное с фрактальной парадигмой – метафорически моделирует многоуровневый, иерархично устроенный Универсум. Оба смысла коррелируют. За ними стоит общий архетип. Содержательное наполнение меняется, но инвариантной остаётся структура, изоморфные системы. Матрёшка входит в этот ряд.

Матрёшка кажется имманентной русской культуре – видится её исконный атрибут, имеющий глубокие корни в народном менталитете. Восприятие её как чего–то изначального, древнего есть свидетельство её органичности, доподлинности. Матрёшка отозвалась в глубинах бессознательного, была ассимилирована им как что–то своё, безусловно родное, существовавшее на Руси испокон веков. Несмотря на историческую молодость матрёшки, её генезис уже мифологизирован, где конкурируют две гипотезы: 1) матрёшка имеет автохтонное происхождение – она является обычной модификацией разъёмных пасхальных яиц, традиция изготовления которых достигла пика совершенства в изделиях фирмы К. Фаберже; 2) толчком к созданию матрёшки стали экзотические японские куклы – Дарума и Фукурума.

В матрёшке пересеклись две стилистики – русская и японская. Существует предположение, что первую матрёшку расписал С. В. Малютин, коллега Н. К. Рериха по «Миру искусства». На родоначальнице матрёшек лежит напечатление серебряного века и стиля модерн – она смотрится на фоне Талашкино и Абрамцево. В 1890 г. в усадьбу Абрамцево попала кукла Фукурумы, заинтриговавшая участников мамонтовского кружка; потом эта же кукла нашлась в Москве по адресу Леонтьевский переулок, 7, где находился магазин–мастерская «Детское воспитание»; особый интерес к ней проявила хозяйка заведения Мария Александровна Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова, брата легендарного Саввы Ивановича Мамонтова – она и инициировала создание матрёшки, вовлёкши в это дело художника С. В. Малютина и токаря В. П. Звёздочкина.

Предыстория матрёшки такова. Архетип Мирового Яйца созвучен Идее Вложенных Структур. Для периода мезолита характерно обилие заболоченных поверхностей. Много водоплавающей птицы – это объект внимания и охоты. Сочетание этих обстоятельств сделало её центральным персонажем космогонических мифов. «Калевала» начинается с рассказа о претворении утиного яйца в космос. Яйцо стало главенствующим символом в Ойкумене. Оно читалось как знак, указующий на непрерывность жизни. Кощей Бессмертный говорит о месте своей гибели: «там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть»[68]. Реализация Идеи Вложенных Миров! Отец русской матрёшки – В. П. Звёздочкин – родился на подольской земле. Кустари–токари давно делали игрушки–вкладыши. В 1900 г. сотворённая им матрёшка снискала успех на Всемирной выставке в Париже. Со временем её слава станет планетарной.

Храм Василия Блаженного и семёновская матрёшка: их соположенность кажется естественной. В обоих случаях запечатлена избыточность жизни, её вегетативная мощь и цветение; восславляется плодородие, чадородие. Органическое начало, несущее в себе бессмертие, осмыслено эстетически. В игрушке воплощена философия рода – его заявка на продолжение. Внутри матрёшки таится целое семейство: дети–погодки. Здесь метафорически указуется на позвенную связь поколений. В матрёшке воспета непрерывность жизни. Через посредничество игрушки понимается и чувствуется мироощущение русского крестьянства. Репродуктивная магия ощущается в матрёшке. Крестьянский двор как совокупность – люди, животные, пахота – должен воспроизводиться во времени. Матрёшка несёт в себе код этого самоповторения, его образную формулу, в неё заложена программа умножения, прироста.

Матрёшка возникла в канун крушения крестьянской культуры. Внутри северной крестьянской избы, если одновременно смотреть поэтически и системно, обнаруживается подобие матрёшки. Бабушка–мать–дочь–её кукла: Идея Вложенных Структур получает манифестацию. Семья устроена фрактально; матрёшка – её метафора. Сельский дом и матрёшка связаны взаимно–однозначным соответствием – модельно представляют друг друга. Матрёшка рассматривается как метафора потенциальной, прибывающей и перерастающей себя, биологической в своей сути бесконечности. Она направлена вглубь, вширь, устремляет в микро– и мегамир. Гомеомерии Анаксагора устроены как матрёшки, они реализуют максималистский, экстремальный для познавательных возможностей, ультра–парадоксальный принцип всё во всём. В основе Вселенной И. Ламберта и матрёшки лежит один архетип. Мир у немецкого космолога трёхуровневый. В свою модель И. Ламберт заложил неограниченную экстраполябельность. Матрёшка–Матрёна–Матрона–Матри: в этих именах один корень – одна сущность. Она вносит вклад в культ Матери Мира – является своеобычной иконой, передающей самые сокровенные сущностные черты.

Психоанализ показал: память материнского лона – первой экониши – продолжает жить в бессознательном. Матрёшка инициирует тонкие, неглаголемые переживания. Она возвращает в некий идеальный космический матриархат, где нет жестокости и насилия – там царят любовь и взаимность.

Не является ли матрёшка знаком неоматриархата или эпохи Третьего Завета? Серебряный век жил этими чаяниями. Он ощутил: асимметрия между Патри и Матри – резкое смещение в сторону мужского начала – грозит человечеству величайшими потерями. Надо восстановить гармонию. Матрёшка вносит вклад в достижение этой цели. Гендерная проблематика возникла не вчера. Важно подчеркнуть её ценностные аспекты. Предпочтения в этой сфере субъективны, их значимость для культуры огромна. Своеобразную проекцию эта дилемма имеет внутри истории преформизма.

Спор анималькулистов и овистов. Сходясь в том, что в зародыше целокупно представлен организм, противостоя сторонникам эпигенеза, постепенного развития, они разную роль придавали сперматозоиду и яйцеклетке.

Матрёшка – это рекурсия. Игровая, фрактальная по своей природе, уводящая в бесконечность, мажорная и оптимистическая рекурсия. Тезаурус матрёшки неисчерпаем. Это беспрецедентно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...