Т. Л. Лабутина. «женский вопрос» (брак, семья, образование). В творчестве английского просветителя Д. Дефо
Т. Л. Лабутина Москва, Институт всеобщей истории РАН «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» (БРАК, СЕМЬЯ, ОБРАЗОВАНИЕ) В ТВОРЧЕСТВЕ АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ Д. ДЕФО Просветители Англии большое внимание уделяли проблеме воспитания и образования девушек. Заметную роль в освещении «женского вопроса» сыграл литератор Д. Дефо. Дефо ценил качества женщин, указывал на их подчиненное место в обществе. Он усматривал предназначение женщины в том, чтобы быть супругой и матерью. Полагал, что решающую роль при заключении брака играет любовь. В поэме «Добрый совет леди» он критиковал мужчин за плохое обращение с женами, рукоприкладство, пьянство и проведение времени в компании легкомысленных дам. Дефо не осуждал женщин за слабости, порицал общество, где господствовали мужчины, за подобное отношение. В начале XVIII в. Дефо написал ряд статей по проблемам семейной жизни для журнала «Ревю», издал книги «Семейное руководство», «Религиозное ухаживание», «Супружеская похотливость», где обсуждал вопросы брака. Препятствием для брачных союзов становились различия в конфессиональной принадлежности, разница в возрасте, несоответствие положения и темперамента вступающих в брак. Дефо осуждал немолодых женщин, вышедших замуж за молодых людей после вдовства в надежде, что те станут им опорой в хозяйственной или торговой деятельности. Женщина, которая не может принести потомства, вообще не должна выходить замуж, т. к. главная цель брака – рождение и воспитание детей. Пожилые мужчины, женившиеся на юных девушках, по этой причине не осуждались. Он противился оказанию давления на девушек со стороны родителей, настаивавших на замужестве с женихами, которых они для них выбрали. «Если ваша дочь желает выйти замуж за человека, который вам не нравится, – писал Дефо, – я полагаю, вы имеете законное право предостеречь ее от этого шага и не допустить или даже расстроить подобный брак. Но если дочь не желает выходить замуж за того, кто симпатичен вам, я не думаю, чтобы вы имели право командовать и распоряжаться ее судьбой».
Дефо рассматривал брак как союз равных партнеров. Цель супругов заключается в сохранении семьи, управлении домом, воспитании и образовании детей; обязанности, ответственность и права супругов должны быть одинаковыми, необходимы взаимное уважение и терпимость супругов. Дефо осуждал мужей, бранивших жен за мотовство, советовал им заботиться о материальном достатке семьи, высказывал недоумение, зачем женщины выходят замуж, если не ради рождения детей. В ряде работ, в том числе художественных произведениях «Молль Фландерс» и «Роксана», он поднимал вопрос об экономическом положении женщины в семье и обществе, призывал женщин вести активный образ жизни, участвовать в хозяйственных делах и профессиональной деятельности мужа. Жене следует овладеть необходимыми познаниями в ведении хозяйства. Женщина должна стремиться к экономической независимости, она может и должна избавиться от сексуальной зависимости от мужчины. Дефо выступал против контрацептивов и абортов, расценивая их как детоубийство. Он считал, что мужчина, не желающий иметь детей, вообще не должен жениться; осуждал мужчин, расценивавших брак как средство достижения сексуального удовлетворения. Подобные высказывания в защиту женского пола послужили основанием для ряда ученых расценить их как феминистские. Наглядно феминистские симпатии Дефо отразились в его рассуждениях о женском образовании. Хотя Дефо далек от педагогики, как просветитель и выразитель интересов буржуазии, он понимал значение образования для развития общества. Не являясь профессионалом в образовании, он сумел предложить проект создания военных академий для юношей и образовательных академий для девушек.
Очерк о «женских академиях» Дефо начинал с выражения недоумения по поводу недостаточного внимания общества к женской образованности. Он подчеркивал, что женщин не пришлось бы осуждать за «глупость и несостоятельность», если бы они получили образование, приводил в пример высказывание дамы, испытывавшей страдания из–за того, что в юности она не получила достойного образования. Хотя она была красива, обладала блестящим умом и незаурядными способностями, владела большим состоянием, все это не приносило ей счастья, поскольку «ее природный ум заставлял ее почувствовать недостаточность своего образования». Дефо задавался вопросом, почему женщины лишены благ просвещения, т. к. наделены большими, чем мужчины, способностями к учению и отличаются большей сметливостью. Он высказывал предположение, что мужчины лишают образования женщин сознательно, из опасения, что те смогут конкурировать с ними в «совершенствах». Но мужчины получат преимущества, если предоставят образование женщинам, т. к. образованная дама, обладающая хорошим воспитанием и приятными манерами, является существом «несравненным». Если женщину лишить образования, то скоро «природная острота ума» сделает ее «сумасбродной и болтливой», а характер станет «причудливым и капризным», недостаток образования усугубит негативные черты характера женщины. Поэтому «ради самих себя» мужчинам следует обеспокоиться образованием женщин. Дефо не ограничивался рассуждениями о достоинствах образованных дам и благе, которое приносит образование их полу. Он предлагал конкретный план мероприятий, направленных на реализацию их права на образование. Просветитель полагал: «женская академия» не должна отличаться от обычной школы. Поступающие в «академию» ученицы должны выполнить ряд условий: они письменно подтверждали свое согласие подчиняться установленным в «академии» порядкам. Время пребывания определялось на их усмотрение. Расходы на обучение за год вперед оплачивали родители учениц. Любая могла покинуть стены «академии» досрочно в случае, если вступала в брак. Девушка, желавшая избавиться от назойливых притязаний, искала прибежище в стенах «академии». Дефо предусматривал подобный расклад событий и был готов помочь своим ученицам в трудную минуту.
Касаясь учебной программы академии, Дефо желал бы обучать девушек всему, что «соответствовало их уму и достоинству», в особенности «любимым женским занятиям» – музыке и танцам. Слушательниц «академии» необходимо обучать языкам, особо французскому и итальянскому. Важнейшим в образовательном процессе является «развитие их интеллекта». Для этого надо обучать девушек умению вести беседы на всевозможные темы для развития их способности и «здравости суждений», пристрастить к чтению книг по истории, чтобы они научились разбираться во всех предметах, о которых слышат. Если среди учениц окажутся незаурядные по способности к наукам, им следует создать все условия для дальнейшего образования. Завершая произведение, Дефо высказывал пожелание, чтобы образованная женщина стала другом и советчиком для супруга. Подобные выводы Дефо позволили французской исследовательнице Г. Ледук заключить, что просветитель смотрел на образование женщин с позиции мужчины. Его интересовали не интеллект и духовность женщины, а удовольствие мужчины, общавшегося с образованной леди. Но Дефо первым из идеологов Просвещения обратился к «женскому вопросу»: привлек внимание общества к необходимости воспитания и образования женщин, отстаивал их право самостоятельно решать проблемы брака и семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|