Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Х. Г. Магомедсалихов. Гендерный статус женщины в традиционных обществах горцев Дагестана




Х. Г. Магомедсалихов

Махачкала, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН

ГЕНДЕРНЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ГОРЦЕВ ДАГЕСТАНА

Под термином «гендерный» следует понимать социальный статус, обусловленный половыми различиями[202]. В период господства коммунистической идеологии в истори­ческой литературе не ставился вопрос о гендерном статусе женщины в горских обществах Дагестана. Мы не склонны умалять достижения советской власти в эмансипации женщины–горянки в период социалистического строительства, но надо различать социоролевой статус женщины: матери, сестры, до­чери, жены, представительницы тухума или джамаата, от которой зависело отношение к ней. Если шариат предписывал жене быть покорной мужу, она соблюдала это предписание, если ислам гарантирова­л жене за покорность мужу рай в загробном мире – она чувствовала психоэмоциональный ком­форт. Положение ее в семье и обществе укреплялось, если у нее рождались сыновья[203].

Покорность жены в каждой семье зависела от ее возраста: в молодые годы горец позволял в отношении нее грубость, с приближением к старости, когда муж оказывался неспособным определять судьбу детей, зависел от жены – отношения между супругами приобретали другой смысл[204].

Уважительным было отношение в горских обществах к матери. Статус сестры и дочери также зависел от их возраста. Отношение  к ним до замужества было строгим, учитывая, что потенциально они могли навлечь на тухум позор своим поведением, с возрастом отношение смягчалось.

Разумеется, женщина была неполноправна, и это соответствовало ментальности горцев. Две женские присяги по шариату приравнивались к одной мужской, женщина наследовала меньше имущества – таковы были законы шариата, и в общественном сознании это было естественным. В период существования теократического государства имамат, горянку не обязывали носить паранджу. Калыма за женщину не давали, если он и имел место, то был номинальным[205].

Один именитый дагестанский ученый, Максуд Алиханов, сказал о горянке, что она  – «тот же горец, но только в женском платье, что она тоже – плоть от плоти своей страны и умеет, когда явится в том надобность, владеть кинжалом и справиться с другими и собою не хуже своего мужа и братьев». Женщина в горских обществах вписывалась в социокультурную структуру общества и, как правило, была носительницей консервативных начал в период приобщения горцев к европейской цивилизации[206].

«Страной непочатой силы»[207] назвал некий Е. Марков горный Дагестан, где сложился культ силы физической и морально–психической. Носителем его был только мужчина. Эти факторы обусловили маскулинность традиционного общества горцев. Самозащита и репродукция были приоритетными векторами в самосохранении общества.

Честь женщины оберегалась – она принадлежала не столько самой горянке, сколько ее роду и семье, и они строго следили за соблюдением обычаев. Адат Аварии Каралал обязывал оскорбителя чести женщины оставаться дома в течение сорока дней, по истечении которого «он выкупается и с очищенным лицом и исправленными отношениями между ним и родственниками оскорбленной женщины» имеет право выйти из домашнего заточения[208]. Оскорбление женщины во всех нормах приравнивалось к тяжким преступлениям, как убийство и кражи и строго наказывалось[209].

Похищение женщины в горах было явлением распространенным, но редко женщину похищали без согласия, если это случалось, за это предусматривалось наказание более строгое. Адат Цекобского общества по такому случаю предусматривал: «Если кто овладеет чужой женой силой, при наличии ее явного протеста и требования оставить ее в покое, виновный наказывается как злостный убийца, объявляется кровным врагом и изгоняется из селения как убийца»[210].

У горцев форма присяги была связана с разво­дом с женой, что свидетельствует о том, что мужчина дорожил семейными отношениями, ставил на один уровень клятву на Коране и «хатун–таллах» или Коран и семейные отношения. У народов Дагестана низким поступком считалось ударить женщину: «... ударить женщину есть самый гнусный у дагестанцев поступок и потому она разнимает драки мужчин»[211].

Защита чести и достоинства женщины была значительным конфликтогенным фактором у горцев. «Горская пословица гласит, что вражда, возникшая из–за женщины, никогда не кончается (вернее, кровь, пролитая из–за женщины, никогда не остывает)»[212].

К защите чести женщины относились очень строго, ее потеря навлекало позор на тухум. «Женщину, потерявшую невинность до брака, убивала ее родня, та же судьба настигала прелюбодейную жену, прогнанную, но пощаженную мужем»[213]. А. Мачульский относительно чести женщины отмечал: «Прелюбодеяние наказывается смертью, в Аварии и других местах Дагестана есть отвесные скалы, с которой свергаются осрамленные жены. Целомудрие считается непременным условием домашнего счастья…. »[214].

Обладая правом неприкосновенности со стороны мужчин и социальным статусом, женщина в горах могла остановить вражду мужчин. В горских обществах XIX в. один из немногих случаев, когда горец мог убить человека безнаказанно – это похитителя при умы­кании женщины. Адат не запрещает девушке убегать к возлюбленному и быть похищенной им (кроме тех случаев, когда она замужняя и засватанная), регламентирует выбор женщины и мужчины.

Социальный статус мужчины и женщины в горских обществах сложился с учетом роли, которую они играли в жизни общества, женщина являлась объектом конфликта. Но женщина не была ущемлена в социальном статусе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...