А. С. Кислицына. Китайская чайная церемония как способ самореализации гендерного тандема во внедомашней сфере (на примере взаимодействия супругов)
А. С. Кислицына Казань, Институт экономики, управления и права КИТАЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ТАНДЕМА ВО ВНЕДОМАШНЕЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ) Как показывает вековая система ценностей, взаимоотношения мужчин и женщин, строятся в основном на потребительском сознании: женщина должна выполнять основные женские дела (дом, дети), мужчина – мужские (работа, заработок). Или наоборот, что, в целом, не меняет суть взаимоотношений. Развитие личности в основном односторонне, традиционно. Особенно это проявляется в трудовой деятельности разнополых партнеров. Тем не менее, во все времена важным аспектом личностного развития любого человека остается его творческая составляющая, благодаря которой он может сохранять свою индивидуальность. Вследствие чего, возникает вопрос о том, как, в условиях создания отношений разнополого тандема возможна одновременно самореализация каждого. Из психологии, как популярной, так и научной, известно множество источников личностного развития мужчин и женщин. Это всевозможного рода тренинги, духовные практики, медитации, аутотренинги и пр. Однако отмеченный вопрос о самореализации личности, возникающий на стадии гендерного объединения (зрелых, находящихся на стадии трудовой деятельности) индивидов остается актуальным. Сам факт, ежегодно проводимых семинаров и конференций лишь подтверждает это. В последние годы феномен трудовой деятельности расширил свой спектр, как для мужчин, так и для женщин, что позволило применить каждому из них свой творческий, и, возможно нереализованный потенциал на практике. Так, одними из наиболее популярных сфер деятельности становятся неординарные, относящиеся к работе левого полушария, условия труда. Например, неустойчивый график работы, непостоянная оплата, возможность применять авторские методики и многое другое.
Помимо неординарных условий трудовой деятельности, существуют сферы, принципиально отличающиеся своими целями и культурой отношений. Открытое появление в последние два десятилетия эзотерики, как ненаучного направления, и всех ее составляющих вызвало бунт влияния восточной культуры на российское общество. Тема Востока проявляется не только в виде увлеченной толпы, но и в виде появления институтов образования и как следствия специалистов востоковедения. И как следствия, появления на рынке труда такой ниши, как деятельность специалистов востока. По статистическим данным, к 2011 году в каждом крупном городе уже существует от 5 до 20 восточных (китайских и японских) чайных клубов, занимающихся чайными церемониями, продажей китайского чая, изучением восточной традиции чая и его культуры, как части жизнедеятельности жителей востока. Так, одним из способов взаимодействия разнополого тандема (в качестве супругов) является чайная церемония, относящаяся прямым образом к внедомашней сфере труда. Стоит отметить, что обстановка в которой проводится чайное действо располагает к общению, открывает возможности для общения на различные темы, оказывает терапевтический эффект на клиентов, и с большей силой на самих ведущих чайного действа. Именно ведущими чайной церемонии могут выступать супруги, либо просто партнеры одного направления, что также немаловажно для развития личности мужчин и женщин, их умения общаться. Таким образом, чайную церемонию, как часть восточной культуры, можно рассматривать в качестве самореализации гендерного тандема во внедомашней сфере (на примере взаимодействия супругов). Данное действо, относящееся к таинству, раскрывает творческие возможности индивида, приносит определенный достаток, моральное и эстетическое удовлетворение, а значит, способствует личностному и духовному росту и самореализации.
Т. А. Невская Ставрополь, Северо–Кавказский государственный технический университет ДОБРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ У РУССКИХ КРЕСТЬЯН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В XIX – НАЧАЛЕ XX В. В последней четверти XVIII в. степное Предкавказье заселилось государственными крестьянами с их семьями, в отличие от первых поселенцев – отставных солдат или беглых. Важной стороной крестьянской жизни было заключение брака, добрачные отношения молодежи складывались в рамках традиций, принесенных переселенцами черноземных губерний России и Украины, возникших в процессе освоения края. Знакомства молодежи в селах происходили на улице или вечеринках. С 15–17 лет девушки и парни выходили гулять, девушки собирались в кружок, пели, играли в игры. К девушкам подходили парни, принимали участие в их пении и играх. Молодёжь разговаривала, шутила, рассказывала сказки, танцевали под гармонь. Если парню нравилась девушка, он отводил ее из круга и стоял или сидел с ней вдвоем, затем провожал ее домой. Девушки гуляли на улицах или в центре села, а парни с улиц приходили к ним. Считалось, что лучше выходить замуж дальше от дома. Среди парней возникали драки, если к девушкам приходили другие парни. Девушки всегда предпочитали «чужих» парней. Особенно нравились веселые парни, умеющие петь и играть. Подружки учили молодых, как себя вести с парнями, советовали, за кого лучше выйти замуж. За каждой девушкой «числился» жених, другим парням она была недоступна. Уличное «женихование» не определяло будущих супругов. Родители и семья следили за поведением девушек. Если девушка находилась рядом с парнем, старшие не упускали её из виду. В строгих семьях девушкам не разрешали гулять после захода. Общение молодежи происходило на вечеринках, устраиваемых перед свадьбами, и посиделках. На посиделки девушки собирались у одной из подруг зимними вечерами, там они занимались рукоделием и пели. Парни ходили под окнами посмотреть на них, в начале ХХ в. могли зайти в дом и сидеть вместе. Во время посиделок парни присматривали невест, девушки демонстрировали мастерство. На вечеринках, устраиваемых перед свадьбой, собирались подруги и друзья. Там происходило знакомство молодых. На вечеринках пели, танцевали, играли в игры. Популярно было «обыгрывание кавалеров». У просватанной девушки оставались ночевать подруги, а также жених с друзьями. Жених с невестой ложились на кровати, парни с девушками – на полу. Невеста назначала «кому с кем ночевать», учитывая пожелания девушек и парней. Парни передавали о себе через невесту просьбу понравившейся девушке. Ночевали у невесты примерно с неделю. Ничего недозволенного не допускалось.
В селах, населенных украинцами, жених ночевал у невесты один. Летом было принято оставаться ночевать под стогами, на сеновале или в сарае, зимой в доме старушки, с которой парни заранее договаривались, носили ей за это воду, привозили топливо или платили. Ночевали 10–12 человек. Молодые люди вели себя сдержанно, лежа рядом, разговаривали, изредка целовались, но вольностей не позволяли. Парни и их родные высматривали невест возле церкви, на базаре, возле колодца, куда девушки ходили за водой. Девушки старались ходить к вечере, «на тачок» – базарную улицу. Молодежь развлекалась во время ярмарок. Одевались в лучшие наряды, парни катали девушек на качелях, угощали сладостями. Зажиточные парни катали девушек на тачанках. Брачный возраст для девушки был 17–18 лет, жених был ровесником невесты, иногда на год–два старше. Выбор пары был делом семьи. В XIX в. детям выбирали супруга родители, изредка считаясь с желанием детей. Невесту выбирали скромную и здоровую, с хорошим характером. значение придавали красоте. Женихов ценили из зажиточных семей. На красоту и ум жениха обращали внимание в последнюю очередь. Богатые семьи выбирали лучших девушек в селе. Отказ дочери выходить замуж родители не принимали. Несмотря на долгую дружбу с женихом на улице, девушку выдавали замуж за человека, которого она не знала. При отказе жениться или выйти замуж отец мог запороть сына или дочь до смерти. Чтобы уговорить дочь, родители прибегали к помощи батюшки, внушавшего, что «если с родительской воли выступишь, счастья не будет».
В конце XIX в. проявляется стремление молодых заключать браки по выбору. Современники вспоминают многочисленные случаи «убегов невест», относящиеся к 1890–м гг. Парни увозили полюбившихся девушек, если против их желания, родители хотели выдать их за богача[228]. Тогда родители невесты примирялись с зятем. В начале XX в. наблюдается демократизация семейного быта, что отразилось на мотивах выбора супругов, отношении родителей к бракам детей по выбору. Родители в семьях стали учитывать мнение детей при выборе супруга. Прислушивались к желанию сына сосватать понравившуюся ему девушку, желание дочери в немногих семьях принималось во внимание. В начале XX в. перед сватовством парень спрашивал у девушки согласия. В случае отказа только парни из богатых семей рисковали засылать сватов. На Северном Кавказе бытовали большие семьи, где преобладал родительский выбор невест. Обязательным качеством невесты считалась целомудренность. Рождение ребенка у незамужней считалось позором для семьи. Таких девушек в селе стыдили в глаза, женились на них редко. В больших семьях бывало, что родственники скрывали беременность, не выпуская дочь со двора, новорожденного выдавали за ребенка одной из невесток. Забеременевшая девушка уезжала рожать из села, возвращалась назад без ребенка, подкинув его кому–нибудь. Добрачные отношения славянской молодежи на Северном Кавказе основывались на нормах поведения крестьянства России, имели специфические черты вследствие исторических условий и типа хозяйствования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|